г. Краснодар |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А63-23274/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (ИНН 2635028267, ОГРН 1042600329970) - Авжиева Г.К. (доверенность от 17.08.2020), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Март-Лайн" (ИНН 2635828471, ОГРН 1142651007400), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Март-Лайн" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу N А63-23274/2019, установил следующее.
ООО "Март-Лайн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к МИФНС России N 12 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным действия по отказу в приеме расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года и обязании налогового органа принять указанный расчет.
Решением от 17.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2020, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, ввиду законности и обоснованности оспариваемых действий инспекции.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края, полагая, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам данного дела. По мнению общества, суды не дали должной оценки всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества и не учли отсутствие у налогового органа правовых оснований для отказа обществу в приеме расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года, в том числе на основании пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суды сделали необоснованный вывод о том, что допущенная только в строке 20 раздела 3 расчета и в цифровом значении ошибка кода отчетного периода и только в части застрахованного лица Драникова Е.Д., а не полностью во всех сведениях подраздела 3.2.1 раздела 3 в части данного лица, относится к иному отчетному периоду и что данная ошибка породила несоответствие общих сведений, отраженных в целом по плательщику страховых взносов за 6 месяцев 2019 года, тем сведениям, которые содержатся в расчете по страховым взносам в отношении застрахованных лиц за отчетный период 6 месяцев 2019 года. Суды необоснованно указали, что общество признало правомерными доводы инспекции о последствиях допущенных нарушений в расчете страховых взносов и самостоятельно устранило их, посредством представления 22.11.2019 в инспекцию первичного расчета по страховым взносам за полугодие 2019 года.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Налоговый орган указывает, что выявив несоответствия в части указания обществом кода отчетного периода в общих сведениях о представляемом расчете по страховым взносам (стр. 1 расчета по страховым взносам) и отчетном периоде представляемых обществом сведениях о застрахованном лице Драникове Е.Г. (графа 020 стр. 14 расчета по страховым взносам) налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 431 Кодекса, направил обществу уведомление от 26.07.2019 N 026369 в котором в качестве основания для отказа в приеме расчета указал: несоответствие расчетного (отчетного) периода в титульном листе значению расчетного (отчетного) периода в разделе 3; подраздел 3.2.1 несоответствие значения отчетного периода раздела 3 и порядкового номера месяца. Данным уведомлением обществу указано на необходимость представления налогового документа в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Не согласившись с полученным уведомлением, общество представило в налоговый орган письменные возражения от 12.08.2019 N 24 на уведомление инспекции от 26.07.2019 N 026369, в котором указало на несостоятельность выводов налогового органа и несущественность нарушения, допущенного при формировании расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года, при этом факт некорректного составления спорного расчета по страховым взносам в части неверного указания отчетного периода в сведениях о застрахованном лице Драникове Е.Г. обществом как в представленных в налоговый орган возражениях, так и в последующем не оспаривается. Вопреки доводу общества суды правильно применили к установленным обстоятельствам положения пункта 7 статьи 431 Кодекса. Вывод судов о том, что оспариваемый отказ инспекции является законным и не нарушает права и законные интересы общества, является законным и обоснованным.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество на бумажном носителе 22.07.2019 представило в налоговый орган расчет по страховым взносам за отчетный период 6 месяцев 2019 года (код отчетного периода 31).
Выявив несоответствия в части указания обществом кода отчетного периода в общих сведениях о представляемом расчете по страховым взносам (стр. 1 расчета по страховым взносам) и отчетном периоде представляемых обществом сведениях о застрахованном лице Драникове Е.Г. (графа 020 стр. 14 расчета по страховым взносам) налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 431 Кодекса, направил обществу уведомление от 26.07.2019 N 026369, в котором в качестве основания для отказа в приеме расчета указал: несоответствие расчетного (отчетного) периода в титульном листе значению расчетного (отчетного) периода в разделе 3; подраздел 3.2.1 несоответствие значения отчетного периода раздела 3 и порядкового номера месяца. Обществу указано на необходимость представления налогового документа в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Не согласившись с полученным уведомлением, общество представило в налоговый орган письменные возражения от 12.08.2019 N 24 на уведомление от 26.07.2019 N 026369, в котором указало на несостоятельность выводов налогового органа и несущественность нарушения, допущенного при формировании расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года.
Решением от 26.10.2019 N 08-21/031633 УФНС России по Ставропольскому краю оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Полагая, что действия инспекции по отказу в приеме расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) (пункт 3 статьи 80 Кодекса).
Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено Кодексом (абзац 7 пункта 1 статьи 80 Кодекса).
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату) (абзац 2 пункта 4 статьи 80 Кодекса).
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 431 Кодекса в случае, если в представляемом плательщиком расчете содержатся ошибки в сведениях по каждому физическому лицу о: сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц; базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины; сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины; базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу; сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 431 Кодекса в пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 431 Кодекса помимо прочего, налоговым органом может быть отказано в принятии расчета по страховым взносам, в случае если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов.
В силу абзаца 2 пункта 7 статьи 431 Кодекса допускается возможность отказа в принятии расчета по страховым взносам в случае, если представленный расчет содержит ошибки в части сведений по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов, сумме страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода.
Таким образом, выводы судов о том, что указание базы для исчисления страховых взносов, сумм исчисленных страховых взносов в части спорного расчета, содержащего сведения о застрахованном лице Драникове Е.Г. и которые в силу допущенной ошибки относятся к иному отчетному периоду, порождает несоответствие общих сведений, отраженных в целом по плательщику страховых взносов за 6 месяцев 2019 года, тем сведениям, которые содержатся в расчете по страховым взносам в отношении застрахованных лиц за отчетный период 6 месяцев 2019 года, являются правильными.
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод общества о том, что допущенная ошибка не повлекла неверного исчисления подлежащих уплате обществом сумм страховых взносов ввиду того, что как в отчетном периоде 3 месяцев 2019 года (код отчетного периода 21), так и в отчетном периоде 6 месяцев 2019 года (код отчетного периода 31) общая сумма подлежащих уплате страховых взносов по застрахованному лицу Драников Е.Г. (в части отражения сведений, о котором были допущены ошибки) является неизменной.
Судебные инстанции установили, что в представленном обществом расчете отражены сведения о сумме выплат произведенных в месяцах, отнесенных к отчетному периоду 6 месяцев 2019 года, в графе 250 указана сумма произведенных выплат Драникову Е.Г. за 6 последние три месяца отчетного периода, с кодом 21, то есть 3 месяца 2019 года.
Указанное обстоятельство суды обоснованно расценили в качестве свидетельствующего о возникновении в результате допущенной ошибки несоответствия в части относимости спорного расчета сумм к общим показателям расчета по страховым взносам, представленного обществом за отчетный период 6 месяцев 2019 года.
При этом указанные несоответствия препятствуют с точностью определить достоверность отражаемых в расчете по страховым взносам сведений и их относимость отчетному периоду 6 месяцем 2019 года и всем застрахованным лицам, информация о которых отражена в расчете по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что допущенная им ошибка при заполнении расчета по страховым взносам за отчетный период 6 месяцев 2019 года не повлекла неправильного исчислению либо неполную уплату сумм страховых взносов, поскольку нормы пункта 7 статьи 431 Кодекса не связывают возможность возврата налоговым органом полученного расчета по страховым взносам с наличием в нем именно тех ошибок, которые, безусловно, влекут неправильность исчисления подлежащих уплате сумм страховых взносов.
Довод общества со ссылкой на письмо ФНС России от 29.12.2017 N ГД-4-11/27043@ был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку, основания не согласиться с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суды признали доводы общества об отсутствии у инспекции правовых оснований для отказа в принятии спорного расчета не основанным на положениях пункта 7 статьи 431 Кодекса, а также имеющихся в материалах дела доказательствах и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судебные инстанции с учетом положений статей 198 - 200 Арбитражного кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.01.2017 N 308-КГ16-17527, сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае оспариваемые действия налогового органа сами по себе не повлекли нарушения прав общества.
При этом суды обоснованно исходили из того, что согласно представленным налоговым органом сведениям о составленных в отношении общества документах, в порядке, предусмотренном статьями 100, 101, 101.4 Кодекса, не следует, что общество привлечено к ответственности за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года. Доказательства обратного общество не представило.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу N А63-23274/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды признали доводы общества об отсутствии у инспекции правовых оснований для отказа в принятии спорного расчета не основанным на положениях пункта 7 статьи 431 Кодекса, а также имеющихся в материалах дела доказательствах и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судебные инстанции с учетом положений статей 198 - 200 Арбитражного кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.01.2017 N 308-КГ16-17527, сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае оспариваемые действия налогового органа сами по себе не повлекли нарушения прав общества.
При этом суды обоснованно исходили из того, что согласно представленным налоговым органом сведениям о составленных в отношении общества документах, в порядке, предусмотренном статьями 100, 101, 101.4 Кодекса, не следует, что общество привлечено к ответственности за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года. Доказательства обратного общество не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф08-10463/20 по делу N А63-23274/2019