Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
города
от 03.11.2023 N 8054
Скорректированный прогноз
социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2023 - 2032 годы
Прогноз социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2023 - 2032 годы (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии с:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
законом Нижегородской области от 03.03.2015 N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.05.2013 N 79 "О Положении о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде";
постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 23.12.2015 N 2899 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на долгосрочный период".
Основные параметры долгосрочного прогноза города Нижнего Новгорода, приведенные в разделе 4, скорректированы с учетом следующих документов:
проекта прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2024 - 2026 гг.;
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
основных параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов);
прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 06.02.2019 N 59.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Нижнего Новгорода
Социально-экономическое развитие г. Н.Новгорода в 2022 году происходило в условиях резкого изменения внешнеполитической обстановки, которое существенно повлияло на внешние и внутренние условия экономического развития.
Введение санкций привело к разрыву и перестройке производственно-логистических цепочек, сокращению импорта (в т.ч. оборудования, комплектующих и материалов), ужесточению кредитной политики банков и малодоступности кредитных ресурсов, к простоям в работе предприятий, росту численности работников, находящихся в простое и в режиме неполного рабочего дня, к увеличению численности официально зарегистрированных безработных.
Для снижения негативного воздействия санкций на субъекты экономической деятельности был разработан комплекс мер поддержки, в том числе на муниципальном уровне.
По итогам 2022 года объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий увеличился на 11,2% в действующих ценах (98,1% в сопоставимых ценах).
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме отгруженной продукции всей экономики города по итогам 2022 года составила 29,1%. Малое предпринимательство охватывает практически все отрасли экономики города, но наибольшую долю малый бизнес традиционно занимает в таких ключевых видах деятельности, как "торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" (85,4%) и "строительство" (76,8%).
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг по кругу крупных и средних предприятий увеличился на 5,4% в действующих ценах, но в сопоставимых ценах сократился относительно предыдущего года (93%). На данный спад повлияло снижение объемов в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (49,5%), в производстве прочих транспортных средств и оборудования (73,8%), в металлургическом производстве (72,1%).
Вместе с тем, значительный рост объемов производства в 2022 году был зафиксирован в "производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования" (в действующих ценах - 167,9%, в сопоставимых - 128%), "производстве компьютеров, электронных и оптических изделий" (в действующих ценах - 138,8%, в сопоставимых - 123,2%), "производстве бумаги и бумажных изделий (в действующих ценах - 144,8%, в сопоставимых - 128,8%), "производстве химических веществ и химических продуктов" (в действующих ценах - 132,5%, в сопоставимых - 108,9%), "производстве электрического оборудования" (в действующих ценах - 119,7%, в сопоставимых - 108,6%).
Основной объем прибыли по крупным и средним предприятиям был сформирован в секторах: "торговля оптовая и розничная" (28,7%), "обрабатывающие производства" (24,8%), "деятельность профессиональная, научная и техническая" (19,1%), "обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" (11,5%).
Среди ведущих секторов наиболее активная динамика сложилась в "торговле оптовой и розничной" (145,5%), "обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" (113,8%).
Кроме того, значительный рост был зафиксирован в следующих видах деятельности - "деятельность финансовая и страховая" (рост в 10 раз), "деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" (рост в 6,8 раза), "деятельность в области информации и связи" (рост в 2,2 раза), "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (рост в 2 раза), "транспортировка и хранение" (рост в 1,9 раза), "деятельность гостиниц и ресторанов" (рост в 1,7 раза).
Значительное уменьшение прибыли произошло в следующих секторах - "здравоохранение и предоставление социальных услуг" (60,3%), "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (63%), "деятельность профессиональная, научная и техническая" (87,1%).
По итогам 2022 года крупными и средними организациями города был получен положительный сальдированный финансовый результат 190,6 млрд руб. (за 2021 год - 154,4 млрд руб.). Рост положительного сальдированного результата произошел за счет увеличения суммы прибыли на 16,9%, а также снижения суммы полученного организациями убытка на 24%.
В 2022 году объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций вырос на 32,8% в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом. Рост связан с началом реализации крупных инфраструктурных проектов - более 58% инвестиций осуществлены за счет бюджетных средств.
Основной объем инвестиций крупными и средними организациями в 2022 году был сформирован в следующих видах экономической деятельности:
"государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение" - 42,8%;
"обрабатывающая промышленность" - 10,5%;
"обеспечение электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха" - 8,3%;
"деятельность профессиональная, научная и техническая" - 7,6%.
Наиболее активная положительная динамика инвестиций наблюдалась в секторе "государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение" (рост в 9,2 раза). Также выросли объемы инвестиций в секторах "строительство" (+73,4%) и "обеспечение электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха" (+29%). Отрицательную динамику (-32,4%) показал сектор "обрабатывающая промышленность", формировавший ранее до половины объема инвестиций города.
Демографическая ситуация. Естественная убыль населения в течение 2022 года снизилась на 42% (составив 7,5 тыс. чел.). К началу текущего года численность населения городского округа составила (с учетом подведения итогов Всероссийской переписи населения 2020 года) - 1237 тыс. человек.
В течение 2022 года ситуация на рынке труда сохранила положительную динамику. Уровень официально зарегистрированной безработицы продолжал снижаться и к концу года составил 0,44%. Официально зарегистрированы в службе занятости на конец декабря 2022 года были 3,1 тыс. безработных. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,14%.
Размер среднемесячной заработной платы по полному кругу организаций в 2022 году составил 55,7 тыс. рублей. В реальном выражении заработная плата увеличилась на 0,3%.
Емкость потребительского рынка (сумма оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг по крупным и средним организациям) за 2022 год составила 407,4 млрд руб.
Оборот розничной торговли (по крупным и средним организациям) по итогам года составил 288,2 млрд руб., оборот общественного питания (по крупным и средним организациям) - 6,4 млрд рублей. При этом их уровень в сопоставимой оценке снизился к предыдущему году на 8,2% и 16,9% соответственно. Объем платных услуг населению (по крупным и средним организациям) составил 112,8 млрд руб., рост в сопоставимых ценах - 2,8%.
Социально-экономическое развитие в текущем 2023 году происходит в условиях сохранения международных санкций в отношении российской экономики. Тем не менее, по основным показателям наблюдается положительная динамика, которая обеспечивается развитием импортозамещения, переориентацией экспорта и выстраиванием новых производственных, логистических и торговых цепочек как внутри страны, так и с другими странами.
Ожидается, что к концу 2023 года объем продукции, отгруженной крупными, средними и малыми предприятиями, т.е. в целом по экономике, увеличится относительно 2022 года в сопоставимых ценах на 8,2% и составит 1760,2 млрд руб.
На фоне "высокой базы" прошлого года сохранится незначительный рост инвестиций в основной капитал на 1,7% к предыдущему году в сопоставимых ценах.
Прибыль прибыльных организаций возрастет на 7,1% в действующих ценах.
Одной из позитивных тенденций текущего года является восстановление потребительского рынка. По оценке объемы розничного товарооборота, платных услуг в 2023 году будут выше уровня прошлого года в сопоставимых ценах на 1% и 1,1% соответственно. Положительная динамика данных показателей поддерживается сохраняющимся ростом реальной заработной платы. По итогам текущего года ее уровень оценивается как 106,6%.
2. Определение вариантов социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на долгосрочный период
Долгосрочный прогноз города Нижнего Новгорода разработан на основе текущих внутренних и внешних тенденций в двух вариантах - базовом и целевом.
Базовый вариант прогноза характеризуется умеренными темпами роста экономики в условиях сохранения в среднесрочном периоде неблагоприятного влияния внешних факторов с учетом реализации мер внутренней экономической политики, направленных на адаптацию и структурные изменения экономики в новых условиях, а также реализации национальных проектов, охватывающих приоритетные направления социально-экономического развития и направленных на достижение национальных целей развития, предусмотренных указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Предполагается выход экономики на траекторию устойчивого роста за счет ускоренной модернизации, развития инноваций, увеличения производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции. В период 2023 - 2032 гг. среднегодовые темпы роста объемов отгруженной предприятиями города продукции, выполненных работ и услуг согласно данному варианту прогнозируются в пределах 102,5 - 108,2%, инвестиций в основной капитал - 101,7 - 106,5%.
Целевой вариант ориентирован на решение задач ускоренного развития на основе более эффективной реализации структурных мер экономической политики и, соответственно, предполагает более высокую динамику экономического роста по ключевым показателям. Среднегодовые темпы роста объемов отгруженной предприятиями города продукции, выполненных работ и услуг в данном варианте прогнозируются в пределах 105 - 110,4%, инвестиций в основной капитал - 101,7 - 117,8%.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста города Нижнего Новгорода на долгосрочный период
3.1. Факторы экономического роста.
В условиях сохранения напряженной геополитической обстановки и усиления санкционного давления общегосударственные меры по повышению экономического роста в прогнозном периоде будут направлены на:
переориентацию российского экспорта, повышение доли ненефтегазового экспорта;
импортозамещение и локализацию производства в целях обеспечения независимости от импортных материалов и комплектующих;
обеспечение научно-технологического суверенитета и развитие цифровизации;
стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности;
развитие финансовой системы.
В результате структурных сдвигов среди компонентов спроса ключевым драйвером экономического роста станет потребительский спрос с учетом восстановления позитивной динамики реальных доходов населения и расширения потребительского кредитования.
В целях обеспечения устойчивости экономического развития будет продолжена реализация Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, разработанного Правительством Российской Федерации. Планом предусмотрена реализация мероприятий, направленных на:
обеспечение бесперебойной работы предприятий, выстраивание новых логистических цепочек, поиск новых поставщиков и рынков сбыта произведенной продукции, обеспечение оборотными средствами (за счет поддержки системообразующих предприятий, расширения программ льготного кредитования, программ импортозамещения и т.д.);
обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности (за счет сокращения избыточных процедур, контрольно-надзорной деятельности, расширения мер налогового стимулирования и т.д.);
создание "зеленого коридора" для импорта (за счет обнуления ввозных таможенных пошлин, снятия регуляторных ограничений и т.д.);
отраслевые меры поддержки развития производства и стимулирования инноваций в промышленности, транспорте, информационных технологиях, строительстве и прочих секторах;
сохранение занятости (за счет предотвращения закрытия производств, реализации программ переобучения и пр.).
Диверсификация производства позволит обеспечить запас устойчивости экономике Нижнего Новгорода при воздействии неблагоприятных внешних факторов и создаст основу для позитивной динамики экономического развития в долгосрочной перспективе.
Наличие на территории города предприятий, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, научных организаций, а также развитой сети образовательных учреждений и квалифицированных кадров наряду с реализуемыми в регионе мерами поддержки, направленными на разработку и внедрение на предприятиях перспективных технологий, производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции, стимулирование импортозамещения (в том числе в рамках Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Нижегородской области в условиях внешнего санкционного давления, утв. распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2022 N 243-р), создает благоприятные предпосылки для обеспечения ускоренного технологического развития и предопределяет позитивные тенденции развития экономики города в долгосрочной перспективе.
Дополнительным драйвером социально-экономического развития в прогнозном периоде может стать реализация на территории города крупных проектов с привлечением из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов - продление Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий метро, проекта редевелопмента исторического центра (Започаинья) с созданием ИТ-кампуса, комплексного развития южных территорий города со снятием инфраструктурных ограничений в целях развития жилищного строительства.
3.2. Ограничения экономического роста.
В прогнозном периоде сохранится негативное влияние на динамику экономического развития как России в целом, так и отдельных ее территорий внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Дополнительным дестабилизирующим фактором может стать существенное замедление мирового экономического роста. Ухудшение ситуации на товарных рынках и замедление переориентации экспорта в нейтральные страны в совокупности с ужесточением санкционного режима к российской экономике может повысить вероятность неустойчивой динамики экономического развития в долгосрочном периоде.
Сохранение высоких внешних рисков наряду с недостаточной эффективностью мер по обеспечению устойчивости экономики и ее структурной перестройки может негативно сказаться на инвестиционной активности субъектов экономической деятельности и повысить вероятность стагнации потребительского спроса вследствие слабого роста реальных доходов населения. Отсутствие поступательной динамики экономического роста в конечном итоге может привести к снижению бюджетной устойчивости.
4. Основные параметры прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на долгосрочный период
N |
Наименование прогнозного показателя |
Сценарии |
2021 год (факт) |
2022 год (факт) |
2023 год (оценка) |
Прогноз |
||||||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 |
2032 год |
||||||
1. |
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий), млн руб. |
Базовый |
1 390 751,4 |
1 545 952,8 |
1 760 196,7 |
1 893 020,9 |
2 028 582,9 |
2 167 206,8 |
2 321 511,9 |
2 496 461,1 |
2 674 209,1 |
2 867 394,0 |
3 074 534,5 |
3 296 638,9 |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
113,4 |
98,1 |
108,2 |
102,5 |
103,0 |
102,7 |
103 |
103,4 |
103 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
||
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий), млн руб. |
Целевой |
1 935 072,2 |
2 133 183,0 |
2 402 552,8 |
2 718 418,8 |
3 089 934,3 |
3 528 275,4 |
4 047 129,5 |
4 579 209,7 |
5 152 696,2 |
||||
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
105,0 |
106,1 |
108,4 |
108,9 |
109,4 |
109,9 |
110,4 |
108,9 |
108,3 |
|||||
2. |
Объем розничного товарооборота (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Базовый |
272 392,4 |
288 196,9 |
301 848,8 |
331 203,6 |
356 507,5 |
384 115,5 |
411 468,0 |
440 768,2 |
472 154,9 |
505 776,5 |
541 792,4 |
580 372,9 |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
112,1 |
91,8 |
101,0 |
104,5 |
103,5 |
103,6 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
||
Объем розничного товарооборота (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Целевой |
331 838,1 |
361 677,0 |
393 819,9 |
428 406,8 |
466 031,2 |
506 959,9 |
551 483,1 |
601 061,4 |
655 096,9 |
||||
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
104,8 |
104,8 |
104,8 |
104,8 |
104,8 |
104,8 |
104,8 |
105,0 |
105,0 |
|||||
3. |
Оборот общественного питания (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Базовый |
6 885,6 |
6 358,2 |
7 740,0 |
8 517,1 |
9 212,1 |
9 963,8 |
10 828,7 |
11 768,6 |
12 790,1 |
13 900,3 |
15 106,8 |
16 418,1 |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
121,9 |
83,1 |
115,7 |
104,9 |
104,0 |
104,0 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
||
Оборот общественного питания (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Целевой |
8 598,3 |
9 389,3 |
10 243,3 |
11 174,9 |
12 191,3 |
13 300,1 |
14 509,7 |
15 829,4 |
17 269,1 |
||||
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
105,9 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
|||||
4. |
Объем платных услуг населению (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Базовый |
101 228,6 |
112 798,7 |
124 412,2 |
133 779,0 |
142 608,4 |
152 168,9 |
163 161,6 |
174 948,4 |
187 586,6 |
201 137,9 |
215 668,1 |
231 248,0 |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
106,0 |
102,8 |
101,1 |
102,8 |
102,5 |
102,6 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
103,1 |
||
Объем платных услуг населению (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Целевой |
134 561,1 |
145 401,4 |
157 870,3 |
171 408,4 |
186 107,6 |
202 067,2 |
219 815,4 |
239 350,8 |
260 871,1 |
||||
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
103,5 |
104,0 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
104,5 |
104,7 |
104,8 |
104,9 |
|||||
5. |
Фонд заработной платы, всего, млн руб. |
Базовый |
339 800,0 |
382 352,8 |
429 541,3 |
469 563,3 |
502 432,7 |
535 593,3 |
573 620,4 |
614 347,5 |
657 966,1 |
704 681,7 |
754 714,1 |
808 298,8 |
Темп роста в действующих ценах, % |
109,2 |
111,0 |
112,3 |
109,3 |
107,0 |
106,6 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
107,1 |
||
Фонд заработной платы, всего, млн руб. |
Целевой |
473 784,1 |
517 846,0 |
565 487,8 |
617 512,7 |
674 323,8 |
736 361,6 |
804 106,9 |
878 084,7 |
958 868,5 |
||||
Темп роста в действующих ценах, % |
110,3 |
109,3 |
109,2 |
109,2 |
109,2 |
109,2 |
109,2 |
109,2 |
109,2 |
|||||
6. |
Реальная заработная плата, % |
Базовый |
103,5 |
100,3 |
106,6 |
104,2 |
102,9 |
102,5 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
Целевой |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
|||||
7. |
Численность работников по территории, формирующих фонд оплаты труда, тыс. чел. |
Базовый |
577,6 |
572,2 |
573,2 |
573,2 |
573,2 |
573,2 |
573,3 |
573,3 |
573,4 |
573,4 |
573,5 |
573,5 |
Целевой |
574,1 |
574,7 |
575,5 |
576,0 |
576,6 |
577,2 |
577,8 |
578,3 |
578,9 |
|||||
8. |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по полному кругу), млн руб. |
Базовый |
109 480,9 |
161 767,8 |
172 435,3 |
186 710,9 |
202 372,7 |
219 981,8 |
242 507,9 |
268 601,8 |
297 224,0 |
325 186,8 |
355 104,0 |
384 819,12 |
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
90,9 |
132,8 |
101,7 |
103,4 |
103,9 |
104,7 |
106,0 |
106,5 |
106,4 |
105,2 |
105,0 |
104,2 |
||
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по полному кругу), млн руб. |
Целевой |
192 819,9 |
214 369,5 |
243 889,2 |
277 727,4 |
316 837,5 |
363 101,2 |
417 629,2 |
501 607,7 |
613 938,7 |
||||
Темп роста в сопоставимых ценах, % |
106,7 |
106,9 |
109,5 |
109,6 |
109,8 |
110,3 |
110,7 |
115,6 |
117,8 |
|||||
9. |
Прибыль прибыльных организаций (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Базовый |
178 915,1 |
209 218,2 |
223 971,7 |
237 414,1 |
251 563,3 |
266 810,8 |
283 353,1 |
301 204,3 |
321 083,8 |
342 275,3 |
366 234,6 |
391 871,0 |
Темп роста, % |
122,0 |
116,9 |
107,1 |
106,0 |
106,0 |
106,1 |
106,2 |
106,3 |
106,6 |
106,6 |
107,0 |
107,0 |
||
Прибыль прибыльных организаций (по крупным и средним организациям), млн руб. |
Целевой |
243 233,3 |
265 610,8 |
292 703,1 |
327 534,7 |
368 476,6 |
417 852,4 |
476 769,6 |
539 226,4 |
606 090,5 |
||||
Темп роста, % |
108,6 |
109,2 |
110,2 |
111,9 |
112,5 |
113,4 |
114,1 |
113,1 |
112,4 |
|||||
10. |
Сводный индекс потребительских цен в среднегодовом исчислении,% |
Базовый |
106,7 |
113,3 |
105 - 106 |
107,2 |
104,2 |
104 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Целевой |
104,9 |
104,0 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.