Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 марта 2023 г. N 129
"Об утверждении Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости"
Приказом Минтруда России от 5 мая 2023 г. N 436 настоящий документ признан утратившим силу с 5 мая 2023 г.
В целях выработки эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее количество рождений, а также определения целевых значений показателей рождаемости для субъектов Российской Федерации, приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости.
Врио Министра |
Е.В. Мухтиярова |
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 марта 2023 г. N 129
Методические рекомендации по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости
См. Методические рекомендации по оценке демографического потенциала субъекта РФ и разработке региональных программ по повышению рождаемости, утвержденные приказом Минтруда России от 5 мая 2023 г. N 436
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в проведении анализа демографической ситуации в субъекте Российской Федерации (далее - регионе) и оценке его демографического потенциала, выявлению наиболее актуальных для региона факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее количество рождений, а также с целью определения целевых значений показателей рождаемости для региона на период 2023-2025 гг.
2. Ожидаемые результаты проведения оценки демографического потенциала региона:
- комплексный анализ демографической ситуации региона на основе показателей, предусмотренных пунктами 6-10 настоящих Методических рекомендаций;
- определение перечня факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее количество рождений в регионе;
- обоснование целевых значений общего количества рождений в регионе на период 2023-2025 гг.;
- формирование аналитической основы для разработки комплекса региональных мер поддержки рождаемости (региональной программы по повышению рождаемости) и семей с детьми, способствующих достижению целевых показателей общего количества рождений в регионе, на период 2023-2025 гг.
II. Порядок проведения оценки демографического потенциала
3. В ходе оценки демографического потенциала региона рекомендуется проводить анализ значений показателей, указанных в пунктах 6-10 настоящих Методических рекомендаций, выявлять причины и особенности сложившихся тенденций рождаемости, составлять перечень факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее количество рождений, с целью последующей разработки региональной программы по повышению рождаемости и установления целевых значений общего количества рождений в регионе на период 2023-2025 гг. При определении целевого значения общего количества рождений следует принимать во внимание отложенный характер эффекта воздействующих мер.
4. Оценка демографического потенциала региона является вводной частью региональной программы по повышению рождаемости, утверждаемой нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти региона.
III. Детальный план оценки демографического потенциала региона
5. Общие правила проведения оценки демографического потенциала региона
5.1. В пунктах 6-10 настоящих Методических рекомендаций представлены рекомендуемые показатели для проведения анализа демографического потенциала. Рекомендуется проводить анализ всех показателей, указанных в пунктах 6-10 настоящих Методических рекомендаций. Для каждого показателя указан источник данных (ссылка на электронный ресурс). В случае, если регион использует для представления данных по показателю иные источники, необходимо указать ссылку на источник. Региону рекомендуется дополнительно проанализировать иные показатели, которые могут оказывать влияние на репродуктивное поведение населения и общее количество рождений в регионе с учетом специфики региона, особенностей демографической ситуации, ценностей и мировоззренческих установок населения. При этом необходимо дать аналитическое обоснование влияния показателя на репродуктивное поведение и потенциал рождений и указать источник данных.
5.2. В случае, если при проведении оценки демографического потенциала по показателю прослеживается уникальная тенденция (например, резкий рост/падение показателя, сравнительно высокое/низкое значение относительно Российской Федерации в целом или по годам относительно показателя самого региона и т.д.), необходимо привести аналитическое обоснование, в том числе с учетом региональных особенностей и локальных событий.
5.3. При общем анализе демографического потенциала возможно проведение оценки воздействия характерных для всей страны факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее количество рождений, с учетом региональной специфики.
6. Численность, структура, движение населения
В данном разделе необходимо представить динамику численности населения в регионе, дать характеристику структуры населения, а именно:
6.1. Рекомендуется представить динамику численности населения региона в целом, а также в разрезе город/село в разрезе половозрастных групп за период с 1 января 2016 г. по 1 января 2022 г. Дать характеристику наблюдаемым тенденциям.
Данные о численности населения содержатся:
численность женщин: https://www.fedstat.ru/indicator/33459.
численность мужчин: https://www.fedstat.ru/indicator/31548.
Для получения данных о численности населения региона в целом необходимо перейти по каждой ссылке, в поле "Возраст" выбрать однолетние группы, в поле "Классификатор объекта" выбрать регион, в поле "Тип поселения" выбрать все опции, в поле год - период 2016-2022, скачать данные. Суммарная численность мужчин и женщин за каждый год (в рамках соответствующего разреза - в целом, город, село) даст численность населения региона в целом.
6.2. Рекомендуется представить и проанализировать половозрастную пирамиду населения региона на 1 января 2022 года.
Образец половозрастной пирамиды:
Источник: Демографический ежегодник России 2021,
URL: https://gks.ru/bgd/regl/B21_16/Main.htm.
6.3. Рекомендуется рассчитать и представить динамику соотношения полов в возрасте 15-49 лет (мужчин и женщин фертильного возраста), за период 2016-2022 гг. Сопоставить динамику показателя в регионе с динамикой показателя по Российской Федерации и регионами Федерального округа за период 2016-2022 гг.
6.4. Рекомендуется дать характеристику процессам естественного прироста (убыли) населения и миграционного прироста (убыли) населения, происходящим в регионе. Представить информацию (в том числе на графике) о динамике общего коэффициента естественного прироста (убыли) и коэффициента миграционного прироста (убыли) за период 2016-2021 гг. Сравнить динамику общего коэффициента естественного прироста (убыли) в регионе с динамикой коэффициента по Российской Федерации и регионами Федерального округа. Сравнить динамику коэффициента миграционного прироста (убыли) с динамикой коэффициента по Российской Федерации и регионами Федерального округа.
Коэффициент естественного прироста (убыли) (ЕП) = B(t) - M(t), где
B(t) - отношение числа родившихся живыми в году t к среднегодовой численности населения региона в году t (исчисляется на 1000 человек населения);
M(t) - отношение числа умерших в году t к среднегодовой численности населения региона в году t (исчисляется на 1000 человек населения).
Данные о количестве родившихся содержатся:
https://www.fedstat.ru/indicator/31606.
Данные о количестве умерших содержатся:
https://www.fedstat.ru/indicator/31617.
Данные о коэффициенте миграционного прироста содержатся:
https://www.fedstat.ru/indicator/43017.
6.5. Рекомендуется представить динамику численности мигрантов в регионе по возрастным группам: трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста за период 2016-2021 гг. Основываясь на региональных источниках статистики, дать характеристику мигрантам, прибывающим в регион и выбывающим из региона, в разрезе возрастно-полового состава (указать количество прибывших и выбывших мужчин и женщин по возрастам) за период 2016-2021 гг.
Данные о численности мигрантов в разрезе возрастных групп содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/37613.
6.6. На основании проанализированных показателей по данному пункту рекомендуется определить характер их влияния на демографическую ситуацию в регионе и общее количество рождений, выявить причины и факторы, влияющие на общее количество рождений. В частности, охарактеризовать, как структура населения (преобладающие возрастные группы, соотношение мужчин и женщин) влияет на абсолютное число рождений; как смена поколений, пока не достигших фертильного возраста, повлияет на потенциал будущих рождений, когда эти поколения достигнут фертильного возраста.
Охарактеризовать, как соотносится численность мужчин и женщин в разных возрастах, сколько мужчин приходится на одну женщину репродуктивного возраста в регионе и как это соотношение отражается на общем количестве рождений.
Определить, какие возрастные группы в большей степени увеличиваются за счет миграции, какие уменьшаются, установить, вносит ли миграция положительный вклад в формирование демографического потенциала, или же в регионе наблюдается отток населения.
Основываясь на данных половозрастной пирамиды, предположить, как через 5, 10, 15 лет поменяется структура населения, а именно количество женщин и мужчин 15-49 лет.
7. Структура женского населения в репродуктивном возрасте
7.1. Рекомендуется представить и проанализировать структуру женского населения фертильного возраста (15-49 лет) в разрезе однолетних возрастных групп в абсолютном выражении по состоянию на 1 января 2022 года. Представить структуру женского населения фертильного возраста в разрезе однолетних возрастных групп в городской и сельской местности по состоянию на 1 января 2022 года. Представить информацию о структуре женского населения репродуктивного возраста в разрезе однолетних возрастных групп по муниципальным образованиям по состоянию на 1 января 2022 года.
Представить и проанализировать динамику числа женщин фертильного возраста (15-49 лет) от численности женского населения региона в целом, в разрезе город/село и в разрезе муниципальных образований за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года 1. Сравнить с динамикой доли женщин фертильного возраста (15-49 лет) в численности женского населения в Российской Федерации в целом за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года. Охарактеризовать структуру женского населения фертильного возраста с точки зрения потенциала рождаемости.
Данные о численности женщин по возрастам за период до 1 января 2022 года содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/33459.
Данные о численности женщин в разрезе муниципальных образований по возрастам до 1 января 2022# содержатся: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/.
Данные о численности женщин по возрастам за период с 1 января 2023 года по 1 января 2026 года предоставляются региону по запросу Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Необходимо использовать средний вариант прогноза.
7.2. Рекомендуется представить за 2020 год структуру женского населения фертильного возраста в разрезе имеющегося у женщин количества детей (в долях от общей численности женщин репродуктивного возраста): не имеют детей, имеют одного ребенка, имеют двоих детей, имеют троих детей, имеют четверых детей, имеют пять и более детей.
Данные рассчитаны на основе переписи населения 2020 года и предоставляются по запросу региона Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
7.3. На основании проанализированных показателей по данному пункту рекомендуется определить характер влияния данных показателей на общее количество рождений, выявить причины и факторы, влияющие на общее количество рождений. В частности, охарактеризовать изменения доли женщин репродуктивного возраста в регионе в целом, в разрезе город/село и в разрезе муниципальных образований (в том числе относительно динамики по Российской Федерации в целом).
Определить, какие возрастные группы женщин репродуктивного возраста являются наиболее многочисленными, как менялась и будет меняться структура женщин репродуктивного возраста в разрезе возрастных групп. Предположить, как это повлияет на общее количество рождений. Дать оценку наибольшего потенциала каждой возрастной группы с точки зрения возможного количества дополнительных рождений.
Охарактеризовать, какое количество детей является преобладающим у женщин в регионе, в разрезе муниципальных образований, город/село (чем это может быть обусловлено).
8. Показатели рождаемости
8.1. Рекомендуется представить динамику абсолютного числа рождений за период 2016-2021 гг. по настоящее время в регионе в целом, а также в разрезе город/село, в том числе с учетом расселения в частных домовладениях или многоквартирных домах (данные ФНС России в свидетельствах о рождении).
Данные об абсолютном числе рождений содержатся:
https://www.fedstat.ru/indicator/31606.
8.2. Рекомендуется представить динамику коэффициента общей фертильности (специального коэффициента рождаемости) в регионе, рассчитываемого как отношение общего числа родившихся за год детей к общей численности женщин фертильного возраста в соответствующем году, за период 2016-2021 гг. Сопоставить динамику коэффициента общей фертильности (специального коэффициента рождаемости) в регионе с динамикой коэффициента общей фертильности (специального коэффициента рождаемости) в Российской Федерации в целом за период 2016-2021 гг. Представить динамику коэффициента в регионе и в России в целом на одном графике.
Рекомендуется использовать данные об абсолютном числе рождений из пункта 8.1 настоящих Методических рекомендаций и численности женщин фертильного возраста из пункта 7.1 настоящих Методических рекомендаций.
8.3. Рекомендуется представить динамику суммарного коэффициента рождаемости в целом и по очередности рождения: первого ребенка, второго ребенка, третьего ребенка, четвертого ребенка, пятого и последующих детей за период 2016-2021 гг. Проиллюстрировать на одном графике. Также представить динамику суммарного коэффициента рождаемости (без разбивки по очередности рождения) в разрезе город/село за период 2016-2021 гг. Сопоставить динамику суммарного коэффициента рождаемости в регионе (в целом, в разрезе очередности рождений, в разрезе город/село) с динамикой соответствующего показателя (в целом, в разрезе очередности рождений, в разрезе город/село) суммарного коэффициента рождаемости в Российской Федерации, регионах Федерального округа и регионах-лидерах в Российской Федерации (не менее трех).
Данные о суммарном коэффициенте рождаемости в целом и в разрезе город/село содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/31517.
Данные о суммарном коэффициенте рождаемости в целом и в разрезе очередности рождений предоставляются региону по запросу Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
8.4. Рекомендуется представить динамику абсолютного числа рождений в разрезе возраста матери (по однолетним возрастам) и очередности рождения за период 2018-2021 гг. Представить динамику доли рождений детей каждой очередности от общего числа рождений за год, сопоставить динамику доли рождений детей каждой очередности в регионе с динамикой доли рождений детей каждой очередности в Российской Федерации в целом за период 2018-2021 гг. Охарактеризовать изменения в показателях за рассматриваемый период.
Данные об абсолютном числе рождений в разрезе возраста матери и очередности рождения содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/59992.
Представить и проанализировать данные по прогнозному количеству рождений (по высокому, среднему и низкому вариантам прогноза) в регионе в 2023, 2024 и 2025 гг. на основе прогноза Росстата. Данные о прогнозных значениях рождений в регионе содержатся в прогнозе Росстата: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285. По указанной ссылке находится прогноз от базы 2018 года, уточнить у Росстата наличие обновленного прогноза.
Необходимо скачать архив файлов "Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года", открыть Excel-файл "Бюллетень", на листах 2.2.1-2.2.3 выбрать данные о прогнозном числе рождений на 2023-2025 годы для соответствующего региона в соответствующем варианте прогноза.
8.5. Рекомендуется представить и проанализировать средний возраст матери при рождении ребенка, в том числе в разрезе очередности рождений в динамике за период 2018-2021 гг.
(1) 2,
где k х - возрастные коэффициенты рождаемости, вычисляемые как отношение числа родившихся за год детей у матери данного возраста к среднегодовой численности женщин данного возраста,
В - возраст матери при рождении ребенка.
При расчете среднего возраста матери при рождении ребенка в каждой очередности рождения данные о рождениях категории "Неизвестно" не учитываются. Данные о рождениях в возрастной категории "65 и более" и "Возраст неизвестен" при расчете не учитываются.
Данные об абсолютном числе рождений в разрезе возраста матери содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/59992.
Источник данных о численности женщин фертильного возраста указан в пункте 7.1 настоящих Методических рекомендаций.
8.6. Рекомендуется представить динамику доли детей, родившихся в браке, и доли детей, родившихся вне брака, от общей численности рождений в регионе за период 2016-2021 гг. Проиллюстрировать на одном графике. Сопоставить динамику доли детей, родившихся в браке, и доли детей, родившихся вне брака, от общей численности рождений в регионе с динамикой доли детей, родившихся в браке, и доли детей, родившихся вне брака, от общей численности рождений в Российской Федерации в целом за период 2016-2021 гг.
Данные о числе рождений в браке и вне брака содержатся в информационно-аналитических материалах Росстата "Естественное движение населения Российской Федерации": https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13269.
Необходимо перейти в web-версию выпуска за каждый год и скачать данные "Родившиеся живыми у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, по субъектам Российской Федерации".
8.7. Рекомендуется представить и проанализировать динамику отношения браков к разводам в регионе за период 2016-2021 гг. Сопоставить с динамикой отношения браков к разводам в Российской Федерации в целом за период 2016-2021 гг. Проиллюстрировать на одном графике.
, где
l 1 - число зарегистрированных браков в расчете на 1000 населения,
l 2 - число зарегистрированных разводов на 1000 населения.
Данные о числе зарегистрированных браков содержатся:
https://www.fedstat.ru/indicator/36058.
Необходимо выбрать параметр показателя "январь-декабрь".
Данные о числе зарегистрированных разводов содержатся:
https://www.fedstat.ru/indicator/33535.
Необходимо выбрать параметр показателя "январь-декабрь".
8.8. Рекомендуется охарактеризовать, как менялись показатели суммарного коэффициента рождаемости и чем это было обусловлено, как это характеризует изменение в репродуктивном поведении населения (например, тайминговые сдвиги рождений под влиянием региональных мер/событий и др.). Проанализировать, как менялась доля рождений детей каждой очередности. Охарактеризовать, как доля рождений детей каждой очередности в регионе отличается от соответствующего показателя по Российской Федерации в целом и чем обусловлены отличия. Каждый показатель оценить с учетом динамики в регионе и отличия данного показателя в целом от среднероссийского, в разрезе город/село, регионов Федерального округа, регионов-лидеров, а также в разрезе очередности рождений.
Определить, как менялся средний возраст матери при рождении ребенка каждой очередности, как его значение в регионе отличается от общероссийского (например, наблюдается ли откладывание первых рождений, какова возрастная разница между рождениями определенной очередности).
Охарактеризовать, как менялась доля рождений детей в браке и вне брака, как она отличается от общероссийской и с чем могут быть связаны эти отличия (например, есть ли региональные культурные особенности, влияющие на величину показателя). Дать оценку связи между соотношением доли брачной и внебрачной рождаемости региона и общим количеством рождений.
Провести анализ показателей в разрезе муниципальных образований. Выявить муниципальные образования, обладающие высоким репродуктивным потенциалом.
9. Социально-медицинские показатели
9.1. Рекомендуется представить динамику числа женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста (15-49 лет) за период 2016-2021 гг. в регионе. Сопоставить с динамикой числа женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста (15-49 лет) за период 2016-2021 гг. в Российской Федерации в целом, в регионах федерального округа и регионах-лидерах, проиллюстрировать на одном графике. Представить динамику медицинских абортов легальных на 100 родов за период 2016-2021 гг. в регионе. Сопоставить с числом медицинских абортов легальных на 100 родов за период 2016-2021 гг. в Российской Федерации в целом, в регионах федерального округа и регионах-лидерах, проиллюстрировать на одном графике.
Данные о числе абортов содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/41696, https://www.fedstat.ru/indicator/31595
9.2. По данным медицинских организаций региона на основании результатов анкетирования рекомендуется сформировать портрет беременной женщины, обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения процедуры прерывания беременности по региону в целом и в разрезе муниципальных образований. Указать средний возраст женщины, семейное положение (в зарегистрированном браке/в незарегистрированном браке/нет постоянного партнера, проживание в сельской местности, образование, профессиональная занятость, число уже имеющихся детей, наличие медицинских показаний (аборт по желанию женщины или по медицинским показаниям), срок беременности. Проанализировать наиболее частые причины, по которым женщина принимает решение о прерывании беременности, в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
9.3. Рекомендуется оценить эффективность доабортного консультирования, используя следующие показатели:
- доля женщин, охваченных доабортным консультированием, от числа обратившихся в медицинскую организацию по поводу прерывания беременности в регионе в целом в разрезе медицинских организаций всех форм собственности (данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации);
- доля отказавшихся от прерывания беременности из числа проконсультированных и взятых под диспансерное наблюдение в текущем году (данные содержатся по ссылке https://mednet.ru/, вход для МИАЦ: доступ к данному разделу есть у всех региональных медицинских информационных аналитических центров субъектов Российской Федерации).
Данные необходимо проанализировать в разрезе отдельных медицинских организаций, по региону, а также в сравнении со среднероссийскими значениями, субъектами федерального округа и регионами-лидерами (не менее трех).
9.4. Исходя из портрета беременной женщины, желающей сделать аборт, определить, какие категории женского населения наиболее склонны к прерыванию беременности, в силу каких причин женщиной принимается решение о прерывании беременности и как можно воздействовать на снижение числа абортов в регионе.
Проанализировать, как организована межведомственная помощь женщине, планирующей сделать аборт по желанию женщины, в целях отказа ее от аборта: ведется ли (и каким образом) выявление причин, по которым женщина планирует сделать аборт, предоставляется ли женщине информация об имеющихся мерах социальной поддержки, организовано ли (и каким образом) оказание помощи в получении соответствующих мер социальной поддержки, а также психологической помощи. Определить, каким образом в регионе (в разрезе медицинских организаций) можно улучшить практику проведения доабортного консультирования с целью снижения числа абортов.
Проанализировать в разрезе муниципалитетов число женщин, которые планировали сделать аборт и в последующем от него отказались после предоставления необходимой помощи.
9.5. Рекомендуется оценить распространенность бесплодия у мужчин (старше 18 лет) и женщин (в возрасте 18-49 лет) на 100 000 женщин и мужчин соответствующего возраста в регионе за период 2016-2021 гг. Сопоставить с динамикой доли женщин (в возрасте 18-49 лет) и доли мужчин (старше 18 лет) с бесплодием на 100 000 женщин и мужчин соответствующего возраста в Российской Федерации в целом и регионах федерального округа за период 2016-2021 гг.
Данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации.
9.6. Провести анализ доступности лечения бесплодия с применением программ вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) в регионе за период 2016-2022 гг. Проанализировать следующие данные:
- количество медицинских организаций всех форм собственности (с указанием формы собственности) с наличием лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), выполняющих работы (услуги) по данному профилю, в том числе участвующих в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- общее число циклов экстракорпорального оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования (по данным территориальных фондов ОМС);
- число женщин, которым проведено ЭКО (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30);
- число женщин, у которых наступила беременность (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30)
- число родов у женщин после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статистического наблюдения N 32);
- число родившихся детей после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статистического наблюдения N 32);
- динамика числа циклов ЭКО на 1000 женщин фертильного возраста (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30), начиная с 2023 года по региону в целом в сравнении с Российской Федерацией.
10. Социально-экономические условия рождения и воспитания детей в регионе
10.1. Рекомендуется представить и проанализировать динамику укомплектованности медицинских организаций в регионе врачами-педиатрами, врачами-неонатологами, врачами-акушерами-гинекологами (%) за период 2016-2021 гг. Показатели сопоставить с динамикой соответствующих показателей в разрезе отдельных медицинских организаций, по региону, муниципальным образованиям, а также в сравнении со среднероссийскими за период 2016-2021 гг. Определить, каким образом в регионе (в разрезе муниципальных образований и медицинских организаций) можно улучшить (если требуется) укомплектованности медицинских организаций врачами вышеназванных специальностей.
Данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации.
10.2. Основываясь на данных региональной статистики, рекомендуется представить информацию о доступности услуг, предоставляемых детскими садами (в т.ч. доступность и условия пребывания в ясельных группах), в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований за период 2016-2021 гг., а именно: количество учреждений дошкольного образования (детских садов, в т.ч. ясельных групп); численность детей, охваченных дошкольным образованием, предоставляемым детскими садами, в т.ч. в ясельных группах; численность детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях (в детских садах, в т.ч. в ясельных группах); численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях (в детских садах, в т.ч. в ясельных группах).
10.3. Основываясь на данных региональной статистики, рекомендуется представить информацию о доступности услуг, оказываемых группами продленного дня в общеобразовательных учреждениях, в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований за период 2016-2021 гг., а именно: количество учреждений школьного образования, в которых функционируют группы продленного дня; численность детей, охваченных услугами, предоставляемыми группами продленного дня; доля детей, охваченных услугами, предоставляемыми группами продленного дня, в общем количестве детей школьного возраста, проживающих в данном муниципальном образовании.
10.4. Рекомендуется представить и проанализировать динамику уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста за период 2019-2021 гг. Сопоставить с динамикой уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста в Российской Федерации за период 2019-2021 гг.
Данные об уровне занятости женщин с детьми дошкольного возраста содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/59824.
10.5. Рекомендуется представить динамику общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона (в расчете на конец года) в целом по региону и в разрезе город/село за период 2016-2021 гг. Сопоставить с динамикой общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона (в расчете на конец года) в целом по Российской Федерации и в разрезе город/село за период 2016-2021 гг.
Данные об общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона, содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/40466.
10.6. Рекомендуется представить динамику показателя доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда региона за период 2016-2021 гг.
Данные о доле площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда региона содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/43507.
10.7. Рекомендуется представить динамику показателей: число молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и число молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия за период 2017-2021 гг. На графике представить динамику доли молодых семей, улучшивших жилищные условия, от числа молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Российской Федерации в целом и в регионе на соответствующий год. Представить и проанализировать динамику показателей: число многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и число многодетных семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за период 2017-2021 гг. На графике представить динамику доли многодетных семей, улучшивших жилищные условия, от числа многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в регионе и в Российской Федерации в целом на соответствующий год.
Данные предоставляются региону по запросу Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
10.8. На основании проанализированных показателей по данному пункту рекомендуется определить, какие инфраструктурные проблемы влияют на качество жизни в регионе. В частности, определить степень развитости медицинской инфраструктуры региона, обеспеченность врачами, доступность воспитательных и образовательных услуг, оказываемых учреждениями временного пребывания детей дошкольного и младшего школьного возраста для населения региона.
Дать оценку занятости женщин с детьми дошкольного возраста.
Определить уровень жилищной обеспеченности в регионе, в том числе уровень обеспеченности жилья всеми видами благоустройства.
Охарактеризовать, как рассмотренные показатели влияют на готовность населения репродуктивного возраста принять решение о рождении ребенка определенной очередности, какие меры развития инфраструктуры могут быть реализованы в регионе (в том числе в разрезе муниципальных образований) с целью улучшения социально-экономических условий рождения и воспитания детей в регионе.
IV. Анализ регионального пакета мер поддержки рождаемости
11. Рекомендуется провести анализ действующих в регионе мер социальной поддержки, направленных на повышение рождаемости (без учета мер, софинансируемых из федерального бюджета), определить достаточность и эффективность реализуемых мер, их финансовую обеспеченность, особое внимание уделив следующим вопросам:
- меры поддержки беременных женщин в целях профилактики отказов от абортов;
- наличие мер, стимулирующих осуществлять регистрацию рождений в регионе постоянного проживания семьи ("Подарок новорожденному" и др.);
- меры, направленные на стимулирование рождения первого ребенка до достижения женщиной возраста 25 лет;
- меры поддержки семей с малолетними детьми, нуждающихся в помощи в присмотре и уходе за детьми (молодые семьи, в т.ч. студенческие, одинокие матери и др.);
- меры поддержки семей с одним-двумя детьми, стимулирующие рождение вторых-третьих и последующих детей;
- меры, направленные на улучшение жилищных условий семей с детьми, стимулирующие рождение очередного ребенка;
- меры, направленные на поддержку работающих родителей с детьми в возрасте до 10 лет;
- меры поддержки многодетных семей;
- меры, направленные на стимулирование рождений детей в семьях, проживающих в сельской местности;
- региональный материнский капитал (размер, порядок индексации, направления использования).
Дополнительно рекомендуется проанализировать процедуру предоставления каждой рассматриваемой меры с точки зрения простоты и доступности для потенциального получателя (например, возможность дистанционной подачи документов/заявления, доступность консультирования по процессу получения меры в центрах социальной защиты населения, количество необходимых подтверждающих документов), сделать выводы о необходимости оптимизации процесса предоставления мер поддержки с целью повышения охвата и уменьшения доли отказов в предоставлении.
Охарактеризовать, насколько действующая в регионе система демографических мер поддержки обеспечивает стимулирование новых рождений (предусмотрена дифференциация параметров мер в зависимости от очередности рождения ребенка, введены дополнительные меры в связи с рождением третьего и последующих детей и др.).
V. Формирование целевых показателей Региональной программы по повышению рождаемости
12. Основываясь на предложенном перечне показателей, предусмотренных пунктами 6-10 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется представить основные результаты оценки демографического потенциала региона (с учетом особенностей муниципальных образований). Выявить позитивные и негативные тенденции изменения демографического потенциала региона, а также муниципальные образования, обладающие наибольшим демографическим потенциалом.
13. Также рекомендуется определить, на какие проблемные сферы, в том числе в разрезе наиболее крупных муниципальных образований, характеризуемые предусмотренными пунктами 6-10 настоящих Методических рекомендаций показателями, можно воздействовать с целью увеличения абсолютного числа рождений в регионе.
14. Рекомендуется представить в таблице целевые значения рождений (единица измерения - количество рождений за год) на 2023, 2024, 2025 годы.
Информация о целевых значениях рождений представляется в табличной форме по образцу.
Таблица. Целевые значения количества рождений в регионе на 2023-2025 гг.
|
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
Целевое значение количества рождений в год, чел. |
|
|
|
VI. Региональная программа по повышению рождаемости
15. На основании проведенного анализа демографической ситуации в регионе и оценке его демографического потенциала разрабатывается региональная программа по повышению рождаемости (далее - Региональная программа).
16. Региональная программа является системой мероприятий и показателей, направленных на увеличение количества рождений детей в регионе.
17. Региональная программа разрабатывается на период до 2026 года.
18. В Региональную программу рекомендуется включать конкретные мероприятия, реализуемые и планируемые к реализации на территории региона, а также соответствующие источники финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников и планируемые результаты от предлагаемых мероприятий.
19. Целью Региональной программы является достижение целевых значений количества рождений в регионе на 2023-2025 гг.
20. Целевое значение количества рождений в год в целом по региону складывается из суммы количества рождений в год по каждому муниципальному образованию и соответствует значению, указанному в таблице пункта 14 настоящих Методических рекомендаций.
21. В дополнение к целевому значению количества рождений в год как интегральному показателю реализации Региональной программы рекомендуется установить следующие дополнительные показатели:
количество абортов в абсолютном выражении и на 1000 женщин фертильного возраста;
доля женщин фертильного возраста, не имеющих детей;
доля женщин, имеющих одного ребенка;
доля женщин, имеющих двух детей;
доля женщин, имеющих троих детей;
доля женщин, имеющих четверых и более детей;
интергенетический интервал между рождением детей;
средний возраст матери при рождении первенца.
22. В Региональные программы рекомендуется включить следующие меры, направленные на повышение рождаемости и поддержку семей с детьми, дополнив их мероприятиями, отражающими особенности демографической ситуации в регионе:
В целях укрепления репродуктивного здоровья и сокращения числа абортов
- внедрение в работу врачей женских консультаций речевых модулей для создания у женщин положительных установок на рождение детей в ситуации репродуктивного выбора;
- внедрение мотивационного анкетирования всех женщин, обратившихся за медицинской услугой по прерыванию беременности;
- организация диспансеризации женщин в возрасте 15-38 лет;
- адресная помощь беременной женщине, желающей прервать беременность, предоставление мер поддержки по принципу "одного окна", индивидуальное сопровождение до момента родов;
- информирование беременных женщин о доступных федеральных и региональных мерах поддержки;
- усиление роли кризисных центров по прерыванию беременности;
- открытие на базе центральных районных больниц межрайонных центров по работе с женщинами, желающими иметь ребенка.
в целях поддержки молодых студенческих семей
- перевод на бюджетные места девушек, родивших ребенка во время обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования;
- установление преимущественного права студенческой семье на предоставление места в общежитиях и предоставление мест в одном общежитии родителям - студентам разных вузов, имеющим детей;
- открытие для студенческих семей групп кратковременного пребывания детей, комнат матери и ребенка в образовательных организациях среднего профессионального образования;
- установление приоритетного права студенческим семьям при оформлении ребенка в детский сад, школу.
в целях поддержки многодетных семей
- перевод мер поддержки многодетных семей в проактивный формат по факту установления статуса "многодетная семья";
- открытие Семейных многофункциональных центров (с учетом типовой модели Семейного многофункционального центра, утвержденной Минтрудом России);
- аудит действующих мер поддержки многодетных семей с точки зрения их достаточности (размер, порядок индексации), доступности и удобства обращения за назначением мер (соответствие принципам Социального казначейства);
- внесение на основе проведенного аудита изменений в порядок и условия предоставления действующих мер поддержки, введение дополнительных мер поддержки.
в целях поддержки работающих родителей
- оценка оптимальности с точки зрения работающих родителей графика работы дошкольных образовательных организаций, при необходимости внесение изменений в указанный график;
- анализ достаточности мест в группах продленного дня для детей в возрасте до 10 лет, при необходимости введение дополнительных мест;
- проработка и введение совместно с работодателями механизмов поощрения работников с семейными обязанностями и детьми при приеме на работу, в корпоративных программах и рекламных коммуникациях, проводимых работодателями;
в целях формирования ценностной основы повышения рождаемости
- проведение информационно-коммуникационной кампании, предусматривающей формирование позитивных просемейных установок у детей, подростков, молодежи, формирование позитивного образа многодетной семьи, многодетной матери, повышение мотивации семей к рождению детей;
- формирование семейно-ориентированной среды, включение повестки многодетности в контекст жизни во всех сферах деятельности и социальных институтах.
23. Региональная программа утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
24. В Региональной программе рекомендуется предусмотреть механизм межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций. Порядок организации межведомственного взаимодействия определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.
25. Рекомендуется осуществлять мониторинг реализации Региональной программы в разрезе муниципальных образований. Периодичность проведения мониторинга реализации Региональной программы, оценка количества рождений в текущем году нарастающим итогом устанавливается регионом самостоятельно; рекомендуемая периодичность - не реже одного раза в квартал. Достижение дополнительных показателей Региональной программы осуществляется один раз в год.
26. По результатам мониторинга рекомендуется оценивать степень достижения целевых значений количества рождений в разрезе муниципальных образований, достаточность и эффективность реализуемых мероприятий Региональной программы, при необходимости вносить изменения в Региональную программу.
27. Ежегодно по завершении IV квартала информация о достижении целевых значений количества рождений направляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом.
28. Положительным результатом реализации Региональной программы считается достижение целевых значений количества рождений или улучшение фактических значений над значением целевого показателя.
------------------------------
1 В разрезе муниципальных образований представить данные за максимально доступный период (в предлагаемом источнике - с 1 января 2011 года по 1 января 2022 года).
2 Т.А. Долбик-Воробей, О.Д. Воробьева. Статистика населения и демография. М., 2018. Глава 4. Статистическое изучение рождаемости и репродуктивного поведения населения. Стр. 134.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 марта 2023 г. N 129 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости"
Опубликование:
-
Приказом Минтруда России от 5 мая 2023 г. N 436 настоящий документ признан утратившим силу с 5 мая 2023 г.