Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя на
2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов, одобренному
постановлением Правительства
Севастополя
от 03.11.2023 N 507-ПП
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработан с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 22.09.2023 (протокол N 28), Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, данных, представляемых участниками разработки прогноза, и основных направлений бюджетной и налоговой политики города Севастополя.
В прогнозе учтены макроэкономические показатели социально-экономического развития города Севастополя за 2022 год и прошедший период 2023 года, сформированные Крымстатом, Росстатом, исполнительными органами города Севастополя, основные параметры государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 (далее - государственная программа N 63), региональных проектов и государственных программ города Севастополя.
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, как и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, разработан в базовом и консервативном вариантах. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий. Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий и более медленном росте экономики.
Общая оценка социально-экономической ситуации в городе Севастополе за 2022 год
Численность постоянного населения за 2022 год увеличилась на 10,8 тыс. человек.
По сравнению с 2021 годом индекс промышленного производства увеличился на 2,4%, индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличился на 1,0%, строительных работ в сопоставимых ценах Выполнено больше на 12,1%.
Оборот розничной торговли по сравнению с 2021 годом в сопоставимых ценах уменьшился на 13,2%, объем платных услуг, оказанных населению, - на 1,4%. Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2022 г. к декабрю 2021 г. составил 112,9%.
Предприятиями и организациями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) освоено инвестиций в основной капитал в 2,2 раза больше, чем в 2021 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по сравнению с 2021 годом увеличилась на 7,4%, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, уменьшилась на 15,8%.
Оценка факторов и ограничений экономического роста на 2024 - 2026 годы
В прошедшем году производственный и логистический секторы севастопольской экономики находились в сложных условиях, обусловленных продолжающимся санкционным давлением, оказываемым со стороны иностранных государств. Однако предпринятые меры по стабилизации экономики, поддержка населения и предпринимательства не допустили ухудшения социально-экономической ситуации в городе Севастополе.
За счет адаптации бизнеса к новым вызовам экономика города Севастополя в текущем году в целом вырастет на 3,8%, в 2024 - 2026 годах - на 4,3-7,6%.
Население
С учетом итогов Всероссийской переписи населения численность постоянного населения города Севастополя на 01.01.2023 достигла 558,3 тыс. человек, что на 2,0% больше, чем на 01.01.2022.
Ожидается, что среднегодовая численность населения в 2026 году составит 584,1 тыс. человек благодаря повышению продолжительности жизни до 76,3 лет, миграционному приросту за четыре года на 45,3 тыс. человек, что будет связано с выравниванием социально-экономического положения города Севастополя и других регионов.
Валовой региональный продукт
Прогноз объема валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Объем ВРП за 2021 год в текущих основных ценах по первой оценке Росстата составил 168 573,5 млн руб., что на 7,7% больше, чем в 2020 году.
В его структуре наибольшая доля приходится на следующие виды экономической деятельности:
28,5% - деятельность по операциям с недвижимым имуществом (на 0,8 процентных пункта меньше по сравнению с 2020 годом);
14,9% - государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (на 2,1 процентных пункта меньше);
12,3% - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (на 2,4 процентных пункта больше);
5,9% - деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (на 0,3 процентных пункта меньше).
Объем ВРП за 2022 год оценивается в размере 192 280,0 млн руб. с ростом на 23 706,5 млн руб. в действующих ценах к предыдущему году.
На 2023 год ВРП прогнозируется в объеме 202 979,6 млн руб. с ростом на 3,8% по сравнению с 2022 годом.
ВРП в 2024 году прогнозируется в размере 219,8-223,8 млрд руб., в 2025 году - 242,0-248,3 млрд руб., в 2026 году - 267,8-277,0 млрд руб. К уровню предыдущего года рост показателя составит от 4,3 до 7,6%.
Промышленное производство
В 2022 году индекс промышленного производства составил 102,4% по сравнению с 2021 годом. В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 1,8%, в отрасли "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - на 1,7%, отрасли "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - на 12,1%.
С учетом роста объемов производства за январь - август текущего года, принимая во внимание существующую перспективу работы основных промышленных предприятий, оценка индекса промышленного производства в 2023 году составила 107,4%. Предполагается, что в условиях улучшения экономической динамики в целом производство также сохранит положительную динамику с ежегодным ростом: в 2024 году - на 4,0-4,6%, в 2025 году - на 2,9-4,0%, в 2026 году - на 3,0-4,1%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном производстве в 2022 году составил 45,3 млрд руб. (в 2021 году - 35,5 млрд руб.). В 2023 году отгрузка увеличится до 47,7 млрд руб., в 2024 - 2026 годах - до 51,9-60,9 млрд руб.
Сельское хозяйство
В 2022 году производство продукции сельского хозяйства по сравнению с 2021 годом увеличилось на 1,0%, индекс производства продукции растениеводства составил 101,7%, индекс производства продукции животноводства - 93,4%.
В 2022 году валовой сбор винограда составил 27,0 тыс. т, плодов, ягод, орехов - 517,6 т, огурцов и томатов - 600,6 т.
В 2023 году объем производства продукции растениеводства прогнозируется на уровне 2022 года. В 2024 - 2026 годах планируется увеличить валовой сбор винограда, плодов семечковых и косточковых культур, ягодных культур, овощей открытого и закрытого грунта на 0,9-3,0%.
В городе Севастополе отсутствуют крупные сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие деятельность в сфере животноводства. В условиях сокращения импортной продукции животноводства и замещения ее отечественной в 2023 году ожидается увеличение объемов производства на 0,2%, в 2024 - 2026 годах - на 1,2-3,1%.
Строительство
Всеми хозяйствующими субъектами в 2022 году введено в действие зданий жилого и нежилого назначения общей площадью 724,6 тыс. кв. м. В эксплуатацию введено 3 124 здания, жилых помещений в нежилых зданиях и жилых домов общей площадью квартир 556,9 тыс. кв. м (на 7,5% больше).
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры предусмотрены государственной программой N 63, государственными программами города Севастополя, в том числе в 2023 - 2026 годах будут реализованы следующие из них: "Строительство кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1, через Балаклаву, Фиолент к бухте Казачья, г. Севастополь", "Строительство сетей водопровода мыс Фиолент", "Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь", "Очистка стоков на канализационных очистных сооружениях "Южные" для повторного использования в технических целях", "Строительство канализационного коллектора г. Севастополь, Балаклавский район", "Строительство локальных очистных сооружений поверхностного стока N 4 (ЛОС N 4) с глубоководным выпуском в районе бухты Карантинной, магистральных коллекторов для сбора и отвода ливневых стоков на ЛОС N 4 и сетей ливневой канализации в районе Артиллерийской бухты с оборудованием автоматизированными подземными компактными канализационными насосными станциями (КНС)", "Газопровод высокого давления (1,2 МПа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты", "Инженерно-техническое обеспечение микрорайона "Сапун-гора 1", "Строительство многофункционального культурно-досугового центра, бухта Казачья", "Строительство Севастопольского академического театра танца имени В.А. Елизарова (в том числе проектно-изыскательские работы)", "Строительство, реконструкция и модернизация детского оздоровительного лагеря "Омега", г. Севастополь, бухта Омега, 15", "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь", "Севастопольская больница скорой медицинской помощи", "ГБУЗС "Городская больница N 4" строительство палатного корпуса на 140 коек", "Поликлиника ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" на 400 посещений в смену", "Строительство психоневрологического интерната, в том числе проектно-изыскательские работы", 19 мероприятий по газификации сел Байдарской долины, 23 мероприятия по созданию образовательной инфраструктуры и др.
Торговля и услуги населению
В 2022 году оборот розничной торговли составил 97 531,1 млн руб., объем платных услуг, оказанных населению, - 46 353,7 млн руб.
В 2023 году индекс физического объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах не превысит значения 2022 года, объем платных услуг приобретет положительную динамику. В 2024 - 2026 годах будет наблюдаться компенсационный рост объема оборота розничной торговли с индексом 100-103,6% благодаря развитию бизнеса местных товаропроизводителей, расширению количества участников товарного рынка.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2022 году к 2021 году составил 114,5%, в том числе на продовольственные товары - 115,6%, непродовольственные товары - 116,4%, услуги - 108,6%.
В январе - сентябре текущего года розничные цены стабилизировались, индекс потребительских цен к сопоставимому периоду 2022 года составил 106,0%. Ожидается, что до конца 2023 года инфляция не превысит среднероссийский уровень и составит 105,8%.
Основной вклад в инфляцию будут вносить рост цен на услуги.
С целью обеспечения надежности поставок природного газа всем категориям потребителей в 2024 году индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей будет проведена на 11,2%, в 2025 году - на 8,2%. В 2026 году для населения оптовая цена на газ увеличится на 3,0%, для других потребителей - на 4,0%.
Индексация тарифов на передачу электрической энергии для потребителей составит: в 2024 году - 9,1%, в 2025 году - 6,0%, в 2026 году - 5,0%. В целях неувеличения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе размер индексации тарифов на передачу электрической энергии населению в среднем по Российской Федерации, в том числе по городу Севастополю, составит: в 2024 году - 9,1%, в 2025 году - 6,0%, в 2026 году - 5,0%. Индексация регулируемых тарифов на электроэнергию для населения составит: в 2024 году - 8,9%, в 2025 году - 6,0%, в 2026 году - 5,0%.
Индексация платы граждан за коммунальные услуги составит: в 2024 году - 9,8%, в 2025 году - 5,7%, в 2026 году - 4,0%.
Конечные цены (тарифы) на услуги компаний инфраструктурного сектора для населения города Севастополя будут установлены до 20.12.2023.
Внешнеэкономическая деятельность
Несмотря на внешнее санкционное давление в 2022 году, экспорт товаров по сравнению с 2021 годом увеличился на 0,4 млн долларов США. В 2024 - 2026 годах ожидается, что экспорт товаров будет расти на 2,7-4,3%.
По базовому варианту прогноза импорт товаров в 2023 и 2024 годах сохранится в объемах 2022 года, в 2025 и 2026 годах ожидается его рост на 5,0-5,2%. По консервативному варианту в 2024 году ожидается сокращение импорта в 1,8 раза, в последующие годы будет наблюдаться восстановительный рост.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия, и самозанятые граждане
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), на 10.01.2023 в городе Севастополе было зарегистрировано 23 450 субъектов МСП (в том числе 7 609 юридических лиц), что на 0,8% меньше по сравнению с 10.01.2022. Из общего количества предприятий 93,7% составляли микропредприятия.
С целью создания благоприятных условий для развития бизнеса субъектов МСП и защиты их от внешних негативных факторов в новых экономических условиях предпринимаются меры, направленные на развитие системы государственной поддержки, улучшение инвестиционного климата, предоставление финансовой поддержки совместно с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
В 2023 году наблюдается рост количества самозанятых граждан и небольшой рост количества индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. До конца текущего года прогнозируется увеличение числа малых и средних предприятий, включая микропредприятия, на 0,1%, в 2024 - 2026 годах - на 0,3-1,3% ежегодно. Среднесписочная численность работников будет увеличиваться на 0,3-1,5%, оборот предприятий - на 0,3-1,3%.
Инвестиции
Ожидается, что по итогам третьей оценки Росстата объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в 2022 году составит 106,8 млрд руб., из них объем инвестиций в основной капитал без учета средств федерального бюджета - 82,6 млрд руб. (расчет).
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион в 2022 году осуществлялось согласно федеральному проекту "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в рамках государственной программы N 63, государственным программам города Севастополя.
В 2022 году введено в эксплуатацию 16 объектов капитального строительства. В январе - августе 2023 г. введены в эксплуатацию пять объектов, не введенных в 2022 году, и три объекта 2023 года (газопровод в селе Орлином низкого давления, три детских сада в Ленинском, Нахимовском и Гагаринском районах, водовод от ВУ-7 - ул. Лазаревская, физкультурно-оздоровительные комплексы с универсальными игровыми залами в поселке Каче и селе Верхнесадовом, поликлиника в бухте Казачьей).
Объем финансирования капитальных вложений по государственной программе N 63 на 2023 год составит 27,6 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 26,2 млрд руб., средств субъекта Российской Федерации - 1,4 млрд руб. К вводу в эксплуатацию в 2023 году предусмотрено 16 объектов капитального строительства (два объекта газоснабжения, два объекта водоснабжения, объект теплоснабжения, пять объектов дорожного хозяйства, мероприятие связи и массовых коммуникаций, три объекта образования, объект спорта, ветеринарная лечебница); завершить мероприятие по направлению "прочие нужды" (реконструкция музея им. М.П. Крошицкого).
В 2024 году на реализацию 62 мероприятий (60 объектов капитального строительства и два мероприятия по направлению "прочие нужды") предусмотрено 19,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 18,3 млрд руб., за счет средств бюджета субъекта - 1,0 млрд руб.
В 2025 и 2026 годах на реализацию 61 мероприятия (56 объектов капитального строительства и пять мероприятий по направлению "прочие нужды") предусмотрено 45,7 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 43,0 млрд руб., за счет средств бюджета субъекта - 2,7 млрд руб.
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций является функционирование свободной экономической зоны (далее - СЭЗ). Статус участника СЭЗ на 01.10.2023 имели 353 субъекта хозяйствования, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. За время функционирования СЭЗ общий объем фактически вложенных капитальных вложений составил 15,4 млрд руб., превысив плановый в 1,4 раза. Участниками СЭЗ создано 14,6 тыс. рабочих мест.
Привлечению инвестиций в город Севастополь способствует реализация инвестиционных проектов, наиболее значимыми из которых являются:
- приоритетный проект "Развитие Балаклавы" (комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты города Севастополя в качестве международного центра туризма). Инициатор - Правительство Севастополя по поручению Президента Российской Федерации. Срок реализации - 2016 - 2030 годы, общий объем инвестиций - 51,8 млрд руб., из них внебюджетных - 40,7 млрд руб., освоено 3,5 млрд руб.;
- проект по созданию культурного кластера в городе Севастополе, реализуемый по поручению Президента Российской Федерации. Предусмотрено строительство культурно-образовательного и музейного комплексов, театра оперы и балета, хореографического училища, музея героической обороны Севастополя (Пантеона сл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.