г. Краснодар |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А53-17001/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью финансово-промышленная компания "Контракт-Центр" (ИНН 6163104511, ОГРН 1106195007940) и заинтересованного лица - Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (извещения о вручении и попытках вручения телеграмм, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А53-17001/2019, установил следующее.
ООО финансово-промышленная компания "Контракт-Центр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области (далее - служба) о признании недействительными предписаний от 22.02.2019 N 01.002.2330-5 и от 19.04.2019 N 01.002.2330-6.
Решением суда от 16.08.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.10.2019, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием оснований выдачи предписаний.
Постановлением суда кассационной инстанции от 29.01.2020 решение суда от 16.08.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.10.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Судебный акт мотивирован тем, что выводы судебных инстанций основаны на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2020 N 308-ЭС20-5160 службе отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела решением суда от 16.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.10.2020, признаны недействительными предписания службы от 22.02.2019 N 01.002.2330-5 и 19.04.2019 N 01.002.2330-6.
Судебные акты мотивированы тем, что обжалуемые предписания не соответствуют закону и нарушают права общества.
В кассационной жалобе служба просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрены основания прекращения государственного строительного надзора, кроме как выдача заключения о соответствии объекта строительства предъявляемым требованиям. Изменение проектной документации объекта не влечет прекращение проверок исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений и принятия по их итогам соответствующих мер реагирования. Общество не представило службе откорректированную проектную документация в целях подтверждения утраты актуальности предписаний об устранении нарушений и наличия оснований для прекращения государственного строительного надзора. Получение обществом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеет правового значения при решении вопроса о прекращении государственного строительного надзора. Служба на законных основаниях осуществляла государственный строительный надзор за объектом с учетом требований проектной документации, получившей положительное заключение. По этой причине правовые основания для прекращения государственного строительного надзора, в том числе проведения проверок исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, отсутствуют. При проведении проверок выявлены нарушения требований проектной документации, ссылки на нарушения требований технических регламентов отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 22.02.2019 служба на основании распоряжения от 19.02.2019 N 38/ГСН/883 провела проверку общества на объекте капительного строительства: "автомобильная газонаполнительная компрессиорная станция с техническим обслуживанием автомобилей на компрессированном природном газе по пр. Королева 1 "Н" в г. Ростове-на-Дону", в результате которой выявила нарушения требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, зафиксированные в акте проверки от 22.02.2019 N 01.002.2330-7:
- не представлена исполнительная документация: заземление, молниезащита, электромонтажные работы; монтаж пожарной сигнализации; монтаж технологического оборудования; на прокладку внутриплощадочного газопровода - 146 м; отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха (операторная, сто); водоснабжение (нарушены часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), пункты 3.5, 3.23 СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции", утвержденные приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 109/ГС; пункты 6.13, 7.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 781, постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства", РД 11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1128));
- не выполнено устройство резервуара дождевых вод (емкость - 30 м),
не выполнены работы по устройству лотка дождевых стоков; в зоне расположения резервуара проектом предусмотрено благоустройство в виде покрытия газоном
(по факту тротуарной плиткой) (нарушены проектная документация 5/2018-П-ИОСЗ
лист 5 графическая часть, 5/2018-П-ПЗУ лист 2, 5 графическая часть; положительное заключение экспертизы от 10.05.2018 N 77-2-1-3-0244-18);
- съезд (примыкание) с проспекта Королева выполнен из тротуарной плитки, проектом предусмотрено устройство асфальтобетонного покрытия до дождевого лотка; не установлены дорожные знаки и не выполнена дорожная разметка на въезде - выезде (нарушены проектная документация 5/2018-П-ПЗУ лист 5, 6 графическая часть, положительное заключение экспертизы от 10.05.2018 N 77-2-1-3-0244-18 лист 11);
- не выполнено устройство кругового проезда с твердым асфальтобетонным покрытием для проезда пожарных машин (по факту покрытие территории выполнено из тротуарной бетонной плитки) (нарушена проектная документация 5/2018-П-ИОС2 лист 7).
По результатам выявленных нарушений обществу (техническому заказчику) выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 22.02.2019 N 01.0022330-5 со сроком устранения до 08.04.2019.
С целью проверки исполнения данного предписания служба на основании распоряжения от 12.04.2019 N 38/ГСН/2138 провела проверку общества, по результатам которой составила акт от 19.04.2019 N 01.002.2330-8 и выдала новое предписание от 19.04.2019 N 01.002.2330-6, зафиксировавшее невыполнение ранее выявленных нарушений, отраженных в предписании от 22.02.2019 N 01.0022330-5. Сроком исполнения предписания указано 10.06.2019.
Общество обжаловало предписания службы в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции, руководствуясь пунктами 1, 4, 3, 7, 9, 11, 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение), статьей 49, пунктом 6 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса, пунктом 9 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129, сделали вывод об отсутствии у службы оснований для выдачи предписаний.
Суд установил, что 30.08.2017 общество получило разрешение на строительство объекта капитального строительства N 61-310-913201-2017.
Шестого сентября 2017 года общество представило в службу извещение N 1 о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Служба завело дело N 01.002.2330, разработала и выдала обществу программу проведения проверок (первая примерная дата проведения проверки установлена с 01.12.2017 по 31.12.2017).
В декабре 2017 года служба провела проверку, по результатам которой составила акт и выдала первое предписание, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности, принято также новое предписание с иным сроком для устранения выявленных нарушений.
Суд установил систематическое проведение службой проверочных мероприятий по исполнению выданных предписаний, по результатам которых выдавались новые предписания, а дела об административных правонарушениях направлялись для привлечения общества к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Суд сослался на проведение службой проверок 22.02.2019 и 19.04.2019, по результатам которых обществу выданы обжалуемые в настоящем деле предписания от 22.02.2019 N 01.002.2330-5 и 19.04.2019 N 01.002.2330-6.
Неисполнение обществом предписания от 22.02.2019 N 01.0022330-5 в установленный в нем срок послужило основанием для составления 19.04.2019 протокола об административном правонарушении N 191163 по части 6 статьи 19.5 Кодекса. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 по делу N А53-17135/2019, вступившим в законную силу, общество привлечено к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса.
Двадцать восьмого сентября 2018 года департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону уведомил общество о внесении изменений в разрешение на строительство от 30.08.2017 N 61-310-913201-2017 в части изменения сведений об объекте капитального строительства. Этими изменениями исключено проведение обязательной экспертизы по пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса.
Суд установил направление обществом в службу писем с указанием на внесенные изменения в разрешение на строительство (от 09.10.2018 N 155, 30.01.2019 N13), извещение N 1 о прекращении осуществления государственного строительного контроля от 04.10.2018, где просило прекратить осуществление государственного строительного надзора из-за устранения оснований, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 54 Градостроительного кодекса в измененной с 21.01.2019 редакции. Письмом от 14.12.2018 N 183 общество уведомило службу о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2018 N 61- 310-913209-2018.
Руководствуясь пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 N 926 "О внесении изменений в положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", суд правильно указал, что после внесении изменений в Положение предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реконструкции, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов.
С учетом изложенного должностные лица службы могут проверять объект капитального строительства только на соответствие требованиям проектной документации, в отношении которой по статье 49 Градостроительного кодекса проведена экспертиза и получено положительное заключение.
Поскольку 28.09.2018 департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону уведомил общество о внесении изменений в разрешение на строительство от 30.08.2017 N 61-310-913201-2017 в части изменения сведений об объекте капитального строительства, исключив проведение обязательной экспертизы по пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, проведение службой проверок 22.02.2019 и 19.04.2020 обоснованно признано судом незаконным вследствие отсутствия у службы полномочий по их проведению, вызванных изменениями в действующее законодательство об объектах, подконтрольных строительному надзору.
Суд также правильно отметил, что законность предписаний не проверялась и не устанавливалась в делах о привлечении общества к административной ответственности за неисполнение предписаний. Доводы службы о том, что изменения проектной документации объекта и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не влекут прекращение проверок исполнения ранее выданных предписаний не влияет на рассмотрение вопроса о необходимости прекращения государственного строительного надзора.
Доводы службы при новом рассмотрении дела общество не доказало направление ей извещения об устранении нарушений при строительстве от 07.12.2018 N 4 с актом об устранении нарушений и корректировке проектной документации и отсутствии возможности проверить исполнение предыдущих предписаний, на законность обжалуемых судебных актов не влияют.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А53-17001/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил направление обществом в службу писем с указанием на внесенные изменения в разрешение на строительство (от 09.10.2018 N 155, 30.01.2019 N13), извещение N 1 о прекращении осуществления государственного строительного контроля от 04.10.2018, где просило прекратить осуществление государственного строительного надзора из-за устранения оснований, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 54 Градостроительного кодекса в измененной с 21.01.2019 редакции. Письмом от 14.12.2018 N 183 общество уведомило службу о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 11.12.2018 N 61- 310-913209-2018.
...
С учетом изложенного должностные лица службы могут проверять объект капитального строительства только на соответствие требованиям проектной документации, в отношении которой по статье 49 Градостроительного кодекса проведена экспертиза и получено положительное заключение.
Поскольку 28.09.2018 департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону уведомил общество о внесении изменений в разрешение на строительство от 30.08.2017 N 61-310-913201-2017 в части изменения сведений об объекте капитального строительства, исключив проведение обязательной экспертизы по пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, проведение службой проверок 22.02.2019 и 19.04.2020 обоснованно признано судом незаконным вследствие отсутствия у службы полномочий по их проведению, вызванных изменениями в действующее законодательство об объектах, подконтрольных строительному надзору."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф08-12539/19 по делу N А53-17001/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12539/19
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13555/20
16.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-17001/19
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12539/19
23.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16150/19
16.08.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-17001/19