"Презумпция бедности" в жилищном праве
Жилищные права граждан претерпевают в последние годы медленную, но неуклонную трансформацию. Гражданско-правовая составляющая в них возрастает, а социально-обеспечительная убывает. Проявляется это наиболее непосредственно и зримо в снижении доли бюджета в финансировании коммунальных услуг и, соответственно, в возрастании доли собственных средств граждан в коммунальных платежах. Изменение этих пропорций происходит целенаправленно, в соответствии с Федеральным законом от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики", в котором были даже обозначены сроки перехода на полную оплату населением коммунальных услуг: конец 2007 года.
Никто особенно не рассчитывал, что население с энтузиазмом воспримет возложение на него в полном объеме бремени содержания коммунальной сферы. Политики увязли в дискуссиях: можно ли повышать плату за услуги до того, как заметно повысится их качество? можно ли повышать плату за услуги до того, как заметно повысятся доходы населения? за счет кого или чего проводить коммунальную реформу? Не будет преувеличением сказать, что в славной своими традициями "добровольчества" Москве идея добровольного перехода состоятельных граждан на 100% оплату ими коммунальных услуг провалилась. А предложение властей малоимущим гражданам выстроиться в очередь за справками на субсидии для оплаты коммунальных услуг стало хорошим поводом отличиться для тех политиков, которые зарабатывают очки на популистской оппозиционности.
Чем может помочь юридическая наука оказавшейся в неприятном положении власти? Обратимся к институту презумпций, который существует в любой отрасли права. В авторском праве - это презумпция авторства (предусмотрена Законом "Об авторском праве и смежных правах"): бремя доказательства плагиата и прочих нарушений авторских прав лежит на лице, которое оспаривает авторство другого лица, имя которого указано на оригинале или экземпляре произведения. В уголовно-процессуальном праве существует презумпция невиновности обвиняемого: он считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Сходные презумпции существуют в административном и трудовом праве. В гражданском праве существует презумпция добросовестности владения, приобретения, презумпция виновности должника, не исполнившего обязательство.
В любой отрасли права презумпции направлены на защиту слабой стороны в правоотношениях. В любой отрасли, но не в жилищном праве, где почему-то потребители коммунальных услуг считаются сильной стороной в отношениях с монополистом. Перед необходимостью унизительно доказывать свою бедность оказались даже те граждане, бедность которых для большинства их разумных сограждан вполне очевидна. Ведь, по сути, действующим порядком предоставления адресных (модное у политиков словечко) субсидий населению на оплату коммунальных услуг презюмируется, что население в нашей стране живет, как правило, в достатке. И только кто-то кое-где у нас порой в достатке жить не хочет. Насколько оторвана такая презумпция от действительности - можно не объяснять.
Напрашивается вывод: презюмироваться должна бедность потребителей коммунальных услуг. Но за злоупотребление отдельными гражданами этой презумпцией необходимо предусмотреть санкции и иные неблагоприятные последствия, аналогичные последствиям за налоговые правонарушения. Механизм декларирования гражданами своего права на льготы при оплате коммунальных услуг должен быть предельно простым: достаточно простого заявления гражданина о переходе на частичную оплату коммунальных услуг в организацию, предоставляющую коммунальные услуги. А если при проверке жилищными органами заявления гражданина обнаружится, что он перешел на частичную оплату необоснованно - жилищные органы и организации смогут взыскать недоимку, пеню и штраф (их можно предусмотреть в Жилищном кодексе аналогично соответствующим нормам Налогового кодекса).
Подавляющая часть населения страны окажется более или менее на отдалении от "опасной черты", разделяющей тех, кто имеет право на коммунальные льготы и тех, кто должен платить полностью. Ни явно богатым, ни явно бедным не придется ежемесячно сверять свои доходы с официальным уровнем бедности. А вот лицам, балансирующим на грани бедности и достатка ("пограничникам") придется вооружиться калькулятором - если, конечно, они хотят насладиться благами льготности. В результате доказывать свою бедность придется лишь гражданам, в отношении которых у жилищных органов будут доказательства неправомерности использования льгот. Работа органов по предоставлению льгот на коммунальные услуги наполнится творческим содержанием. У них завяжутся плодотворные контакты с коллегами из налоговой полиции, изменится контингент лиц, с которыми придется выяснять отношения (ирония на тему "коммунального сыска" здесь неуместна). Вот это будет действительно шаг по реформированию ЖКХ!
Итак, мы получим на выходе: сокращение очередей за справками для льготников, экономию времени как просителей, так и администраторов; действительную заботу государства о достоинстве своих граждан; снижение социальной напряженности, искусно подогреваемой нечистоплотными политиками; обогащение института презумпций - презумпцией бедности плательщика коммунальных услуг. В свою очередь, это будет содействовать развитию жилищного права в направлении становления его как самостоятельной отрасли.
В. Войтенко,
начальник юридического бюро (г. Калуга)
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Презумпция бедности" в жилищном праве
Автор
В. Войтенко - начальник юридического бюро (г. Калуга)
"Российская юстиция", 2003, N 9