Письмо Федеральной налоговой службы от 27 октября 2023 г. N ЗГ-3-26/13966
Управление электронного документооборота Федеральной налоговой службы, рассмотрев обращение <...> по вопросу определения даты совершения факта хозяйственной жизни в рамках электронного документооборота, в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Для определения даты составления первичного учетного документа следует руководствоваться пунктом 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утвержденного приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н.
В качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события и в случае отличия даты составления первичного учетного документа от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом, указывается также информация о дате совершения факта хозяйственной жизни.
Таким образом, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Следовательно, дата совершения факта хозяйственной жизни является неотъемлемой частью сделки.
Приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@ "Об утверждении формата представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме", от 22.07.2022 N ЕД-7-26/691@ "Об утверждении об утверждении формата представления акта о приемке выполненных работ в электронной форме" (далее - приказы ФНС по форматам), использование которых носит рекомендательный характер, утверждены форматы представления документов, подтверждающих выполнение работ или оказание услуг в электронной форме (далее - форматы).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N ЕД-7-26/691@ следует читать как "28.07.2022"
При составлении документов, создаваемых в электронной форме по форматам, утвержденным приказами ФНС по форматам до внесения соответствующих изменений в приказы по форматам возможно использовать свободные информационные поля элемента "ИнфПолФХЖ1" таблиц 5.10 и 5.3 "Информационное поле события (факта хозяйственной жизни) 1", состав данных элементов представлен в таблицах 5.14 и 5.43 "Информационное поле "ИнфПолТип") для отражения в них реквизитов акта (сведения о дате подписания акта).
Дополнительно информируем, что отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью, и не противоречить нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2023 N 03-03-06/1/57560).
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
И.о. начальника |
И.В. Присяжнюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это невозможно - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета, а также достоверность этих данных.
Как пояснила ФНС, дата совершения факта хозяйственной жизни является неотъемлемой частью сделки.
При составлении документов в электронной форме по форматам ФНС до внесения соответствующих изменений можно использовать свободные информационные поля элемента "ИнфПолФХЖ1" для отражения в них реквизитов акта (сведения о дате подписания акта).
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 октября 2023 г. N ЗГ-3-26/13966
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 7-13 ноября 2023 г. N 42
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 27 ноября 2023 г. N 23