г. Краснодар |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А63-4172/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (ИНН 2635329994, ОГРН 1042600329991) - Филимонова О.А. (доверенность от 26.02.2020), в отсутствие должника - общества с ограниченной ответственностью "СтройТехИндустрия-26" (ИНН 2632092715, ОГРН 1082632005400), арбитражного управляющего Шуман Руслана Викторовича (ИНН263401562493), иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.2020 по делу N А63-4172/2019, установил следующее.
ООО "Вист-Пятигорск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "СтройТехИндустрия-26" (далее - должник) несостоятельным (банкротом). Определением от 22.04.2019 в отношении ООО "СтройТехИндустрия-26" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Шуман Р.В. Решением суда от 26.08.2019 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим должника утвержден Шуман Руслан Викторович.
Определением суда от 24.07.2020 конкурсное производство в отношении ООО "СтройТехИндустрия-26" завершено. Суд установил, что все возможные мероприятия, связанные с процедурой банкротства, проведены (инвентаризация имущества, оспаривание сделки). Должник не имеет имущества и денежных средств, которые возможно было бы направить на погашение требований кредиторов. Выявленная дебиторская задолженность нереальна ко взысканию, поскольку контрагенты (стороны правоотношений) ликвидированы. Расчетные счета должника закрыты, возможность формирования конкурсной массы исчерпана, расчеты с кредиторами не производились из-за отсутствия какого-либо имущества. Остались непогашенными 536 753 рубля расходов, связанных с проведением процедур банкротства должника.
Определением суда апелляционной инстанции от 09.10.2020 производство по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - управление, уполномоченный орган) прекращено.
В кассационной жалобе управление просит отменить определение от 24.07.2020, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, завершение процедуры конкурсного производства до рассмотрения требований уполномоченного органа является преждевременным, цель конкурсного производства не достигнута. Это лишило последнего возможности реализовать право на защиту интересов Российской Федерации в части взыскания заявленной задолженности по уплате обязательных платежей.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы кассационной жалобы, указав на незавершенность мероприятий процедуры банкротства.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, определением от 22.04.2019 в отношении ООО "СтройТехИндустрия-26" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Шуман Р.В. Решением суда от 26.08.2019 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Шуман Р.В.
Определением от 20.06.2019 суд принял к рассмотрению заявление Межрайонной ИФНС N 10 по Ставропольскому краю об установлении и включении требований в реестр требований кредиторов должника. Однако поскольку требование заявлено с нарушением срока, рассмотрение заявления назначено после введения в отношении должника процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Определением суда от 30.09.2019 рассмотрение заявления кредитора назначено на 21.10.2019. Определением от 28.10.2019 по ходатайству конкурсного управляющего рассмотрение заявления Межрайонной ИФНС N 10 по Ставропольскому краю об установлении требований к должнику в части рассмотрения требований в сумме 116 229 671 рубля приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения в Арбитражном суде Ставропольского края дела N А63-16542/2019.
19 июня 2020 года к производству суда принято заявление Межрайонной ИФНС России N 10 по Ставропольскому краю об установлении и включении требований в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 2 806 рублей 29 копеек. Определением от 20.07.2020 суд отказал в удовлетворении требований в связи с отсутствием задолженности.
Определением суда от 24.07.2020 конкурсное производство в отношении ООО "СтройТехИндустрия-26" завершено. Суд установил, что имущество и денежные средства у должника отсутствуют, дебиторская задолженность нереальна ко взысканию (ответчики ликвидированы), денежные средства, поступившие от оспоренной сделки должника, направлены на погашение текущих расходов, которых недостаточно (непогашенными остались понесенные в процедуре наблюдения и конкурсного производства расходы в размере 536 753 рубля). Расчетные счета должника закрыты, мероприятия конкурсного производства исчерпаны, возможность пополнить конкурсную массу должника в целях погасить требования кредиторов отсутствует. Кредиторы не выразили согласие в дальнейшем финансировать процедуру конкурсного производства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства обязан принять все меры по розыску имущества должника, истребованию его дебиторской задолженности. Результаты этой работы должны быть изложены в отчете конкурсного управляющего, который является предметом рассмотрения в суде при решении вопроса о завершении конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. В силу пункта 2 статьи 147 Закона о банкротстве к отчету конкурсного управляющего прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По правилам пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 Закона о банкротстве - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве конкурсную массу составляет имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Обязанности по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, предъявление требования к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, о ее взыскании возложены на конкурсного управляющего (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве).
Из представленного в материалы дела отчета о результатах проведения конкурсного производства следует, что признаны обоснованными и включены в реестр требования кредиторов должника в общей сумме 233 953 983 рублей 91 копейки. Конкурсный управляющий провел инвентаризацию имущества должника, в ходе которой установлено наличие у должника единственного актива - дебиторской задолженности в размере 120 434 359 рублей. Суд установил, что конкурсный управляющий провел необходимую работу по принудительному взысканию дебиторской задолженности. Однако, как установлено, в связи с невозможностью взыскания денежных средств с ООО "Межрегиональный строительный альянс" и ООО "Русские сети", а также отсутствием каких-либо активов у названных контрагентов, конкурсный управляющий принял решение о списании дебиторской задолженности названных юридических лиц как безнадежную ко взысканию. По иным дебиторам взыскать задолженность в рамках исполнительных производств также не представилось возможным по причине отсутствия имущества и денежных средств.
Определением суда от 30.01.2020 по данному делу признана недействительной сделка должника (договор купли-продажи транспортного средства от 18.12.2018). Установлено, что поступившие на счет должника денежные средства в размере 1 350 тыс. рублей направлены конкурсным управляющим на текущие расходы. Однако денежных средств оказалось недостаточно, остались не погашенными расходы в сумме 536 753 рубля. В материалах дела имеются ответы компетентных государственных регистрирующих органов, из которых следует, что объектов движимого и недвижимого имущества, зарегистрированных за должником на праве собственности, не имеется. Денежные средства не обнаружены. Таким образом, как отметил суд, за период конкурсного производства конкурсная масса ООО "СтройТехИндустрия-26" не сформирована, расчеты с кредиторами не произведены.
Конкурсный управляющий провел собрание кредиторов, которое признано несостоявшимся ввиду отсутствия кворума. Согласно представленным в материалы дела почтовым квитанциям кредиторы должника уведомлены об обращении конкурсного управляющего в суд с ходатайством о завершении процедуры конкурсного производства. К дате судебного заседания кредиторы письменных мотивированных возражений относительно возможности (невозможности) завершения процедуры конкурсного производства, а также согласие финансировать процедуру не представили, как и не представили сведения относительно незавершенных мероприятий процедуры конкурсного производства. По истечении срока процедуры конкурсного производства расчетные счета должника закрыты. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о проведении необходимых мероприятий и необходимости завершить процедуру конкурсного производства в отношении должника.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, определенном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что конкурсный управляющий должника провел мероприятия, предусмотренные Законом о банкротстве, направленные на погашение требований кредиторов и завершение конкурсного производства; в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий исчерпал все предусмотренные законом меры по погашению требований кредиторов должника; в деле отсутствуют доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве и задолженность перед кредиторами. Отсутствие конкурсной массы документально подтверждено, реальных источников для ее пополнения с целью удовлетворения требований кредиторов не имеется. При таких обстоятельствах завершение конкурсного производства в отношении должника соответствует положениям статьи 149 Закона о банкротстве, установленным судом обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд округа отклоняет довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у суда оснований для завершения конкурсного производства при наличии нерассмотренного требования уполномоченного органа, так как это обстоятельство в данном случае не является препятствием к завершению конкурсного производства ввиду достижения его цели (осуществления всех мероприятий, направленных на формирование конкурсной массы). Отмена определения от 24.07.2020 и продолжение процедуры конкурсного производства в данном случае не приведет к удовлетворению требований управления в установленном законом порядке в связи с тем, что требования уполномоченного органа могут быть удовлетворены только за счет денежных средств, поступивших от реализации имущества должника, вероятность обнаружения которого отсутствует. Как установлено судом, сформировать конкурсную массу не представляется возможным. Кроме того, это не восстановит права налогового органа, поскольку имущество у должника отсутствует, вероятность его обнаружения материалами дела не подтверждена, формирование конкурсной массы невозможно. Конкурсный управляющий принял все предусмотренные законом меры по погашению требований кредиторов должника; к ходатайству о завершении процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий приложил все документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 147 Закона о банкротстве.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Между тем переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.2020 о завершении конкурсного производства в отношении должника - ООО "СтройТехИндустрия-26" по делу N А63-4172/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа отклоняет довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у суда оснований для завершения конкурсного производства при наличии нерассмотренного требования уполномоченного органа, так как это обстоятельство в данном случае не является препятствием к завершению конкурсного производства ввиду достижения его цели (осуществления всех мероприятий, направленных на формирование конкурсной массы). Отмена определения от 24.07.2020 и продолжение процедуры конкурсного производства в данном случае не приведет к удовлетворению требований управления в установленном законом порядке в связи с тем, что требования уполномоченного органа могут быть удовлетворены только за счет денежных средств, поступивших от реализации имущества должника, вероятность обнаружения которого отсутствует. Как установлено судом, сформировать конкурсную массу не представляется возможным. Кроме того, это не восстановит права налогового органа, поскольку имущество у должника отсутствует, вероятность его обнаружения материалами дела не подтверждена, формирование конкурсной массы невозможно. Конкурсный управляющий принял все предусмотренные законом меры по погашению требований кредиторов должника; к ходатайству о завершении процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий приложил все документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 147 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф08-11304/20 по делу N А63-4172/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5552/2021
21.04.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3106/20
18.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11243/20
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11304/20
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4172/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4172/19
26.08.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4172/19
22.04.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4172/19