г. Краснодар |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А32-51390/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Югстрой-электросеть" (ИНН 2311172038, ОГРН 1142311005693) - Иванова М.О. (доверенность от 17.05.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югстрой-электросеть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2020 по делу N А32-51390/2019, установил следующее.
ООО "Югстрой-электросеть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 29.08.2019 N 23/237/002/801/2019-3684 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) об отказе в государственной регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости 2БРТП-1250-10/0,4 кВ; возложении обязанности на управление осуществить государственную регистрацию права собственности и постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании заявлений от 14.05.2019 N 23/237/002/801/2019-3684 и 23-0-1-237/3102/2019-2171.
Решением суда от 26.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя, для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности необходимо представить технический план объекта недвижимости и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен данный объект. Необходимость в получении разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствовала. Суд ссылается на недействующую редакцию пункта 2 статьи 346 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Документы, приложенные обществом к кассационной жалобе, не принимаются судом кассационной инстанции. Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом. В силу процессуального законодательства у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по приобщению новых доказательств, их оценке и установлению на их основании фактических обстоятельств по делу.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
16 декабря 2020 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 22.12.2020, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что ООО "Габион" (далее - организация) по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 18.01.2013 N 1/ЖП-2013/Речной бриз/Дом1/И является застройщиком многоэтажного жилого дома на земельном участке 23:43:0426010:37.
Организация представила обществу на основании договора аренды от 01.04.2019 N 1 часть земельного участка общей площадью 106 кв. м с кадастровым номером 23:43:0426010:37/чзу1 для эксплуатации трансформаторной подстанции - 4БРТП.
Общество на предоставленной части земельного участка построило объект 2БРТП-1250-10/0,4 кВ в связи с исполнением технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям многоэтажного жилого дома, застройщиком которого является организация.
14 мая 2019 года общество обратилось в управление с заявлениями N 23/237/002/801/2019-3684 о государственной регистрации права собственности и N 23-0-1-237/3102/2019-2171 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости "2БРТП-1250-10/0,4 кВ" с приложением следующих документов: технического плана объекта недвижимости; договора субаренды части земельного участка от 01.04.2019 N 1, платежного поручения от 07.05.2019 N 1276, доверенности.
29 мая 2019 года управление приостановило осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности по заявлению общества от 14.05.2019 N 23/237/002/801/2019-3684 и 23-0-1-237/3102/2019-2171, в связи с не предоставлением правоустанавливающего документа на заявленный объект; доработанного технического плана на объект; отсутствием согласия залогодержателей на государственную регистрацию права собственности.
18 июня 2019 года общество обратилось в апелляционную комиссию управления с заявлением N 550 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
10 июля 2019 года апелляционная комиссия управления приняла решение об отклонении заявления от 18.06.2019 N 23/19-211 об обжаловании решения о приостановлении.
29 августа 2019 года управление отказало в государственной регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости 2БРТП-1250-10/0,4 кВ.
Полагая, что отказ управления является незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Эти документы должны отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 36 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" не требуется получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, строящихся в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В силу части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно подпунктам "е" и "ж" пункта 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Спорный объект электросетевого хозяйства строился для технологического присоединения к электрическим сетям многоэтажного жилого дома; данное обстоятельство не отрицается обществом.
Исходя из части 1 статьи 345 Гражданского кодекса, частей 7 и 9 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) предоставленный для строительства многоквартирного дома земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или праве аренды, право субаренды на указанный земельный участок считаются находящимися в залоге у участников долевого строительства. Замена предмета залога допускается с согласия залогодержателя, если законом или договором не предусмотрено иное.
Таким образом, передача части земельного участка, предназначенного для строительства многоквартирного дома, допускается только с согласия участников долевого строительства, поскольку участники долевого строительства имеют право знать о площади и параметрах земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного дома.
Из анализа положений части 1, пункта 1 части 4 статьи 4, частей 1 и 2 статьи 7 Закона N 214-ФЗ следует, что общая площадь объекта долевого строительства является существенным условием договора участия в долевом строительстве, в случае расхождения фактической площади объекта недвижимости с проектной, предусмотренной договором, участник долевого строительства вправе потребовать, в том числе, соразмерного уменьшения цены договора.
При таком положении вывод судов о том, что отказ управления в совершении заявленных обществом регистрационных действий не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов последнего является правомерным.
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, определяя круг доказывания по указанному спору, суды не вышли за пределы заявленных требований, рассмотрели спор по существу по имеющимся в деле доказательствам. Следует также отметить, что в рамках юрисдикционной формы защиты прав арбитражный суд, оценивая правомерность действий органов регистрации относительно отказа в совершении регистрационных действий должен устанавливать наличие либо отсутствие иных оснований, препятствующих совершению испрашиваемых действий, вне зависимости от оснований отказа, отраженных в решении уполномоченного органа.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2020 по делу N А32-51390/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из части 1 статьи 345 Гражданского кодекса, частей 7 и 9 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) предоставленный для строительства многоквартирного дома земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или праве аренды, право субаренды на указанный земельный участок считаются находящимися в залоге у участников долевого строительства. Замена предмета залога допускается с согласия залогодержателя, если законом или договором не предусмотрено иное.
...
Из анализа положений части 1, пункта 1 части 4 статьи 4, частей 1 и 2 статьи 7 Закона N 214-ФЗ следует, что общая площадь объекта долевого строительства является существенным условием договора участия в долевом строительстве, в случае расхождения фактической площади объекта недвижимости с проектной, предусмотренной договором, участник долевого строительства вправе потребовать, в том числе, соразмерного уменьшения цены договора.
...
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2020 г. N Ф08-9691/20 по делу N А32-51390/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9691/20
15.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10547/20
17.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10547/20
26.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-51390/19
18.02.2020 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-51390/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-51390/19