Усилить уголовно-правовую охрану вод,
водных животных и растений
В качестве базового источника для уголовного законодательства в области водной среды целесообразным стало бы принятие Экологического кодекса, в котором были бы кодифицированы основополагающие цели и задачи экологического законодательства, а другие акты данной отрасли законодательства разрабатывались и принимались бы в его развитие и на его основе.
Экологическое законодательство имеет своей целью создание и сохранение правопорядка в сфере экологических отношений как гарантии реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Существенную роль при этом играет законодательное закрепление уголовной ответственности за нарушения этого правопорядка.
Однако действующие на настоящий момент нормы уголовного права в области защиты водной среды требуют некоторой доработки в целях эффективности их воздействия на общество.
В частности, более наглядного определения в законодательстве требуют отношения по защите вод, водных животных и растений, что связано с уникальностью и важностью для человечества их объектов. Так, в главе 26 УК РФ "Экологические преступления" представляется целесообразным выделить раздел "преступления против вод, водных животных и растений".
Специальный раздел УК РФ, посвященный защите вод, водных животных и растений, представляется возможным структурно разделить следующим образом.
Статья 1. Преступления против пресных вод.
В данной статье следует закрепить уголовную ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств.
Статья 2. Преступления против морской среды.
В первых частях данной статьи необходимо закрепить уголовную ответственность за загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.
Далее, в соответствующей части данной статьи следует определить уголовную ответственность за незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.
В следующей части - уголовную ответственность за исследование, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения.
Статья 3. Преступления против водных животных и растений.
Здесь в первых частях статьи следует закрепить уголовную ответственность за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений.
В следующей части - за производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
При этом в каждой из перечисленных статей должны содержаться отдельные части, предусматривающие определенные квалифицирующие признаки соответствующего преступления (например, загрязнение вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или незаконная добыча водных животных и растений, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), за которые, соответственно, должна предусматриваться уголовная ответственность в большем размере.
Кроме того, учитывая, что необходимо восстанавливать ущерб, нанесенный экологическими преступлениями водной среде, а также то, что этот процесс на практике является сложным и дорогостоящим, представляется целесообразным существенное повышение роли материальной стороны уголовной ответственности за совершение рассматриваемой категории преступлений.
В этой связи хотелось бы отметить, что перспективным стало бы сведение уголовной ответственности за совершение преступлений против вод, водных животных и растений, за исключением тех преступлений, которые требуют дополнительной квалификации по ст.ст.109, 111 и 112 УК РФ, к значительно большим по сравнению с существующими на настоящий момент штрафам и лишению права заниматься определенным видом деятельности и занимать определенную должность.
Что касается соответствия российского уголовного законодательства в области защиты вод, водных животных и растений международным стандартам, то здесь необходимо отметить следующее. На современном этапе развития общества для единообразного понимания глобальной проблемы защиты окружающей среды, совершенствования механизмов обеспечения этой защиты с учетом обмена опытом различных государств, а также, принимая во внимание мировое значение данной проблемы, соответствующие положения были закреплены на международном уровне в Международном экологическом праве, представляющем собой свод постоянно обновляющихся и дополняющихся в связи с развитием общества правил, базирующихся на двух фундаментальных принципах: обязанности государства воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде за пределами своей территории и обязанности государства беречь окружающую среду в целом.
Проблема соотношения международного и национального права главным образом актуальна в свете проведения параллелей между российскими законами и конкретными международно-правовыми нормами, а также анализа основ реального взаимодействия норм национального и международного права.
Как правило, решение вопроса о соотношении внутреннего законодательства с нормами международного права содержится в разделе "Основные положения" российских законов, направленных на регулирование отношений по использованию и охране окружающей среды.
Кроме того, в пределах, определенных Конституцией РФ, и в соответствии с иными национальными правовыми актами нормы международного права в области использования, охраны и защиты отдельных природных объектов являются составной частью правовой системы. Это свидетельствует о возрастающем значении норм международного права во внутригосударственной сфере.
Относительно предложений, направленных на совершенствование российского уголовного законодательства по защите водной среды с целью его приближения к международным стандартам, представляется возможным отметить следующее.
Целесообразной представляется унификация норм российского национального уголовного права в соответствии с международными стандартами.
Необходимо развитие международного опыта по заключению соглашений о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в частности, соглашений о выдаче лиц, подвергшихся уголовному преследованию в других странах за совершение рассматриваемых преступлений.
Эффективности защиты вод, водных животных и растений послужит, кроме того, заключение соглашений об ответственности транснациональных корпораций (ТНК) за преступления в сфере природопользования, совершенные на территории договаривающихся государств.
Позитивному развитию отношений в области защиты водной среды способствовало бы также заключение соглашений о взаимодействии правоохранительных и природоохранных органов государств - участников при расследовании преступлений против вод, водных животных и растений.
Уголовное право в области защиты вод, водных животных и растений с принятием нового УК РФ приблизилось к международным стандартам, но еще требует некоторых преобразований и совершенствования.
В целях приведения уголовного законодательства Российской Федерации в области защиты вод, водных животных и растений к международным стандартам необходимо принять меры по скорейшему присоединению Российской Федерации к Европейской конвенции о защите окружающей среды средствами уголовного права 1998 года.
Кроме того, представляется крайне целесообразным создание специальной международной организации, уполномоченной заниматься исключительно вопросами экологических преступлений, и в частности, преступлений против вод, водных животных и растений.
Ю. Конюшкина,
юрист 1-го класса
Департамента международного сотрудничества
Министерства юстиции Российской Федерации
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Усилить уголовно-правовую охрану вод, водных животных и растений
Автор
Ю. Конюшкина - юрист 1-го класса Департамента международного сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации
"Российская юстиция", 2003, N 9