Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
утверждено
постановлением
Администрации города Губкинского
от 3 ноября 2023 г. N 2372
Основные направления
бюджетной и налоговой политики городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 - 2026 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - городской округ) на 2024 - 2026 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного решением Думы города Губкинского от 17 февраля 2020 года N 507.
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа на 2024 - 2026 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства, муниципальных правовых актов в рамках процедуры формирования проекта городского бюджета на предстоящий бюджетный цикл с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики на 2023 - 2025 годы.
Бюджетная и налоговая политика городского округа на среднесрочную перспективу ориентирована на реализацию основных задач, определенных в положениях Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года N 478 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года", основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 - 2026 годы, Стратегией социально-экономического развития города Губкинского.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа является определение условий и основных подходов, используемых при составлении проекта городского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров городского бюджета на 2024 - 2026 годы, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году и первой половине 2023 года
Бюджетная и налоговая политика в 2022 и 2023 годах, как и в предыдущие периоды, ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа, укрепление его доходной базы, формирование оптимальной структуры расходов бюджета, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию территории, предотвращение социальной напряженности и улучшение качества жизни граждан, осуществление расходных полномочий органов местного самоуправления, в том числе создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционных проектов.
Реализация бюджетной и налоговой политики осуществлялась в условиях адаптации экономики к изменившимся внешним факторам, в том числе к введенным санкциям, и переходом к новой модели экономического роста. Решающее влияние оказывает реализация на государственном уровне комплекса мер, направленных на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, включая поддержку экономики и социальной сферы.
По итогам 2022 года в городской бюджет поступило 1 243,5 млн. рублей налоговых платежей, что составило 9,9% в общем объеме доходов. Плановые назначения года по налоговым доходам исполнены на 102,9%. В сравнении с 2021 годом увеличение налоговых поступлений составило 212,2 млн. рублей или 20,6%.
Таблица
Анализ налоговых доходов городского бюджета в 2022 году
N п/п |
Наименование |
Исполнено за 2022 год, млн. рублей |
Доля в объеме налоговых доходов |
Исполнено за 2021 год, млн. рублей |
Доля в объеме налоговых доходов |
Рост / снижение (-), млн. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Налог на доходы физических лиц |
932,3 |
74,98% |
778,3 |
75,47% |
154,0 |
2 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
22 |
1,77% |
10,4 |
1,00% |
11,6 |
3 |
Налоги на совокупный доход |
248,6 |
19,99% |
208,4 |
20,21% |
40,2 |
4 |
Налоги на имущество |
23,9 |
1,92% |
24 |
2,33% |
-0,1 |
5 |
Государственная пошлина |
16,7 |
1,34% |
10,2 |
0,99% |
6,5 |
|
Итого |
1 243,50 |
100% |
1 031,30 |
100% |
212,2 |
Наибольший удельный вес в сумме налоговых поступлений в городской бюджет занимают налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход. Увеличение поступлений налогов в 2022 году связано с присоединением к городу Губкинскому территорий Пурпе и Пурпе-1 на основании закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2021 года N 34-ЗАО "Об изменении административно-территориального устройства Ямало-Ненецкого автономного округа путем преобразования населенных пунктов в форме присоединения, об организации местного самоуправления на территории городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа и изменении его границ".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 23 апреля 2021 года"
В первой половине 2023 года объем налоговых поступлений составил 635,7 млн. рублей или 58,8% к плановым назначениям текущего года.
Основными источниками, формирующими собственные налоговые доходы городского округа в первом полугодии 2023 года, по-прежнему остаются налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход. Их поступления составили 450,6 млн. рублей или 55,9% годовых назначений и 165,4 млн. рублей или 78,7% годовых назначений соответственно. В структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета налог на доходы физических лиц занимает 61,8%, налоги на совокупный доход - 22,7%, в общей структуре доходов бюджета их доля составляет 8,0% и 2,9% соответственно.
Доходы от уплаты налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (акцизы по подакцизным товарам (продукции)), составили 11,8 млн. рублей или 49,8% от годовых назначений 2023 года.
Поступление налогов на имущество за 1 полугодие текущего года в целом составило 3,5 млн. рублей или 12,5% годовых назначений, что ниже аналогичного периода 2022 года на 23,9% (исполнение бюджетных назначений в аналогичном периоде прошлого года составляло 4,6 млн. рублей).
В целях усиления мер по увеличению собираемости налогов в городской бюджет путем оказания содействия налоговым органам в осуществлении контроля за деятельностью налогоплательщиков, зарегистрированных на территориях других субъектов Российской Федерации и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории городского округа, на основании постановления Администрации города от 29 сентября 2022 года N 1908 "О мерах по увеличению поступлений налоговых доходов при исполнении муниципальных контрактов в городском округе город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа", муниципальные учреждения городского округа ежемесячно предоставляют перечень подрядных организаций, участвующих в выполнении работ (оказании услуг) на территории города более 1 месяца.
Особое внимание в городском округе уделяется повышению эффективности использования имущественного комплекса, в том числе выявление собственников недвижимого имущества, выявление неучтенных земельных участков с целью актуализации налоговой базы и привлечения к уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Ежегодно, в соответствии с постановлением Администрации города Губкинского от 31 декабря 2019 года N 2142 "Об оценке налоговых расходов городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа", реализуется комплекс мероприятий по оценке налоговых расходов городского округа, обусловленных муниципальными налоговыми льготами. В 2022 году льготы предоставлялись по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в соответствии с федеральным законодательством и решениями, принятыми Думой города Губкинского.
Общий объем недополученных доходов городского бюджета в 2022 году в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам, установленным решениями Думы города Губкинского, составил 2 376 тыс. рублей, в том числе по земельному налогу - 1 642 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц - 734 тыс. рублей.
Порядок налогообложения налогом на имущество физических лиц на территории города установлен решением Думы города Губкинского от 24 ноября 2014 года N 408 "Об установлении налога на имущество физических лиц" (далее - Решение N 408). В соответствии с пунктом 3.1 Решения N 408 обозначены категории налогоплательщиков, которые освобождены от уплаты налога - члены семей, признанных многодетными в соответствии с законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пунктом 3 решения Думы города Губкинского от 24 ноября 2014 года N 407 "Об установлении земельного налога" (далее - Решение N 407) обозначены категории налогоплательщиков, для которых предоставлена льгота, в том числе:
1. освобождены от уплаты налога члены семей, признанных многодетными в соответствии с законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления города Губкинского, казенные учреждения, полностью или частично финансируемые за счет средств городского бюджета, а также резиденты Арктической зоны Российской Федерации, реализующие инвестиционные проекты в туристической сфере, в отношении земельных участков, непосредственно используемых для реализации инвестиционных проектов в туристической сфере, в течение 5 лет с момента получения статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации;
2. работодателям, участвующим в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ставка земельного налога снижена на 0,1% на используемые в коммерческой деятельности земельные участки, которые находятся в собственности;
3. налогоплательщикам - инвесторам, организациям и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим действующее инвестиционное соглашение по реализации приоритетного инвестиционного проекта, предоставляется льгота в размере 50% от суммы налога;
4. на земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации наемных домов социального и коммерческого использования, применяется пониженная ставка земельного налога соответственно 0,01% и 0,15%.
По итогам оценки установлено, что налоговые расходы городского округа соответствуют целям муниципальных программ или целям социально-экономического развития городского округа и признаны эффективными.
В целях обеспечения сбалансированности городского бюджета на постоянной основе проводится работа по выполнению перечня мероприятий, утвержденного постановлением Администрации города Губкинского от 11 января 2023 года N 30 "Об утверждении перечня мероприятий по обеспечению сбалансированности городского бюджета на 2023 - 2025 годы" (далее - перечень). В соответствии с перечнем главные администраторы доходов на постоянной основе:
- осуществляют контроль за своевременной уплатой налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации,
- проводят претензионно-исковую работу по взысканию задолженности по неналоговым доходам,
- своевременно представляют информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за муниципальные услуги.
В целом бюджет города за 2022 год по доходам исполнен в сумме 12 600,8 млн. рублей при плане 12 560,4 млн. рублей или на 100,3%; по расходам в сумме 12 713,6 млн. рублей при плане 12 763,0 млн. рублей или на 99,6%, дефицит составил 112,8 млн. рублей.
Исполнение городского бюджета на 01 июля 2023 года по доходам составило 5 622,9 млн. рублей или 47,8% утвержденного годового плана, по расходам - 5 760,7 млн. рублей или на 43,6% от годового плана.
В 2022 - 2023 годах сохранилась социальная направленность расходов бюджета. Удельный вес расходов на социальную сферу в 2022 году составил 48,8% от общего объема средств, за первое полугодие 2023 года - 54,8% от общего объема расходов.
В рамках исполнения городского бюджета в 2022 году реализованы 12 муниципальных программ на сумму 12 756,3 млн. рублей, что составляет 99,9% от общего объема расходов бюджета. По состоянию на 01 июля 2023 года объем программных расходов составил 5 760,7 млн. рублей или 100,0%.
В 2022 году 85,9% программной части было направлено на реализацию 5 муниципальных программ:
- "Развитие образования" - 28,8% или 3 657,0 млн. рублей;
- "Формирование городской среды и развитие транспортной инфраструктуры" - 24,5% или 3 113,9 млн. рублей;
- "Обеспечение доступным и комфортным жильем" - 16,2% или 2 063,8 млн. рублей;
- "Развитие физической культуры и спорта" - 8,5% или 1 082,1 млн. рублей
- "Развитие культуры" - 7,9% или 1 003,6 млн. рублей.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ за отчетный год проводилась на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в программах и подпрограммах, а также полноты использования финансовых средств.
По результатам проведенной оценки все муниципальные программы имеют высокий рейтинг эффективности.
В 2022 году в городском округе осуществлялась реализация 6 региональных проектов в рамках 4 национальных проектов, на которые было направлено 841,5 млн. рублей.
В рамках реализации национальных проектов в 2022 году в городе проведены следующие значимые мероприятия:
- выполнялось инженерное обеспечение инфраструктурой микрорайонов N N 17 и 18;
- благоустроены 2 общественных территории;
- предоставлены субсидии 96 молодым семьям на улучшение жилищных условий;
- 6 семей получили социальные выплаты взамен предоставления земельных участков.
На реализацию 8 региональных проектов в 2023 году предусмотрено 767,5 млн. рублей.
По состоянию на 01 июля 2023 года исполнение составило 361,6 млн. рублей или 47,1%.
С целью повышения открытости бюджета и развития инструмента инициативного бюджетирования на территории города продолжается реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") (далее - проект "Уютный Ямал").
По итогам конкурса по отбору проектов местных инициатив в 2022 году реализовано 18 инициатив на сумму 2 097,4 млн. рублей, в том числе: благоустройство Никольского сквера, ремонт улиц Нефтяников, Набережная и Есенина, ремонт проезда N 40, строительство центра единоборств "Северный характер", установка детских игровых комплексов в микрорайонах города, устройство теплых остановочных павильонов и другое. Стоит отметить, что в 2023 году реализуется 21 бюджетная инициатива на сумму 1 100,1 млн. рублей, из них 3 инициативы 2022 года.
Инициативный проект "Фестиваль граффити "Территория 2022", реализованный в городе, стал призером VII Всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования в номинации "Лучший проект молодежного инициативного бюджетирования".
Особого внимания заслуживают и темпы развития школьного инициативного бюджетирования. Школьное инициативное бюджетирование представляет собой форму непосредственного участия учащихся общеобразовательных организаций в решении вопросов локального значения путем определения направлений расходования бюджетных средств.
Школьное инициативное бюджетирование позволяет:
- научиться работать в команде;
- развивать навыки проведения исследования;
- презентовать свои идеи публично;
- повысить финансовую грамотность и понять бюджетные процессы;
- развить чувство социальной ответственности.
В 2022 году на эти цели из городского бюджета выделялось 3,0 млн. рублей, которые были направлены на реализацию 23 проектов в десяти школах города. В 2023 году практика реализации школьного партисипаторного бюджетирования продолжена: учащимися города отобрано 23 проекта на сумму 3,0 млн. рублей.
В этой связи можно сказать, что реализация проекта "Уютный Ямал", кроме прочих положительных эффектов, является механизмом исполнения поручения Президента Российской Федерации от 01 марта 2020 года N Пр-354 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года, в части создания условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для горожан и определяемых с учётом их мнения.
Важным направлением развития инициативного бюджетирования стала и интеграция с механизмами по повышению финансовой грамотности населения. В 2022 году проведено 52 мероприятия, направленных на повышение финансовой и бюджетной грамотности дошкольников, школьников и взрослого населения.
В рамках исполнения полномочий по внутреннему финансовому контролю и контролю в сфере закупок в отчетном 2022 году проведено 34 контрольных мероприятия, объем проверенных средств составил 7 323,1 млн. рублей. По результатам проведенных контрольных мероприятий в адрес руководителей учреждений направлены предписания и представления об устранении нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения.
Департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в целях формирования стимулов к повышению качества управления муниципальными финансами ежегодно проводится мониторинг и оценка качества организации осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе.
В рамках проводимой оценки за 2022 год представлена информация по 49 индикаторам качества организации осуществления бюджетного процесса, распределенным по 5 направлениям, таким, как бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление долговыми обязательствами, управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг, прозрачность бюджетного процесса, характеризующих аспекты управления муниципальными финансами, и 6 индикаторам соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.
По результатам проведения оценки город Губкинский соответствует I (высшей) степени качества.
Особое внимание в городском округе уделяется работе по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства, для повышения доступности информации о финансовом состоянии публично-правовых образований бюджетные данные городского округа публикуются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет".
III. Основные направления налоговой политики городского округа на 2024 - 2026 годы
В условиях санкционных ограничений, с учетом текущей экономической ситуации, а также целей, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, налоговая политика городского округа на 2024 - 2026 годы будет направлена на увеличение налогового потенциала и обеспечение сбалансированности городского бюджета.
Реализация налоговой политики в 2024 - 2026 годах будет осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Стимулирование инвестиционной деятельности и сохранение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
С целью выполнения обязательств по созданию удобной для бизнеса инвестиционной среды в городском округе действуют различные меры налогового стимулирования:
- сохранены стимулирующие льготы по земельному налогу;
- резиденты Арктической зоны Российской Федерации освобождены от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента получения статуса резидента,
- для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, установлена пониженная ставка налога в размере 1% в течение 5 лет с момента получения статуса резидента.
2. Проведение ежегодной оценки налоговых расходов.
Оценка налоговых расходов городского округа, обусловленных налоговыми льготами, установленными муниципальными правовыми актами, проводится кураторами налоговых расходов исходя из критериев целесообразности и результативности.
Налоговые льготы анализируются на предмет их соответствия целям муниципальных программ или целям социально-экономического развития городского округа, востребованности плательщиками и степени влияния на достижение указанных целей. В отношении стимулирующих налоговых расходов определяется самоокупаемость налоговых расходов.
Данный подход позволяет кураторам налоговых расходов принимать решения о сохранении, корректировке или отмене налоговых льгот, определять альтернативный механизм достижения целей муниципальных программ или целей социально-экономического развития городского округа.
В среднесрочной перспективе проведение оценки налоговых расходов будет продолжено.
3. Увеличение собираемости налога на доходы физических лиц.
Большое значение для увеличения поступлений в городской бюджет от налога на доходы физических лиц является создание условий для роста общего объема фонда оплаты труда и принятие мер, направленных на повышение дисциплины работодателей - налоговых агентов. В 2024 году и плановом периоде будет продолжена работа, направленная на выявление организаций, осуществляющих деятельность на территории города без постановки на налоговый учет, на снижение неформальной занятости населения. Планируется продолжить взаимодействие с федеральными фискальными, контролирующими органами в части информационного взаимодействия, выявления налоговых правонарушений, взыскания задолженности по платежам в городской бюджет.
IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов
В условиях внешних ограничений приоритетом бюджетной политики городского округа в среднесрочной перспективе остается обеспечение устойчивости и сбалансированности городского бюджета, а также сохранение положительной динамики развития экономики.
При формировании бюджета в сложных и нестандартных условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности управления средствами городского бюджета при достижении основных целей социально-экономического развития городского округа.
С учетом приоритетности, основные направления бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов ориентированы на преемственность базовых целей и задач, поставленных в основных направлениях бюджетной политики в предыдущие годы. Принимая во внимание влияние текущей экономической и политической ситуации, беспрецедентных внешних ограничений, бюджетная политика городского округа на 2024 - 2026 годы будет реализована по следующим основным направлениям:
1. обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости городского бюджета, в том числе за счет формирования реалистичного прогноза поступления доходов, взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств, проведения ответственной долговой политики;
2. развитие программно-целевого бюджетного планирования путем совершенствования муниципальных программ с учетом новых принципов и подходов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации";
3. достижение показателей реализации региональных проектов, сформированных в рамках Указа N 204;
4. создание условий для реализации инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу;
5. повышение качества предоставления муниципальных услуг, оптимизация бюджетных расходов;
6. реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал");
7. повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
8. совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости городского бюджета, в том числе за счет формирования реалистичного прогноза поступления доходов, взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств, проведения ответственной долговой политики.
На протяжении многих лет городской бюджет является сбалансированным и планируется без дефицита.
Устойчивость и сбалансированность городского бюджета напрямую зависят от качества и эффективности его планирования, которое должно основываться на реальных возможностях с полным и своевременным обеспечением расходных обязательств, прежде всего по первоочередным и социально-значимым направлениям. В этой связи при формировании городского бюджета необходимо обеспечить в полном объеме финансирование принятых ранее действующих расходных обязательств, а принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и целесообразности реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Ключевым требованием к расходной части городского бюджета на предстоящий бюджетный цикл будет достаточность финансовых ресурсов для эффективного исполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий с максимальной отдачей. Исходя их этого, целесообразно использование следующих подходов:
- осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
- совершенствование принятия бюджетных решений, направленных на исключение излишних процедур и механизмов в части распределения финансовых ресурсов, реализации мероприятий, направленных на решение вопросов, относящихся к приоритетным расходным обязательствам;
- обеспечение повышения эффективности бюджетных расходов, создание резервов, направляемых в дальнейшем на проекты, связанные с социально-экономическим развитием городского округа, исключение расходных обязательств с низким социальным либо экономическим эффектом;
- обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;
- контроль за недопущением просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
- мониторинг бюджетных затрат на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд и нужд муниципальных учреждений, объемов субсидий из городского бюджета некоммерческим организациям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также иных возможных к сокращению расходов;
- применение механизмов, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных источников.
2. Развитие программно-целевого бюджетного планирования путем совершенствования муниципальных программ с учетом новых принципов и подходов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
В целях выстраивания системы управления муниципальными программами, с учетом синхронизации с процессами разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, в среднесрочном периоде будет проведена доработка муниципальных программ на предмет их соответствия основным положениям Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
В результате муниципальные программы будут основываться на следующих принципах:
а) обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития городского округа, установленных документами стратегического планирования;
б) обеспечение планирования и реализации муниципальных программ с учетом необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и целевых показателей, их характеризующих;
в) обеспечение консолидации бюджетных ассигнований городского бюджета, в том числе предоставляемых межбюджетных трансфертов из окружного бюджета субъекта, а также внебюджетных источников, направленных на решение вопросов местного значения в соответствующих сферах, и влияющих на достижение показателей, выполнение (достижение) мероприятий (результатов), запланированных в муниципальных программах;
г) синхронизация муниципальных программ с государственными программами Ямало-Ненецкого автономного округа, влияющими на достижение показателей и выполнение (достижение) мероприятий (результатов) муниципальных программ;
д) учет показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
е) выделение в структуре муниципальных программ:
- проектов, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений и определяемых, формируемых и реализуемых в соответствии с муниципальными правовыми актами в сфере регулирования проектной деятельности;
- процессных мероприятий, реализуемых непрерывно либо на периодической основе;
ж) закрепление должностного лица, ответственного за реализацию муниципальной программы, а также каждого структурного элемента такой программы;
з) наличие информационного ресурса для планирования муниципальных программ, формирования отчетности по ним и возможность информационного взаимодействия и обмена данными с информационными системами.
3. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированных в рамках Указа N 204.
В целях исполнения Указа N 204 в 2024 году и плановом периоде будет осуществляться реализация 6 региональных проектов в рамках 4 национальных проектов:
1. национальный проект "Демография", в рамках которого исполняются мероприятия регионального проекта "Спорт - норма жизни";
2. национальный проект "Образование", в том числе реализация региональных проектов "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" и "Цифровая образовательная среда";
3. национальный проект "Жилье и городская среда", который осуществляется в рамках 2 региональных проектов: "Жилье" и "Формирование комфортной городской среды";
4. национальный проект "Безопасные качественные автомобильные дороги" в части реализации регионального проекта "Безопасность дорожного движения".
4. Создание условий для реализации инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу.
Инвестиции в основной капитал предопределяют рост экономики, повышают ее производственный потенциал и являются основной для сбалансированного развития всех ее отраслей.
В городском округе, как и в Ямало-Ненецком автономном округе в целом, создан благоприятный налоговый режим для осуществления инвестиционных проектов.
Уровень бюджетных инвестиций в перспективе определяет степень развития инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры, что в свою очередь является катализатором социально-экономического развития города.
Без привлечения финансирования городского бюджета в 2022 году начата реализация 2 проектов. Городом заключены соглашения о строительстве в микрорайоне 17 детского сада на 240 мест и школы на 400 мест посредством механизма "инфраструктурных облигаций". Механизм реализуется при помощи АО "ДОМ.РФ" и представляет собой привлечение финансирования путем размещения облигаций с последующей выдачей займов на строительство (проектирование) объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, в 2023 году, по соглашению с Некоммерческой организацией "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа", без привлечения средств городского бюджета начато комплексное развитие территорий микрорайонов 2 и 7.
5. Повышение качества предоставления муниципальных услуг, оптимизация бюджетных расходов.
При реализации бюджетной политики городского округа традиционно делается акцент на повышение качества муниципальных услуг. Создание и совершенствование механизмов и процедур оказания услуг населению способствует улучшению качества жизни жителей города, а также позволяет эффективнее расходовать бюджетные средства.
Вопрос повышения качества муниципальных услуг осуществляется путем реализации следующих направлений:
- расширение перечня предоставляемых услуг, создание комфортной среды оказания услуг, улучшение материальной базы учреждений, оказывающих услуги, обеспечение доступности и исключение излишних бюрократических процедур при оказании услуг;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на оказание муниципальных услуг, оптимизация сети и штатной численности муниципальных учреждений, развитие негосударственного сектора оказания услуг населению.
Комплексный подход в реализации данных направлений в среднесрочной перспективе обеспечит не только повышение качества предоставляемых услуг, а также обеспечит рост степени удовлетворенности населения - получателей услуг.
Также одним из перспективных направлений оказания муниципальных услуг является создание равных условий для муниципальных и других организаций, участвующих в оказании муниципальных услуг в сфере образования. Это даст право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.
Немаловажным остается проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов и повышения их эффективности.
В 2024 - 2026 годах данное направление бюджетной политики планируется реализовать с помощью следующих инструментов:
- определение приоритетности бюджетных расходов;
- внедрение в систему бюджетного планирования анализа эффективности использования запланированных бюджетных средств, путем проведения обзора бюджетных расходов, по итогам которого будут выявляться недостаточно эффективно используемые бюджетные ресурсы и перенаправляться на решение иных приоритетных задач;
- безусловное соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, проведение главными распорядителями средств городского бюджета ведомственного контроля в отношении подведомственных учреждений, осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, недопущение создания кредиторской задолженности.
6. Реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал").
В условиях финансовой нестабильности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы привлечения жителей территории к местному самоуправлению и бюджетному планированию. Основным инструментом взаимодействия гражданского общества и власти, обеспечения участия населения в бюджетном процессе, реализации механизма инициативного бюджетирования является проект "Уютный Ямал".
В целях дальнейшего совершенствования реализации проекта "Уютный Ямал" в среднесрочном периоде планируется:
- расширение практики вовлечения граждан в бюджетный процесс, в том числе за счет непрерывного обучения основам финансовой и бюджетной грамотности, развития практики школьного инициативного бюджетирования, распространения цифровых подходов;
- совершенствование порядка и процедуры отбора инициативных проектов для их последующей реализации с учетом приобретенного опыта;
- усовершенствование процедур проведения собраний граждан, конференций граждан, общественных обсуждений.
7. Повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
В целях обеспечения прозрачности осуществления бюджетного процесса, открытости и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, информация об исполнении городского бюджета в постоянном режиме размещается в системе "Электронный бюджет", созданной Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того, на регулярной основе осуществляется публикация в сети Интернет общедоступных данных, характеризующих городской бюджет, бюджетную систему и бюджетный процесс в городском округе.
В целях повышения эффективности управления и использования общественных финансов будет продолжена реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения, публикация брошюр "Бюджет для граждан".
8. Совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
Обязанность осуществления внутреннего муниципального финансового контроля предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации. Основная задача такого контроля - минимизация нарушений бюджетного законодательства.
С помощью внутреннего муниципального финансового контроля обеспечивается соблюдение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из городского бюджета, а также соблюдение условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В целях повышения качества осуществления контрольной деятельности орган внутреннего муниципального финансового контроля в среднесрочном периоде будет продолжать применять риск-ориентированный подход к планированию контрольной деятельности, который позволяет определить степень вероятности совершения нарушений и риски для городского бюджета от деятельности объекта контроля, усилит работу по установлению и предупреждению фактов нарушения бюджетного законодательства, и способствовать их своевременному устранению, а также соблюдать принципы бюджетной политики в части финансового контроля, установленные на региональном уровне.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2023 г. N 2372 "Об основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.