г. Краснодар |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А32-52525/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065) - Родионовой И.В. (доверенность от 19.10.2020), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Святэко" (ИНН 2317077817, ОГРН 1152367003612) - Глуштарь В.А. (доверенность от 10.03.2020), рассмотрев кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по делу N А32-52525/2019, установил следующее.
Центральная акцизная таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с ООО "Святэко" (далее - общество) неуплаченного утилизационного сбора на общую сумму 2 641 120 рублей 65 копеек.
Решением от 09.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы тем, что товары, задекларированные обществом по ДТ N 10009240/210618/0000999 и N 10009240/010818/0001264 являются самоходными машинами, что исключает возможность применения к ним постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним" (далее - постановление N 1291); доказательства отнесения ввезенной обществом самоходной техники к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор уплачивается, таможня в материалы дела не представила.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Заявитель кассационной жалобы полагает, что в данном случае ввезенный обществом товар эксплуатируется в качестве транспортного средства. Для взимания утилизационного сбора в отношении ввозимого товара необходимо выполнение совокупности условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), при этом в отношении ввезенных обществом транспортных средств совокупность данных условий выполнена - ввезенный товар является транспортным средством, транспортные средства ввезены на территорию Российской Федерации, транспортные средства не поименованы в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, при установлении размера утилизационного сбора учтены год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики. Ввезенные обществом транспортные средства соответствуют категории М2, включенной в раздел IV Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением N 1291. Поскольку оценка соответствия типов транспортных средств, производится не во всех случаях, то отсутствие одобрения типа транспортного средства само по себе не свидетельствует о том, что такое транспортное средство не является объектом обложения утилизационным сбором. Тот факт, что ввезенные транспортные средства не являются объектами регулирования Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011) не исключает принадлежность спорного товара к колесным транспортным средствам, а лишь указывает на то, что для допуска к обращению на рынке данным транспортным средствам не требуется соответствие техническому регламенту. Поскольку ввезенные обществом транспортные средства имеют конструктивную скорость менее 50 км/ч и не предназначены для движения по дорогам общего пользования ПТС на данные транспортные средства не выдается; таможенным органом правомерно на спорные транспортные средства с электродвигателями выданы ПСМ; отсутствие оснований для выдачи ПТС и выдача ПСМ не свидетельствует о том, что спорные транспортные средства являются самоходными машинами, а не колесными транспортными средствами. Согласно коду ТН ВЭД - 8702 400 009 указанному обществом при таможенном оформлении ввозимых транспортных средств, данные автомобили относятся к моторным транспортным средствам, предназначенным для перевозки людей (товарная позиция 8702); в данную товарную позицию 8702 ТН ВЭД включаются все моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки десяти или более человек (включая водителя), городские и междугородные автобусы, троллейбусы и гиробусы; у транспортных средств данной товарной позиции могут быть двигатели любого типа (поршневые двигатели внутреннего сгорания, электрические двигатели, комбинации поршневого двигателя внутреннего сгорания с одним или несколькими электрическими двигателями и т. д.).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Общество указывает, что электромобили, задекларированные по ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264 являются самоходными машинами, что подтверждается имеющимися в материалах дела паспортами самоходных машин, которые выданы таможенным органом и исключает возможность применения к электромобилям положений постановления N 1291. Ввезенные обществом электромобили пассажирские не предназначены для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования и имеют максимальную скорость 25 км/ч, в связи с чем под действие ТР ТС 018/2011 и постановления N 1291 не подпадают. К ввезенным обществом электромобилям надлежит применять положения постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 81), которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. Довод таможни о том, что ввезенные обществом электромобили по техническим характеристикам относятся к транспортным средствам категории М1 противоречит материалам дела, поскольку согласно технической документации, ввезенные электромобили обладают следующими техническими характеристиками: имеют электродвигатель мощностью 7.5 кВт; не предназначены для движения по автомобильным дорогам; максимальная скорость 25 км/час и т. д.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество подало на Южный акцизный таможенный пост ДТ N 10009240/210618/0000999 в отношении товара 1 - 8 и ДТ N 10009240/010818/0001264 в отношении товара 1 - 6, в которых задекларированы товары - "транспортные средства челночного типа: электромобиль пассажирский, открытый, без дверей, для перевозки персонала в местах отдыха, районах нахождения вилл, гостиницах садового типа туристических местах и т.д. (не предназначены для дорог общего пользования), марка ЕAGLE, 2018 года выпуска, 14-ти местные, в количестве 14 единиц, код ТН ВЭД - 8702 40 000 9 "Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя; приводимые в движение только электрическим двигателем; прочие".
Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Сумма утилизационного сбора обществом не уплачена, в связи с чем, таможенный орган письмами от 11.12.2018 N 48-03-14/2057, 26.07.2018 N 48-01-17/1314 информировал общество о необходимости, в соответствии со статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ и постановлением N 1291, уплатить утилизационный сбор в отношении ввезенных транспортных средств. Таможенный орган рассчитал размер утилизационного сбора, который по ДТ N 10009240/210618/0000999 составил 1 368 тыс. рублей, по ДТ N 10009240/010818/0001264 - 1 026 тыс. рублей.
В связи с неуплатой обществом утилизационного сбора, таможенный орган рассчитал подлежащие уплате пени, общая сумма которых составила 247 120 рублей 65 копеек.
Поскольку утилизационный сбор за ввезенные электромобили пассажирские и соответствующие пени общество не уплатило, таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного таможней требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Законом N 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производств и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведённые, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.
Постановлением N 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Пунктом 13 Правил N 81 установлено, что после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счёт органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Таким образом, уплата утилизационного сбора в установленном размере является одним из условий выдачи паспорта самоходной машины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств", действовавшем на момент ввоза спорного товара (до 01.11.2020), на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 81 на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в пункте 3 статьи 24.1 Закона N89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.
Согласно пункту 8 Правил N 81 отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой.
Порядок проставления отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, и паспорте самоходной машины и других видов техники, или дубликате паспорта самоходной машины и других видов техники утвержден приказом Минсельхоза России, Минпромторга России, ФТС России от 31.01.2017 N 44/147/140 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2017 N 45871, далее - Порядок).
Согласно разделу 2 Правил N 81 "Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты" проставление отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора производится на бланке паспорта, бланке паспорта единой формы, в паспорте, паспорте единой формы или дубликате паспорта, дубликате паспорта единой формы, выдаваемом на самоходные машины и другие виды техники, включенные в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением N 81.
Таким образом, самоходные машины, не включенные в утвержденный постановлением N 81 Перечень взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, не являются объектом уплаты утилизационного сбора, в связи с чем, отметки об уплате либо об основании неуплаты утилизационного сбора в отношении них в ПСМ не проставляются.
Согласно Перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением N 81, отнесение к самоходным машинам, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор, происходит на основании наименований их видов и категорий, а также классификационных кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
Судебные инстанции исследовали представленные в материалы дела паспорта самоходной машины и других видов техники, выданных таможней, на товары, задекларированные обществом по ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264, инструкции по эксплуатации самоходных машин, и установили, что по указанным ДТ общество ввезло электромобили пассажирские, не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования и имеющие максимальную скорость 25 км/ч, один электрический двигатель мощностью 7.5 кВт.
Кроме того, согласно декларации соответствия от 14.06.2018 ЕАЭС N RU Д-CN.АУ04.В.72319 электромобили модели EG6158K09, EG6158K, EG6158K01, EG6158K05, EG6158K10 классифицируются по коду ТН ВЭД - 8703 10 1800 "Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили; транспортные средства, специально предназначенные для движения по снегу; автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства; прочие".
С учетом изложенного, является правильным вывод судов о том, что товары, задекларированные обществом по ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264, являются самоходными машинами, что исключает возможность применения к ним положений постановления N 1291.
Суды указали, что в соответствии с абзацем вторым Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбор, утвержденного постановлением N 81, основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД. При этом код ТН ВЭД имеет квалифицирующее значение для определения коэффициента расчета размера утилизационного сбора, как это определено в примечаниях 4 и 6 к Перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением N 81, только для тех самоходных машин, которые имеют вид и категорию, предусмотренную в Перечне.
Судебные инстанции, установив, что общество в ДТ N 10009240/210618/0000999 и ДТ N 10009240/010818/0001264 указало код ТН ВЭД - 8702 400 009, который в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном постановлением N 81 не значится, сделали правильный вывод об отсутствии у общества обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных товаров по указанным ДТ. При этом судебные инстанции обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, позволяющих отнести ввезенную обществом самоходную технику по ДТ N 10009240/210618/0000999 и N 10009240/010818/0001264 к транспортным средствам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод судов о том, что требование таможенного органа о взыскании с общества неуплаченного утилизационного сбора в сумме 2 394 тыс. рублей и пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в сумме 247 120 рублей 65 копеек удовлетворению не подлежит.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по делу N А32-52525/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.