О создании постоянно действующих налоговых постов
С 1 января 2003 года организации и индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие нефтепродукты, должны уплачивать акцизы при наличии у них свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство).
В связи с этим Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в главу 22 "Акцизы" НК РФ введена ст.197.1, согласно которой налоговый орган имеет право создавать постоянно действующие налоговые посты у налогоплательщика, имеющего свидетельство.
Работники налоговых постов осуществляют полный контроль за всеми этапами движения нефтепродуктов от производителя до конечного потребителя, целью которого является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов лицами, осуществляющими операции с нефтепродуктами.
Введение в действие ст.197.1 НК РФ обусловило принятие МНС России приказов от 12.02.2003 N БГ-3-03/57 "О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика" и от 21.02.2003 N БГ-3-06/79 "Об утверждении порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика".
Решение о создании налогового поста принимается руководителем налогового органа, выдавшего свидетельство. Если организация - налогоплательщик и обособленное подразделение этой организации, по месту нахождения которого создается налоговый пост, находятся в разных субъектах Российской Федерации, то решение о создании налогового поста принимается руководителем налогового органа, выдавшего свидетельство этой организации, по согласованию с УМНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого будет создан налоговый пост.
Примерные формы решений о создании и прекращении деятельности постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика приведены в приложениях N 1 и N 2 к Порядку создания постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика, утвержденному приказом МНС России от 12.02.2003 N БГ-3-03/57, зарегистрированным в Минюсте России 21.03.2003 за N 4296.
Налоговый орган, руководителем которого принято решение о создании постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика, в случае, если налоговый пост создается на территории, ему не подведомственной, согласовывает с соответствующим УМНС России по субъекту Российской Федерации, на подведомственной территории которого создается налоговый пост, вопрос о численности и персональном составе налогового поста.
Предложения о создании налогового поста должны быть внесены в обязательном порядке в следующих случаях:
1) если выездной или камеральной налоговой проверкой установлены нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, вследствие которых произошло занижение налоговой базы по акцизам на нефтепродукты;
2) если анализ имеющейся у налогового органа информации дает основания полагать, что налогоплательщиками осуществлялись налогооблагаемые операции, которые не нашли отражения в налоговой отчетности и результатах проведенных налоговых проверок;
3) если на протяжении нескольких налоговых периодов наблюдается резкое уменьшение налоговой базы по акцизам на нефтепродукты по сравнению с предыдущими налоговыми периодами.
Предложения о создании налогового поста с изложением мотивированного заключения могут вносить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика либо месту нахождения обособленного подразделения организации или другие налоговые органы. К мотивированному заключению прилагаются документы, подтверждающие вышеуказанные сведения. При невозможности представить подлинные экземпляры вышеуказанных документов представляются их надлежащим образом заверенные копии.
Статьей 197.1 НК РФ на налоговые посты возложено выполнение следующих функций:
1) обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
2) обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;
3) проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
4) проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
5) проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост (например, на предмет принадлежности свидетельства (свидетельств) покупателю (покупателям) нефтепродуктов, на действительность свидетельства (не является ли свидетельство, предъявленное покупателем нефтепродуктов, аннулированным; не приостановлено ли его действие; не окончен ли срок его действия)).
Работники налоговых постов при выполнении возложенных на них функций могут принимать участие в проводимых налогоплательщиком инвентаризациях сырья и нефтепродуктов, в выездных налоговых проверках налогоплательщика, у которого создан (созданы) налоговый (налоговые) пост (посты), присутствовать при получении и отгрузке нефтепродуктов, изучать необходимую документацию; они имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организации при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа на право доступа в указанные помещения и на территорию организации.
При осуществлении возложенных на них функций сотрудники налоговых постов не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность налогоплательщика.
Кроме этого, они не вправе осуществлять иные функции, не предусмотренные п.3 ст.197.1 НК РФ.
В соответствии с п.5 ст.197.1 НК РФ приказом МНС России от 21.02.2003 N БГ-3-06/79 утвержден Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика, устанавливающий единые требования к деятельности постоянно действующих налоговых постов.
В состав налогового поста входят руководитель и группа сотрудников налогового органа. Руководитель налогового поста назначается налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста. Группа сотрудников налогового поста состоит из сотрудников налогового органа, принявшего решение о создании налогового поста. В нее могут быть включены также сотрудники налогового органа, на подведомственной территории которого будет функционировать налоговый пост. В этом случае состав группы сотрудников налогового поста должен быть согласован налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста, с налоговым органом, на подведомственной территории которого будет функционировать налоговый пост. Количество сотрудников налогового поста не ограничивается.
Режим работы налогового поста устанавливается налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста. Если в состав налогового поста включены сотрудники налогового органа, на подведомственной территории которого будет функционировать налоговый пост, режим работы налогового поста подлежит согласованию с указанным налоговым органом.
Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить сотрудникам налогового поста помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по формам, установленным в приложениях 1-16 к Порядку функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика.
В случае непредоставления налогоплательщиком вышеуказанного помещения руководитель налогового поста направляет в трехдневный срок в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста, информацию о данных обстоятельствах.
В заключение хотелось бы отметить, что ст.197.1 НК РФ не только возлагает на налоговые органы дополнительные функции по обеспечению контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты в бюджет акцизов, но и предоставляет реальную возможность государству воспрепятствовать нелегальному обороту нефтепродуктов.
И.И. Горленко,
советник налоговой службы Российской Федерации I ранга
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1