Нормотворчество - заразная болезнь
Минтранс разработал новые нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте и согласовал их с МНС.
Означает ли это их обязательное применение при расчете налога на прибыль?
Минтранс России Руководящим документом от 29.04.03 N Р3112194-0366-03 (далее - Новый документ) привел базовые Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте в связи с окончанием срока действия прежнего Руководящего документа от 29.04.97 N Р3112194-0366-97 (далее - Старый документ). По сообщению Минтранса России, Новый документ применяется с 1 июля 2003 г.
Все бы ничего, но в Новом документе настораживают несколько моментов.
Во-первых, в заголовочной части указывается, что он согласован с руководителем Департамента материально-технического и социального обеспечения МНС России.
Во-вторых, как следует из преамбулы, Новый документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и др. (независимо от формы собственности), эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
В-третьих, во втором абзаце раздела "Общие положения" сообщается, что нормы расхода топлив помимо ведения статистической отчетности, определения себестоимости перевозок, планирования потребности в нефтепродуктах и т.д. применяются и для расчетов по налогообложению предприятий.
Ничего подобного в Старом документе не было. Он использовался только в целях организации планирования поставки, учета и контроля расхода топлив и масел.
Можно предположить, что теперь инспекции МНС России в регионах при проведении проверок в организациях будут настаивать на применении норм расхода горюче-смазочных материалов, изложенных в Новом документе, при определении размера расходов на содержание автотранспорта в целях исчисления налога на прибыль.
Вероятнее всего, свою аргументацию МНС будет обосновывать положениями ст.252 НК РФ о том, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. А экономически оправданными расходами на ГСМ для МНС будут именно те, которые установлены Минтрансом России в качестве базовых норм в Новом документе.
При определении обоснованности требований МНС по обязательному применению норм расхода ГСМ, изложенных в Новом документе, следует иметь в виду, что ни главой 25 НК РФ в целом, ни ст.264 НК РФ не предусмотрено включение в расходы на содержание служебного транспорта затрат на основе каких-либо обязательных норм или нормативов.
Обратимся также к приказу Минтранса России от 12.07.01 N 116 "Об утверждении Положения о порядке подготовки нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и направлении их на государственную регистрацию".
В п.4 этого Приказа указано, что нормативные правовые акты издаются Министерством только в виде приказов, а издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Отметим, что Новый документ (впрочем, как и Старый) не проходил регистрацию в Минюсте России в качестве нормативного правового акта, обязательного для применения организациями на всей территории России.
В свою очередь п.20 Приказа предусмотрено, что не представляются на государственную регистрацию акты рекомендательного характера.
Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что, несмотря на название "Руководящий документ", а также на то, что он имеет согласование с МНС России, базовые Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте не являются нормативным правовым актом, а носят только рекомендательный характер.
Но вероятность того, что налоговые органы все же будут ориентироваться при проверках на эти нормативы, достаточно высока.
В заключение отметим, что нормы расхода ГСМ в Новом документе не претерпели существенных изменений в сторону увеличения по сравнению со Старым документом. Опыт его применения показал, что фактические расходы ГСМ у организаций выше по сравнению с его нормами даже при применении повышающих коэффициентов на работу в городах, в зимнее время и т.д.
Что делать в такой ситуации организациям для избежания споров с налоговыми органами?
По нашему мнению, следует запастись документами, подтверждающими экономическую обоснованность произведенных расходов.
К таким документам можно отнести техническую документацию на конкретную модель (модификацию) автомобиля, которую предоставляет завод-изготовитель.
Можно рекомендовать провести в организации контрольный замер расхода топлива для конкретных условий эксплуатации (например, в городе) и на его основании утвердить нормы расхода топлива приказом руководителя.
И. Чвыков,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 4 (10), октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16