г. Краснодар |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А32-43826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) и ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2020 по делу N А32-43826/2019, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - учреждение) о взыскании 1 493 288 рублей 67 копеек платы за негативное воздействие на системы водоотведения за период с 01.02.2019 по 30.04.2019 и 73 290 рублей 09 копеек неустойки за невнесение данной платы за период с 11.04.2019 по 26.08.2019; 14 716 073 рублей платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ, за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и 702 538 рублей 38 копеек неустойки за невнесение данной платы за период с 12.03.2019 по 26.08.2019 (уточненные требования).
Иск основан на результатах проверок объектов водоотведения ответчика, проведенных 17.09.2018, 24.09.2018, 21.02.2019, 25.02.2019 и 22.05.2019, выявивших наличие в сбрасываемых сточных водах вредных веществ с превышением предельных уровней концентрации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что акт отбора сточных вод от 17.09.2018 N 581 является ненадлежащим доказательством по делу, так как составлен без уведомления абонента о проведении проверки. Суды не учли представленные ответчиком документы о подключении к его сетям иных абонентов (в частности, АО "Военторг-ЮГ"). Ответчик не извещен в установленном порядке о проверке, она проведена в отсутствие уполномоченного представителя ответчика. А.Ушаков, которому передан акт проверки, не является сотрудником ответчика. По ул. Северной, 267 располагаются не только подведомственные ответчику объекты, но и сторонний потребитель - Краснодарский гарнизонный военный суд, о чем представлены доказательства в апелляционный суд, который их не оценил.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ)) и учреждение (абонент) с учетом протокола согласования разногласий заключили контракт от 30.10.2018 N 10821 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод, их составу, допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в согласованные в договоре сроки, порядке и размере, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета. Согласно подпункту "ж" пункта 4.3 контракта абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и порядке, предусмотренных разделом 6 контракта. Так, организация ВКХ или по ее указанию иная организация предварительно, не позднее 3-х дней до проведения обследования и (или) отбора проб оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется телефонограммой по указанному в договоре номеру телефона. Уполномоченные представители организации ВКХ предъявляют абоненту служебное удостоверение (соответствующую доверенность). Отказ в доступе (недопуск) представителям организации ВКХ или по ее поручению иной организации к приборам учета (узлам учета) воды и сточных вод приравнивается к самовольному пользованию централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод, предусмотренных контрактом, отбор сточных вод осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункт 9.5 контракта).
Истец в согласованных в приложении N 4 к контракту местах произвел отбор проб и составил акты от 17.09.2018 N 581, от 21.02.2019 N 105, от 22.05.2019 N 306 по ул. Северная, 267; от 24.09.2018 N 596, от 25.02.2019 N 107, от 22.05.2019 N 305 по ул. Постовая, 6; от 24.09.2018 N 595, от 25.02.2019 N 106, от 22.05.2019 N 304 по ул. Красина, 4.
По результатам исследования отобранных проб выявлены факты превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и начислена плата за негативное воздействие на системы водоотведения за период с 01.02.2019 по 30.04.2019 в размере 1 493 288 рублей 67 копеек и неустойка за невнесение данной платы за период с 11.04.2019 по 26.08.2019 в размере 73 290 рублей 09 копеек, плата за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК загрязняющих веществ, за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 14 716 073 рублей и неустойка за невнесение данной платы за период с 12.03.2019 по 26.08.2019 в размере 702 538 рублей 38 копеек.
Претензия общества от 23.07.2019 N И.КВК-0010 об оплате оставлена учреждением без удовлетворения, это послужило основанием для предъявления обществом иска в арбитражный суд.
Суды при разрешении спора применили положения Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется на основании формул, предусмотренных пунктами 120, 123, 123.1 Правил N 644.
Вместе с тем суды правомерно исходили из того, что ранее утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167) продолжали действовать в спорный период в части пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 - 71.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 579).
Пунктами 14, 17, 18 Порядка N 579 закреплено, что периодичность химического контроля, производимого предприятиями, эксплуатирующими канализационные сети (далее - СКНП), устанавливается индивидуально для каждого абонента в зависимости от технико-экономических возможностей предприятий, эксплуатирующих СКНП, но не реже одного раза в год.
Абоненты обеспечивают беспрепятственный доступ работников предприятий, эксплуатирующих СКНП, к контрольным колодцам для отбора проб сточных вод в любое время суток. Контрольные колодцы должны находиться в легкодоступном месте и оборудованы для безопасного отбора проб. Пробу следует отбирать на прямолинейных участках водоотводящих устройств, из лотка канализационного колодца или падающей струи. Абоненты обеспечивают присутствие своего представителя для отбора в любое время суток из числа лиц, постоянно находящихся на территории предприятия.
В случае отказа абонента от участия в отборе проб сточных вод или от подписания акта отбора проб представитель предприятия, эксплуатирующего СКНП, составляет акт, который считается действительным и при отказе абонента от подписи, но с отметкой "от подписи отказался". В случае невыделения абонентом ответственного представителя на отбор проб или его неявки на отбор проб представители предприятия, эксплуатирующего СКНП, производят отбор проб сточных вод самостоятельно и оформляют акт отбора проб с отметкой о неявке представителя абонента, при этом отобранная проба считается действительной. Результаты анализов отобранных проб в указанных случаях являются основанием для расчета и предъявления абоненту дополнительной платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации населенного пункта. Пунктом 15 Порядка N 579 предусмотрено, что полученные результаты распространяются на весь период от предыдущего до следующего контроля качества сточных вод.
В силу пункта 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. При отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункт 68 Правил N 167).
По колодцу за территорией ВГ N 3 КПКУ, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 267, акты отбора проб от 21.02.2019 N 105, от 22.05.2019 N 306 подписаны представителем ответчика ведущим инженером Леоновым В.С. без возражений и замечаний по произведенному отбору проб сточной воды. В акте от 17.09.2018 N 581 указано на отсутствие ответственного лица.
По колодцу за территорией военного госпиталя в г. Краснодаре по ул. Постовая, 6 акты отбора проб от 24.09.2018 N 596, от 25.02.2019 N 107, от 22.05.2019 N 305 подписаны представителями ответчика завхозом Ефимовым В.В. и ведущим инженером Леоновым В.С. без возражений и замечаний.
По колодцу на территории военного госпиталя в г. Краснодаре по ул. Красина, 4 акты отбора проб от 24.09.2018 N 595, от 25.02.2019 N 106, от 22.05.2019 N 304 подписаны представителями ответчика монтером ВКХ Анисимовым Н.И. и ведущим инженером Леоновым В.С. также без возражений и замечаний.
Суды правильно отклонили довод ответчика о том, что сторонами не согласованы места расположения контрольных канализационных колодцев, поскольку присутствовавшие при отборе всех проб (за исключением акта от 17.09.2018 N 581) представители ответчика подписали акты без возражений.
Учреждение при проведении отборов проб не сообщало обществу какие-либо сведения о том, что в контрольные колодцы, указанные в актах отбора, отводятся сточные воды третьих лиц, не заявляло о необходимости отбора проб в иных колодцах, в которые не отводятся смешанные стоки от сторонних потребителей ("Чайная N 1", "Столовая N 2", "Чайная N 17"). Таким образом, общество отбирало пробы в контрольных колодцах, на которые указали присутствовавшие при отборах проб представители учреждения. Также в судах первой и апелляционной инстанций ответчик не представил доказательств (техническую документацию на внутриобъектные канализационные сети), достоверно подтверждающие факт подключения сторонних потребителей к канализационным сетям ответчика.
Ответчик указал на отсутствие его представителей при отборе проб по акту от 17.09.2018 N 581.
Согласно пунктам 19, 21, 22, 27, 28 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в двух экземплярах акт отбора проб, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Суды установили, что доступ представителей истца на закрытую и охраняемую территорию кадетского училища (через КПП) к контрольному канализационному колодцу обеспечен представителем ответчика инспектором по ЭПГ и ОВ Ковальчуком В.П. 17.09.2018. Согласно акту N 581 отбор проб сточных вод произведен с 12:45 до 13:20 17.09.2018 (понедельник, рабочий день). Ответчик не опроверг факт передачи акта N 581 отбора проб инспектору по ЭПГ и ОВ Ковальчук В.П. в день проведения отбора (17.09.2018), следовательно, ответчик, обеспечивший доступ представителей истца на закрытую территорию, которому данными представителями вручен акт N 581, был осведомлен о проведении отбора проб и имел право провести параллельный отбор проб. Также учреждение не оспорило факт сброса сточных вод в контрольный колодец, указанный в акте от 17.09.2018 N 581.
Суды правомерно отметили, что отбор проб (акт N 581) произведен в колодце, в котором ранее производились отборы проб в присутствии представителя ответчика (акт отбора проб от 22.11.2017 N 797, дело N А32-19115/2018, акты отбора проб от 21.02.2019 N 105 и от 28.05.2019 N 306), который не заявлял возражений относительно места отбора проб.
Актом от 18.10.2017 N 4034 технического осмотра водопроводно-канализационного хозяйства у абонента для контроля качества сбрасываемых сточных вод определен контрольный колодец, который расположен на территории кадетского училища (том 3, л. д. 31).
В силу статей 182, 402 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель, а действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Правильность расчета платы за негативное воздействие на системы водоотведения и платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК загрязняющих веществ, как и соответствующих неустоек за нарушение сроков внесения платы не опровергнута.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2020 по делу N А32-43826/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
...
В силу статей 182, 402 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель, а действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 января 2021 г. N Ф08-10730/20 по делу N А32-43826/2019