Таможенные платежи при ввозе товаров*(1)
Приобретая товары по импорту, организации уплачивают совокупность таможенных платежей. Порядок их взимания регулируется одновременно и Налоговым, и новым Таможенным кодексами.
При ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию России взимаются следующие виды таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина; НДС; акциз; таможенные сборы (п.1 ст.318 нового Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ).
Взимание таможенных платежей регламентировано нормами как таможенного, так и налогового законодательства. Таможенная пошлина, НДС и акциз отнесены к федеральным налогам и сборам (п.1 ст.19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 06.06.03)).
Соотношение норм таможенного и налогового законодательства зафиксировано в п.1 ст.3 ТК РФ, который гласит, что при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей ТК РФ применяется в части, не урегулированной НК РФ.
Действительно, многие вопросы НК РФ не разрешает, допуская применение норм Таможенного кодекса РФ. Например, НК РФ не устанавливает момент определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров. Кроме того, он использует термины таможенного дела, что само по себе предполагает обращение к нормам этой отрасли законодательства. И относительно порядка уплаты НДС и акцизов НК РФ также отсылает нас к таможенному законодательству, т.е. к ТК РФ (статьи 177, 205 НК РФ).
Однако в какой-то мере взимание таможенных платежей НК РФ все же регулирует. Так, в первой части НК РФ установлены общие правила взимания всех налогов, в том числе и таможенных платежей. Не случайно большой объем изменений в связи с принятием нового ТК РФ вносится именно в первую часть Налогового кодекса (п.2 ст.438 ТК РФ).
Для НДС и акциза НК РФ определяет:
- ввоз каких товаров не подлежит налогообложению (ст.150, п.3 ст.183);
- особенности налогообложения при ввозе товаров (п.1 ст.151, ст.152, п.1 ст.185, п.1 ст.186);
- порядок определения налоговой базы при ввозе товаров (п.1 ст.153, статьи 160, 191);
- налоговые ставки (п.5 ст.164, ст.193);
- порядок исчисления налога при ввозе товаров (п.5 ст.166, ст.194);
- порядок отнесения сумм налога, уплаченных при ввозе товаров, на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг);
- порядок применения вычетов (статьи 170, 171, 199, 200, 201).
Налоговый кодекс РФ немного внимания уделяет таможенной пошлине, ограничиваясь преимущественно вопросами ее "участия" при формировании налоговой базы по НДС, акцизам, налогу на прибыль и другим налогам.
НК РФ допускает установление дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара (ст.3 НК РФ).
В отношении таможенных сборов немногословен не только Налоговый, но и Таможенный кодекс. В последнем упоминается лишь сбор за таможенное сопровождение (ст.87 ТК РФ). При этом не определены ни его размер, ни порядок исчисления и уплаты, ни другие существенные элементы налогообложения. Но в настоящее время взимается не только этот сбор, но и сборы за таможенное оформление и за хранение товаров на таможенном складе.
Общие принципы установления и взимания едины и для налогов, и для сборов, к которым относятся и таможенные сборы. В том числе к таможенным сборам применим принцип установления налогов и сборов законами (ст.57 Конституции РФ, пункты 1, 5 ст.3 НК РФ). К ним относится положение ст.5 НК РФ о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом же говорится и в п.2 ст.318 ТК РФ.
Таким образом, таможенные сборы, взимаемые федеральным органом исполнительной власти, каким является ГТК, должны быть установлены федеральным законом. Статьей 17 НК РФ закреплено следующее правило: при установлении налога должны быть определены все существенные элементы налогообложения и лишь налоговые ставки могут устанавливаться Правительством РФ (ст.53 НК РФ).
Однако таможенные сборы даже не упоминаются в Законе "Об основах налоговой системы". Нет их и в новом ТК РФ. Положения статей 114, 115, 116 ТК РФ 1993 г. о таможенных сборах, где были установлены их основные элементы, утрачивают силу с 1 января 2004 г.
В таком случае с указанной даты правовые основания для взимания таможенных сборов, на наш взгляд, отпадают. Соответствующие инструкции ГТК не должны применяться, как не соответствующие НК РФ и Закону "Об основах налоговой системы". Вместе с тем названные инструкции не отменены и о планах ГТК их отменить пока неизвестно.
С большой долей вероятности можно предположить, что таможенные органы будут настаивать на уплате таможенных сборов и в 2004 г. Декларанты, которые не желают выполнять незаконные требования таможенных органов, должны быть готовы к проблемам с таможенным оформлением товара и к судебному разбирательству. Есть и другой вариант - заплатить, а после завершения таможенного оформления в судебном порядке потребовать возврата уплаченных сумм.
Плательщики таможенных платежей
Обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины и налогов возникает при пересечении грузом таможенной границы РФ (ст.319 ТК РФ), и исполнить эту обязанность должен декларант. В случае ее неисполнения на него возлагается ответственность, установленная законом (ст.320 ТК РФ).
При ввозе товара на территорию РФ по договору с российским лицом декларантом, а значит, и лицом, обязанным уплатить таможенные платежи, всегда выступает российский контрагент (п.2 ст.126 ТК РФ).
Если таможенное оформление осуществляется через таможенного брокера (представителя), то последний обязан уплатить таможенные платежи и в случае неуплаты несет такую же ответственность, как и декларант (п.2 ст.144 ТК РФ).
Уплата ввозных таможенных пошлин и налогов может возлагаться и на иных лиц (п.1 ст.90 и п.2 ст.112 ТК РФ).
В этой части нормы ТК РФ по сути изменений не претерпели. Подобным образом определял плательщиков таможенных платежей и ТК РФ 1993 г.
Налоги и ввозная таможенная пошлина не уплачиваются, если общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 руб. (подп.2 п.2 ст.319 ТК РФ).
Кроме того, от уплаты НДС освобождаются декларанты, указанные в ст.150, а акцизов - в п.3 ст.183 НК РФ. Решение об освобождении принимает таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, или ГТК.
Следует подчеркнуть, что правовые акты федеральных органов исполнительной власти, к которым относится и ГТК, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ). Согласно п.2 ст.6 ТК РФ положения правовых актов ГТК России не могут устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства.
Следовательно, названные инструкции ГТК могут стать предметом обжалования в суде заинтересованными лицами.
Сроки уплаты таможенных платежей
Таможенным кодексом РФ 1993 г. устанавливалась обязанность уплаты таможенных платежей только до декларирования или одновременно с ним.
Теперь закон будет связывать сроки уплаты таможенных платежей не с днем подачи таможенной декларации, а либо с днем предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию, либо с днем завершения внутреннего таможенного транзита.
Продолжительность срока уплаты таможенных платежей при ввозе определена предельно ясно: не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию, либо с днем завершения внутреннего таможенного транзита.
Что касается правил исчисления сроков, то здесь ТК РФ отсылает нас к Гражданскому кодексу (п.2 ст.9 ТК РФ). Рассмотрим эти правила.
Течение срока, определенного периодом времени, в соответствии со ст.191 ГК РФ начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, срок для уплаты НДС при ввозе товаров начинает течь на следующий день после предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию либо после завершения внутреннего таможенного транзита.
О том, когда оканчивается срок, исчисляемый днями, можно судить исходя из содержания статей 193 и 194 ГК РФ. Под днями следует понимать календарные дни. Если последний (календарный) день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Если окончание срока приходится на рабочий день, срок уплаты налога истекает в тот час, когда в банке по установленным правилам прекращается прием платежных документов и наличных денег. Но поскольку ТК РФ допускает уплату налога и в кассу таможенного органа, правильнее сказать, что срок для уплаты налога истекает в наиболее поздний час работы одной из организаций, где может быть уплачен налог: банка или таможенного органа.
Например, товар предъявлен для таможенного оформления 29 августа. Срок уплаты таможенных платежей истекает 13 сентября (суббота, нерабочий день). Значит, декларант или иное ответственное лицо вправе внести таможенные платежи до окончания рабочего дня в понедельник 15 сентября.
Следует, правда, учесть, что исполнением обязанности по уплате таможенных платежей в безналичной форме ТК РФ признает списание средств в надлежащей сумме со счета плательщика. Если платежное поручение на уплату таможенного платежа поступило в банк во второй половине дня, очень вероятно, что средства будут списаны только на следующий день.
Изменение срока уплаты таможенных платежей
Таможенный кодекс РФ 1993 г. допускал предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. Правда, этому вопросу посвящалась лишь одна статья (ст.121 ТК РФ). Конкретный порядок предоставления отсрочки или рассрочки в отдельных случаях был регламентирован указаниями ГТК. В новой редакции ТК РФ предоставлению отсрочек или рассрочек уделено гораздо больше внимания. Устранены и некоторые несоответствия между Налоговым и Таможенным кодексами.
Срок уплаты может быть продлен. Изменение срока уплаты производится в форме отсрочки или рассрочки (п.2 ст.333 ТК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляется на срок от одного до шести месяцев (п.6 ст.333 ТК РФ).
Основания для предоставления отсрочки или рассрочки в уплате таможенных платежей указаны в ст.334, а основания для отказа в этом - в ст.335 ТК РФ.
Итак, отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст.334 ТК РФ):
1) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;
4) осуществление поставок по межправительственным соглашениям.
При этом товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными (п.4 ст.151 ТК РФ).
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на их предоставление, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации, или возбуждена процедура банкротства.
При таких обстоятельствах решение о предоставлении отсрочки или рассрочки не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней (ст.335 ТК РФ).
Отсрочка или рассрочка предоставляется по письменному заявлению плательщика налога. Решение принимается ГТК или иными определяемыми им таможенными органами (ст.333 ТК РФ) в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.
Поскольку срок рассмотрения заявления об отсрочке или рассрочке равен сроку уплаты таможенных платежей, можно предположить, что положительное решение придет к плательщику уже после наступления срока уплаты налога, тем более что ТК РФ не устанавливает срока для направления плательщику принятого решения. На наш взгляд, даже если решение об отсрочке или рассрочке придет позже срока уплаты налога, неблагоприятных последствий не будет.
Для отказа в предоставлении отсрочки предусмотрен срок, включающий в себя не только срок для рассмотрения заявления, но и срок для уведомления плательщика о принятом решении в письменной форме, т.е. почтой. Этот срок, напомним, составляет три дня. Очевидно, данный срок не учитывает время пробега почты. По всей вероятности, законодатель подразумевал, что в течение трех дней решение должно быть принято и направлено плательщику, а когда оно реально поступит, не имеет значения. Однако это небезразлично самому плательщику. Так как средний пробег почты по России составляет, как правило, две недели, то решение вовремя, т.е. до наступления срока уплаты налога, конечно, не придет. Результатом пассивного ожидания для плательщика станет уплата пени и потеря внесенного обеспечения. Об этом еще будет сказано ниже.
Вывод такой: решение получить лично или прибегнув к услугам третьих лиц (понадобится доверенность).
Решение вопроса о той или иной форме изменения срока уплаты налога, видимо, принимает сам плательщик. В зависимости от своего решения он просит либо об отсрочке, либо о рассрочке уплаты налога. А таможенный орган удовлетворяет просьбу либо отказывает в зависимости от наличия или отсутствия перечисленных в ТК РФ оснований. Произвольно же (независимо от желания декларанта) решить вопрос о форме изменения срока уплаты налога таможенный орган, по нашему мнению, не вправе.
В соответствии с новой редакцией ст.64 НК РФ основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей устанавливаются ТК РФ. Эта новая редакция устраняет некоторые несоответствия двух законов и вступает в силу вместе с Таможенным кодексом. Однако не все противоречия устранены.
В частности, не совпадают положения о начисляемых процентах.
Согласно п.1 ст.336 ТК РФ проценты начисляются во всех случаях предоставления отсрочки или рассрочки. Однако из части второй п.4 ст.64 НК РФ следует, что в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (подп.1 п.2 ст.64 НК РФ, п.1 ст.334 ТК РФ) и в случае задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа (подп.2 п.2 ст.64 НК РФ, п.2 ст.334 ТК РФ) проценты не начисляются.
В перечисленных случаях, как мы считаем, проценты начисляться не должны, поскольку в этом вопросе приоритет имеет НК РФ.
Размер процентов регулируется таможенным законодательством: согласно п.1 ст.334 ТК РФ проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.
Поскольку ст.64 НК РФ умалчивает о том, в каком порядке должны уплачиваться проценты, то здесь вполне можно опереться на нормы ТК РФ, указывающие, что проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой суммы задолженности по уплате таможенных платежей, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки.
В пунктах 8 и 9 ст.64 НК РФ содержится ряд требований, которым должно отвечать содержание решения о предоставлении отсрочки или рассрочки или об отказе в этом. Эти требования значительно шире, чем те, которые приведены в п.7 ст.333 ТК РФ. На наш взгляд, решение должно отвечать требованиям как ТК РФ, так и НК РФ.
Способы обеспечения уплаты таможенных платежей
Условием предоставления отсрочки либо рассрочки уплаты налога, как правило, будет являться обеспечение в виде:
- залога,
- или банковской гарантии,
- или внесения денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог),
- или поручительства (статьи 333, 340 ТК РФ).
Помимо перечисленных способов ГТК совместно с Минфином России может установить случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования.
Обеспечению уплаты таможенных платежей в ТК РФ посвящена отдельная глава. Рассмотрим кратко положения данной главы по видам обеспечения.
Залог
В случае неисполнения обязанности по уплате таможенного платежа суммы платежа и пеней перечисляются в федеральный бюджет за счет обеспечения. В тех случаях, когда внесен залог товаров и иного имущества (кроме денег), задолженность по уплате таможенных платежей погашается за счет стоимости заложенного имущества (п.3 ст.341 ТК РФ), а когда внесен денежный залог - из сумм денежного залога (п.3 ст.345 ТК РФ).
Денежный залог, очевидно, призван заменить собой предусмотренное ТК РФ 1993 г. внесение сумм таможенных платежей в качестве депозита на счет таможенных органов (ст.122 ТК РФ 1993 г.). С 1 января 2004 г. такой способ обеспечения, как внесение сумм на депозит, применяться не будет.
Залогодателем может быть как сам декларант (иное лицо, ответственное за уплату налога), так и третье лицо (п.2 ст.341 ТК РФ).
По общему правилу обращение взыскания на предмет залога осуществляется в судебном порядке, но если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, то за счет этих товаров - без обращения в суд (п.4 ст.341 ТК РФ).
Банковская гарантия
Если в качестве обеспечения предоставлена банковская гарантия, то уплатить таможенный платеж и пени в случае просрочки основного плательщика (декларанта, таможенного брокера (представителя) обязан банк или иное кредитное учреждение, выступившее гарантом.
Следует сказать, что ТК РФ не исчерпывающе регулирует отношения по банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение уплаты таможенных платежей. В пункте 3 ст.342 ТК РФ прямо говорится о том, что к этим правоотношениям применяются положения гражданского законодательства.
По терминологии ГК РФ банк, кредитное учреждение или страховая организация, предоставившие обеспечение, именуются гарантом. Лицо, обязанное уплатить налог, - принципал. Таможенный орган будет именоваться бенефициаром.
Рассмотрим основные правила, касающиеся банковской гарантии.
1. За выдачу банковской гарантии принципал обязан уплатить гаранту вознаграждение (п.2 ст.369 ГК РФ).
Сколько будет стоить банковская гарантия, пока неизвестно. Однако ТК РФ предусматривает наличие реестра банков, кредитных и страховых организаций, которые будут вправе выступать гарантами по уплате таможенных платежей. Данный реестр будет, как и прежде, вести ГТК. По всей вероятности, банковская гарантия - основной вид обеспечения, который будет принимать таможня. Следовательно, выдача гарантий плательщикам таможенных платежей - это большой рынок банковских услуг. Однако не все желающие смогут принять в нем участие, поскольку ТК РФ устанавливает в этом вопросе существенные ограничения (ст.343 ТК РФ).
2. Банковская гарантия выдается на определенный срок.
Если требование об уплате суммы обеспечения поступит к гаранту по окончании указанного в гарантии срока, гарант вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования (п.1 ст.375 ГК РФ).
3. Банковская гарантия выдается на определенную сумму.
Требование бенефициара о платеже по гарантии может быть заявлено только в пределах суммы, на которую выдана гарантия (п.1 ст.377 ГК РФ).
4. В случае если гарант необоснованно откажет или задержит платеж по гарантии, принципал за это не отвечает (п.2 ст.377 ГК РФ).
Все претензии, связанные с неисполнительностью гаранта, в том числе проценты за просрочку платежа, бенефициар предъявляет к нему. Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных им бенефициару за нарушение условий гарантии.
5. Гарант вправе в порядке регресса потребовать от принципала возмещения сумм, уплаченных им по гарантии, если иное не следует из соглашения между гарантом и принципалом (ст.379 ГК РФ).
Для декларанта это означает, что в случае неуплаты налога он не отвечает перед таможенными органами, но отвечает перед банком, кредитной или страховой организацией, предоставившими гарантию, в пределах своей задолженности таможне.
Банковская гарантия, как и другие виды обеспечения, предоставляется на случай нарушения основного обязательства. До наступления срока уплаты налога обязанным лицом является декларант. Если налог уплачен вовремя и в надлежащей сумме, требование о платеже к гаранту не предъявляется, а сама гарантия прекращается (п.1 ст.378 ГК РФ).
Особенности банковской гарантии, установленные ТК РФ:
- гарантом может быть не всякий банк или кредитное учреждение, а только из числа внесенных в реестр. В отличие от ГК РФ допускается выдача банковских гарантий страховыми организациями;
- ГТК устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией (п.4 ст.342 ТК РФ);
- требование об уплате задолженности (налог и пени) выставляется сначала декларанту (иному лицу, ответственному за уплату налога), и только в случае нарушения им срока исполнения требования (не менее 10 рабочих дней) оно направляется гаранту (ст.352 ТК РФ).
Поручительство
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. Поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица (ст.346 ТК РФ).
Поручитель, исполнивший обязательство за должника, вправе предъявить к последнему все те требования, которые он удовлетворил, включая проценты, судебные издержки и другие убытки кредитора, если иное не предусмотрено договором между поручителем и должником (п.2 ст.362, п.1 ст.365 ГК РФ).
Страхование
В случаях, устанавливаемых ГТК совместно с Минфином, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством.
До настоящего времени законодательство не знало такого вида страхования, как страхование риска неуплаты таможенных платежей. Правил такого страхования нет и сейчас.
Вызывает сомнение сама возможность указанного страхования. Как следует из п.1 ст.9 Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховым риском является предполагаемое событие, которое должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Нарушение обязанности по уплате таможенных платежей, на наш взгляд, не отвечает названным признакам страхового риска. ГТК совместно с Минфином следует отыскать такие случаи, когда невозможно заранее знать, возникнет обязанность по уплате таможенных платежей или нет. Во всяком случае это не относится к обязанности по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию РФ.
Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей
Выше уже упоминалось, что уплата таможенных платежей, в том числе и НДС, допускается в наличной и безналичной форме. Причем ТК РФ допускает, что таможенные платежи могут уплачиваться в кассу таможенного органа. В Налоговом кодексе подобного правила нет.
По-другому ТК РФ определяет момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в том числе и НДС. В частности, согласно ст.332 ТК РФ обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.
Определение в ТК РФ момента уплаты таможенных платежей как момента списания денежных средств со счета плательщика не вполне соответствует Конституции РФ и идет в разрез с нормой ст.45 НК РФ. Однако этот порядок лучше, чем тот, который был установлен ранее, когда таможенное оформление затягивалось до фактического поступления сумм таможенных платежей на счета таможенного органа (см. распоряжение ГТК России от 10.12.96 N 01-14/1344 "Об уплате таможенных платежей"). Причем если уплаченные деньги "потерялись" на пути к счету таможенного органа, то "искать" их приходилось самому плательщику.
Теперь есть надежда, что ситуация изменится. Как следует из п.2 ст.150 ТК РФ, таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате таможенных платежей создает обязанность таможенного органа произвести таможенное оформление товара без поступления денежных средств на счет таможенного органа.
Но в том случае, если средства не поступили на счета таможенных органов, товары считаются лишь условно выпущенными.
Согласно п.2 ст.328 ТК РФ таможенные платежи, в том числе и НДС, могут быть уплачены любыми лицами, в том числе и теми, на которых эта обязанность законом не возложена.
Исполнением обязанности по уплате таможенных платежей ТК РФ признает и зачет, который проводится по решению таможенного органа (п.10 ст.355 ТК РФ).
Авансовые платежи
Рассматривая порядок уплаты таможенных платежей, нельзя обойти вниманием и авансовые платежи.
В соответствии с п.1 ст.330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Вместе с тем нельзя сказать, что авансовые платежи - принципиально новое явление в таможенном деле. По своей сути они близки денежным средствам, внесенным на депозит (ст.122 ТК РФ 1993 г.).
Согласно п.2 ст.330 ТК РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи.
Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте.
По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком. Один экземпляр акта после его подписания подлежит вручению плательщику (п.4 ст.330 ТК РФ).
Авансовые платежи могут быть возвращены по заявлению лица, внесшего их. Возврат осуществляется в том же порядке, что и возврат таможенных пошлин, налогов.
Однако основное предназначение авансовых платежей состоит в том, чтобы быть направленными на уплату таможенных платежей. Чтобы это произошло, лицо, внесшее авансовые платежи, должно сделать соответствующее распоряжение. В качестве такого распоряжения рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (п.3 ст.330 ТК РФ).
Таможенный орган вправе обратить взыскание на авансовые платежи в порядке и по основаниям, указанным в ст.353 ТК РФ.
Требование об уплате таможенных платежей
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (п.4 ст.348 ТК РФ).
В соответствии с п.2 ст.352 ТК РФ обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные платежи не уплачены, без направления требования об уплате допускается только в следующих случаях:
- если предельный срок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе истек;
- если лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, не установлено таможенными органами.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты (п.1 ст.350 ТК РФ).
Требование об уплате таможенных платежей обязательно должно содержать:
- сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей;
- размер пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования;
- срок уплаты таможенных платежей в соответствии с ТК РФ;
- срок исполнения требования (не более 20 дней со дня получения требования);
- меры по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком;
- основания выставления требования.
Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается ГТК России.
Требование об уплате таможенных платежей должно быть не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования.
Если указанные лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
Взыскание таможенных платежей
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные платежи с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст.320 ТК РФ), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные платежи не уплачены (ст.352 ТК РФ).
Взыскание осуществляется с юридических лиц в бесспорном порядке. Без обращения в суд может быть обращено взыскание как на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, так и на иное имущество плательщика.
С физических лиц таможенные платежи взыскиваются только в судебном порядке.
Взыскание таможенных платежей не производится:
- если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, или
- если размер неуплаченных сумм в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.
Взыскание таможенных платежей
за счет денежных средств на банковских счетах
Таможенный орган не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке.
В случае пропуска 20-дневного срока таможенный орган обращается в суд.
Следует отметить, что к порядку взыскания таможенных платежей за счет денежных средств на банковских счетах применяются в первую очередь положения ст.46 НК РФ. И только в части, не урегулированной Налоговым кодексом, применяются положения Таможенного кодекса (п.1 ст.3 ТК РФ).
Поэтому, несмотря на то что это не установлено ТК РФ, решение о взыскании должно доводиться до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения (п.3 ст.46 НК РФ).
Не вполне ясно, какой срок для принятия решения о бесспорном взыскании денежных средств на счетах должен применяться: 20-дневный (ТК РФ) или 60-дневный (НК РФ). Но поскольку все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, то применяется более короткий срок.
Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств.
Инкассовое поручение (распоряжение) должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Инкассовое поручение (распоряжение) таможенного органа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, так как это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством РФ.
Взыскание таможенных платежей с банковских счетов, открытых в иностранной валюте, производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день фактического взыскания.
Взыскание не производится с ссудных счетов, а также с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора.
Взыскание таможенных платежей за счет товаров,
в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены
Обращение взыскания на товары производится на основании решения суда (арбитражного суда), за исключением случаев, когда товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога или обращается взыскание на товары, предельный срок хранения которых на складе временного хранения или таможенном складе истек.
Обращение взыскания на товары не производится (ни в каком порядке), если на счетах плательщика достаточно денежных средств или таможенные органы владеют информацией о счетах плательщика, а также если товары выпущены для свободного обращения.
Обращение взыскания на товары производится независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары.
Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.
Обращение взыскания на суммы авансовых платежей или денежного залога производится в течение сроков хранения этих средств на счете таможенного органа по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при условии, что:
- плательщик заблаговременно (в требовании об уплате таможенных платежей) предупрежден об этом, а также
- направлено в письменной форме извещение лицу, внесшему указанные средства на счет этого таможенного органа, в течение одного дня после взыскания.
Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика производится путем направления в течение трех дней со дня принятия начальником таможенного органа или лица, его замещающего, соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
При этом судебным приставом-исполнителем должна быть соблюдена последовательность действий, предписанная п.4 ст.47 НК РФ.
А. Кузнецов,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 4 (10), октябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Мы продолжаем серию статей о новом Таможенном кодексе (вступит в силу с 1 января 2004 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16