Комментарий к Постановлению ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс
"О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых
акционерных обществ"
Положение о раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 01.04.2003 N 03-19/пс (далее - Положение 2003 года), заменило ранее действовавшее Положение, принятое постановлением ФКЦБ России от 30.09.1999 N 7 (далее - Положение 1999 года).
Принятие нового порядка раскрытия информации об аффилированных лицах вызвано как объективными, так и субъективными причинами.
К объективным причинам можно прежде всего отнести произошедшие с 30 сентября 1999 года изменения в законодательстве, внесенные в том числе Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"".
К субъективным причинам, по нашему мнению, относятся накопленный практический опыт открытых акционерных обществ (далее - общества), анализ совершаемых при раскрытии информации ошибок, стремление использовать новые возможности в сфере информационных технологий.
Положение 2003 года нацелено на решение двух задач:
1) определить круг информации об аффилированных лицах;
2) установить порядок раскрытия информации об аффилированных лицах.
Следует сразу отметить, что Положение 2003 года не содержит определения аффилированных лиц.
Данное определение дано в ст.4 Закона РФ от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1).
Согласно Закону N 948-1 аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Закон N 948-1 приводит перечень лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических лиц, следующим образом.
К таким лицам относятся:
1) член совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
2) лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
3) лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
4) юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
5) члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что Положение 2003 года касается не всех юридических лиц, а только обществ.
Положение устанавливает два порядка раскрытия информации:
1) административный - путем представления информации регистрирующему органу, осуществляющему государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг данного общества (далее - регистрирующий орган), который в дальнейшем обеспечивает прозрачность указанной информации;
2) самостоятельный - путем размещения информации самим обществом на собственной вэб-странице в сети Интернет.
Необходимо отметить, что административный порядок раскрытия информации содержался и в Положении 1999 года, претерпев в новом Положении определенные изменения, о которых речь пойдет ниже.
Самостоятельный порядок раскрытия информации в Положении 1999 года отсутствовал. Установление вышеуказанного порядка стало необходимым в связи с развитием информационных технологий, созданием правовой базы для применения ряда информационных технологий (в частности, принятием Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи").
Административный порядок раскрытия информации предусматривает ежеквартальное представление регистрирующему органу списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала с указанием всех изменений, произошедших в этом списке в отчетном квартале.
Максимальный срок, в течение которого общества должны представить информацию регистрирующему органу, составляет 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Еще одной новеллой Положения 2003 года (по сравнению с Положением 1999 года) стала обязанность регистрирующего органа обеспечивать раскрытие представленных ему списков аффилированных лиц в сети Интернет.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что рассматриваемый порядок отличается от порядка, установленного в Положении 1999 года, в котором сходный режим был установлен в отношении акционерных обществ, размещавших эмиссионные ценные бумаги путем открытой подписки, либо акционерных обществ, обязанность по государственной регистрации выпусков ценных бумаг которых была отнесена к компетенции ФКЦБ России.
Вышеуказанные общества также ежеквартально представляли список аффилированных лиц в регистрирующий орган (при этом сроки представления списков были более короткие - 30 дней).
Остальные общества представляли вышеуказанную информацию ежегодно.
Кроме того, существовал дополнительный порядок представления информации регистрирующим органам.
В данном случае инициатором представления информации в регистрирующие органы был сам регистрирующий орган, по письменному требованию которого представление информации производилось в десятидневный срок со дня получения обществом соответствующего требования.
Как представляется, новый порядок направлен на либерализацию отношений регистрирующих органов и обществ, касающихся раскрытия информации об аффилированных лицах.
Для обществ, эмиссионные ценные бумаги которых допущены к листингу хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, имеющим лицензию ФКЦБ России (то есть котировка вышеуказанных ценных бумаг устанавливается на фондовой бирже), предусмотрен дополнительный способ раскрытия информации - самостоятельный.*(1)
Согласно п.3 Положения 2003 года такие общества, кроме представления списка своих аффилированных лиц регистрирующему органу, обязаны размещать вышеуказанную информацию на странице (вэб-сайте) данного общества в сети Интернет.
Обновление информации об аффилированных лицах должно производиться в сети Интернет в течение трех дней с даты, когда такое общество узнало или должно было узнать о вышеуказанных изменениях.
Кроме того, общество должно подтверждать размещенную на вэб-сайте информацию, направляя соответствующее письмо, подписанное единоличным исполнительным органом общества, в регистрирующий орган в течение трех дней с момента размещения списка на вэб-сайте.
Читателям журнала следует иметь в виду, что Положение 2003 года содержит также нормы, направленные на то, чтобы любое заинтересованное лицо могло ознакомиться на вэб-странице общества не только с последней текущей информацией по аффилированным лицам общества, но и с архивом такой информации.
Изменения внесены и в перечень информации, включаемой в список аффилированных лиц.
Так, кроме содержавшейся в Положении 1999 года информации:
- о полном фирменном наименовании (наименовании для некоммерческой организации), месте нахождения и адресе для получения почтовых отправлений юридического лица или имени и месте жительства физического лица, являвшегося аффилированным лицом общества;
- об основании (основаниях), в силу которого лицо признавалось аффилированным лицом общества, а также о дате наступления вышеуказанного основания (оснований),
общества должны также указывать:
- долю акций общества каждой категории, принадлежащих его аффилированному лицу;
- дату внесения изменения в список аффилированных лиц и содержание указанного изменения.
Информация в регистрирующий орган представляется в виде списка аффилированных лиц на бумажном и магнитном носителях.
Требования к магнитным носителям установлены распоряжением ФКЦБ России от 18.01.2001 N 18-р.
Читателям журнала следует обратить внимание на еще одну новеллу Положения 2003 года, касающуюся представляемых в регистрирующий орган документов, которые могут быть направлены в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
При представлении регистрирующему органу электронного документа наличия документов на бумажных и магнитных носителях не требуется.
В Положении 1999 года была установлена обязанность общества при наличии информации о каких-либо изменениях, связанных с его аффилированными лицами, вносить изменения в список аффилированных лиц в течение трех дней.
В Положении 1999 года был также урегулирован порядок представления информации акционерам за плату.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что отсутствие вышеуказанных норм в Положении 2003 года совсем не означает, что у общества нет обязанности вносить изменения в список аффилированных лиц до окончания отчетного квартала.
Однако отсутствие в Положении 2003 года конкретного срока внесения информации об изменении в списке аффилированных лиц может привести к возникновению спорных ситуаций.
Что касается права акционеров на получение информации об аффилированных лицах за плату, то процедура реализации вышеуказанного права установлена ст.91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
А.А. Деменков,
АКГ "Топ-Аудит"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заинтересованность государства в установлении более тщательного контроля в вопросах учета аффилированных лиц в наиболее крупных обществах прослеживалась и в Положении 1999 года.
Это естественно, поскольку последствия нарушения порядка учета (например, применение последствий недействительности сделки, в совершении которой имеется заинтересованность) будут значительными для хозяйственной деятельности как самого общества, так и третьих лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1