Специальные виды освобождения от уголовной ответственности за
совершение преступлений террористического характера
Выделение целой группы преступлений, имеющих террористический характер, и признание преступлением таких действий, как вовлечение в совершение преступлений террористического характера, склонение лица к участию в деятельности террористической организации, финансирование террористических организаций, стали необходимой мерой для усиления борьбы с терроризмом. Это - новелла для российского уголовного права.
В указанную группу входят преступления, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса: 205 "Терроризм", 206 "Захват заложника", 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля" и 360 "Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой", - а также вовлечение или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение или обучение лица в целях совершения указанных преступлений, финансирование акта терроризма либо террористической организации.
Определение таких преступлений как террористических соответствует Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., которая помимо названных включает в эту группу незаконное лишение свободы и правонарушения, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями.
Преступления террористического характера условно можно разделить на две подгруппы:
действия, направленные на организацию и подготовку террористической деятельности;
действия, посредством которых осуществляются акты терроризма.
Иными словами, в первую подгруппу войдут вовлечение лица в совершение преступления террористического характера: склонение к участию в деятельности террористической организации; вооружение, обучение в целях совершения указанных преступлений, финансирование акта терроризма либо террористической организации; создание незаконного вооруженного формирования. Во вторую - преступления, которые можно рассматривать как акты терроризма, а именно терроризм (поджоги, взрывы и др.); захват заложника; угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; нападение на лиц или учреждения, пользующихся международной защитой.
Выделенная группа преступлений носит, по мнению законодателя, особый характер и определяется в первую очередь необходимостью предотвращения тяжких последствий таких преступлений. Обстоятельства их совершения таковы, что эти преступления могут нанести непоправимый вред в виде гибели людей, возможно, с большим числом жертв, причинения тяжкого вреда их здоровью, крупного имущественного ущерба. Принимая во внимание все это, государство идет на компромисс с преступником, делая ему уступки, заботясь при этом о благополучии потерпевших.
Инициатива в предложении компромисса со стороны государства носит скорее вынужденный характер, а не мотивируется снисхождением к преступнику или экономией уголовно-правовой репрессии (как в общих случаях деятельного раскаяния). Тем самым законодатель предоставляет возможность виновному одуматься, путем совершения положительных посткриминальных поступков предотвратить наступление общественно опасных последствий в обмен на освобождение его от уголовной ответственности. Бескомпромиссная борьба с терроризмом невозможна без огромного количества жертв мирного населения, что вряд ли приемлемо. Поэтому преступления, в которых жизнь и здоровье зависят от усмотрения преступника, подлежат особым формам урегулирования. При возникновении подобных ситуаций, когда под угрозой находятся жизнь и здоровье людей, независимо от их количества целесообразно пойти на компромисс с виновным и тем самым предотвратить возможные нежелательные последствия, что и закреплено в примечаниях к ст.205, 205.1, 206, 208 УК РФ.
Для удобства рассмотрения специальных видов освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием за совершение преступлений террористического характера классифицируем эти виды. В данном случае большое значение имеют те положительные посткриминальные поступки, названные в примечаниях к статьям, совершения которых требует законодатель для освобождения от уголовной ответственности. Исходя из этого критерия (т.е. необходимости совершения конкретного поступка, предписанного законом), можно предложить следующую классификацию:
- примечания к ст.205, 205.1 УК РФ, где в качестве положительного поступка требуется своевременное предупреждение органов власти или иное способствование предотвращению осуществления акта терроризма;
- примечание к ст.206 УК РФ, согласно которому необходимо освободить заложника добровольно или по требованию властей;
- примечание к ст.208 УК РФ, требующее добровольно прекратить участие в незаконном вооруженном формировании и сдать оружие.
Примечание к ст.205 "Терроризм" содержит положение, согласно которому лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма.
Такое согласие законодателя поощрить предупреждение акта терроризма объясняется особой опасностью этого преступного посягательства, в основе которого лежит стремление субъекта запугать граждан, нанести им непоправимый ущерб, в том числе жизни и здоровью, парализовать социально полезную деятельность населения, нормальное функционирование органов власти и управления.
Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст.213-3 УК РСФСР). Действующий Уголовный кодекс сохранил преемственность в правовом регулировании борьбы с этим особо тяжким преступлением.
Терроризм может повлечь целый комплекс тяжких последствий, в частности в виде опасности гибели людей, значительного материального ущерба, дезорганизации работы органов власти и управления, поэтому так важна возможность предотвратить совершение такого преступления, а значит, и его последствия. В силу указанных причин законодатель счел возможным предложить преступнику компромиссное решение конфликта, если он своевременно предупредит органы власти или иным способом предотвратит акт терроризма.
Своевременным признается такое предупреждение специальных органов, когда они имеют реальную возможность предотвратить совершение террористических действий либо наступление общественно опасных последствий. Причем значение будут иметь все действия, направленные на предотвращение тяжких последствий, даже если не удалось пресечь деятельность террористов, но благодаря положительному поступку субъекта большая часть возможных последствий была предотвращена. Например, своевременно эвакуировали граждан из здания, в которое, как стало известно, было заложено взрывное устройство, но обнаружить и ликвидировать его не удалось - акт терроризма (взрыв) произошел, и все-таки последствия в большей части были предотвращены, спасены человеческие жизни, которые несомненно представляют собой значительно большую ценность, нежели материальные убытки (пострадавшее здание).
Оправданно полагать, название ст.205 несколько не соответствует ее содержанию, ибо понятие "терроризм" более объемно, поскольку подразумевает специфический род преступной деятельности, которая может выражаться в целой группе преступлений. Терроризм необходимо рассматривать как явление современного общества, тем более что все чаще приходится говорить о международном терроризме, который имеет своих лидеров, идейную основу (воспринимаемую ими как оправдание для совершения насилия), систему финансирования, базы военной подготовки и т.д. Между тем ст.205 скорее содержит перечень преступных действий, которые принято рассматривать как акты терроризма (взрыв, поджог или иные действия), что подтверждается примечанием к статье, где речь идет о способствовании предотвращению акта терроризма. Поэтому логично было бы изменить ее название, согласовать его со смыслом статьи и примечания. Например, возможен такой вариант: ст.205 "Акт терроризма".
Согласно примечанию к ст.205.1 лицо, совершившее вовлечение в совершение преступлений террористического характера или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение либо обучение в таких целях, а также финансирование такой деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению преступления террористического характера и если в действиях лица не содержится иного состава преступления.
Рассматривая первую группу примечаний, надо отметить, что под вовлечением в совершение преступления террористического характера следует понимать действия, направленные на возбуждение желания лица участвовать в совершении одного или нескольких таких преступлений. Побудительные действия могут выражаться не только в убеждении лица необходимости совершить преступление по идеологическим, религиозным и другим мотивам, в обещании выплатить ему вознаграждение за совершение конкретных действий, но и в обмане, угрозах, насилии и т.д. Склонение к участию в террористической организации также подразумевает убеждение различными способами в необходимости или обязательности лица в таком участии.
Финансирование указанной деятельности означает содействие ее осуществлению путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной и материально-технической базы, связи, компьютерного обеспечения, информационных услуг, иных материально-технических средств. Значительные средства тратятся на вербовку и боевую подготовку террористов, закупку современного оружия, в то время как на подготовку самих террористических актов требуется лишь незначительная часть от общего потока финансовых средств. Для того чтобы собрать эти средства, различные организации, общества, коммерческие структуры, осуществляющие непосредственное финансирование и поддержку терроризма, нередко проводят под разными благовидными предлогами благотворительные акции. Выявить истинные цели сбора средств в таких случаях часто весьма затруднительно, к тому же он ведется, как правило, через третьи лица. В связи с этим особое значение должно придаваться разработке программы или системы практических мер по созданию эффективной системы контроля за финансовыми потоками как на международном, так и на внутригосударственном уровне.
Обучение лица для последующего совершения им террористического акта выражается в формировании у него самых различных навыков и умений владение оружием, ведение подрывной деятельности, управление воздушным судном и т.п.
Согласно примечанию к ст.206 "Захват заложника" для того чтобы лицо, совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, было освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, ему необходимо добровольно освободить лицо, им захваченное. Под добровольным освобождением понимается действие уже совершившего преступление лица, выразившееся в том, что это лицо по собственный инициативе отказывается от дальнейших действий в отношении потерпевшего и отпускает его или передает правоохранительным органам или родственникам. Такие действия будут признаваться добровольными только в случае, если у виновного была возможность продолжить общественно опасное деяние и не были приняты меры со стороны представителей органов власти или других лиц, вынудивших виновного освободить захваченного.
Инициатива об освобождении может исходить как от самого преступника, так и от сотрудников правоохранительных органов, других лиц и организаций. Добровольность не исключается и тогда, когда виновный по своей воле советовался с авторитетными для него людьми и те убедили его освободить потерпевшего.
Наличие этой нормы российские ученые объясняют необходимостью соблюдения принципа целесообразности во имя возможного спасения потерпевшего. По их мнению, данное примечание предоставляет преступнику возможность одуматься и освободить заложника и в то же время может способствовать сдерживанию преступника от насильственных действий в отношении потерпевшего*(1).
Применение данного вида освобождения от уголовной ответственности должно быть обусловлено соблюдением определенных требований.
Во-первых, освобождение потерпевшего должно быть произведено без предъявления каких-либо требований или же требования были предъявлены, но виновный освободил потерпевшего до их выполнения. Удержание заложника после удовлетворения предъявленных требований утрачивает всякий смысл, и тогда освобождение потерпевшего не может быть воспринято как положительный поступок, свидетельствующий о желании виновного прийти к компромиссу с государством.
Во-вторых, субъект должен освободить потерпевшего в краткий период времени с момента похищения, в крайнем случае через пять-шесть суток, так как после этого возникают обстоятельства, указывающие на причинение потерпевшему иного вреда, вытекающие из факта незаконного удержания (моральное и физическое давление, условия содержания и др.). Отсутствие в примечании временных рамок возможности положительных действий со стороны виновного, которые будут рассмотрены властями как шаг к компромиссному решению вопроса, не полностью отражает пределы возможных уступок со стороны государства.
То, что в соответствии с примечанием к ст.206 виновный должен быть освобожден от уголовной ответственности не только при условии добровольного самостоятельного решения об освобождении заложника, но и в случае, когда потерпевший был освобожден по требованию властей, обусловлено особенностями совершения захвата заложника. В отличие от похищения человека, где все происходит в большинстве случаев тайно, без намерения извещать официальные органы, при захвате заложника не скрываются ни действия, ни мотивы, ни цель совершения такого преступления. Напротив, как правило, такая акция носит показательный характер, цель которой получить какие-либо выгоды, будь то материальные или преследующие удовлетворение требований политического, идеологического, религиозного характера. Например, при захвате заложников 23 октября 2002 г. во время просмотра мюзикла "Норд-Ост" в Москве террористы в качестве условия освобождения заложников потребовали от властей удовлетворения требований политического характера, иначе они угрожали взорвать здание вместе с находящимися там людьми.
В подобных случаях правоохранительным органам известно лицо (группа лиц), совершившее преступление, которому можно предложить компромиссное разрешение ситуации при выполнении им определенных условий (освобождение заложника) в обмен на освобождение от уголовной ответственности.
Возможность применения данного вида освобождения от уголовной ответственности заканчивается с момента, когда виновный в результате действия специальных уполномоченных органов вынужден освободить заложника, прекратить свои преступные действия. Примером может служить вооруженный штурм специального отряда милиции помещения, в котором удерживается заложник, в ходе таких событий преступнику бессмысленно заявлять о добровольном освобождении заложника.
Согласно примечанию к ст.208 "Организация вооруженного формирования или участие в нем" лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности.
Под участием в незаконном вооруженном формировании уголовное законодательство понимает вступление в такое формирование и выполнение вытекающих из этого обязательств выполнить любые действия в соответствии с планами и задачами деятельности данного формирования. Участие в незаконном вооруженном формировании может выражаться в выполнении различного рода заданий по обустройству места дислокации, отдельных поручений, в несении определенной службы, совершенствовании военных навыков и т.п.
Добровольное прекращение участия означает, что лицо по собственной воле при наличии у него объективной возможности для продолжения пребывания в формировании (которую он осознает) прекращает участие в незаконном вооруженном формировании, т.е. выходит из него.
На решение о выходе из состава незаконного вооруженного формирования могут повлиять родственники, знакомые, близкие, должностные лица государственных органов власти. Так, в ходе антитеррористической операции в Чеченской Республике боевикам не раз предлагалось высшими должностными лицами Российской Федерации, в том числе Президентом страны, добровольно покинуть ряды вооруженных формирований, и отказ от участия в военных действиях, сдача оружия были бы расценены государством как положительные посткриминальные поступки.
Прекращение участия, кроме того, что оно добровольное, должно быть еще и окончательным, а не по каким-то временным причинам (болезнь, поездка к родным и т.п.).
Следующим условием для освобождения от уголовной ответственности по этому виду преступления является сдача оружия. Причем в законе не оговорено, кому должно сдаваться оружие. Это могут быть правоохранительные органы и их должностные лица, командование воинских частей, представительные и исполнительные органы власти.
Надо заметить, что незаконное вооруженное формирование может иметь в своем арсенале различные виды оружия, но вооружены им могут быть отнюдь не все участники. Поэтому можно предположить, что условие освобождения - сдача оружия - имеет не обязательный характер, а это означает, что отсутствие оружия у лица, добровольно прекратившего участие в незаконном вооруженном формировании, не дает правоохранительным органам права отказать в освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по примечанию к ст.208 УК РФ. Определенного уточнения в этом вопросе требует текст примечания.
Для всех рассмотренных видов освобождения единственным общим основанием будет требование, чтобы в действиях этого лица не содержалось иного состава преступления.
Общество столкнулось с новой, набирающей силу угрозой нормальному существованию и развитию. Основным средством борьбы с терроризмом является закон. Уголовный кодекс России должен соответствовать не только реалиям, но в первую очередь международному праву, поскольку терроризм давно перешагнул национальные границы отдельных государств. Именно на это направлены внесенные в Уголовный кодекс изменения и дополнения.
Вместе с тем необходимо отметить значение института освобождения от уголовной ответственности. Здесь не приходится говорить о борьбе с терроризмом как с явлением, но признание компромисса со стороны государства возможным и в этом случае сыграет существенную роль в предотвращении последствий террористических актов. Ведь жизнь людей, граждан государства имеет значительно большую ценность, чем политическая программа или отдельное направление государственной политики (в частности, бескомпромиссная борьба с терроризмом). В каждом конкретном случае террористического акта главной целью становится предотвращение опасных последствий, спасение жизней граждан, попавших под удар терроризма.
А.Х. Хамаганова
"Адвокат", N 10, октябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Особенная часть / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., 1996. С.65.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Специальные виды освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений террористического характера
Автор
А.Х. Хамаганова
"Адвокат", 2003, N 10