Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в закон Алтайского края от 24 марта 2000 года N 20-ЗС "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края" (Сборник законодательства Алтайского края, 2000, N 47 (67); 2001, N 65; 2005, N 108; 2007, N 135, часть I; 2008, N 146, часть I; 2011, N 186, часть I; 2012, N 194, часть I, N 198, часть I; 2014, N 216, часть I; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 марта 2017 года, 2 июня 2021 года, 2 декабря 2021 года, 3 ноября 2022 года) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются достоянием жителей Алтайского края и относятся к особо охраняемым территориям и объектам, имеющим особенности в использовании и охране и предназначенным для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.";
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Основные понятия
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
природные лечебные ресурсы - природные ресурсы и условия, которые имеют лечебные свойства и могут использоваться для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;
лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;
курорт - территория, обладающая природными лечебными ресурсами, пригодная для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации и располагающая необходимой курортной инфраструктурой;
лечебно-оздоровительная местность регионального значения, курорт регионального значения - лечебно-оздоровительная местность, курорт, находящиеся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
курортный регион - находящиеся в границах двух или более субъектов Российской Федерации смежные территории, на которых расположены курорты, лечебно-оздоровительные местности, и (или) иные смежные территории, обладающие природными лечебными ресурсами, пригодные для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;
курортная инфраструктура - совокупность объектов, предназначенных для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, а также объектов социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, рекреационного назначения, объектов благоустройства и необходимых для их функционирования объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры;
курортное дело - деятельность по организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации на основе использования природных лечебных ресурсов, по изучению свойств природных лечебных ресурсов и механизмов их действия, а также по охране природных лечебных ресурсов;
округ санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса (далее - округ санитарной (горно-санитарной) охраны) - зона с особыми условиями использования территории, в границах которой предусматриваются обеспечивающие сохранение природных лечебных ресурсов ограничения использования земельных участков;
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие использование природных лечебных ресурсов;
курортный фонд Алтайского края - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, а также санаторно-курортных организаций, находящихся на территории Алтайского края. Курортный фонд Алтайского края входит в состав курортного фонда Российской Федерации.
2. Понятия "санаторно-курортное лечение", "медицинская реабилитация" используются соответственно в значениях, указанных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".";
3) части 1 и 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"1. Законодательство Алтайского края о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Алтайского края.
2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.";
4) в статье 2.1:
а) часть 1 дополнить словами "и подтверждаются специальным медицинским заключением, предусмотренным статьей 11.1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" ";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы, лечебные природные газы, а также лечебный климат.";
в) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Классификация природных лечебных ресурсов, указанных в части 2 настоящей статьи, их характеристики и перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";
5) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, установление, изменение границ, упразднение лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона
1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Перечень и порядок проведения таких исследований устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Территория может быть признана лечебно-оздоровительной местностью или курортом только в случае нахождения в границах данной территории природного лечебного ресурса, сведения о котором внесены в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
3. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные на территории Алтайского края, могут иметь федеральное или региональное значение.
4. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью федерального значения или курортом федерального значения в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
5. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения Правительством Алтайского края по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела. Порядок и критерии указанного согласования определяются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти. Курорты регионального значения не создаются в границах курортов федерального значения, курортных регионов.
6. Обязательным приложением к решению о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом являются сведения о границах такой территории.
7. Решение об изменении границ лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, курортов регионального значения либо об упразднении лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, курортов регионального значения принимается Правительством Алтайского края в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи.
8. Порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения, порядок установления, изменения границ либо упразднения лечебно-оздоровительной местности или курорта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Границы лечебно-оздоровительных местностей и курортов на местности не устанавливаются.";
6) наименование главы II изложить в следующей редакции:
"Глава II. Полномочия органов государственной власти Алтайского края в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов";
7) в абзаце первом статьи 4 слова "в сфере санаторно-курортного дела" заменить словами "в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов";
8) статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти Алтайского края
1. К полномочиям Правительства Алтайского края в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:
принятие решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения, об изменении их границ или их упразднении;
принятие решений об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов;
направление совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, в Правительство Российской Федерации представлений о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями, курортами или курортным регионом в целях принятия решения о признании соответствующих территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения, курортами федерального значения или курортным регионом, об изменении их границ или их упразднении;
регулирование отношений в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, курортов регионального значения;
осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
2. К полномочиям органа исполнительной власти Алтайского края в сфере туризма и курортного дела относятся:
представление в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации сведений о лечебно-оздоровительных местностях регионального значения, курортах регионального значения и природных лечебных ресурсах, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, и размещение в нем соответствующих документов;
иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.";
10) в статье 9:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации. Предоставление и использование природных лечебных ресурсов для иных целей не допускается, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".";
б) дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Предоставление в пользование природных лечебных ресурсов, за исключением природно-климатических условий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, водным и иным законодательством.";
11) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Геологическое изучение, разведка и добыча минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов
1. Геологическое изучение, разведка и добыча минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
2. Геологическое изучение, разведка и добыча природных лечебных ресурсов, указанных в части 1 настоящей статьи, должны осуществляться с учетом необходимости защиты месторождений от преждевременного истощения (утраты) и загрязнения, а также защиты природных лечебных ресурсов от истощения (утраты) лечебных свойств.";
12) в части 3 статьи 11 слова "лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны" заменить словами "природным лечебным ресурсам в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны,";
13) наименование главы IV изложить в следующей редакции:
"Глава IV. Осуществление курортного дела на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов";
14) статьи 12 и 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 12. Поддержка развития курортов в Алтайском крае
Поддержка развития курортов может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Статья 13. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования
1. Санаторно-курортным организациям для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации предоставляются земельные участки в соответствии с земельным законодательством.
2. Санаторно-курортные организации используют здания, сооружения и иное имущество исключительно в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". При этом реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация зданий, сооружений, используемых для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, допускаются только при условии внесения сведений о таких зданиях, сооружениях в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
3. Водные объекты, земельные участки и расположенные на них здания, сооружения, предоставленные (приобретенные) санаторно-курортной организации (санитарно-курортной организацией), в том числе в границах береговой полосы водных объектов, составляют территорию санаторно-курортной организации.
4. Правила нахождения на территории санаторно-курортной организации устанавливаются такой организацией и доводятся до сведения граждан путем размещения на официальном сайте санаторно-курортной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в иных доступных местах на территории санаторно-курортной организации. Указанные правила могут включать в себя:
особенности использования расположенных на территории санаторно-курортной организации водного объекта или его части, включая осуществление обособленного водопользования, земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта либо примыкающего к территории санаторно-курортной организации участка береговой полосы водного объекта, расположенного вне границ территории санаторно-курортной организации, а также расположенного вне границ территории санаторно-курортной организации водного объекта;
особенности доступа к расположенным на территории санаторно-курортной организации водному объекту или его части, земельному участку в пределах береговой полосы водного объекта в случае их предоставления соответствующей санаторно-курортной организации;
правила поведения на территории санаторно-курортной организации;
иную необходимую для безопасного пребывания людей информацию.";
15) части 1 и 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"1. Требования к осуществлению санаторно-курортными организациями своей деятельности определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2. Использование санаторно-курортными организациями для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации природных лечебных ресурсов допускается при условии внесения сведений об указанных природных лечебных ресурсах в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".";
16) статью 15 признать утратившей силу;
17) наименование главы V изложить в следующей редакции:
"Глава V. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны";
18) статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Установление, изменение округов санитарной (горно-санитарной) охраны, прекращение их существования
1. В целях охраны природных лечебных ресурсов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, режим которых обеспечивает сохранение природных лечебных ресурсов.
2. Установление, изменение округов санитарной (горно-санитарной) охраны, прекращение их существования осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Правительство Алтайского края принимает решение об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны или о прекращении их существования в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Алтайского края, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов.
4. В целях охраны минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В целях охраны иных природных лечебных ресурсов устанавливаются округа санитарной охраны.
5. В границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны могут выделяться до трех зон (первая, вторая, третья), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
6. В границах округа санитарной охраны, который устанавливается исключительно в целях охраны лечебного климата, выделение зон, указанных в части 5 настоящей статьи, не осуществляется.
7. В границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны, который устанавливается в целях охраны природных лечебных ресурсов, содержащихся в отдельно расположенных природных объектах, имеющих высокую степень естественной защищенности, может устанавливаться только одна (первая) зона.
8. Если при подготовке решений об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны отдельных природных лечебных ресурсов выявится пересечение границ таких округов санитарной (горно-санитарной) охраны и (или) их зон, может приниматься решение об установлении общего округа санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны данных природных лечебных ресурсов.
9. Исключение природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или прекращение действия специального медицинского заключения в отношении природного лечебного ресурса является основанием для принятия решения:
о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны, установленного в отношении такого природного лечебного ресурса, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящей части;
об изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зон в случае, если на соответствующей территории помимо природного лечебного ресурса, который исключен из классификации природных лечебных ресурсов, сведения о котором были исключены из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или в отношении которого прекращено действие специального медицинского заключения, расположены иные природные лечебные ресурсы, в отношении которых был установлен общий округ санитарной (горно-санитарной) охраны.
10. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, осуществляется организациями по заданиям органа исполнительной власти Алтайского края в сфере туризма и курортного дела или иными заинтересованными лицами.";
19) статью 16.1 признать утратившей силу;
20) дополнить статьями 16.2 и 16.3 следующего содержания:
"Статья 16.2. Ограничения использования земельных участков в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны
1. В границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается проживание, а также осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей минеральных вод, лечебных грязей, лечебных природных газов, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, с предупреждением и ликвидацией опасных природных явлений и техногенных процессов на данной территории.
2. В границах второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, загрязняющей окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящей к их истощению (утрате), истощению (утрате) их лечебных свойств.
3. В границах округа санитарной охраны, установленного исключительно в целях охраны лечебного климата, осуществление хозяйственной и иной деятельности допускается при условии соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
4. Перечень ограничений использования земельных участков для каждой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны, округа санитарной охраны, устанавливаемого исключительно в целях охраны лечебного климата, определяется положением об округах санитарной (горно-санитарной) охраны.
5. Проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируются в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, подлежит государственной экологической экспертизе, за исключением объектов капитального строительства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 16.3. Обеспечение соблюдения режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны
1. Обеспечение соблюдения установленных ограничений использования земельных участков в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется пользователями природных лечебных ресурсов, лицами, осуществляющими деятельность, предусмотренную статьей 10 настоящего Закона, правообладателями земельных участков, расположенных в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, проживающими в этих округах гражданами.
2. Оценка соблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований охраны окружающей среды, лесного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований, ограничений использования земельных участков при пользовании природными лечебными ресурсами, осуществлении хозяйственной и иной деятельности в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в рамках государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля, федерального государственного геологического контроля (надзора), федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).";
21) в статье 17 слова "лечебно-оздоровительных местностей и курортов," и слова "лечебно-оздоровительным местностям и курортам," исключить.
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Алтайского края от 7 ноября 2023 г. N 86-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О природных лечебных ресурсах,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.