Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Администрации
городского округа Сызрань
от 07.11.2023 г. N 3928
Муниципальная программа
городского округа Сызрань "Содействие развитию общественного самоуправления и поддержка общественных инициатив в городском округе Сызрань Самарской области на 2024-2030 годы"
Паспорт
муниципальной программы городского округа Сызрань "Содействие развитию общественного самоуправления и поддержка общественных инициатив в городском округе Сызрань Самарской области на 2024-2030 годы" (далее - Программа)
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа городского округа Сызрань "Содействие развитию общественного самоуправления и поддержка общественных инициатив в городском округе Сызрань Самарской области на 2024-2030 годы" |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы |
Распоряжение Администрации городского округа Сызрань от 09.10.2023 N 226-р "О разработке муниципальной программы городского округа Сызрань "Содействие развитию общественного самоуправления и поддержка общественных инициатив в городском округе Сызрань Самарской области на 2024-2030 годы" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление по организационной работе и информационным технологиям Администрации городского округа Сызрань |
Соисполнители муниципальной программы |
Отсутствуют |
Участники муниципальной программы |
Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань "Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления" (далее - МКУ "РЦПРМС", территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС), некоммерческие организации (далее - НКО) |
Цель муниципальной программы |
Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив по решению вопросов местного значения на территории городского округа Сызрань |
Задачи муниципальной программы |
- информирование инициативных групп, общественных и некоммерческих организаций, иных форм общественного местного самоуправления о возможности участия в программах, конкурсах федерального, областного и городского уровней с целью решения вопросов местного значения; оказание консультационной и методической поддержки по подготовке заявочной документации; оказание муниципальной услуги "Выдача выписок из похозяйственных книг"; - оказание содействия в развитии территориального общественного самоуправления и поддержки в реализации территориальным общественным самоуправлением мероприятий профилактической, экологической, досуговой, просветительской и социальной направленности в рамках решения вопросов местного значения |
Стратегические показатели (индикаторы) муниципальной программы |
- доля граждан - представителей инициативных групп, ТОС и иных форм самоорганизации граждан, вовлеченных в решение вопросов местного значения от числа жителей в возрасте от 16 лет |
Тактические показатели (индикаторы) программы |
- количество публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях; - количество мероприятий проводимых с целью информирования инициативных групп, общественных и некоммерческих организаций, иных форм общественного местного самоуправления городского округа Сызрань о деятельности органов местного самоуправления и возможности участия в решении вопросов местного значения (информационные встречи, опросы, анкетирование); - количество участников информационных встреч; - количество обучающих мероприятий; - количество участников обучающих мероприятий; - количество заявок от городского округа Сызрань, направленных на конкурсный отбор Государственной программы Самарской области "Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области" на 2017-2025 годы; - количество выписок из похозяйственных книг, выданных членам личных подсобных хозяйств на территории городского округа Сызрань; - количество личных подсобных хозяйств, данные на которые внесены в похозяйственные книги; - количество мероприятий, проведенных территориальным общественным самоуправлением по месту жительства; - количество поданных территориальным общественным самоуправлением заявок, проработанных инициативными группами, для участия в программах и конкурсах; - количество подготовленных территориальным общественным самоуправлением информационных материалов о своей деятельности в социальных сетях; - количество реализованных проектов Конкурса социальных инициатив по месту жительства |
Подпрограммы с указанием целей и сроков реализации |
Отсутствуют |
Планы мероприятий с указанием сроков реализации |
Отсутствуют |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2024 -2030 годы. Программа не предусматривает отдельные этапы |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы |
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета городского Сызрань. Общий объем финансирования за счет средств бюджета городского округа Сызрань Программы составляет 111943,5 тыс. рублей, из них: в 2024 году - 20343,9 тыс. рублей; в 2025 году - 15266,6 тыс. рублей; в 2026 году - 15266,6 тыс. рублей; в 2027 году - 15266,6 тыс. рублей; в 2028 году - 15266,6 тыс. рублей; в 2029 году - 15266,6 тыс. рублей; в 2030 году - 15266,6 тыс. рублей. Объемы финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению, в том числе при формировании бюджета городского округа Сызрань на очередной финансовый год и плановый период. |
Результаты реализации муниципальной программы |
- оказание содействия по взаимодействию между органами местного самоуправления (далее - ОМСУ), структурами общественного самоуправления, инициативными группами и иными формами самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения; - поддержка деятельности территориального общественного самоуправления и иных форм самоорганизации граждан; - информирование граждан о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, ТОС, инициативных групп и иных форм самоорганизации граждан; - содействие в формировании инициативных групп граждан для решения вопросов местного значения - интеграция активных граждан в деятельность общественного самоуправления - формирования актива из числа граждан по месту жительства |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в сфере реализации программы
В настоящее время жители городского округа Сызрань привлекаются к решению вопросов местного значения путем интеграции активных граждан в территориальные общественные самоуправления, НКО и инициативные группы. Благодаря этому на территории городского округа Сызрань создаются новые объекты инфраструктуры, проводятся совместные спортивные, культурные, экологические, просветительские мероприятия по месту жительства.
Проблемой вовлечения граждан в решение вопросов местного значения является их разобщенность, безынициативность и пассивность. Основная причина - недостаточная информированность населения о деятельности ОМСУ и иных формах общественного самоуправления, а также о возможностях участия в общественной жизни и решении вопросов местного значения.
В 2020 году на территории городского округа Сызрань было создано 12 территориальных общественных самоуправлений, охвативших всю территорию городского округа Сызрань. 10 ТОС приобрели статус юридических лиц и получили право участвовать в конкурсном отборе некоммерческих организаций для получения субсидии из бюджета городского округа Сызрань на реализацию мероприятий профилактической, экологической, досуговой, просветительской и социальной направленности в рамках решения вопросов местного значения. Мероприятия, проводимые ТОС, способствуют выявлению активных граждан, которые, благодаря получению информации о деятельности общественного самоуправления, интегрируются в те или иные инициативные группы, принимающие непосредственное участие в решении вопросов местного значения. С 2021 года ТОС городского округа Сызрань организовали порядка 1308 информационных встреч с жителями на тему благоустройства территории, пожарной безопасности, эксплуатации газового оборудования, безопасности детей (на воде, при пожаре и т.п.), о мерах безопасности в условиях пандемии, социальных мер поддержки граждан. Распространили порядка 102 тыс. информационных, просветительских и наглядных материалов, в том числе разъясняющие жителям о действиях при чрезвычайных ситуациях, пандемии, своевременной уплаты налогов. Провели 1383 мероприятий по месту жительства. Проработали и подали на участие в конкурсах и программах порядка 87 заявок, в том числе на конкурс Фонда президентских грантов, конкурс культурных инициатив, конкурс социальных проектов ПАО "Лукойл", региональный конкурс социальных проектов СОНКО, региональный и всероссийский конкурс "Лучшая практика ТОС". В 2022 году практики ТОС "РМЗ" и ТОС "Монгора" стали победителями регионального конкурса "Лучшая практика ТОС" и получили премию в размере 50 000 рублей. Практики ТОС "Декабристов" и ТОС "РМЗ" получили признание на Всероссийском уровне благодаря участию во Всероссийском конкурсе "Лучшая практика ТОС". В 2023 году проекты ТОС "Декабристов" и ТОС "РМЗ-Заводской" стали победителями регионального конкурса "Лучшая практика ТОС" в своей номинации и получили премию в размере 50 000 рублей. В 2023 году актив ТОС городского округа Сызрань оказал содействие в подготовке 11 заявок общественных проектов для участия в мартовском конкурсном отборе Государственной программы Самарской области "Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области" на 2017-2025 годы. Подготовили и разместили более 32 тыс. информационных материалов в социальных сетях о своей деятельности.
Согласно Постановлению Администрации городского округа Сызрань от 01.03.2021 N 452 "Об определении уполномоченного за взаимодействие с ТОС" МКУ "РЦПРМС" определено учреждением, уполномоченным за взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением на территории городского округа Сызрань и оказание методической, организационной и консультационной помощи. Десяти ТОС в безвозмездное пользование предоставлены помещения, оказывается консультационная помощь в систематизации и формировании отчетных показателей по итогам деятельности.
Основополагающим механизмом вовлечения граждан в решение вопросов местного значения является территориальное общественное самоуправление. Через ТОС происходит основная интеграция граждан в систему ОМСУ. Согласно Федеральному Закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участвовать в решении вопросов местного значения имеют право лица, достигшие 16-летнего возраста.
В 2021 году общая численность жителей в возрасте от 16 лет в городском округе Сызрань составила 136 895 человек. Доля граждан из числа инициативных групп, ТОС и иных форм самоорганизации граждан, вовлеченных в решение вопросов местного значения благодаря деятельности МКУ "РЦПРМС" составила 1,8%.
В 2022 году общая численность жителей в возрасте от 16 лет в городском округе Сызрань составила 136 627 человек. Доля граждан из числа инициативных групп, ТОС и иных форм самоорганизации граждан, вовлеченных в решение вопросов местного значения благодаря деятельности МКУ "РЦПРМС" составила 2,23%.
В 2023 году общая численность жителей в возрасте от 16 лет в городском округе Сызрань составила 135 063 человек. Доля граждан из числа инициативных групп, ТОС и иных форм самоорганизации граждан, вовлеченных в решение вопросов местного значения составила 2,27%.
Увеличение числа граждан, вовлеченных в реализацию мероприятий по решению вопросов местного значения осуществляется благодаря проведению с населением встреч, бесед, организации мероприятий различной направленности по месту жительства, проводимых при непосредственном участи МКУ "РЦПРМС". Именно в этом процессе формируются социальные связи и доверие граждан друг к другу, органам общественного самоуправления, органам местного самоуправления. Кроме того, на базе МКУ "РЦПРМС" жители городского округа Сызрань получают возможность саморазвития путем получения знаний о процессах государственного и муниципального управления, обретают навыки переговоров, поиска компромиссных решений и выработки конструктивных предложений, участвуя в информационных встречах и обучающих мероприятиях. Благодаря эффективному диалогу с жителями городского округа Сызрань органы местного самоуправления получают лучшее представление о потребностях населения и их готовности участвовать в решении вопросов местного значения. Яркими примерами решения вопросов местного значения являются участие инициативных групп, ТОС, НКО в Государственной программе Самарской области "Поддержка инициатив населения муниципальных образований Самарской области" на 2017-2025 годы", практике инициативного бюджетирования, конкурсе социальных инициатив по месту жительства.
В ходе реализации социальных и общественных проектов создаются не только объекты инфраструктуры и адресно решаются проблемы районов в муниципальном образовании, но, и реализуются принципы добрососедства, формируются сообщества людей, готовых к совместной и работе, направленной на выявление и привлечение новых ресурсов для развития территории, поддержания порядка на ней.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит путем увеличения социальной активности жителей повысить уровень комфортности их проживания. Согласно Распоряжению Администрации городского округа Сызрань от 06.05.2019 N 501-р "О реализации на территории городского округа Сызрань Губернаторского проекта "Содействие" - Государственной программы Самарской области "Поддержка инициатив населения муниципальных образований Самарской области" на 2017-2025 годы" МКУ "РЦПРМС" определено координатором исполнения плана мероприятий по реализации на территории городского округа Сызрань Губернаторского проекта "Содействие". Проект реализуется благодаря активности инициативных групп граждан, принимающих непосредственное участие в разработке, обсуждении предложений, мониторинге хода работ по проектам благоустройства дворовых и общественных территорий.
Разработка муниципальной программы вызвана необходимостью реализации механизмов взаимодействия органов власти и населения модератором которых зачастую выступает МКУ "РЦПРМС". Разъяснение гражданам важности объединения в сообщества и инициативные группы, знакомство с деятельностью и функциями ОМСУ, ТОС и НКО, содержания вопросов местного значения чрезвычайно важно для выявления и последующего вовлечения активистов в деятельность всех форм общественного самоуправления. Все это способствует формированию и реализации комплексного подхода к решению вопросов местного значения.
Разработанный в 2018 года сотрудниками МКУ "РЦПРМС" алгоритм вовлечения активных жителей районов в социальное проектирование, основанное на их энтузиазме и желании реализовать объединяющие и развивающие мероприятия по месту жительства позволил выявить 85 инициативных групп (283 участника). В итоге с 2018 года Конкурс инициатив по месту жительства, реализуемый совместно с НО "Фонд развития городского округа Сызрань" на средства субсидии Администрации городского округа Сызрань способствовал реализации 65 инициатив по месту жительства. Важно отметить, что все инициаторы проектов также вносят и личный вклад в реализацию проектов - оборудование, инвентарь, расходные материалы, иные ресурсы.
Реализация программы будет содействовать развитию общественного самоуправления, росту устойчивого актива на территории городского округа Сызрань и обеспечит поддержку общественных инициатив по решению вопросов местного значения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий муниципальной программы и оценку их результатов.
Основные риски, связанные с реализацией муниципальной программы, обусловлены возможностью ухудшения экономической ситуации, сокращения уровня финансирования мероприятий, изменения законодательства, затрагивающего условия ее реализации.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг реализации муниципальной программы, своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
2. Долгосрочные приоритеты муниципальной политики в сфере реализации программы, описание целей и задач программы, планируемые результаты реализации программы
Цель Программы:
- поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив по решению вопросов местного значения на территории городского округа Сызрань
Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:
- информирование инициативных групп, общественных и некоммерческих организаций, иных форм общественного местного самоуправления о возможности участия в программах, конкурсах федерального, областного и городского уровней с целью решения вопросов местного значения; оказание консультационной и методической поддержки по подготовке заявочной документации; оказание муниципальной услуги "Выдача выписок из похозяйственных книг";
- оказание содействия в развитии территориального общественного самоуправления и поддержки в реализации территориальным общественным самоуправлением мероприятий профилактической, экологической, досуговой, просветительской и социальной направленности в рамках решения вопросов местного значения.
3. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации Программы - 2024-2030 годы.
Реализация Программы не предусматривает выделения отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия программы.
4. Описание мер правового, государственного и муниципального регулирования, направленных на достижение цели программы
Правовое и государственное регулирование в сфере реализации муниципальной программы осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Закон Самарской области от 10.12.2012 N 127-ГД "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области";
- Закон Самарской области от 05.07.2019 N 86-ГД "О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Самарской области";
- Решение Думы городского округа Сызрань от 17.10.2018 N 13 "О стратегии социально-экономического развития городского округа Сызрань Самарской области на период до 2030 года";
- Постановление Администрации городского округа Сызрань от 24.12.2018 N 3751 "О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа Сызрань на период до 2030 года".
5. Перечень стратегических показателей (индикаторов) программы
Перечень стратегических показателей (индикаторов) Программы с указанием плановых значений по годам ее реализации и за весь период реализации представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Методика расчета стратегических показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
6. Перечень тактических показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации программы
Перечень тактических показателей (индикаторов) Программы с указанием плановых значений по годам ее реализации и за весь период реализации представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Методика расчета тактических показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
7. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Сызрань, средств вышестоящих уровней бюджетов, поступающих в бюджет городского округа Сызрань, в соответствии с действующим законодательством.
Общий объем финансирования за счет средств бюджета городского округа Сызрань Программы составляет 111943,5 тыс. рублей, из них:
в 2024 году - 20343,9 тыс. рублей;
в 2025 году - 15266,6 тыс. рублей;
в 2026 году - 15266,6 тыс. рублей;
в 2027 году - 15266,6 тыс. рублей;
в 2028 году - 15266,6 тыс. рублей;
в 2029 году - 15266,6 тыс. рублей;
в 2030 году - 15266,6 тыс. рублей.
Объемы финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению, в том числе при формировании бюджета городского округа Сызрань на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовая поддержка некоммерческим организациям осуществляется путем предоставления субсидий на конкурсной основе.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляет главный распорядитель бюджетных средств - Администрация городского округа Сызрань.
Перечень мероприятий с распределением денежных средств представлен в приложении N 4 к настоящей Программе.
8. Механизм реализации программы
Ответственным исполнителем муниципальной программы является Управление по организационной работе и информационным технологиям Администрации городского округа Сызрань.
В ходе реализации Программы Управление по организационной работе и информационным технологиям Администрации городского округа Сызрань осуществляет:
- контроль за качественным и своевременным выполнением мероприятий по реализации Программы;
- мониторинг о ходе реализации муниципальной Программы.
Участники Программы:
- Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань "Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления" отвечает за реализацию мероприятий Программы в установленные сроки, взаимодействует с НКО и ТОС, оказывая методическую и консультационную поддержку;
- территориальные общественные самоуправления для выявления активистов и объединения граждан организуют мероприятия профилактической, экологической, досуговой, просветительской и социальной направленности за счет средств бюджета городского округа Сызрань;
- некоммерческие организации организуют конкурс социальных инициатив для групп активных жителей с целью их поддержки по решению малых проблем по месту жительства.
9. Методика комплексной оценки эффективности реализации программы
Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании ее реализации и включает в себя оценку степени выполнения мероприятий муниципальной программы и оценку эффективности реализации муниципальной программы.
Степень выполнения мероприятий муниципальной программы за отчетный год рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных в отчетном году в установленные сроки, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению в отчетном году.
Степень выполнения мероприятий муниципальной программы по окончании ее реализации рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных за весь период реализации муниципальной программы, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению за весь период ее реализации.
Показатель эффективности реализации муниципальной программы (R) за отчетный год рассчитывается по формуле:
,
где N - количество тактических показателей (индикаторов) муниципальной программы;
- плановое значение n-го тактического показателя (индикатора);
- значение n-го тактического показателя (индикатора) на конец отчетного года;
F План. - объем ресурсов, предусмотренных (направленных) на реализацию муниципальной программы в отчетном году;
F Факт. - объем ресурсов, освоенных в ходе реализации муниципальной программы на конец отчетного года.
Для расчета показателя эффективности реализации муниципальной программы используются тактические показатели (индикаторы), достижение значений которых запланировано в отчетном году, и объема ресурсов, предусмотренных (направленных) на реализацию муниципальной программы. В случае если фактическое значение n-го тактического показателя (индикатора) превысило его плановое значение более чем на 30%, степень достижения данного тактического показателя (индикатора) принимается равной 130%.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы за весь период реализации рассчитывается как среднее арифметическое показателей эффективности реализации муниципальной программы за все отчетные годы.
Эффективность реализации муниципальной программы признается низкой:
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы менее 90 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы менее 90 процентов;
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы менее 90 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы более или равной 90 и менее 100 процентов;
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы менее 90 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы равной 100 процентов;
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы более или равном 90 процентов и менее или равном 100 процентов, но степени выполнения мероприятий муниципальной программы менее 90 процентов;
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы более 100 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы менее 90 процентов.
Муниципальная программа признается эффективной:
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы (в пределах) более или равном 90 процентов и менее или равном 100 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы (в пределах) более или равной 90 и менее 100 процентов;
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы более 100 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы более или равной 90 процентов или менее 100 процентов.
Эффективность реализации муниципальной программы признается высокой:
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы более или равном 90 процентов или менее или равном 100 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы равной 100 процентов;
- при значении показателя эффективности реализации муниципальной программы более 100 процентов и степени выполнения мероприятий муниципальной программы равной 100 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.