Экологический аудит объектов хозяйственной деятельности
В настоящее время в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) разрабатывается проект Федерального закона "Об экологическом аудите" как предпринимательской деятельности по независимой проверке (оценке) соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. В рабочей группе по подготовке проекта Закона участвуют как специалисты МПР России, так и экологические аудиторы - практики.
Экологический аудит - независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст.1 Федерального закона от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Экологический аудит, пользующийся высокой популярностью среди производственных предприятий на Западе благодаря своей экономической эффективности, способствует решению многих хозяйственных проблем. С помощью экологического аудита решаются важные задачи развития предприятий, в том числе:
создание инвестиционной привлекательности бизнеса;
снижение штрафных рисков в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде и другим хозяйствующим субъектам;
снижение финансовых рисков, связанных с правами собственности на природные объекты и результаты хозяйственной деятельности;
снижение или исключение риска уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в области природопользования неуполномоченным лицам;
повышение конкурентоспособности продукции;
развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.
Ссылки на экологический аудит содержатся во многих нормативных актах Российской Федерации, в том числе принятых еще в начале 90-х годов. Так, в 1998 г. Госстандартом России принят ряд стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14000 по формированию системы экологического аудита. Национальным планом действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 гг. предусмотрено развитие экологического аудита. Федеральным законом от 4.05.99 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" государственным инспекторам по охране природы, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, предоставляется право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст.27).
Экологический аудит как вид деятельности под кодом 110.010.100 внесен в Классификатор правовых актов, принятый Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. N 511 (с изменениями и дополнениями от 5.11.02 г.). Понятие экологического аудита закреплено в Федеральном законе от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
До настоящего времени экологический аудит развивался на областном уровне. Нормативные акты по экологическому аудиту были приняты в Татарстане, Башкортостане; Томской, Ивановской, Московской и Нижегородской областях. В Москве приняты постановление Правительства Москвы от 27.08.02 г. N 693-ПП "Об экологическом аудите", предписавшее необходимость проведения экологического аудита организаций-бюджетополучателей, а также постановление Правительства Москвы от 22.07.03 г. N 568-ПП, которым введены Временное положение о Системе экологического аудита в городе Москве, Временный порядок проведения экологического аудита и Критерии отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита.
Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки для законодательного оформления экологического аудита как вида предпринимательской деятельности на федеральном уровне.
Данное направление аудита уже достаточно широко развито в Европе и США, что продиктовано высокими требованиями инвесторов и потребителей к экологическим аспектам производимой предприятиями продукции. конкурентоспособность товаров промышленного назначения и потребительских товаров на национальном и мировом рынках стала определяться в том числе и экологическими параметрами технологий производства, выпускаемых товаров, а также затратами на охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек производства. Для завоевания сильных позиций на мировом рынке государственное законодательство каждой страны, входящей в международные торговые соглашения, обязывает предпринимателей контролировать экологичность технологии и качество продукции на каждом этапе производства, которое должно осуществляться с минимальным отрицательным воздействием на окружающую среду.
Являясь инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности предприятий, прежде всего реального сектора экономики, экологический аудит позволит решать государственные задачи в области экологической безопасности как составляющей национальной безопасности России.
Ввиду высокой зависимости нашей экономики от инвестиций, в том числе и от иностранного капитала, предпринимателям следует учитывать, что инвесторы заинтересованы только в безопасном и экологически чистом производстве с целью избежания огромных экономических потерь, равно как и с целью поддержания собственного имиджа.
К тому же, как известно, на мировом рынке большую роль играет "открытость" компаний по части предоставления отчетности не только бухгалтерской, но и финансово-экологической. Все это придает экологическому аудиту в России особую актуальность - как с экономической, так и с социальной точек зрения.
Л. Донцова,
доктор экономических наук, профессор кафедры
международного бухгалтерского учета и аудита
ГУ "Высшая школа экономики"
О. Гуськова,
руководитель отдела Экологического аудита и консалтинга
аудиторской компании "А.И. Аудит-сервис"
"Финансовая газета", N 44, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71