Паспорт национального проекта
"Наука и университеты"
(утв. Минобрнауки России, апрель 2023 г.)
1. Основные положения
Краткое наименование национального проекта |
Наука и университеты |
Сроки реализации проекта |
01.10.2018 |
31.12.2024 |
Куратор национального проекта |
Чернышенко Д.Н. |
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||
Руководитель национального проекта |
Фальков В.Н. |
Министр |
||
Администратор национального проекта |
Омельчук А.В. |
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации |
2. Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации
N п/п |
Национальные цели и целевые показатели, на достижение которых влияет национальный проект |
1 |
Возможности для самореализации и развития талантов |
1.1. |
Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования |
2 |
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
2.1. |
Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности |
2.2. |
Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции |
3. Показатели национального проекта
N п/п |
Показатели национального проекта |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Период, год |
Информационная система (источник данных) |
|||||||||||||
Значение |
Год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||
1 |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование доступно во всех регионах Российской Федерации |
|||||||||||||||||
1.1. |
Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт- Петербурга) |
Тысяча мест |
327,4000 |
2020 |
- |
- |
- |
358,8000 |
363,5000 |
363,5000 |
363,5000 |
- |
- |
- |
- |
- |
480,2000 |
Единая межведомственная информационно-статистическая система |
1.2. |
Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов |
Миллион человек |
2,0200 |
2019 |
- |
- |
- |
2,4000 |
2,5000 |
2,8000 |
2,9000 |
- |
- |
- |
- |
- |
3,6000 |
Единая межведомственная информационно-статистическая система |
1.3. |
Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования |
Место |
18,0000 |
2018 |
- |
- |
- |
18,0000 |
17,0000 |
16,0000 |
15,0000 |
- |
- |
- |
- |
- |
10,0000 |
ОЭСР |
1.4. |
Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" |
Единица |
32,0000 |
2020 |
- |
- |
- |
32,0000 |
39,0000 |
40,0000 |
40,0000 |
- |
- |
- |
- |
- |
60,0000 |
Официальный сайт Московского международного рейтинга "Три миссии университета" |
1.5. |
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования с правом получения на бесплатной основе дополнительной квалификации |
Тысяча человек |
0,0000 |
2020 |
- |
- |
- |
0,0000 |
4,0000 |
12,0000 |
20,0000 |
- |
- |
- |
- |
- |
100,0000 |
ЕМИСС |
2 |
Повысилась привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования |
|||||||||||||||||
2.1. |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей |
Процент |
44,2000 |
2019 |
- |
- |
- |
44,2000 |
45,5000 |
46,5000 |
47,5000 |
- |
- |
- |
- |
- |
50,0000 |
Единая межведомственная информационно-статистическая система |
2.2. |
Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя) |
Тысяча рублей/ человек |
1 046,5000 |
2019 |
- |
- |
- |
1 076,8000 |
1 118,2000 |
1 144,6000 |
1 183,0000 |
- |
- |
- |
- |
|
1 652,6000 |
Единая межведомственная информационно-статистическая система |
2.3. |
Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава |
Процент |
27,5000 |
2019 |
- |
- |
- |
29,0000 |
30,0000 |
31,5000 |
33,0000 |
- |
- |
- |
- |
- |
35,0000 |
Единая межведомственная информационно-статистическая система |
3 |
Результаты отечественных исследований и разработок внедрены в экономику и социальную сферу |
|||||||||||||||||
3.1. |
Количество отечественных технологий, используемых организациями реального сектора экономики |
Единица |
165 813,0000 |
2020 |
- |
- |
- |
165 813,0000 |
169 609,0000 |
173 496,0000 |
177 475,0000 |
181 549,0000 |
185 720,0000 |
189 991,0000 |
194 364,0000 |
198 842,0000 |
203 426,0000 |
Единая межведомственная информационно-статистическая система |
3.2. |
Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки" (в качестве дополнительного) |
Единица |
0,5500 |
2019 |
- |
- |
- |
0,5500 |
0,5600 |
0,5700 |
0,5800 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,7500 |
Единая межведомственная информационно-статистическая система |
4 |
Возможность для самореализации и развития талантов |
|||||||||||||||||
4.1. |
Место Российской Федерации по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования |
Место |
10,0000 |
2020 |
- |
- |
- |
9,0000 |
9,0000 |
9,0000 |
8,0000 |
- |
- |
- |
- |
- |
7,0000 |
ОЭСР, ВОИС, Web of Science Core Collection, Scopus, QS, THE, ARWU |
4. Структура национального проекта
N п/п |
Наименование федеральных проектов, входящих в состав национального проекта |
Сроки реализации |
Куратор федерального проекта |
Руководитель федерального проекта |
||||
1 |
Развитие масштабных научных и научно- технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям |
01.10.2018 |
31.12.2024 |
Чернышенко Дмитрий Николаевич |
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Медведев Алексей Михайлович |
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации |
|
2 |
Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров |
01.10.2018 |
31.12.2024 |
Чернышенко Дмитрий Николаевич |
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Гатиятов Айрат Ринатович |
Заместитель Министра |
|
3 |
Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок |
01.10.2018 |
31.12.2024 |
Чернышенко Дмитрий Николаевич |
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Медведев Алексей Михайлович |
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации |
|
4 |
Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии |
01.01.2021 |
31.12.2024 |
Чернышенко Дмитрий Николаевич |
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Афанасьев Дмитрий Владимирович |
Заместитель Министра |
4.1. Федеральный проект (Исследовательское лидерство)
N п/п |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Возможность для самореализации и развития талантов |
1.1. |
Место Российской Федерации по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования |
2 |
Повысилась привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования |
2.1. |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей |
3 |
Результаты отечественных исследований и разработок внедрены в экономику и социальную сферу |
3.1. |
Количество отечественных технологий, используемых организациями реального сектора экономики |
4.2. Федеральный проект (Инфраструктура)
N п/п |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Повысилась привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования |
1.1. |
Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя) |
4.3. Федеральный проект (Кадры)
N п/п |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование доступно во всех регионах Российской Федерации |
1.1. |
Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга) |
2 |
Повысилась привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования |
2.1. |
Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава |
4.4. Федеральный проект (Интеграция)
N п/п |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование доступно во всех регионах Российской Федерации |
1.1. |
Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" |
1.2. |
Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования |
1.3. |
Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов |
1.4. |
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования с правом получения на бесплатной основе дополнительной квалификации |
2 |
Результаты отечественных исследований и разработок внедрены в экономику и социальную сферу |
2.1. |
Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки" (в качестве дополнительного) |
5. Финансовое обеспечение национального проекта
N п/п |
Источники финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей) |
Всего (тыс. рублей) |
|||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
Федеральный проект "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям", в том числе: |
13 120 488,20 |
24 391 271,80 |
23 745 052,40 |
28 801 778,10 |
30 478 433,60 |
30 587 877,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
151 124 901,10 |
1.1. |
Федеральный бюджет, всего |
5 695 488,20 |
12 504 538,20 |
18 998 393,10 |
20 328 105,30 |
22 512 967,80 |
22 790 451,40 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
102 829 944,00 |
1.2. |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3. |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.4. |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования), всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.5. |
внебюджетные источники, всего |
7 425 000,00 |
11 886 733,60 |
4 746 659,30 |
8 473 672,80 |
7 965 465,80 |
7 797 425,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
48 294 957,10 |
2 |
Федеральный проект "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров", в том числе: |
21 324 914,70 |
30 129 611,30 |
36 771 397,60 |
60 659 887,80 |
93 429 016,20 |
84 364 879,90 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
326 679 707,50 |
2.1. |
Федеральный бюджет, всего |
19 094 514,70 |
26 036 011,30 |
33 138 553,70 |
55 494 829,70 |
86 187 360,20 |
76 856 123,90 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
296 807 393,50 |
2.2. |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2.3. |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2.4. |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования), всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2.5. |
внебюджетные источники, всего |
2 230 400,00 |
4 093 600,00 |
3 632 843,90 |
5 165 058,10 |
7 241 656,00 |
7 508 756,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
29 872 314,00 |
3 |
Федеральный проект "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок", в том числе: |
11 407 019,90 |
1 691 100,00 |
5 571 084,10 |
6 076 832,60 |
5 145 570,10 |
2 433 403,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
32 325 010,20 |
3.1. |
Федеральный бюджет, всего |
11 407 019,90 |
1 691 100,00 |
5 557 084,10 |
6 059 632,60 |
5 127 570,10 |
2 413 403,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
32 255 810,20 |
3.2. |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3.3. |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3.4. |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования), всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3.5. |
внебюджетные источники, всего |
0,00 |
0,00 |
14 000,00 |
17 200,00 |
18 000,00 |
20 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
69 200,00 |
4 |
Федеральный проект "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", в том числе: |
0,00 |
0,00 |
51 427 035,50 |
72 110 233,90 |
71 756 397,70 |
79 902 774,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
275 196 441,70 |
4.1. |
Федеральный бюджет, всего |
0,00 |
0,00 |
22 522 851,30 |
42 696 690,00 |
39 478 622,00 |
36 083 934,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
140 782 097,80 |
4.2. |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4.3. |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4.4. |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования), всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4.5. |
внебюджетные источники, всего |
0,00 |
0,00 |
28 904 184,20 |
29 413 543,90 |
32 277 775,70 |
43 818 840,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
134 414 343,90 |
5 |
Нераспределенный резерв (федеральный бюджет) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ИТОГО ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ: |
45 852 422,80 |
56 211 983,10 |
117 514 569,60 |
167 648 732,40 |
200 809 417,60 |
197 288 935,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
785 326 060,50 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
36 197 022,80 |
40 231 649,50 |
80 216 882,20 |
124 579 257,6 |
153 306 520,1 |
138 143 913,3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
572 675 245,50 |
|
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
консолидироанные бюджеты субъектов Российской Федерации |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (бюджеты территориальных государственных фондов обязательно медицинского страхования) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
внебюджетные источники |
9 655 400,00 |
15 980 333,60 |
37 297 687,40 |
43 069 474,80 |
47 502 897,50 |
59 145 021,70 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
212 650 815,00 |
6. Дополнительная информация
1 |
Национальный проект "Наука и университеты" (далее - национальный проект) направлен на достижение единого для сферы науки и высшего образования целевого показателя по обеспечению присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования в рамках достижения национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474). Национальный проект обеспечивает достижение общественно значимых результатов, направленных на улучшение качества жизни людей и их благополучие: - качественное образование в университетах доступно во всех регионах Российской Федерации; - повысилась привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования; - результаты отечественных исследований и разработок внедрены в экономику и социальную сферу. 1. Ключевые подходы к формированию национального проекта: внедрение и развитие эффективно работающих моделей интеграции науки и образования, включающих новые подходы к управлению, сопряжению научной и образовательной деятельности, финансовому менеджменту; передаче объединениям организаций ресурсов и связанной с их использованием ответственности в обмен на расширенную автономию; - цели и задачи развития вузов и научных организаций должны быть ориентированы на национальные приоритеты, развитие территорий и отраслей, а также создание условий и возможностей для самореализации граждан; - создание условий для развития региональных систем высшего образования и науки, при которых нивелируются институциональные и административные границы, что способствует социально-экономическому и научно-технологическому развитию субъектов Российской Федерации и страны в целом; - обеспечение кадрами (как российскими, так и иностранными) регионов и высокотехнологичных отраслей экономики, владеющих своей специальностью на современном, по мировым меркам, уровне, способных ориентироваться в меняющихся производственных процессах, перестраиваться и быть готовыми учиться на протяжении всей жизни. В единый национальный проект включены как новые результаты, направленные на достижение национальной цели, так и результаты действующих национального проекта "Наука" и федеральных проектов в части компетенций Минобрнауки России национального проекта "Образование" (далее - действующие национальные проекты). Структура национального проекта сформирована в том числе путем концентрации и перераспределения ресурсов, интеграции результатов и мероприятий действующих национальных проектов с учетом анализа практики реализации действующих проектов, мировых тенденций по интеграции науки и высшего образования, а также изменившейся экономической и эпидемиологического ситуации. Национальный проект включает четыре федеральных проекта: - федеральный проект "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" (сокращенное название - "Интеграция") предусматривает создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня, повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе федеральных органов исполнительной власти и регионов. Запланировано усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики. Интеграционные механизмы за счет концентрации интеллектуальных, кадровых, материальных и других ресурсов позволят осуществлять опережающую подготовку кадров в интересах различных отраслей экономики и экономик субъектов Российской Федерации, развивать прорывные исследовательские направления, создавать на основе российских разработок высокотехнологичные производства, а также формировать конкурентоспособные коллективы исследователей и разработчиков, которые способны "выращивать" новое поколение исследователей для будущего. - федеральный проект "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" (сокращенное название - "Исследовательское лидерство") направлен на достижение значимых научных результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России, повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров по таким приоритетам, формирования системы трансфера технологий, созданных передовыми научными и научно-образовательными центрами. - федеральный проект "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" (сокращенное название - "Инфраструктура") включает создание передовой инфраструктуры научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, создание уникальных научных установок класса "мегасайенс", строительство и модернизацию научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования, а также создание комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников; - федеральный проект "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" (сокращенное название - "Кадры") направлен на формирование сбалансированной системы опережающего воспроизводства кадров для науки и высшего образования, повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей, обучающихся, развитие академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников (внутрироссийской и международной). Федеральный проект предусматривает результаты по обеспечению бюджетными местами для очного обучения выпускников школ, повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования. Трансформация результатов действующих национальных проектов в единый национальный проект осуществлялась следующим образом: - "укрупнение" результатов (формирование единого результата, включающего результаты, относящиеся к одной сущности): например, результат по обеспечению создания и поддержки научно-образовательных центров мирового уровня (далее - НОЦ) объединяет 9 отдельных результатов действующих национальных проектов, относящихся к отбору или эффективности деятельности НОЦ. Результаты, относящиеся к показателями эффективности программ деятельности НОЦ, раскрывают сущностные характеристики их деятельности, определенные пунктом 5 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 537, отражены в характеристиках результата; - интеграция результатов (формирование нового результата, в рамках которого предусматривается, в том числе, достижение результатов, предусмотренных действующими национальными проектами): например, в рамках результата по поддержке образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию предусмотрено решение ранее поставленных задач по модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; формированию системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими; по увеличению численности иностранных обучающихся; а также достижение университетами показателей, предусмотренных отдельными результатами федеральных проектов национального проекта "Образование" в части высшего и дополнительного профессионального образования; - отнесение результатов к текущей деятельности Минобрнауки России и их перенос из национального проекта в государственную программу "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" с соответствующим перераспределением финансового обеспечения, предусмотренного действующими национальными проектами (например, результат по развитию сети специализированных учебных научных центров по начальной подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития России), либо с сохранением объемов финансового обеспечения в рамках национального проекта (например, мониторинг трудоустройства выпускников по методике, разработка которой предусмотрена национальным проектом "Наука и университеты", будет на постоянной основе осуществляться в рамках текущей деятельности Минобрнауки России, при этом средства, которые были ранее предусмотрены на эти цели в национальном проекте "Образование" будут перераспределены на иные результаты национального проекта "Науки и университеты" для достижения показателей национального проекта); - исключение результатов, достижение которых предусмотрено действующими национальными проектами в 2019-2020 гг. (например, создание центров геномных исследований мирового уровня в связи с их фактически созданием в 2019 году, при этом предусмотренная финансовая поддержка данных центров будет продолжена в рамках национального проекта "Наука и университета" и соответствующего результата "Обеспечена государственная поддержка программ создания и развития центров геномных исследований мирового уровня (консорциумов), выполняющих исследования и разработки по актуальным направлениям развития геномных исследований с участием российских и зарубежных ведущих ученых") или реализация которых не вносит вклад в достижение целевого показателя национального проекта или показателей достижения общественно значимых результатов национального проекта (например, создание ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах, в том числе с использованием сети Россотрудничества, российских центров науки и культуры, офисов транснациональных и российских компаний за рубежом); - включение новых результатов, обеспечивающих достижение целевого показателя и общественно значимых результатов (например, развитие сети центров трансфера технологий, внедрение инструментов развития студенческого технологического предпринимательства, реализация программ внутрироссийской академической мобильности). 2. Новые инициативы национального проекта: - поддержка образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов - национальных лидеров, результат предусматривающий выделение государственной поддержки на развитие, формирование региональных, отраслевых и конкурентоспособных университетских центров, аккумулирующих научно-исследовательский, научно-технологический и кадровый потенциал университетов, научных организаций и предприятий реального сектора экономики; - создание и развитие региональных научно-образовательных математических центров и центров по приоритетам научно-технологического развития (далее - региональные центры). Деятельность региональных центров сочетает в себе научно-исследовательскую и образовательную компоненты. Это позволяет создать в субъекте Российской Федерации (федеральном округе) единую образовательную среду, объединяющую систему общего, высшего и дополнительного образования и приоритетные исследовательские направления по всей траектории образования: школа - университет - аспирантура - первые шаги в научной карьере. Кооперация региональных и отраслевых центров будет способствовать решению важной задачи, связанной с интеграцией российской науки в мировую, подготовке и воспроизводству молодых специалистов по приоритетным исследовательским направлениям; - создание и развитие инструментов, стимулирующих развитие трансфера технологий, за счет увеличения патентной активности университетов и научных организаций, совершенствования механизмов вовлечения в оборот прав на РИД, удовлетворения технологических запросов индустриальных партнеров на инновации, стимулирования прикладных исследований, опережающие текущий уровень технологического развития, содействие развитию студенческого технологического предпринимательства (в том числе посредством передачи для реализации малыми инновационными предприятиями РИД, имеющих конкурентные преимущества при их внедрении), а также повышения патентной культуры и условий подготовки кадров в области защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Данные результаты будут являться дополнением государственной политики в части совершенствования национальной системы трансфера технологий в целях коммерциализации РИД; - развитие национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах научных и образовательных организаций Российской Федерации в том числе с целью обеспечения доступа к передовой научной инфраструктуре коллективного пользования (суперкомпьютерным центрам, ЦКП, УНУ, цифровым коллекциям и банкам данных), посредством увеличения пропускной способности магистральной инфраструктуры, территориальной доступности и набора сервисов сети - развитие программ внутрироссийской академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и опережающего развития приоритетных территорий. Для научно-педагогических работников и исследователей предусматривается реализация проектов по привлечению ведущих российских ученых для реализации научных проектов и образовательных программ в региональных образовательных организациях высшего образования. Ежегодно в течение трех лет с 2022 года планируется поддержка не менее 30 проектов. Для обучающихся вузов и научных организаций отработка пилотных механизмов развития академической мобильности. 3. Участники реализации национального проекта: Реализация национального проекта и федеральных проектов в его составе будет осуществляться совместно с Российской академией наук и Российским союзом ректоров, Российским Фондом Фундаментальных исследований и Российским Научным Фондом, НИЦ Курчатовский институт, а также федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные образовательные организации высшего образования и научные организации, представителями академического сообщества и реального сектора экономики. В частности, с участием Российской академии наук будет осуществляться разработка методики расчета показателя национального проекта "Доля выпускников образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных по полученной специальности (квалификации)", методики расчета целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели "Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования", а также доработана методология расчета показателя "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" с учетом синхронизации с показателем "Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования", а также обновление методологии Московского международного рейтинга "Три миссии университета". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт национального проекта "Наука и университеты" (утв. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, апрель 2023 г.)
Опубликование:
-