г. Краснодар |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А63-6914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Мехрибановой А.В. (доверенность от 11.01.2021 N 02), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ИНН 2635050520, ОГРН 1022601942978) - Проститова И.И. (доверенность от 19.01.2021), Фатеева В.П. (доверенность от 01.06.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А63-6914/2020, установил следующее.
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 20.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2020, заявленные управлением требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 кодекса в виде 40 000 рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено нарушение обществом требований действующего законодательства, выразившееся в осуществлении на земельном участке с кадастровым номером N 87:05:000020:06 (санкционированная свалка) деятельности по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности (промстоков) - растворов солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4, в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр, и размещении (хранении) отхода IV класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящегося к классификационной группе отходов "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0", в шламонакопителях N 2 и N 3 в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 19.05.2020 N 20-241/П/1-032/1, направленного с иными материалами проверки в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Суды установили, что сбор и размещение (хранение) отходов IV класса опасности в шламонакопителях N 2 и N 3 (далее - шламонакопители) обществом осуществляется на основании лицензии от 24.10.2019 N Д 26 00004Л1, выданной в отношении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Пользование участком недр осуществляется на основании лицензии от 10.08.2001 серии СТВ N 00584 ЗЭ на право пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых.
Общество эксплуатирует 2 объекта размещения (хранения) отходов и 1 скважину для подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт: для хранения жидких отходов - шламонакопители, расположенные на земельном участке с кадастровым N 26-12-010410-137; для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт - нагнетательную (поглощающую) скважину "Люминофор N 1", расположенную на земельном участке с кадастровым N 26-12-010410-125. Указанные объекты и скважина принадлежат обществу на праве собственности.
Шламонакопитель N 2 включен в ГРОРО под N 26-00021-Х-00421-270716, шламонакопитель N 3 - под N 26-00023-Х-00645-031016.
Промышленные стоки (отходы) принимаются на шламонакопителях от иных юридических лиц по договорам на прием химических отходов и промстоков.
Согласно представленной обществом информации, в том числе справке общества от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам выполненных работ за 2018 - 2019 годы, статистической отчетности N 2-ТП (отходы) за 2017 - 2019 годы, обществом от указанных предприятий принято и размещено на спорных шламонакопителях жидких отходов IV класса опасности (промышленных стоков) в 2017 году - 51 тонна, в 2018 году - 10 391 м3, в 2019 году - 8 953 м3.
В ходе проведения проверки установлено, что образующиеся от деятельности указанных организаций отходы поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории предприятий, где происходит процесс их нейтрализации.
В зависимости от подъема уровня нейтрализованных промтсоков в емкостях промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в шламонакопители, где промстоки проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт.
В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадение твердых частиц включений в осадок (донные отложения).
Согласно экспертному заключению филиала ФГБУ ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 10.04.2020 N 42, протоколам испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о - N 26-о, протоколам биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о - N 26-о, в деятельности общества в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях образуются 2 вида отходов IV класса опасности: жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4"; донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), классификационная группа отходов - "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0".
Отобранные пробы отходов (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, поскольку имеют разный компонентный состав и агрегатное состояние.
Образованные в процессе стабилизации отходы - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) размещаются (хранятся) в шламонакопителях, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось.
Образованные в процессе стабилизации растворы солей с помощью перекачивающих насосов захораниваются через поглощающую (нагнетательную) скважину N 1Л на глубину 1 650 метров в палеоценовый водоносный горизонт.
Согласно справке от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018 - 2019 годы, пояснительной записке от 2018 - 2019 годы, обществом за 2017 - 2019 годы через нагнетательную скважину N 1Л из шламонакопителей в подземный палеоценовый водоносный горизонт захоронено 59 059 м3 отходов (промстоков).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления обществом деятельности по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода IV класса опасности (донные отложения) в шламонакопителях в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление указанных видов деятельности. В свою очередь указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А63-6914/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
...
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления обществом деятельности по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода IV класса опасности (донные отложения) в шламонакопителях в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление указанных видов деятельности. В свою очередь указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 января 2021 г. N Ф08-11601/20 по делу N А63-6914/2020