Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Чернослободское сельское поселение
Шацкого муниципального района
Рязанской области
от 12.11.2023 г.N51
Положение
о системе управления охраны труда администрации муниципального образования - Чернослободское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Примерным положением о системе управления охраной труда, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 776н.
1.2. Положение разработано в целях соблюдения требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в администрации муниципального образования - Чернослободское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области (далее - администрация муниципального образования) путем разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
1.3. Положение устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ.
1.4. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы главы муниципального образования - Чернослободское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области (далее - руководитель администрации муниципального образования, работодатель).
СУОТ представляет собой единство:
- организационной структуры управления администрации муниципального образования (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
- мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
- документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
1.5. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) администрации муниципального образования в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
- постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
- соблюдение законодательных и иных норм;
- достижение целей в области охраны труда.
1.6. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением руководителя администрации муниципального образования, с учетом потребностей и ожиданий работников администрации муниципального образования, а также других заинтересованных сторон.
1.7. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих в администрации муниципального образования в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех территориях, зданиях, сооружениях и других объектах администрации муниципального образования, находящихся в ее ведении.
1.8. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам администрации муниципального образования, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях администрации муниципального образования, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах администрации муниципального образования в соответствии с требованиями применяемых в администрации муниципального образования нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда разрабатывается и утверждается распорядительным документом руководителя администрации муниципального образования положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории администрации муниципального образования, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам, и правила организации таких работ.
2. Разработка и внедрение СУОТ
2.1. Политика (стратегия) в области охраны труда является:
- локальным актом администрации муниципального образования, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
- публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
2.2. Политика (стратегия) по охране труда:
- направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- соответствует специфике экономической деятельности и организации работ в администрации муниципального образования, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- отражает цели в области охраны труда;
- включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
- включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
- учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
2.3. Политика (стратегия) по охране труда оценивается на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривается в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
2.4. Работодатель обеспечивает:
- предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;
- документирование и доведение до сведения работников администрации муниципального образования информации об ответственных лицах и их полномочиях.
2.5. Руководитель администрации муниципального образования назначает работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ администрации муниципального образования с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия доводятся до сведения работников.
2.6. Разработка, внедрение и поддержка процесса(ов) взаимодействия (консультаций) с работниками и их участия в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда обеспечивается в том числе с учетом:
- определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
- обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
- определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.
2.7. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников.
2.8. В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда обеспечиваются координация и взаимодействие по охране труда с работниками по следующим вопросам:
- установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
- установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
- выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
- определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
- установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.
3. Планирование
3.1. При планировании СУОТ определяются и принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
3.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3.3. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) проводится с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
3.4. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей осуществляются исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах.
3.5. Оценка уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, осуществляется для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.
3.6. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера деятельности администрации муниципального образования и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей.
3.7. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляются по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.
3.8. Для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков может привлекаться независимая организация, обладающая необходимой компетенцией.
3.9. Работодатель обеспечивает систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
3.10. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных в администрации муниципального образования опасностей или снижение уровня профессионального риска.
3.11. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении N 1 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда от социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н. Работодатель вправе изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности.
3.12. При разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ работодатель учитывает относящиеся к его деятельности государственные нормативные требования охраны труда.
3.13. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.
3.14. В Плане мероприятий по охране труда администрации муниципального образования указываются следующие примерные сведения:
- наименование мероприятий;
- ожидаемый результат по каждому мероприятию;
- сроки реализации по каждому мероприятию;
- ответственные лица за реализацию мероприятий;
- выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
3.15. При составлении Плана мероприятий по охране труда администрации муниципального образования работодатель руководствуется примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
3.16. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
- изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- изменения в условиях труда работников (результатах специальной оценки условий труда (СОУТ и ОПР)).
3.17. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда учитывается имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные (функциональные) возможности.
3.18. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда.
3.19. Принятые цели по охране труда рекомендуется достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения.
3.20. Цели по охране труда определяются с учетом специфики производственной деятельности администрации муниципального образования, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
3.21. При выборе целей в области охраны труда учитываются их характеристики, в том числе:
- возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
- возможность учета:
1) применимых норм;
2) результатов оценки рисков;
3) результатов консультаций с работниками.
3.22. Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
3.23. При планировании достижения целей работодатель определяет:
- необходимые ресурсы;
- ответственных лиц;
- сроки достижения целей (долгосрочные и краткосрочные);
- способы и показатели оценки уровня достижения целей;
- влияние поставленных целей в области охраны труда на деятельность администрации муниципального образования.
4. Обеспечение функционирования СУОТ
4.1. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ работодатель при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда использует передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, свои финансовые, производственные (функциональные) возможности, а также учитывает возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
4.2. Для обеспечения функционирования СУОТ работодатель:
- определяет необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов (включая положения профессиональных стандартов);
- обеспечивает подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их;
- обеспечивает непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда;
- документирует информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда.
4.3. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства.
4.4. В рамках СУОТ работодатель информирует работников:
- о политике и целях в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.
4.5. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками руководитель администрации муниципального образования устанавливает с учетом специфики деятельности администрации муниципального образования, с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов.
4.6. При информировании работников учитываются следующие формы доведения информации:
- включение соответствующих положений в трудовой договор работника;
- ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
- проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
- изготовление и распространение аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
- использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- размещение соответствующей информации в общедоступных местах;
- проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
5. Функционирование
5.1. Основными процессами по охране труда являются:
- специальная оценка условий труда (далее - СОУТ);
- оценка профессиональных рисков (далее - ОПР);
- процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе:
- проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
- проведение обучения работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды в рамках функционирования процессов в администрации муниципального образования:
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
- обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов;
- обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов;
- обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
- сопутствующие процессы по охране труда:
- санитарно-бытовое обеспечение работников;
- выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов;
- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- обеспечение социального страхования работников;
- взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- процессы реагирования на ситуации:
- реагирование на аварийные ситуации;
- реагирование на несчастные случаи;
- реагирование на профессиональные заболевания.
5.2. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ администрации муниципального образования. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
5.3. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:
- планирование мероприятий по охране труда;
- выполнение мероприятий по охране труда;
- контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
- формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
- управление документами СУОТ;
- информирование работников и взаимодействие с ними;
- распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
5.4. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
5.5. Процесс реагирования на указанные в п. 5.1 события включает в себя следующие подпроцессы:
- реагирование на несчастные случаи;
- расследование несчастных случаев.
Порядок реагирования на несчастные случаи, а также порядок их расследования устанавливаются работодателем с учетом специфики деятельности.
5.6. Исходными данными для реализации подпроцесса реагирования на несчастные случаи я
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования - Чернослободское сельское поселение Шацкого муниципального района... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.