Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 октября 2023 г. N 5.1-01/2973
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", принятому Государственной Думой 25 октября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, Н.В. Федоровым, депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Д.В. Бессарабовым, Д.Ф. Вяткиным 5 октября 2023 года (законопроект N 451801-8).
В Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" вносятся изменения, направленные на согласование его положений с положениями Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении" в части порядка проведения выборов в органы государственной власти на территории, на которой введено военное положение, а также с нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В частности, закрепляется правило о том, что на заседаниях избирательных комиссий (установлении итогов, определении результатов, при подсчете голосов) могут бьггь аккредитованы только представители средств массовой информации, работающие в редакциях на основании трудового договора. Уточнены полномочия доверенных лиц кандидатов. Определяется предельная стоимость изготовления агитационных материалов в размере 2% от прожиточного минимума на душу населения в России на единицу продукции (в действующей редакции такой предел составляет 100 рублей). Устанавливается запрет на проведение кандидатами, избирательными объединениями предвыборной агитации с использованием информационных ресурсов, в том числе сайтов в сети "Интернет", доступ к которым ограничен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Закрепляется, что фото- и видеосъемка на избирательных участках должна осуществляться таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию.
Ко второму чтению в проект Федерального закона были внесены поправки, касающиеся порядка проведения выборов на территории, на которой введено военное положение, согласующиеся с положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принятого Государственной Думой 25 октября 2023 года (законопроект N 311094-8).
В частности, в случае введения военного положения на части территории Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) проводит консультации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на территории которого введено военное положение, в отношении возможности проведения выборов Президента Российской Федерации на такой территории и по итогам принимает решение о возможности либо о невозможности проведения выборов на указанной территории. В случае, если подготовка и проведение выборов на территории субъекта Российской Федерации после принятия решения об их проведении могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, выборы на указанной территории по решению ЦИК России не проводятся либо приостанавливаются. При этом ЦИК России могут быть установлены особенности подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в период действия на части территории Российской Федерации военного положения.
Вносятся изменения, предусматривающие право органов государственной власти субъектов Российской Федерации выделять из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации средства на оказание содействия в подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации. Предусматривается возможность дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса за работу в избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов в размере и порядке, которые будут устанавливаться избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (организация публичной власти, формирование федеральных органов государственной власти), "ж" (финансовое регулирование) и "м" (оборона и безопасность) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение Советом Федерации должно быть начато не позднее 9 ноября 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.И. Булавину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.