Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Смоленска
от 09.11.2023 N 3168-адм
Прогноз
социально-экономического развития города Смоленска на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов
I. Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Смоленска на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет 2021 год* |
Отчет 2022 год* |
Оценка 2023 год |
Прогноз |
||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Население | |||||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. чел. |
318,7 |
315,2 |
311,2 |
307,8 |
304,8 |
302,6 |
Численность населения (на 1 января года) |
тыс. чел. |
320,2 |
317,5 |
312,9 |
309,4 |
306,2 |
303,3 |
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
186,1 |
185,4 |
184,1 |
187,4 |
187 |
190,5 |
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. |
82,9 |
76,9 |
76,7 |
76,4 |
76,3 |
76,1 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся живыми на 1 тыс. чел. населения |
8,3 |
7,6 |
7,3 |
7,1 |
6,9 |
6,9 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1 тыс. чел. населения |
18,5 |
14,4 |
14,6 |
14,8 |
15 |
15,2 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1 тыс. чел. населения |
-10,2 |
-6,8 |
-7,4 |
-7,7 |
-8,1 |
-8,3 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
0,27 |
-2,39 |
-1,2 |
-0,78 |
-0,45 |
-0,18 |
Промышленное производство | |||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. |
82267,0 |
91709,7 |
97207,1 |
103202,6 |
109095,9 |
110679,9 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88,5 |
100,4 |
107,9 |
101,4 |
101,8 |
97,8 |
Обрабатывающие производства (раздел С) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
87,0 |
101,0 |
106,2 |
102,4 |
102,2 |
97,8 |
Производство пищевых продуктов (10) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,7 |
116,8 |
88,9 |
101,0 |
102,0 |
97,2 |
Производство одежды (14) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88,8 |
73,3 |
86,8 |
96,5 |
97,3 |
97,5 |
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,8 |
91,5 |
100,0 |
92,5 |
96,9 |
93,3 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий (22) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
120,1 |
112,8 |
100,0 |
96,5 |
103,1 |
99,2 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
53,0 |
95,3 |
93,6 |
96,1 |
92,1 |
89,2 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
55,6 |
129,2 |
260,2 |
107,4 |
103,9 |
97,2 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (26) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,2 |
95,4 |
102,0 |
94,6 |
104,4 |
102,5 |
Производство электрического оборудования (27) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,3 |
88,4 |
84,7 |
100,8 |
97,2 |
96,2 |
Производство прочих готовых изделий (32) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
200,0 |
137,9 |
101,3 |
102,8 |
99,7 |
99,4 |
Ремонт и монтаж машин и оборудования (33) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
70,6 |
50,5 |
103,4 |
102,6 |
103,1 |
101,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
113,4 |
98,9 |
97,4 |
97,5 |
99,6 |
97,2 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел Е) |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,8 |
77,6 |
95,6 |
97,8 |
98,1 |
95,7 |
Сельское хозяйство | |||||||
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
402,1 |
395,6 |
401,9 |
421,2 |
439,8 |
458,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88,7 |
92,9 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
Продукция растениеводства |
млн руб. |
367,2 |
372,2 |
378,2 |
396,4 |
414,0 |
431,8 |
Индекс производства продукции растениеводства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88,1 |
95,2 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
Продукция животноводства |
млн руб. |
34,9 |
23,4 |
23,7 |
24,8 |
25,8 |
26,9 |
Индекс производства продукции животноводства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
94,0 |
68,8 |
100,1 |
100,1 |
100,1 |
100,1 |
Строительство | |||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
1583,8 |
4159,9 |
4603,6 |
4872,5 |
5117,2 |
5348,3 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
110,4 |
240,0 |
104,6 |
100,8 |
100,5 |
100,4 |
Индекс-дефлятор по виду деятельности "строительство" |
% г/г |
104,9 |
110,7 |
105,8 |
105,0 |
104,5 |
104,1 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
182,2 |
169,6 |
169,0 |
168,4 |
168,4 |
168,4 |
Торговля и услуги населению | |||||||
Оборот розничной торговли |
млн руб. |
63144,2 |
69018,8 |
72124,7 |
80698,8 |
86947,2 |
93679,9 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,8 |
94,7 |
100,0 |
103,6 |
103,4 |
103,5 |
Индекс-дефлятор оборота розничной торговли |
% г/г |
107,3 |
115,4 |
104,5 |
108,0 |
104,2 |
104,1 |
Объем платных услуг населению |
млн руб. |
19037,8 |
19249,9 |
21367,4 |
23240,3 |
24964,2 |
26765,3 |
Индекс физического объема платных услуг населению |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
110,7 |
95,9 |
100,0 |
102,9 |
102,4 |
102,5 |
Индекс-дефлятор объема платных услуг населению |
% г/г |
104,0 |
105,4 |
111,0 |
105,7 |
104,9 |
104,6 |
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия | |||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
ед. |
11385 |
11680 |
11738 |
11797 |
11915 |
12038 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
49,3 |
47,6 |
47,7 |
47,9 |
48,2 |
48,5 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд руб. |
323,5 |
354,5 |
372,2 |
389,0 |
402,8 |
418,9 |
Инвестиции | |||||||
Инвестиции в основной капитал |
млн руб. |
15666,5 |
17441,5 |
18533,4 |
18584,1 |
15104,9 |
15287,9 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
79,8 |
99,9 |
98,6 |
93,5 |
76,1 |
94,9 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
% г/г |
103,8 |
116,6 |
107,8 |
107,3 |
106,8 |
106,6 |
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) |
млн руб. |
11615,9 |
13573,4 |
14403,2 |
14553,6 |
10999,8 |
11387,8 |
Собственные средства |
млн руб. |
6530,8 |
6120,9 |
6203,9 |
6321,5 |
6379,9 |
6604,9 |
Привлеченные средства, из них: |
млн руб. |
5085,1 |
7452,5 |
8199,3 |
8232,1 |
4619,9 |
4782,9 |
кредиты банков |
млн руб. |
648,9 |
446,6 |
874,9 |
1075,5 |
462,0 |
478,3 |
заемные средства других организаций |
млн руб. |
0,0 |
237,8 |
437,5 |
383,5 |
231,0 |
239,1 |
бюджетные средства, в том числе: |
млн руб. |
2612,9 |
5784,0 |
5962,1 |
5786,3 |
2910,6 |
3013,2 |
федеральный бюджет |
млн руб. |
1213,2 |
4314,0 |
4141,9 |
2893,2 |
1368,0 |
1416,2 |
областной бюджет |
млн руб. |
1283,4 |
1286,2 |
1484,0 |
2555,0 |
1338,9 |
1386,1 |
местный бюджет |
млн руб. |
116,2 |
183,8 |
336,2 |
338,1 |
203,7 |
210,9 |
прочие |
млн руб. |
1823,5 |
984,1 |
924,8 |
986,8 |
1016,4 |
1052,2 |
Бюджет города Смоленска | |||||||
Доходы городского бюджета |
млн руб. |
7772,5 |
9713,2 |
10622,7 |
9970,5 |
9419,0 |
9937,5 |
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
млн руб. |
3543,8 |
4053,1 |
4551,8 |
5015,2 |
5356,1 |
5737,2 |
Налоговые доходы городского бюджета всего, в том числе: |
млн руб. |
3135,6 |
3644,8 |
4187,1 |
4679,9 |
5033,6 |
5413,3 |
налог на доходы физических лиц |
млн руб. |
1999,7 |
2376,3 |
2934,0 |
3256,7 |
3494,5 |
3749,6 |
налог на добычу полезных ископаемых |
млн руб. |
7,5 |
7,1 |
12,7 |
13,3 |
13,8 |
14,4 |
акцизы |
млн руб. |
13,5 |
15,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
млн руб. |
541,1 |
691,5 |
711,6 |
809,3 |
904,6 |
1008,5 |
налог на имущество физических лиц |
млн руб. |
125,7 |
144,4 |
141,2 |
195,9 |
203,0 |
210,3 |
налог на игорный бизнес |
млн руб. |
2,0 |
1,9 |
1,2 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
земельный налог |
млн руб. |
250,4 |
237,4 |
230,0 |
230,0 |
230,0 |
230,0 |
Неналоговые доходы |
млн руб. |
408,2 |
408,3 |
364,7 |
335,3 |
322,5 |
323,9 |
Безвозмездные поступления всего, в том числе: |
млн руб. |
4228,7 |
5660,1 |
6070,9 |
4955,3 |
4062,9 |
4200,3 |
субсидии из федерального бюджета |
млн руб. |
569,9 |
569,9 |
758,0 |
389,9 |
176,8 |
175,1 |
субвенции из федерального бюджета |
млн руб. |
123,7 |
123,7 |
124,8 |
117,6 |
117,6 |
118,0 |
Расходы городского бюджета всего, в том числе по направлениям: |
млн руб. |
7633,8 |
9339,7 |
11365,4 |
9970,5 |
9319,0 |
9837,5 |
общегосударственные вопросы |
млн руб. |
521,0 |
512,1 |
650,9 |
863,1 |
815,6 |
810,7 |
национальная оборона |
млн руб. |
0,0 |
1,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
млн руб. |
31,7 |
33,5 |
40,3 |
37,5 |
37,8 |
37,8 |
национальная экономика |
млн руб. |
1490,1 |
2186,3 |
991,6 |
581,6 |
624,0 |
678,2 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
млн руб. |
879,8 |
1465,7 |
3406,1 |
1693,6 |
1184,8 |
1513,7 |
охрана окружающей среды |
млн руб. |
0,0 |
4,0 |
10,5 |
12,1 |
11,4 |
10,8 |
образование |
млн руб. |
3900,6 |
4303,2 |
5117,2 |
5447,9 |
5464,3 |
5605,1 |
культура, кинематография |
млн руб. |
220,2 |
224,6 |
405,6 |
391,6 |
300,8 |
301,0 |
социальная политика |
млн руб. |
209,8 |
254,0 |
341,6 |
277,3 |
277,4 |
277,4 |
физическая культура и спорт |
млн руб. |
214,7 |
193,2 |
213,7 |
244,3 |
229,5 |
229,5 |
средства массовой информации |
млн руб. |
14,0 |
18,0 |
19,2 |
21,5 |
21,3 |
21,3 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
млн руб. |
151,9 |
143,6 |
169,7 |
400,0 |
352,1 |
352,0 |
Дефицит(-), профицит(+) городского бюджета |
млн руб. |
138,7 |
373,5 |
-743,7 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
Муниципальный долг муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации |
млн руб. |
2498,8 |
2498,8 |
2498,8 |
2498,8 |
2398,8 |
2298,8 |
Труд и занятость | |||||||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
руб. |
42458,3 |
47979,6 |
53929,1 |
59214,1 |
63240,7 |
67288,1 |
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций |
% г/г |
109,0 |
112,7 |
112,4 |
109,8 |
106,8 |
106,4 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% г/г |
102,1 |
99,5 |
106,2 |
102,5 |
102,6 |
102,3 |
Уровень безработицы (по |
% к раб. силе |
2,1 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
методологии МОТ) |
|
|
|
|
|
|
|
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,7 |
0,39 |
0,44 |
0,42 |
0,39 |
0,37 |
Общая численность безработных (по методологии МОТ) |
тыс. чел. |
3,5 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
1,1 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
45154,9 |
50358,8 |
57106,9 |
63388,6 |
68016,0 |
72981,2 |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
% г/г |
106,8 |
110,6 |
113,4 |
111,0 |
107,3 |
107,3 |
------------------------------
Примечание:
* Используются фактические статистические данные, которые разрабатываются субъектами официального статистического учета.
------------------------------
II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Смоленска на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов
Прогноз социально-экономического развития города Смоленска на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов (далее - Прогноз) разработан в соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Смоленска на среднесрочный период, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от 14.09.2016 N 2186-адм.
Прогноз базируется на основе:
- сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов по базовому варианту;
- информации, полученной от исполнительных органов Смоленской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области (далее - Смоленскстат);
- показателей прогноза, представленных структурными подразделениями Администрации города Смоленска в рамках закрепленных за ними компетенций;
- анализа текущей социально-экономической ситуации в городе Смоленске.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий экономики города Смоленска и предусматривает постепенное восстановление потребительского спроса, стабилизацию на рынке труда, поддержание роста реальных доходов населения на фоне роста заработной платы, снижения уровня инфляции и др.
Общая оценка социально-экономической ситуации города Смоленска за 2022 год
Прошедший 2022 год оказался достаточно сложным для всех жителей Российской Федерации. Последствия пандемии COVID-19 и связанные с ней ограничения, начало специальной военной операции повлияли на все сферы жизни города.
Социально-экономическое развитие города Смоленска за 2022 год характеризуется разнонаправленной динамикой основных макроэкономических показателей.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям города по основным видам экономической деятельности ("обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений") в 2022 году составил 91709,7 млн руб., или 111,5% к уровню 2021 года в действующих ценах. Индекс промышленного производства составил 100,4%.
В обрабатывающих производствах, на долю которых приходится 77,6% общего объема отгруженной продукции, индекс промышленного производства в 2022 году составил 101,0%.
Структура объема
отгруженных товаров собственного производства по обрабатывающим производствам, выполненных работ и услуг организациями с численностью работающих более 15 человек (включая средние организации) за 2022 год
Основной положительный вклад в динамику обрабатывающих производств по итогам года внесли организации, осуществляющие следующие виды деятельности: "производство прочих готовых изделий" (индекс производства - 137,9%), "производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования" (индекс производства - 129,2%), "производство пищевых продуктов" (индекс производства - 116,8%) и "производство резиновых и пластмассовых изделий" (индекс производства - 112,8%).
Остальные отрасли по итогам 2022 года продемонстрировали снижение объемов производства.
В условиях неопределенной экономической ситуации в стране и дефицита собственных средств для финансирования инвестиций наблюдалось снижение инвестиционной активности организаций города. Объем инвестиций в основной капитал организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2022 году составил 13,6 млрд руб., что в сопоставимой оценке на 0,1% ниже уровня 2021 года.
Более трети объема инвестиций в основной капитал (39,3%) используется в промышленном производстве, в том числе в обрабатывающих производствах - 33,8% от общего объема инвестиций, в торговле оптовой и розничной; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов - 10,5%, в транспортировке и хранении - 9,6%, в области здравоохранения и социальных услуг - 8,8%.
Источниками финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в 2022 году являлись собственные средства организаций и привлеченные средства. В общем объеме инвестиций собственные средства организаций составили 45,1%, привлеченные - 54,9%. Наибольший удельный вес в составе привлеченных средств занимают бюджетные средства - 77,6%, прочие привлеченные средства - 13,2%.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство" крупными и средними организациями, в 2022 году составил 4159,9 млн руб., что в 2,4 раза выше в сопоставимой оценке к уровню 2021 года.
За 2022 год объем введенных в эксплуатацию жилых домов на территории города Смоленска составил 169,6 тыс. кв. м, или 93,1% к уровню 2021 года. Более 28% от общей площади жилья построено в рамках индивидуального жилищного строительства (47,6 тыс. кв. м, что на 8,4% больше, чем в 2021 году).
В отчетном году наблюдалось последовательное улучшение ситуации на рынке труда. По состоянию на 01.01.2023 уровень регистрируемой безработицы в среднем по городу Смоленску составил 0,39% (в 2021 году - 0,7%), коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда составил 0,2 человека на вакансию (в 2021 году - 0,33).
В условиях сложной геополитической ситуации, на фоне значительной инфляции (10,3%) и снижения реальной заработной платы (99,5% к 2021 году) по итогам 2022 года произошло снижение потребительской активности городского населения.
Так, оборот розничной торговли в 2022 году составил 69018,8 млн руб., что в товарной массе на 5,3% меньше, чем в прошлом году.
Сфера общественного питания также продемонстрировала отрицательную динамику. Оборот предприятий общественного питания в 2022 году составил 886,1 млн руб., или 82,0% в сопоставимой оценке к уровню 2021 года.
За 2022 год населению города организациями было оказано платных услуг на 19249,9 млн руб., что составляет 95,9% к уровню 2021 года. В структуре объема платных услуг, оказанных населению, преобладают коммунальные услуги (48,7%), услуги почтовой связи, курьерские и телекоммуникационные услуги (30,8%), услуги системы образования (7,6%).
По итогам отчетного года прослеживается отрицательная динамика демографических показателей. Численность населения города Смоленска на 1 января 2023 г. составила 312,9 тыс. чел. и сократилась за истекший год на 4,6 тыс. чел. Уменьшение численности населения происходило за счет естественной убыли (превышение числа умерших над числом родившихся (-2,2 тыс. чел.) и миграционной убыли (-2,4 тыс. чел.).
1. Население
Демографическая ситуация в городе Смоленске в 2022 году характеризовалась ростом естественной убыли, связанным со снижением рождаемости и увеличением смертности населения. Среднегодовая численность постоянного населения за 2022 год составила 315,2 тыс. чел., что на 3,5 тыс. чел. меньше по сравнению с 2021 годом. Уменьшение численности населения произошло за счет естественной убыли (превышение числа умерших над числом родившихся (-2,2 тыс. чел.) и миграционной убыли (-2,4 тыс. чел.). Число умерших превысило число родившихся в 1,9 раза (в 2021 году - в 2,2 раза).
В январе - июне 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года уменьшилось как число зарегистрированных родившихся, так и число зарегистрированных умерших - на 72 человека и 410 человек соответственно. Естественная убыль населения составила 946 человек и уменьшилась на 338 человек. В результате показатель естественной убыли, рассчитанный на 1 тысячу населения, составил -6,1 (в январе - июне 2022 года этот показатель составлял -8,2).
На решение демографической проблемы направлены национальные проекты "Демография" и "Здравоохранение".
Несмотря на реализацию комплекса мероприятий по стимулированию рождаемости (повышение в обществе значимости семьи с детьми, формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций; охрана репродуктивного здоровья и здоровья беременных и новорожденных, профилактика прерывания беременности; обеспечение доступности дошкольного образования, включая создание дополнительных мест для детей от полутора до трех лет; расширение возможностей для неполной и дистанционной занятости для родителей, имеющих малолетних детей; оказание прямой финансовой поддержки семьям с детьми как при рождении детей (посредством материнского капитала), так и при их воспитании (выплаты малообеспеченным семьям на детей от 3 до 7 лет, выплаты малообеспеченным родителям, воспитывающим детей в одиночку, и пр.) в ближайшие годы не ожидается роста рождаемости из-за изменений в структуре населения (сокращение числа женщин репродуктивного возраста, а также сложившаяся тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период). Данная тенденция сохранится и в долгосрочной перспективе. По прогнозу к 2026 году коэффициент рождаемости по городу Смоленску оценочно составит 6,9 родившихся на 1000 человек населения (2022 год - 7,6 родившихся на 1000 человек).
Снижение смертности - фактор, в наибольшей степени определяющий динамику численности населения. Проводимые мероприятия в сфере здравоохранения, в том числе внедрение в практику современных медицинских технологий, эффективных механизмов профилактики и диагностики, раннего выявления заболеваний и факторов риска развития хронических заболеваний, снижения младенческой и детской смертности, сокращения смертности от неинфекционных заболеваний в трудоспособном и старшем возрасте, а также принятие мер по улучшению доступности и повышению качества оказания медицинской помощи гражданам, позволяют ожидать незначительное увеличение числа умерших в прогнозном периоде к 2022 году (2026 год - 4,6 тыс. чел., 2022 год - 4,5 тыс. чел.). К 2026 году коэффициент смертности к 2026 году составит 15,2 умерших на 1000 человек.
Естественная убыль в прогнозном периоде увеличивается за счет снижения показателя рождаемости и увеличения смертности. К 2026 году данный показатель составит -8,3 человека на 1000 человек населения (-6,8 человека в 2022 году).
Немаловажную роль в демографической ситуации города Смоленска играет миграция населения. Небольшой миграционный прирост, наблюдавшийся по итогам 2022 года, в текущем году сменился миграционной убылью населения. Так по итогам первого полугодия 2023 года превышение числа выбывших над числом прибывших составило 1564 человека.
В прогнозном периоде ожидается постепенное снижение миграционной убыли, но это не сможет компенсировать естественную убыль городского населения.
В условиях значительной естественной убыли необходим качественный миграционный прирост, который можно обеспечить путем реализации комплекса мер, направленных на создание экономических и социальных стимулов для привлечения талантливой молодежи и специалистов, привлечения и закрепления в городе инвесторов.
Среднегодовая численность
постоянного населения города Смоленска
С учетом прогнозных показателей по числу родившихся и умерших и динамики естественной миграционной убыли среднегодовая численность постоянного населения города Смоленска будет продолжать снижаться.
Так, по прогнозным расчетам к 2026 году среднегодовая численность постоянного населения города Смоленска составит 302,6 тыс. чел., или 96% к уровню 2022 года.
2. Промышленное производство
Прогноз основывается на данных, полученных от промышленных предприятий города Смоленска и Смоленскстата.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по оценке 2023 года составит 97207,1 млн руб., индекс промышленного производства - 107,9%.
В структуре промышленного производства от общего объема отгруженной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами основной удельный вес по оценке 2023 года будет приходиться на следующие виды деятельности: "обрабатывающие производства" - 78,2%, "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 17,5%, "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 4,3%.
В среднесрочной перспективе индекс промышленного производства составит:
2024 год - 101,4%;
2025 год - 101,8%;
2026 год - 97,8%.
Обрабатывающие производства
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства" по оценке 2023 года составит 76025,1 млн руб., индекс производства -106,2%.
В среднесрочной перспективе на индекс промышленного производства повлияет деятельность АО "Смоленский авиационный завод", что в значительной степени окажет влияние не только на индекс производства по данному виду деятельности, но и на общий индекс промышленного производства по городу Смоленску в 2023 году.
В среднесрочной перспективе индекс производства по обрабатывающим производствам прогнозируется: в 2024 году - 102,4%, 2025 году - 102,2%, в 2026 году - 97,8%.
Производство пищевых продуктов
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 7,7%, объем отгруженных товаров - 5847,1 млн руб., индекс производства - 88,9%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса производства: в 2024 году - 101,0%, в 2025 году - 102,0%, в 2026 году - 97,2%.
Одним из ведущих предприятий данной отрасли является ООО "Смоленский комбинат хлебопродуктов", которое с 2024 года планирует наращивать объемы производства за счет модернизации в 2022 году цеха по увеличению выпуска комбикорма. Кроме того, данную отрасль представляют АО "Хлебопек" и ООО "Елизавета +".
Производство одежды
Удельный вес данной отрасли в общем объёме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 5,9%, объем отгруженных товаров - 4522,7 млн руб., индекс производства - 86,8%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 96,5%, в 2025 году - 97,3%, в 2026 году - 97,5%.
Данную отрасль представляют ООО "Фабрика "Шарм", АО "Смоленская фабрика "НАШЕ", ООО "Текспром".
АО "Смоленская фабрика "НАШЕ" в связи с случившимся пожаром прогнозирует снижение объемов производства в 2023 году.
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 2,1%, объем отгруженных товаров - 1567,8 млн руб., индекс производства - 100,0%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 92,5%, в 2025 году - 96,9%, в 2026 году - 93,3%.
Ведущим производителем данной отрасли является филиал "Смоленский полиграфический комбинат" АО "Издательство "Высшая школа".
Производство резиновых и пластмассовых изделий
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 2,7%, объем отгруженных товаров - 2080,4 млн руб., индекс производства - 100,0%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 96,5%, в 2025 году - 103,1%, в 2026 году - 99,2%.
Данную отрасль представляют ООО "Максиформ", ООО "Смоленский завод пластиковых изделий".
Производство прочей неметаллической минеральной продукции
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 1,9%, объем отгруженных товаров - 1422,9 млн руб., индекс производства - 93,6%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 96,1%, в 2025 году - 92,1%, в 2026 - 89,2%.
Данную отрасль представляют ООО "Гнездовский ЖБИ", ООО "Теллура", ООО "Смоленский завод ЖБИ-2", АО "Монолит".
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 44,1%, объем отгруженных товаров - 33555,5 млн руб., индекс производства по данной отрасли увеличится в 2,6 раза.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 107,4%, в 2025 году - 103,9%, в 2026 году - 97,2%.
Значимым предприятием, определяющим развитие данного сектора, является АО "Смоленский авиационный завод", который с 2023 года наращивает темпы производства. До 2025 года у завода заключены контракты в рамках оборонного заказа. Объем продукции государственного оборонного заказа и гражданской продукции кратно превосходит уровень показателей 2022 года.
Кроме того, предприятиями, представляющими данную отрасль, являются ООО "РАДИОИНЖ", ООО "Алвидпроф", ООО "Алмаз Сервис", ЗАО "Диффузион Инструмент".
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 12,7%, объем отгруженных товаров - 9688,8 млн руб., индекс производства - 102,0%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 94,6%, в 2025 году - 104,4%, в 2026 году - 102,5%.
На уровень развития отрасли повлияли экономические показатели АО "НПП "Измеритель", ОАО "Смоленское конструкторско-технологическое бюро систем программного управления" (далее - ОАО "Смоленское СКТБ СПУ"), ФГУП СПО "Аналитприбор", АО "Пирамида", АО "НИИ современных телекоммуникационных технологий", ООО "Мезон-А".
Производство электрического оборудования
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 16,9%, объем отгруженных товаров - 12845,3 млн руб., индекс производства - 84,7%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 100,8%, в 2025 году - 97,2%, в 2026 году - 96,2%.
Данная отрасль представлена следующими предприятиями: ОАО "Смоленский завод радиодеталей", ООО "Источник тока", филиал ООО "Стекло-Сервис" Индустриальный парк "Формула Света", ООО "БЕЛ ЛАЙТ ГРУПП", ООО "Конкорд".
Производство прочих готовых изделий
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 4,9%, объем отгруженных товаров - 3760,2 млн руб., индекс производства - 101,3%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 102,8%, в 2025 году - 99,7%, в 2026 году - 99,4%.
Развитие данной отрасли определяют следующие предприятия: ООО "Кристаллдиам", ОАО "Смоленское СКТБ СПУ", Смоленский филиал ФГУП "Московское ПрОП Минтруда России", АО "ПО "Кристалл", ООО "Ювелирная группа "Алроса".
Ремонт и монтаж машин и оборудования
Удельный вес данной отрасли в общем объеме обрабатывающих производств города Смоленска по оценке 2023 года составит 1,0%, объем отгруженных товаров - 734,4 млн руб., индекс производства - 103,4%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 102,6%, в 2025 году - 103,1%, в 2026 году - 101,8%.
Значимые предприятия отрасли: АО "ПО "Кристалл", ОАО "Медтехника-Смоленск". ОАО "Медтехника-Смоленск" прогнозирует незначительный рост объема отгруженных товаров с 2023 года.
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по данному виду экономической деятельности по оценке 2023 года составит 17018,4 млн руб., индекс производства - 97,4%.
На среднесрочную перспективу прогнозируются следующие значения индекса: в 2024 году - 97,5%, в 2025 году - 99,6%, в 2026 году - 97,2%.
Согласно представленным предприятиями сведениям (филиал ПАО "Россети Центр" - "Смоленскэнерго", АО "Пирамида", филиал ПАО "Квадра" - "Смоленская генерация", АО "Газпром газораспределение Смоленск", МУП "Смоленсктеплосеть", МУП "Теплоснаб") в прогнозном периоде объем отгруженных товаров по данному виду деятельности незначительно увеличится к уровню предыдущих лет, при этом ведущим предприятием является филиал ПАО "Россети Центр" - "Смоленскэнерго", удельный вес в общем объеме отгруженных товаров по оценке в 2023 году составит 55,4%.
Кроме того, данная отрасль представлена следующими предприятиями: филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт", ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск".
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по данному виду экономической деятельности по оценке 2023 года составит 4163,6 млн руб., индекс производства - 95,6%.
В среднесрочной перспективе индекс производства по данному виду деятельности прогнозируется: в 2024 году - 97,8%, в 2025 году - 98,1%, в 2026 году - 95,7%.
К предприятиям данной отрасли относятся: АО "Пирамида", АО "СпецАТХ", СМУП "Горводоканал".
В 2023 - 2026 годах предприятия планируют незначительный рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
Динамика развития отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" будет определяться общими тенденциями в экономическом развитии муниципального образования, а также динамикой численности населения.
3. Сельское хозяйство
Производство сельскохозяйственной продукции в городе Смоленске не является основным видом экономической деятельности. Объем валовой продукции сельского хозяйства формируют хозяйства населения.
На долю города Смоленска приходится 1,2% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства Смоленской области.
По предварительной оценке Смоленскстата объем продукции сельского хозяйства населения по городу Смоленску в 2022 году составит 395,6 млн руб., или 92,9% в сопоставимых ценах к 2021 году, в том числе объем продукции растениеводства - 372,2 млн руб. (95,2%), продукция животноводства - 23,4 млн руб. (68,8%). На снижение объемов продукции в 2022 году повлияло уменьшение посевных площадей сельскохозяйственных культур на 21 га, которые составили 447 га, и сокращение поголовья скота в личных хозяйствах всех категорий (крупнорогатый скот сократился на 9 и составил 34 головы, поголовье свиней - на 3 и составило 87 голов, поголовье овец и коз - на 2 и составило 117 голов).
Личными хозяйствами населения в 2022 году произведено:
- мяса скота и птицы - 0,1 тыс. тонн (100,0% к уровню 2021 года);
- молока - 0,2 тыс. тонн (100,0% к уровню 2021 года);
- яиц - 324 тыс. штук (89,5% к уровню 2021 года);
- картофеля - 3,5 тыс. тонн (125,0% к уровню 2021 года);
- овощей - 2,7 тыс. тонн (87,1% к уровню 2021 года).
В прогнозируемом периоде индекс производства в сельском хозяйстве в 2023 - 2026 годах 100,2% ежегодно.
4. Строительство
Прогноз развития строительства разработан с учетом динамики инвестиционного спроса и развития жилищно-строительного комплекса города Смоленска.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" за январь - июль 2023 года, составил 1489,2 млн руб., что на 39,2% ниже аналогичного периода 2022 года.
По оценке, в 2023 году темп роста выполненных работ (в сопоставимой оценке) по виду деятельности "строительство" составит 104,6%, объем выполненных работ - 4603,6 млн руб.
В прогнозном периоде индекс физического объема по виду деятельности "строительство" составит: в 2024 году - 100,8% (4872,5 млн руб.), в 2025 году - 100,5% (5117,2 млн руб.), в 2026 году - 100,4% (5348,3 млн руб.) к уровню предыдущего года.
Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются: недостаток финансовых ресурсов, связанный с дефицитом оборотных средств при растущей стоимости стройматериалов, снижение обеспеченного платежеспособного спроса на рынке строительства жилья.
Задачами в сфере обеспечения населения города Смоленска жильем являются повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке жилья.
Ключевым фактором поддержания платежеспособного спроса населения на строительство и приобретение индивидуального жилья будет являться государственная поддержка граждан путем расширенных программ льготного ипотечного кредитования ("Льготная ипотека", "Семейная ипотека", "Сельская ипотека" и др.).
В прогнозном периоде планируется строительство западного II жилого мкр. на Краснинском ш., многоэтажной комплексной застройки в пос. Миловидово (общественно-жилой центр Юг-III), пос. Красный Брр, пос. Одинцово, строительство жилого комплекса "Соловьиная роща" (мкр. N 9 юго-восточного района города Смоленска, "Новый квартал"), многоэтажной застройки в районе ул. Матросова - Воробьева - Черняховского, Твардовского - Исаковского - Чаплина - Герцена, по ул. 1-я Восточная, в мкр. Семичевка, Королевка, малоэтажной застройки в пос. Анастасино и Пасово.
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади
На период с 2023 по 2026 год показатель ежегодного ввода жилья на территории города Смоленска прогнозируется в размере:
2023 год - 169,0 тыс. кв. м;
2024 год - 168,4 тыс. кв. м;
2025 год - 168,4 тыс. кв. м;
2026 год - 168,4 тыс. кв. м.
За 2023 - 2026 годы, по предварительным данным, будет введено в эксплуатацию 674,2 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе 43,3 тыс. кв. м индивидуального жилья.
5. Торговля и услуги населению
Потребительский рынок является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения и экономики города и призван обеспечить решение комплекса задач, ориентированных на наиболее полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Состояние потребительского рынка является одним из важнейших индикаторов социально-экономического благополучия общества.
По состоянию на 01.01.2023 потребительский рынок включал 3282 объекта, в том числе: 1772 стационарных предприятия розничной торговли, 415 предприятий общественного питания и 1095 предприятий бытового обслуживания.
В городе Смоленске успешно продолжают свою деятельность такие крупные федеральные ритейлеры и торговые организации, как "Метро" (ООО "Метро Кэш энд Керри") и "Леруа Мерлен" (ООО "Леруа Мерлен Восток"); "Магнит" (АО "Тандер"); "Пятерочка", "Карусель" и "Перекресток" (компания "Х5 Retail Group"); "Дикси", "Красное&Белое" и "Бристоль" (компания "ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед"); "Микей" (ООО "МинералТрансКомпани"); "Лента" (компания "Лента"); "Линия" (АО "Корпорация ГРИНН"); "Светофор" (ООО "Витал"); "Читай-город" (ООО "Новый Книжный Центр"); "Маяк" (ООО "Маяк") и др. Успешно работают и местные сетевые торговые предприятия: "Лаваш" (ПК "Лаваш"); "Колбасный дворик" (ИП Дубровин С.А.) и др. Большую популярность у населения набирают специализированные магазины "Пекарня".
Торговая площадь стационарных торговых объектов по состоянию на 01.01.2023 составила 406,8 тыс. кв. м, прирост площадей за 2022 год составил 3,6 тыс. кв. м. Обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов составила 1282,52 кв. м на 1 тыс. чел., что почти в 2 раза выше установленного норматива (646 кв. м. на 1000 человек). В перспективе будет происходить дальнейшее увеличение площади торговых объектов.
За 8 месяцев 2023 года количество предприятий торговли увеличилось на 37 объектов за счет открытия:
- 9 универсальных магазинов: "Магнит" (ул. Авиаторов, д. 3; ул. Гризодубовой, д. 2б; Рославльское ш., д. 62г, д. 74; ул. Рыленкова, д. 40), "Микей" (ул. Попова, д. 128; ул. 25 Сентября, д. 28), "Дикси" (мкр. Королевка, д. 1б), "Чеснок" (ул. 25 Сентября, д. 60);
- 2 супермаркетов "Пятерочка" (просп. Строителей, д. 27а), "Маяк" (пос. Тихвинка, д. 73);
- 14 специализированных продовольственных магазинов: "Деревенька" (ул. Шевченко, д. 80), "Фыр-фыр" (ул. Рыленкова, д. 61), "Стейк" (ул. Рыленкова, д. 61б), "Продуктовая корзина" (ул. Седова, д. 4), "Рыбная лавка" (ул. Рыленкова, д. 61б), "Колбасный дворик" (ул. Нахимова, д. 12), "Красное&Белое" (ул. Крупской, д. 60а; ул. Нахимова, д. 23; ул. Гарабурды, д. 17д; ул. Академика Петрова, д. 14; пер. Зои Космодемьянской, д. 1; пер. Юннатов, д. 4; Краснинское ш., д. 32; пос. Серебрянка, д. 100);
- 10 специализированных непродовольственных магазинов: "Гарант" (ул. Свердлова, д. 4), "Рита" (ул. Рыленкова, д. 63б), "Цветы" (ул. Шевченко, д. 71), "Магнит-Косметик" (ул. Рыленкова, д. 73а), "Мечта" (просп. Гагарина, д. 6), "Электронные сигареты" (просп. Гагарина, д. 5), "КанцПарк" (ул. Шевченко, д. 70), "TehnoBOX" (ул. Смольянинова, д. 10), "PROдом" (ул. Шевченко, д. 49), "Дым&пар" (ул. Тенишевой, д. 4);
- одного ТЦ "Кактус" (ул. 2-й Верхний Волок, д. 15);
- одного неспециализированного непродовольственного магазина "Китай рынок" (ул. Шевченко, д. 86).
Оборот розничной торговли по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, с численностью работающих более 15 человек (включая средние организации) в январе - июле 2023 года составил 39035,5 млн руб., что в товарной массе на 2,8% ниже показателя за аналогичный период 2022 года.
Оборот розничной торговли в 2023 году, по оценке, составит 72124,7 млн руб., что в сопоставимой оценке соответствует уровню 2022 года.
В 2024 и 2025 годах прогнозируется рост на 3,6% и 3,4% в сопоставимой оценке соответственно, в 2026 году - на 3,5%. В физическом исчислении относительно 2022 года в 2026 году ожидается увеличение оборота розничной торговли до 93679,9 млн руб., что составит 135,7%.
За январь - июль 2023 года объем платных услуг населению города Смоленска составил 13680,3 млн руб., или 97,1% к соответствующему периоду 2022 года в сопоставимой оценке.
Общая динамика развития рынка платных услуг населению города Смоленска определена потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных, транспортных, телекоммуникационных и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми. Их доля в структуре всех платных услуг составляет около 86%. В ряде отраслей, где осуществляется ценовое регулирование, потребление услуг неэластично к доходам населения и формируется главным образом под влиянием законодательных изменений цен и тарифов.
Структура объема платных услуг
(январь - июль 2023 года)
По оценке, в 2023 году объем платных услуг населению составит 21367,4 млн руб., что в сопоставимой оценке соответствует уровню 2022 года.
В 2024 и 2025 годах прогнозируется рост на 2,9% и 2,4% в сопоставимой оценке соответственно, в 2026 году - на 2,5%. В физическом исчислении относительно 2022 года в 2026 году ожидается увеличение объема платных услуг до 26765,3 млн руб., что составит 139%.
Для повышения качества обслуживания населения в 2023 - 2026 годах Администрация города Смоленска будет осуществлять свою деятельность по следующим приоритетным направлениям:
- проведение мониторинга ситуации на потребительском рынке города с целью обеспечения территориальной доступности для населения товаров и услуг;
- оптимизация размещения нестационарных торговых объектов;
- оказание методической, консультационной и организационной помощи предпринимателям, действующим на потребительском рынке.
6. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
Малый и средний бизнес является важной и неотъемлемой частью экономики города Смоленска.
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия за 2022 год составило 11680 ед.
Отраслевая структура предпринимательства существенно не меняется. Наибольшая доля субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Смоленска осуществляет деятельность в сферах оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (44,4%), в строительстве (12,4%), а также в транспортировке и хранении (10,1%).
Структура субъектов
малого и среднего предпринимательства на 01.01.2023
Прогнозные значения показателя на 2023 - 2026 годы рассчитаны с учетом ежегодного увеличения количества зарегистрированных в городе Смоленске предприятий малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия:
2027 год (оценка) - 100,5%;
2028 год - 100,5%;
2029 год - 101,0%;
2030 год - 101,0%.
В результате в 2026 году рост количества предприятий малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия, составит 103,1% по отношению к 2022 году и превысит отметку в 12 тыс. единиц.
Рост среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия, основывается на ежегодном увеличении количества данных предприятий:
2023 год (оценка) - 100,1%;
2024 год - 100,5%;
2025 год - 100,6%;
2026 год - 100,6%.
Увеличение оборота малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2023 - 2026 годах обосновывается увеличением оборота прежде всего по таким видам деятельности, как "торговля оптовая и розничная", "производство пищевых продуктов и напитков", "производство текстильных изделий, одежды, кожи" и "обработка древесины, производство мебели":
2023 год (оценка) - 105%;
2024 год - 104,5%;
2025 год - 103,6%;
2026 год - 104%.
В 2026 году оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составит 418,9 млрд руб., или 118,2% к уровню 2022 года. Это обусловлено, прежде всего ростом потребительских цен, а также уровнем инфляции в данный период.
В целом структура по видам экономической деятельности на прогнозируемый период не претерпит существенных изменений.
В рамках муниципальной программы "Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в городе Смоленске", утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 19.10.2017 N 2863-адм, предусмотрены мероприятия, направленные на развитие бизнеса, в частности:
- оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для стимулирования населения к осуществлению предпринимательской деятельности;
- направление усилий на создание условий, стимулирующих молодежь к ведению предпринимательской деятельности, реализация проекта "Школа будущего предпринимателя".
Кроме того, организована работа единого телефона поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечено функционирование интернет-страницы "Малое и среднее предпринимательство" на официальном сайте Администрации города Смоленска, на которой в подразделе "Полезная информация для предпринимателей" размещаются актуальные данные о финансовых ресурсах и возможностях льготного кредитования.
7. Инвестиции
Инвестиции играют одну из ключевых ролей в экономике города, обеспечивая воспроизводство основных фондов и повышение конкурентного преимущества территории города Смоленска.
По оценке 2023 года на развитие экономики города Смоленска будут направлены инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в размере 18,5 млрд руб., что на 6,3% выше уровня 2022 года, индекс физического объема составит 98,6% к уровню 2022 года.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, по оценке в 2023 году, составит 14,4 млрд руб., что на 5,9% выше уровня 2022 года.
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
По источникам финансирования по оценке 2023 года инвестиции в основной капитал распределились следующим образом: удельный вес собственных средств составил 43,1%, привлеченных средств - 56,9%, в которых бюджетные средства занимают наибольшую долю - 72,7%.
Рост объема капитальных вложений в 2023 году в основном обусловлен инвестиционной активностью организаций в обрабатывающей промышленности.
Запланирована реализация крупных инвестиционных проектов рядом предприятий, основной объем инвестиций по которым приходится на 2023 год.
Такими предприятиями являются: АО "Смоленский авиационный завод", АО "НПП "Измеритель", ФГУП "СПО "Аналитприбор", ОАО "Смоленский завод радиодеталей" и другие.
Кроме того, значительный объем инвестиций планируется в рамках реализации национальных проектов "Образование" и "Здравоохранение":
- завершение строительства школы на 1100 мест в мкр. Соловьиная роща;
- строительство школы на 1000 мест в мкр. Королевка;
- строительство детского образовательного дошкольного учреждения на 250 мест в пос. Миловидово;
- строительство онкологического диспансера;
- завершение строительства поликлиники в мкр. Королевка с организацией педиатрического и терапевтического приема;
- строительство нового лечебного корпуса ОГБУЗ "Смоленская областная детская клиническая больница";
- организация центра амбулаторной онкологической помощи в городе Смоленске;
- реконструкция корпуса ОГБУЗ "Больница медицинской реабилитации".
Также учтены объемы инвестиций, которые будут направлены в прогнозном периоде на повышение качества питьевой воды в городе Смоленске в рамках областной государственной программы "Повышение качества водоснабжения на территории Смоленской области".
В прогнозном периоде объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций составит:
- 2024 год - 18,6 млрд руб.;
- 2025 год - 15,1 млрд руб.;
- 2026 год - 15,3 млрд руб.
Индекс физического объема к уровню предыдущего года в сопоставимой оценке составит: в 2024 году - 93,5%, в 2025 году - 76,1%, в 2026 году - 94,9%.
В прогнозном периоде объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций составит:
- 2024 год - 14,6 млрд руб.;
- 2025 год - 11,0 млрд руб.;
- 2026 год - 11,4 млрд руб.
В 2024 году по сравнению с оценкой 2023 года прогнозируется рост абсолютных объемов инвестиций на 0,2 млрд руб.
На 2025 и 2026 годы объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям запланирован без учета капиталовложений в рамках реализации национальных проектов "Образование", "Здравоохранение" и "Экология".
На 2025 и 2026 годы при прогнозировании в сопоставимых условиях с предыдущими годами без учета значительных инвестиций по государственному оборонному заказу планируется рост, несмотря на снижение объема инвестиций в абсолютных величинах.
8. Бюджет города Смоленска
Поступление доходов в бюджет города Смоленска в 2023 году оценивается в сумме 10622,7 млн руб., что на 909,5 млн руб., или на 9,4%, выше уровня поступлений 2022 года (9713,2 млн руб.).
В среднесрочной перспективе прогнозируемые поступления доходов составят: в 2024 году - 9970,5 млн руб., в 2025 году - 9419,0 млн руб., в 2026 году - 9937,5 млн руб.
Ожидаемые поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Смоленска в 2023 году составят 4551,8 млн руб., что на 498,7 млн руб., или на 12,3%, выше поступлений 2022 года (4053,1 млн руб.), в том числе налоговых доходов - 4187,1 млн руб., что на 542,3 млн руб., или на 14,9%, выше поступлений 2022 года, неналоговых доходов - 364,7 млн руб., что на 43.6 млн руб., или на 10,7%, ниже поступлений 2022 года.
Прогноз по налоговым и неналоговым доходам составит на 2024 год - 5015,2 млн руб., на 2025 год - 5356,1 млн руб., на 2026 год - 5737,2 млн руб., в том числе по налоговым доходам: на 2024 год - 4679,9 млн руб., на 2025 год - 5033,6 млн руб., на 2026 год - 5413,3 млн руб., по неналоговым доходам поступления на 2024 год планируются в сумме 335,3 млн руб., на 2025 год - 322,5 млн руб., на 2026 год - 323,9 млн руб.
Основными источниками поступлений доходов в бюджет города Смоленска являются налог на доходы физических лиц и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По налогу на доходы физических лиц поступления оцениваются в сумме 2934,0 млн руб., что на 557,7 млн руб., или 23,5%, выше уровня поступлений налога в 2022 году (2376,3 млн руб.). Прогноз на 2024 год составит 3256,7 млн руб., на 2025 год - 3494,5 млн руб., на 2026 год - 3749,6 млн руб.
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, оценивается в сумме 711,6 млн руб., что на 20,1 млн руб., или на 2,9%, выше уровня поступлений 2022 года (691,5 млн руб.). Прогноз на 2024 год составит 809,3 млн руб., на 2025 год - 904,6 млн руб., на 2026 год - 1008,5 млн руб.
Ожидаемые поступления неналоговых доходов в бюджет города Смоленска в 2023 году составят 364,7 млн руб., что на 43,6 млн руб., или на 10.7%, ниже поступлений 2022 года (408,3 млн руб.). В 2024 году неналоговые доходы прогнозируются в сумме 335,3 млн руб., в 2025 году - 322,5 млн руб., в 2026 году - 323,9 млн руб.
В прогнозном периоде предполагаемое снижение поступлений по неналоговым доходам в основном связано с реализацией субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, что приводит к уменьшению поступлений арендных платежей за использование муниципального имущества.
Объем безвозмездных поступлений в 2023 году оценивается в сумме 6070,9 млн руб., что на 410,8 млн руб., или на 7,3%, выше уровня поступлений 2022 года (5660,1 млн руб.). В 2024 году безвозмездные поступления прогнозируются в сумме 4955,3 млн руб., в 2025 году - 4062,9 млн руб., в 2026 году - 4200,3 млн руб.
Ожидаемое исполнение городского бюджета по расходам в 2023 году планируется в объеме 11366,4 млн руб., что составляет 121,7% к уровню 2022 года.
На 2024 - 2026 годы расходная часть бюджета прогнозируется исходя из планируемого объема доходов и необходимости возврата бюджетного кредита. В среднесрочной перспективе расходы городского бюджета составят: в 2024 году - 9970,5 млн руб., в 2025 году - 9319,0 млн руб., в 2026 году - 9837,5 млн руб.
Расходная часть бюджета города Смоленска на 2024 - 2026 годы, как и в предыдущие годы, сохраняет свою социальную направленность: доля расходов на социально-культурную сферу составляет около 60% от общей суммы расходов.
9. Труд и занятость
Рынок труда является отражением того, что происходит в экономике страны. Тенденции, складывающиеся в экономике города Смоленска в 2022 году, связаны со снижением ограничительных мер, принятых для сдерживания распространения коронавирусной инфекции, что благоприятно отразилось на ситуации в сфере занятости населения.
Согласно данным СОГКУ "Центр занятости населения города Смоленска" по состоянию на 01.07.2023 в сравнении с июнем 2022 года:
- уровень регистрируемой безработицы сократился с 0,58% до 0,37%, или на 0,21 процентный пункт;
- численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась с 958 до 606 человек, или на 36,7%;
- коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 0,3 до 0,1 человека на вакансию, или в 3 раза;
- число вакансий, заявленных работодателями, увеличилось с 4061 до 7178 единиц, или на 76,8%.
Согласно приведенным данным можно отметить значительное улучшение состояния рынка труда.
Ожидаемый уровень зарегистрированной безработицы в текущем году составит 0,44% (в 2022 году - 0,39). В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение уровня безработицы. В 2026 году данный прогнозный показатель составит 0,37%.
По оценке, численность населения трудоспособного возраста в городе Смоленске в 2023 году составит 184,1 тыс. чел., численность безработных (по методологии МОТ) - 2,4 тыс. чел.
В текущем году уровень безработицы (по методологии МОТ), по оценке, составит 1,4% от численности рабочей силы в среднем за год, в 2026 году - 1,3%.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в организациях города Смоленска (без субъектов малого предпринимательства) в январе - июне 2023 года составила 53386,9 руб., или 116,5% к аналогичному периоду 2022 года.
По оценке в 2023 году среднемесячная заработная плата увеличится до 53929,1 руб., или на 12,4% к уровню 2022 года. При этом реальная заработная плата по оценке текущего года составит 106,2% к уровню 2022 года.
По данным Смоленскстата, в январе - июне 2023 года среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по организациям (без субъектов малого предпринимательства) составила 87,8 тыс. чел., или 100,6% к аналогичному периоду 2022 года.
В прогнозируемом периоде планируется постепенное увеличение среднесписочной численности работников до 90,4 тыс. чел. к 2026 году.
Прогнозируемый в 2023 году фонд заработной платы составит в размере 57106,9 млн руб. (темп роста к 2022 году - 113,4%). В среднесрочной перспективе прогнозируется, что фонд заработной платы к 2026 году достигнет уровня 72981,2 млн руб. (рост к 2022 году - 145%).
Учитывая прогнозируемую динамику среднесписочной численности работников и фонда начисленной заработной платы, в плановом периоде ожидается тенденция роста средней номинальной заработной платы, которая в 2026 году составит 67288,1 руб. (рост к 2022 году - 140,2%).
10. Сопоставление параметров прогноза на очередной финансовый год и плановый период с ранее утвержденными параметрами прогноза социально-экономического развития города Смоленска на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов
Прогноз социально-экономического развития города Смоленска на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов, одобренный постановлением Администрации города Смоленска от 11.11.2022 N 3268-адм "Об одобрении прогноза социально-экономического развития города Смоленска на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов", был разработан на основе базового варианта сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2024 - 2026 годов.
По данным Смоленскстата, в 2022 году среднегодовая численность населения города Смоленска составила 315,2 тыс. чел., что на 600 человек ниже оценки 2022 года. Отклонение численности населения от ранее спрогнозированной связано с тем, что в 2022 году миграционный прирост населения 2021 года сменился миграционной убылью (-2385 человека), а также за счет естественной убыли населения. Данный показатель на 2023 - 2025 годы скорректирован с учетом сложившейся динамики естественной и миграционной убыли населения на протяжении прогнозного периода.
Индекс промышленного производства по итогам 2022 года составил 100,4% вместо ранее спрогнозированного 83,7% (отклонение +16,7 процентных пункта), что обусловлено увеличением объемов производства предприятий обрабатывающей отрасли.
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг по основным видам экономической деятельности ("обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений") по итогам 2022 года составил 91,7 млрд руб., что на 18,5 млрд руб. (на 25,2%) больше, чем прогнозировалось ранее.
В 2023 году основным драйвером роста по-прежнему остается увеличение объемов выпуска продукции в обрабатывающих производствах. В обрабатывающих производствах максимальные темпы роста по сравнению с июлем 2022 года продемонстрировали отрасли, связанные с производством готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) - в 4,7 раза, производством машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - 155,7%, ремонтом и монтажом машин и оборудования - 141,9%, производством химических веществ и химических продуктов - 121,7%, выпуском компьютеров и периферии, оптических и электронных изделий - 119,6%.
Индекс производства по итогам 2023 года ожидается на уровне 107,9% вместо ранее спрогнозированного 100,5%.
На основании сведений, представленных предприятиями и организациями города Смоленска, уточнены параметры промышленного производства в 2024 - 2025 годах.
Учитывая статистические данные за отчетный год, также уточнены показатели по строительной отрасли на 2023 - 2025 годы.
Согласно предоставленным уточненным статистическим данным по итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал по городу Смоленску составил 17,4 млрд руб., что на 24% больше, чем ожидалось ранее. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 99,9%, что выше ранее запланированного значения на 16,2 процентных пункта.
В 2023 году ожидается незначительное снижение инвестиционной активности, обусловленное высокой степенью неопределенности и необходимостью постепенной адаптации, связанной с введением внешнеэкономических санкций, нарушением логистических цепочек, поиском новых партнеров и возможной переориентации направлений инвестирования для ведения бизнеса. В 2024 - 2025 годах также прогнозируется уменьшение инвестиционной активности.
Индекс физического объема розничного товарооборота и платных услуг в 2023 году скорректирован в сторону снижения относительно ранее запланированных показателей с учетом отчетных статистических данных за 7 месяцев текущего года. Потребительский спрос в 2024 - 2025 году будет расти стабильным темпом - в среднем на 3,5% в год за счет наращивания производства отечественных товаров и услуг, а также восстановления денежных доходов населения.
Темпы роста среднемесячной заработной платы на предприятиях и в организациях города Смоленска в 2022 году составили 112,7%, что выше на 1,9 процентных пункта ранее спрогнозированных значений. С учетом отчетных статистических данных за первое полугодие 2023 года, параметров базового варианта сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов уточнена динамика роста среднемесячной заработной платы на 2023 - 2025 годы.
Учитывая последовательное улучшение ситуации на рынке труда в 2023 году, данные показатели скорректированы на текущий год и среднесрочную перспективу в сторону положительной динамики.
Сопоставление основных экономических показателей прогноза, уточненных с учетом сложившийся геополитической и экономической обстановки, с ранее утвержденными параметрами прогноза 2023 - 2025 годов приведено в таблице.
III. Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития города Смоленска на 2023 - 2025 годы
Показатели |
2022 г. |
Отклонение факта от оценки |
2023 г. |
Отклонение оценки от прогноза |
2024 г. |
Отклонение |
2025 г. |
Отклонение |
||||
Оценка октябрь 2022 г. |
Факт |
Прогноз октябрь 2022 г. |
Оценка октябрь 2023 г. |
Прогноз |
Прогноз |
|||||||
октябрь 2022 г. |
октябрь 2023 г. |
октябрь 2022 г. |
октябрь 2023 г. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. Население | ||||||||||||
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
315,8 |
315,2 |
-0,6 |
313,0 |
311,2 |
-1,8 |
310,3 |
307,8 |
-2,5 |
307,8 |
304,8 |
-3,0 |
2. Промышленное производство | ||||||||||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн руб. |
73234,7 |
91709,7 |
18475,0 |
75535,1 |
97207,1 |
21672,0 |
78425,0 |
103202,6 |
24777,6 |
82348,4 |
109095,9 |
26747,5 |
Индекс промышленного производства, % |
83,7 |
100,4 |
16,7 |
100,5 |
107,9 |
7,4 |
99,9 |
101,4 |
1,5 |
100,9 |
101,8 |
0,9 |
3. Строительство | ||||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млн руб. |
3461,6 |
4159,9 |
698,3 |
3741,4 |
4603,6 |
862,2 |
3983,0 |
4872,5 |
889,5 |
4220,1 |
5117,2 |
897,1 |
Индекс производства по виду деятельности "строительство", % |
196,2 |
240,0 |
43,8 |
101,2 |
104,6 |
3,4 |
101,1 |
100,8 |
-0,3 |
101,1 |
100,5 |
-0,6 |
4. Инвестиции | ||||||||||||
Объем инвестиций в основной капитал, млн руб. |
14057,7 |
17441,5 |
3383,8 |
15367,8 |
18533,4 |
3165,6 |
16981,4 |
18584,1 |
1602,7 |
16767,8 |
15104,9 |
-1662,9 |
Индекс физического объема инвестиций, % |
83,7 |
99,9 |
16,2 |
103,4 |
98,6 |
-4,8 |
106,0 |
93,5 |
-12,5 |
95,2 |
76,1 |
-19,1 |
5. Торговля и услуги населению | ||||||||||||
Оборот розничной торговли, млн руб. |
68719,9 |
69018,8 |
298,9 |
75021,6 |
72124,7 |
-2896,9 |
81765,1 |
80698,8 |
-1066,3 |
88009,0 |
86947,2 |
-1061,8 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, % |
93,9 |
94,7 |
0,8 |
102,7 |
100,0 |
-2,7 |
103,7 |
103,6 |
-0,1 |
103,1 |
103,4 |
0,3 |
Объем платных услуг населению, млн руб. |
20751,0 |
19249,9 |
-1501,1 |
22562,0 |
21367,4 |
-1194,6 |
24328,6 |
23240,3 |
-1088,3 |
26083,9 |
24964,2 |
-1119,7 |
Индекс физического объема платных услуг населению, % |
99,0 |
95,9 |
-3,1 |
101,9 |
100,0 |
-1,9 |
102,5 |
102,9 |
0,4 |
102,5 |
102,4 |
-0,1 |
6. Труд и занятость | ||||||||||||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по городу, руб. |
47073,7 |
47979,6 |
905,9 |
51169,1 |
53929,1 |
2760,0 |
55109,1 |
59214,1 |
4105,0 |
58966,8 |
63240,7 |
4273,9 |
Темп роста, % |
110,8 |
112,7 |
1,9 |
108,7 |
112,4 |
3,7 |
107,7 |
109,8 |
2,1 |
107,0 |
106,8 |
-0,2 |
Реальная заработная плата работников, % |
97,3 |
99,5 |
2,2 |
102,6 |
106,2 |
3,6 |
102,9 |
102,5 |
-0,4 |
102,9 |
102,6 |
-0,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы (наконец года), % |
0,8 |
0,39 |
-0,41 |
0,7 |
0,44 |
-0,26 |
0,6 |
0,42 |
-0,18 |
0,6 |
0,39 |
-0,21 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), тыс. чел. |
1,2 |
0,6 |
-0,6 |
1,1 |
0,7 |
-0,4 |
1,0 |
0,7 |
-0,3 |
1,0 |
0,7 |
-0,3 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников (без субъектов малого предпринимательства), млн руб. |
49031,9 |
50358,8 |
1326,9 |
53542,8 |
57106,9 |
3564,1 |
57933,3 |
63388,6 |
5455,3 |
62220,4 |
68016,0 |
5795,6 |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций, % |
108,5 |
110,6 |
2,1 |
109,2 |
113,4 |
4,2 |
108,2 |
111,0 |
2,8 |
107,4 |
107,3 |
-0,1 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Смоленска от 9 ноября 2023 г. N 3168-адм "Об одобрении прогноза социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.