Решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2023 г. по делу N 3а-139/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2023 г. N 66а-818/2023 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А., при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Шкарлет О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губановой Елены Сергеевны о признании недействующим пункта 6433 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 N 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2022 года издан приказ N 158-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень).
В пункт 6433 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N... - нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (далее - Помещение, Объект).
Губанова Елена Сергеевна обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня с момента принятия нормативного правового акта, ссылаясь на то, что принадлежащее ей на праве общей долевой собственности Помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а представленный административным ответчиком акт обследования помещения не может служить основанием для включения Объекта в Перечень как не отвечающий требованиям допустимости доказательства.
Представители административного истца в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, пояснив, что в Помещении имеется часть помещения, в котором находится кафе площадью 33 кв.м, а также шоу-рум, площадью 19,2 кв.м, в котором проводилась презентация и показ одежды, отшивающейся в мастерских в этом же Здании, без ее продажи, составляет менее 20% от общей площади Объекта; в иных частях помещения находятся кабинеты сотрудников арендаторов, осуществляющих хозяйственную и управленческую деятельность; торговая деятельность в Помещении не ведется; офисов не имеется.
Представитель административного ответчика представил возражения на заявленные требования, согласно которым Помещение включено в Перечень на 2023 год по результатам фактического обследования Помещения в 2020 году, в ходе которого установлено, что более 20% площади Объекта используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения, а именно, для размещения офисов, магазина одежды, кафе.
Заинтересованное лицо Кузнецова Ю.А. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленный административный иск поддержала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 НК РФ). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 2, пунктом 6 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2023 году - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 N 158-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 27.12.2022 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2 статьи 1-1).
По смыслу приведенных предписаний в соответствующий перечень подлежит включению объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу и заинтересованному лицу на праве общей долевой собственности Объект имеет площадь 1274,9 кв.м, учтен в Едином государственном реестре недвижимости с назначением и наименованием - "нежилое помещение", расположен на 1, 2, 3, 4 этажах, мансарде шестиэтажного здания, имеющего назначение "многоквартирный дом", площадью 1923,9 кв.м, находящегося на земельном участке с видом разрешенного использования - "для размещения жилого дома (жилых домов)" (л.д.82-88), не являющегося условием включения Помещения в Перечень.
Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование Помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не предусматривает размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пояснениям представителя Комитета Помещение включено в Перечень в связи с установлением фактического использования его для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов, делового и административного назначения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р установлен Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов; мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.2 Порядка проведения обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р (далее - Порядок проведения обследования), вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета; результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения по установленной форме (пункты 3.4 и 3.5 данного Порядка).
В соответствии с Порядком проведения обследований в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела, Комитетом для определения вида фактического использования Помещения в 2022 году произведено обследование с обеспечением доступа на объект, о чем составлен акт обследования от 23.06.2022 N 08-09-3126/2022, согласно которому более двадцати процентов площади Помещения используется для размещения офисов, делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания; на Объекте размещен Бизнес-центр, кафе и магазин, согласно информации, полученной из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: "адрес" находится БЦ "Лермонтов Центр" и кофейня "Кофешенская"; к акту приложена фототаблица, распечатка с сайта 2gis.ru с отметками о размещении объектов на карте Санкт-Петербурга (л.д.184-189).
Оценивая представленный административным ответчиком акт обследования Объекта, суд принимает во внимание, что вопреки требованиям пункта 3.5 Порядка проведения обследований конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы, объекты общественного питания и торговые объекты помещений площадью более 20 процентов от общей площади Помещения, в акте не отражено; приложенные к акту фотографии не позволяют достоверно установить такое использование помещений и их площадь.
Приложенные к указанному акту обследования 8 фотографий не позволяют сделать однозначный вывод об использовании более 20 процентов площади Помещения под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, поскольку фотографии не поименованы, на фотографиях под N 1, 2 изображены часть фасада дома с вывеской "Кофешенская", на 2 окна 1 этажа которого нанесены надписи "Кофе с собой", "Булки Десерты Кофе"; на фотографии N 3 изображен вход в здание с вывеской "Лермонтов Центр"; на фотографиях N 4 зафиксирован вид части холла помещения со стенной вывеской "Лермонтов Центр"; на фотографии N 6 изображена часть помещения с находящимися в нем столиками и стойкой; на фотографии N 7 - вывеска "Лермонтов центр"; на фотографии N 5 - часть помещения с турникетом; на фотографии N 8 - часть помещения без мебели со стеклянной дверью.
В целом, указанные фотографии отражают состояние отдельных частей помещений, однако, не позволяют определить какие именно и какой площади части помещений на них отображены (при том, что Помещение расположено на четырех этажах и мансарде здания) и используются под офисы, кафе и торговлю как на то указано в акте обследования N 08-09-3126/2022 от 23.06.2022 г.
Приложенные к акту скриншот страницы из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащей отметку о наличии по адресу Помещения конференц-залов и переговорных комнат "Лермонтов-центр", кофейни "Кофешенской" не позволяют определить площадь частей помещения, используемых под эти цели, при этом следует учитывать, что сведений о невозможности осуществить осмотр Помещения в акте не имеется. В целом представленные сведения из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не опровергают пояснения административного истца об использовании менее 20% площади Помещения под указанные цели.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка проведения обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р, в случае отказа в обеспечении доступа на объект, вид фактического использования такого объекта определяется на основании данных его внешнего визуального осмотра, сведений, содержащихся в открытых источниках информации, включая сведения, содержащиеся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также информации, полученной Комитетом из ЕГРН, документах технического учета (инвентаризации).
Какие-либо иные документы, касающиеся фиксации обстоятельств, подтверждающих выводы, сделанные в акте, или указание на эти обстоятельства, в акте отсутствуют, иных доказательств того, что более 20 процентов площади Помещения фактически в рассматриваемый период использовалось для целей, указанных в пункте 5 статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд не может признать предоставленный административным ответчиком акт обследования 23.06.2022 N 08-09-3126/2022 достоверным доказательством того, что Объект отвечает условиям, позволяющим включить его в Перечень на 2022 год, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов площади Помещения в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли и объектов общественного питания; иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено при том, что в силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объект на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта обладал признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части со дня принятия.
руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Губановой Елены Сергеевны об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6433 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 N 158-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год"
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2023 г. по делу N 3а-139/2023
Опубликование:
-