Уплата налогов
Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются НК РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или в кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
Пунктом 3 ст.58 НК РФ предусмотрено, что уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
Как следует из положений п.2 ст.45 НК РФ, допускается уплата налога наличными денежными средствами через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организации связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Однако следует иметь в виду, что такое право предоставлено НК РФ только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами. Налогоплательщики или налоговые агенты - организации на основании п.2 ст.45 НК РФ уплату налогов наличными денежными средствами вправе производить только посредством внесения денежной суммы в банк.
При исполнении обязанности по уплате налога в безналичном порядке налогоплательщик вправе использовать единственную предусмотренную НК РФ форму расчетов - расчеты платежными поручениями.
В письме Банка России и МНС России от 12.11.02 г. N 151-Т, ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов" указано, что налогоплательщикам - организациям запрещено при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Возможность уплаты налогов и сборов в бюджет третьими лицами
В п.1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (п.2 ст.45 НК РФ). Следует отметить, что данное положение согласно постановлению президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.12.01 г. N 1322/01 распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика, и, следовательно, она должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, а не иными лицами. Из содержания п.2 ст.45 НК РФ следует, что налогоплательщик исполняет свою обязанность за счет собственных денежных средств, находящихся на счете налогоплательщика. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Таким образом, уплата налога за налогоплательщика третьими лицами не может являться надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога и не влечет для налогоплательщика правовых последствий, предусмотренных для надлежащего исполнения обязанности по уплате налога. При ненадлежащем исполнении указанной обязанности налоговый орган имеет право потребовать исполнения соответствующей обязанности надлежащим образом, т.е. самостоятельно.
Следовательно, погашение третьими лицами задолженности по налогам и сборам в бюджет, числящейся за налогоплательщиком (переуступка долговых обязательств по налогам в бюджет), противоречит НК РФ.
Вместе с тем установлены два случая исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов третьим лицом: поручителем в порядке, установленном ст.74 НК РФ, а также участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в порядке, установленном ст.180 НК РФ.
Однако следует иметь в виду, что участие налогоплательщика в соответствии со ст.26 НК РФ в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя не изменяет установленного п.2 ст.45 НК РФ порядка исполнения обязанности по уплате налогов - предъявления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Изложенное подтверждается ст.29 НК РФ, согласно которой роль уполномоченного представителя налогоплательщика сводится к представлению интересов налогоплательщика в его отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Постановка на учет в налоговом органе индивидуальных
предпринимателей
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются в том числе и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе и физических лиц, встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.
Согласно ст.11 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В ст.83 НК РФ определено, что налогоплательщики - физические лица в целях проведения налогового контроля подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Иных оснований для постановки на учет в налоговом органе физического лица - индивидуального предпринимателя НК РФ не установлено.
Таким образом, постановка на учет в налоговом органе физического лица - индивидуального предпринимателя по месту осуществления предпринимательской деятельности НК РФ не предусмотрена.
В. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 44, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71