Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Казанского
муниципального района
от 11 октября 2023 г. N 78
Муниципальная программа
"Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений в Казанском муниципальном районе на 2024 - 2026 годы"
Разработчик программы: Отдел по культуре, спорту и молодежной политике администрации Казанского муниципального района
Паспорт
муниципальной программы "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений в Казанском муниципальном районе на 2024 - 2026 годы"
Наименование муниципальной программы |
Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений в Казанском муниципальном районе на 2024 - 2026 годы |
Сроки реализации муниципальной программы |
2024 - 2026 годы |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел по культуре, спорту и молодежной политике администрации Казанского муниципального района |
Соисполнители муниципальной программы |
Администрация Казанского муниципального района, Подведомственные отделу по культуре, спорту и молодежной политике учреждения (МАУ ДО "Казанский центр развития детей", МАУ "Казанская районная централизованная библиотечная система", АУ "КРСТО "Досуг", МАУ ДО "СШ Казанского района имени ГР Раизова Ж.Н."), Отдел образования администрации Казанского муниципального района, Отд. МВД России по Казанскому району, АНО ИИЦ "Наша жизнь", Религиозные объединения района: Местная православная религиозная организация Приход храма во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Казанское Казанского района Тюменской области Ишимской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Местная православная религиозная организация Приход храма в честь пророка Божия Илии с. Ильинка Казанского района Ишимской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат), Религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской пятидесятников "Преображение Христово" с. Казанское Тюменской области, Религиозная организация "Миссия Евангелизации и Благотворения Христиан Веры Евангельской "Еммануил" с. Ильинка Казанского района Тюменской области, Местная мусульманская религиозная организация "БРЛИК" с. Казанское Казанского района |
Цели муниципальной программы |
1. Укрепление единства российской нации. Обеспечение межнационального согласия. Профилактика проявлений этнического экстремизма. 2. Обеспечение межконфессионального согласия. Профилактика проявлений религиозного, национального экстремизма 3. Обеспечение общественно-политической стабильности. Профилактика проявлений политического экстремизма на территории Казанского муниципального района. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
1.1. Правовая основа для принятия и реализации муниципальной программы
Основными документами, обеспечивающими нормативно - правовое обеспечение программы являются:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Указы Президента Российской Федерации:
2.1. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
2.2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
2.3. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы";
2.4. Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы".
4. Федеральные законы:
4.1. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
4.2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
4.3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
4.4. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях";
4.5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
4.6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
4.7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов";
4.8. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
5. Распоряжение Правительства РФ от 20.12.2021 N 3718-р "О плане мероприятий по реализации в 2022 - 2025 годах стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
6. Законы Тюменской области:
6.1. Закон Тюменской области от 08.02.2001 N 263 "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области";
6.2. Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 315 "О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области";
6.3. Закон Тюменской области от 10.06.2010 N 29 "Об Общественной палате Тюменской области".
1.2. Анализ состояния, тенденции и динамика развития соответствующей сферы, на которую направлено действие муниципальной программы
Ситуация в сфере национальных, межнациональных (межэтнических), государственно-конфессиональных отношений в Казанском муниципальном районе характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Казанском районе.
Протестных акций, публичных конфликтов на национальной и религиозной почве в районе нет. В Казанском районе не допускаются случаи, ведущие к пространственной сегрегации и проявлениям социальной исключительности иностранных граждан.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных и общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и Тюменской области. Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, их важной ролью в системе нравственных координат.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений в соответствии с федеральным законодательством в сфере государственной национальной политики.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
Реализация комплекса мероприятий в сферах национальных, межнациональных (межэтнических), государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области осуществляется в рамках государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" (далее - Программа).
На территории Казанского района проживает 21303 жителей более 27 национальностей. Преобладающую часть населения составляют русские, казахи и немцы, украинцы, чуваши. Остальные национальности представлены незначительно. С точки зрения напряженности национальных отношений Казанский муниципальный район сегодня относится к числу благополучных субъектов, но в связи с тем, что он является пограничным районом, это определяет высокие миграционные потоки. Благодаря конструктивной совместной деятельности органов местного самоуправления, правоохранительных органов и национальных общественных объединений удается избежать серьезных потрясений и конфликтных ситуаций на этнической основе.
Этнический фактор является значимым для жизнедеятельности населения Казанского муниципального района, это создание национально-культурных общественных организаций района, увеличение численности их членов, возросшая активность общественных организаций в сфере работы с молодёжью, организация культурно - досуговых мероприятий и акций, активное вовлечение национально-культурных общественных организаций в систему гражданского общества на районном уровне.
Деятельность администрации Казанского района осуществляется в соответствии с основными принципами противодействия экстремистской деятельности:
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
- сотрудничество с общественными и религиозными объединениями граждан.
Коллегиальные совещательные органы администрации Казанского муниципального района, определяющие деятельность органов власти по этому направлению:
- Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму;
- Комиссия по обеспечению правопорядка на территории Казанского района;
- Координационный Совет по патриотическому воспитанию населения.
Основные направления деятельности:
1. Информационно-аналитическая деятельность: мониторинг ситуации социально-экономического положения населения, его национального состава и интересов.
2. Взаимодействие с общественными объединениями района.
На территории района официально зарегистрированы 3 общественные организации: Казанская районная организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов, Казанская районная общественная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Хуторское казачье общество "Казанское" Отдельского казачьего общества Тюменской области Сибирского войскового казачьего общества Всероссийского казачьего общества. В районе действуют местные отделения федеральных политических партий "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР. Общественно-политическая ситуация характеризуется в целом как стабильная, протестных акций политических партий и общественных объединений граждан органами местного самоуправления не зарегистрировано. Действуют профсоюзные организации работников госучреждений, образования, здравоохранения, культуры, ДРСУ.
Сохранение культуры, традиций, языка народов, представленных национально-культурными сообществами района
Национальные самодеятельные коллективы постоянные участники и гости зональных, областных и региональных конкурсов. Казахская диаспора активный участник областных праздников "Курултай", "Наурыз", "Мост дружбы", "Радуга". Немецкое население п. Челюскинцы и с. Ильинки активно сотрудничают с областной немецкой диаспорой и диаспорой г. Ишима. Национальные коллективы активно принимают участие в реализации областных творческих проектов "Национальные праздники", "Дни национальных культур" и областных национальных фестивалях "Благовест", "Радуга", "Мост дружбы".
Стало хорошей традицией отмечать юбилеи района с учетом национальных традиций народов, проживающих на территории района. Ежегодно в целях обеспечения единства русского народа, формирования в обществе неприятия идеологии экстремизма на территории Казанского муниципального района проводятся различные мероприятия культурного и просветительского характера.
В рамках реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в 2011 году было создано Казанское хуторское казачье общество. Цель общества - возрождение духовно-культурных основ российского казачества, осуществление патриотического воспитания молодого поколения. Традиционную казачью культуру пропагандируют два вокальных коллектива: Новоселезневский дом культуры и Афонькинский дом культуры.
Основными проблемами в работе в сфере национальных отношений в районе являются:
- низкий уровень квалификации кадров всех уровней для работы в области национальных отношений;
- отсутствие системного сотрудничества с областными национально-культурными автономиями;
- отсутствие в районе национально-культурных автономий преобладающих по численности национальностей (немцев, украинцев).
Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений
Сфера государственно-конфессиональных отношений характеризуется как прогнозируемая и спокойная. На территории района зарегистрировано 5 религиозных организаций - юридических лиц: 2 православные, 2 - протестантские, 1 - мусульманская.
Православные:
1. Местная православная религиозная организация Приход храма во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Казанское Казанского района Тюменской области Ишимской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
2. Местная православная религиозная организация Приход храма в честь пророка Божия Илии с. Ильинка Казанского района Ишимской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).
Протестантские:
1. Религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской пятидесятников "Преображение Христово" с. Казанское Тюменской области.
2. Религиозная организация "Миссия Евангелизации и Благотворения Христиан Веры Евангельской "Еммануил" с. Ильинка Казанского района Тюменской области.
Мусульманская:
Местная мусульманская религиозная организация "БРЛИК" с. Казанское Казанского района.
Представители Православной церкви принимают участие в мероприятиях патриотической направленности. При поддержке органов местного самоуправления, с участием представителей Православной церкви, проводятся традиционные мероприятия для населения: митинги в честь Дней воинской славы, празднования Рождества, Пасхи, Крещения и др. мероприятия. В общеобразовательных школах Казанского муниципального района ведется учебный курс "Основы религиозной культуры и светской этики". Работа по ведению этого курса ведется совместно с представителями религиозных организаций. Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь Казанской иконы Божьей Матери организовала для детей и подростков Воскресную школу. Занятия этой школы часто проходят совместно с детской библиотекой. На этих занятиях дети познают мир русских народных праздников, семейные традиции русского народа, учатся прикладному искусству.
Усиление воспитательного воздействия семьи, школы, в профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде
В учебных заведениях района стало традиционным проведение мероприятий по пропаганде миролюбия, повышения толерантности к этническим, религиозным и политическим событиям. Реализация муниципальных целевых программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи. Большую роль на формирование толерантного сознания молодежи оказывает организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн), запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий и как итог предоставление творческих и поисковых работ на районную краеведческую конференцию "Поиск". В общеобразовательных учреждениях Казанского района активно проводится тимуровская работа по оказанию помощи участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, ветеранам труда. При активном участии молодежи проводятся декады и недели боевой славы, героико-патриотические акции и организация празднования (годовщин) Дня Победы. В районе сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне муниципального образования через систему органов по делам молодежи, молодежными и детскими общественными объединениями, так и на областном. К числу таких мероприятий относятся проведение акций "Георгиевская ленточка", благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, возложение венков и цветов к мемориалам и памятникам, организация праздничных концертов для ветеранов. Большое внимание уделяется организации работы по подготовке молодежи к военной службе. Наиболее эффективной формой работы по данному направлению является проведение оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, основными задачами которых являются: пропаганда здорового образа жизни, вовлечение молодежи в активную познавательную деятельность, обучению навыкам бесконфликтного поведения, формирование необходимой установки по отношению к службе в армии. С 2013 году организована поисковая экспедиция на места боев Великой Отечественной войны "Вахта памяти".
В работе по профилактике экстремизма в молодежной среде следует больше внимания уделять созданию молодежных объединений, кружков художественного творчества, клубов интернациональной дружбы.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Основные цели муниципальной программы:
1. Укрепление единства российской нации. Обеспечение межнационального согласия. Профилактика проявлений этнического экстремизма.
2. Обеспечение межконфессионального согласия. Профилактика проявлений религиозного, национального экстремизма.
3. Обеспечение общественно-политической стабильности. Профилактика проявлений политического экстремизма на территории Казанского муниципального района.
Основные задачи муниципальной программы:
1.1. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде;
1.2. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде. Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Казанского муниципального района;
2.1. Укрепление сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений Казанского района. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере;
2.2. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов;
3.1. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Оценка процессов в сфере общественных отношений;
3.2. Реализация комплекса мероприятий, направленных на профилактику социально - политического экстремизма в молодёжной среде.
Сроки реализации муниципальной программы: 2024 - 2026 годы.
Этапы выполнения программных мероприятий осуществляются в соответствии с приложением N 1 "План мероприятий по реализации муниципальной программы "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений в Казанском муниципальном районе на 2024 - 2026 годы".
Реализация муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем во взаимодействии с соисполнителями.
В компетенцию ответственного исполнителя входит:
1. Разработка нормативно-правовых актов, необходимых для реализации программы;
2. Организация мониторинга реализации программы;
3. Разработка предложений по уточнению программных мероприятий;
4. Организация контроля реализации программы.
Координацию и контроль реализации программных мероприятий осуществляет администрация муниципального района через районную Межведомственную комиссию по противодействию экстремизму.
В компетенцию Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму входит:
1. Координация деятельности заинтересованных служб, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам противодействия экстремизму на территории района;
2. Принятие, в случае необходимости, дополнительных мер воздействия;
3. Заслушивание должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
4. Принятие необходимых решений и рекомендаций;
5. Контроль за ходом реализации программы, оценка эффективности принятых мер.
Мониторинг реализации муниципальной программы включает в себя ежеквартальный внутренний мониторинг достижения показателей, выполнения мероприятий, проводимый ответственным исполнителем программы на основании отчетов соисполнителей о ходе реализации муниципальной программы.
В компетенцию соисполнителей входит:
1. Реализация программных мероприятий в пределах своей компетенции;
2. Предоставление ежеквартального отчета (в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) в отдел по культуре, спорту и молодежной политике администрации Казанского муниципального района для свода.
Ежегодный отчет о реализации муниципальной программы с пояснительной запиской ответственный исполнитель в срок до 01 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в ФКУ по Казанскому району, в отдел экономики и прогнозирования в порядке, установленном распоряжением администрации Казанского муниципального района от 24.09.2020 N 828 "Об утверждении Порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ" (приложение 3, 4 к муниципальной программе).
Контроль за ходом реализации муниципальной программы осуществляет заместитель главы Казанского муниципального района, курирующий вопросы социальной сферы.
К реализации муниципальной программы могут привлекаться сторонние организации в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Система основных мероприятий муниципальной программы
Достижение целей и задач муниципальной программы обеспечивают мероприятия, отраженные в приложении N 1 к программе, по следующим направлениям:
1. Мероприятия по обеспечению межнационального согласия и профилактике проявлений этнического экстремизма;
2. Мероприятия по обеспечению межконфессионального согласия и профилактике проявлений религиозного, национального экстремизма;
3. Мероприятия национально-культурного развития и по сохранению историко-культурного наследия народов, проживающих в районе;
4. Мероприятия по профилактике социально-политического экстремизма в молодежной среде;
5. Информационные мероприятия по профилактике экстремистских проявлений.
4. Финансовое обеспечение муниципальной программы, источники финансирования
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (с разбивкой по годам):
Общий объем финансирования на 2024 - 2026 годы - 390 тыс. рублей (средства бюджета муниципального образования), в том числе по годам:
- 2024 год - 130,0 тыс. рублей,
- 2025 год - 130,0 тыс. рублей,
- 2026 год - 130,0 тыс. рублей.
5. Ожидаемые конечные результаты и показатели муниципальной программы
Реализация муниципальной программы позволит обеспечить:
- этноконфессиональное согласие и общественно-политическую стабильность на территории Казанского муниципального района;
- формирование у 90% населения нетерпимости ко всем фактам экстремистских проявлений, а также толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;
- минимизацию вероятности совершения конфликтов на этнической основе на территории района;
- отсутствие протестных акций на национальной основе;
- повышение эффективности государственной системы социальной профилактики экстремизма;
- привлечение к организации деятельности по предупреждению терроризма и экстремизма предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций;
- дальнейшее развитие нормативного правового регулирования профилактики экстремизма;
- повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам;
- улучшение информационного обеспечения деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению безопасности на территории Казанского муниципального района;
- увеличение количества проведенных в муниципальном образовании мероприятий по профилактике экстремизма;
- увеличение посещаемости проводимых мероприятий;
- укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.