Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением администрации
Чебоксарского Муниципального округа
Чувашской Республики
от 23 октября 2023 г. N 2038
Паспорт
муниципальной программы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие культуры и туризма"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- |
администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики |
Соисполнители муниципальной программы |
- |
отдел культуры, туризма и социального развития администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики; |
|
- |
управление благоустройства и развития территорий администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики; |
|
- |
муниципальные учреждения культуры Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики. |
Подпрограммы муниципальной программы |
- |
1) Развитие культуры" муниципальной программы "Развитие культуры и туризма"; 2) Туризм; 3) Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие культуры и туризма"; 4) Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Чебоксарского муниципального округа. |
Цели муниципальной программы |
- |
- создание условий для сохранения, развития культурного потенциала и формирования единого культурного пространства - повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах; - сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры |
Задачи муниципальной программы |
- |
- расширение доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам, сохранение культурного и исторического наследия - продвижение туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках; - развитие детского и молодежного туризма - создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования; поддержка образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств); - сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел; |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
- |
к 2036 году будут достигнуты следующие показатели: - увеличение среднемесячной номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства; - удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры - 70 процентов; - уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры - 98 процентов. |
Срок реализации муниципальной программы |
- |
2023 - 2035 годы |
Объемы финансирования муниципальной программы |
- |
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет - 2 048 741,54 тыс. рублей, в том числе: в 2023 году - 180 314,73 тыс. рублей; в 2024 году - 131 592,67 тыс. рублей; в 2025 году - 157 803,10 тыс. рублей в 2026 - 2030 годы - 789 515,52 тыс. рублей; в 2031 - 2035 годы - 789 515,52 тыс. рублей; Федерального бюджета 7 783,80 тыс. рублей, в том числе: в 2023 году - 7 503,30 тыс. рублей; в 2024 году - 280,50 тыс. рублей; в 2025 году - 0 тыс. рублей; в 2026 - 2030 годы - 0 тыс. рублей; в 2031 - 2035 годы - 0 тыс. рублей. Республиканского бюджета Чувашской Республики 57 965,68 тыс. рублей, в том числе: в 2023 году - 44 562,43 тыс. рублей; в 2024 году - 1 119,55 тыс. рублей; в 2025 году - 1 116,70 тыс. рублей; в 2026 - 2030 годы - 5 583,50 тыс. рублей; в 2031 - 2035 годы - 5 583,50 тыс. рублей. местного бюджета Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики 1 982 952,08 тыс. рублей, в том числе: в 2023 году - 128 249,00 тыс. рублей; в 2024 году - 130 192,62 тыс. рублей; в 2025 году - 156 686,40 тыс. рублей; в 2026 - 2030 годы - 783 932,02 тыс. рублей; в 2031 - 2035 годы - 783 932,02 тыс. рублей. Объемы финансирования за счет бюджетных ассигнований уточняются при формировании районного бюджета Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- |
- внедрение инновационных технологий, повышение конкурентоспособности учреждений культуры; - вовлечение населения в активную социокультурную деятельность, реализация творческих инициатив населения; - создание условий для развития языков и культур народов, проживающих на территории Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, повышение их общей культуры и гармонизация отношений граждан разных национальностей в обществе; - увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и искусства; - формирование на территории Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики современной конкурентоспособной туристской отрасли; - повышение доступности и качества предоставляемых услуг в учреждениях культуры Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики. |
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы культуры и туризма в Чебоксарском муниципальном округе, в том числе прогноз ее развития, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года культуре отводится "ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний". Исключительная роль культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике связана с повышением профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств, кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.
В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры.
Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.
Устаревшая и изношенная материально-техническая база значительной части учреждений культуры по-прежнему не позволяет внедрять инновационные формы работы, информационные технологии, а также привлекать в отрасль молодые кадры.
Остается низким показатель пополнения книжных фондов. Слабо координируется деятельность библиотек разной ведомственной подчиненности, что сдерживает работу по созданию совокупных информационных ресурсов, их эффективному использованию.
Центром государственной регистрации и учета, национальной библиографии, методического обеспечения обязательного экземпляра документов, выходных сведений к изданиям, статистики произведений печати является Национальная библиотека Чувашской Республики.
Сохраняются несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, дефицит квалифицированных кадров, владеющих новыми информационными технологиями, недостаточный уровень трудовой мотивации работников культуры и, как следствие, низкий потенциал их управленческого состава.
Необходимо продолжить работы по реставрации объектов культурного наследия, разработке проектов зон охраны исторических поселений Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, установлению зон охраны объектов культурного наследия.
Многообразие направлений в курируемой сфере делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов муниципальной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
В условиях формирования благоприятной культурной инфраструктуры межнационального общения, условий для сосуществования культур, диалога между ними важное значение имеет развитие этнокультурного (национального) образования.
Созданы условия для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на чувашском и русском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - на их родном языке.
Тем не менее, школьные библиотеки не полностью укомплектованы художественной и справочной литературой на родных (чувашском, татарском, мордовском) языках, что негативно сказывается на самостоятельной работе учащихся с информацией.
Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.
Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.
К наиболее значимым проблемам в сфере туризма относятся:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
- устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);
- неразвитость некоторых видов туризма (водный туризм, событийный туризм, деловой туризм, образовательно-культурный туризм, сельский туризм и др.);
- неразвитость транспортной инфраструктуры.
Реализация муниципальной программы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие культуры и туризма" (далее - муниципальная программа) позволит оптимизировать и модернизировать сеть муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения республики ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть их творческий потенциал.
Раздел II. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, описание основных ожидаемых конечных результатов, срока реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере культуры определены Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, ежегодными посланиями Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики, Концепцией развития культуры в Чувашской Республике.
В соответствии с долгосрочными приоритетами развития целями муниципальной программы являются:
- обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям;
- обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни;
- формирование в обществе норм и установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям;
- формирование на территории Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики современной конкурентоспособной отрасли.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы определены исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы. Перечень целевых индикаторов и показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности целевого индикатора и показателя (достижение максимального значения или насыщения).
Срок реализации муниципальной программы - 2023 - 2035 годы. Достижение целей и решение задач муниципальной программы будут осуществляться с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в экономике и социальной сфере.
Реализация Государственной программы позволит:
- внедрить инновационные технологии в деятельность учреждений культуры, повысить их конкурентоспособность;
- вовлечь население в активную социокультурную деятельность, реализовать творческие инициативы населения;
- повысить доступность и качество предоставляемых подведомственными учреждениями услуг;
- создать условия для сохранения этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Чебоксарского района, повышения их общей культуры, укрепления гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений.
Раздел III. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы
Выстроенная в рамках настоящей муниципальной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях муниципальной программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы обеспечивает решение задач муниципальной программы. Мероприятия муниципальной программы в 2023 - 2035 годах выполняются в рамках трех подпрограмм.
1. Подпрограмма "Развитие культуры" предусматривает реализацию 8 основных мероприятий:
Основное мероприятие 1. Развитие библиотечного дела
Мероприятие направлено на обеспечение свободного доступа населения к информации и знаниям, модернизацию информационной деятельности библиотек и создание электронных ресурсов на основе новых технологий, их интеграцию в мировую информационную инфраструктуру.
Основное мероприятие 2. Развитие музейного дела.
Мероприятие направлено на проведение консервационных и профилактических работ, целевое комплектование фондов музеев, создание цифровых копий музейных предметов, проведение научно-практических конференций, чтений, круглых столов, выставок, фестивалей, участие в региональных, всероссийских, международных научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах, внедрение новых технологий в учетно-хранительскую деятельность, обновление экспозиций.
Основное мероприятие 3. Развитие образования в сфере культуры и искусства
Мероприятие направлено на совершенствование систем подготовки кадров, художественного образования, обеспечение максимальной доступности для граждан образования в сфере культуры и искусства.
Основное мероприятие 4. Сохранение и развитие народного творчества
Мероприятие направлено на сохранение нематериального культурного наследия и трансляцию лучших образцов народной культуры, мониторинг основных тенденций развития культурно-досуговой сферы; внедрение современных технологий в целях повышения качества оказания культурных услуг.
Основное мероприятие 5. Бухгалтерское, финансовое и хозяйственно-эксплуатационное обслуживание государственных учреждений
Мероприятие направлено на обеспечение деятельности централизованных бухгалтерий, учреждений (центров) финансово-производственного обеспечения, служб инженерно-хозяйственного сопровождения муниципальных образований.
Основное мероприятие 6. Проведение мероприятий в сфере культуры и искусства, архивного дела
Мероприятие направлено на выявление талантов, обеспечение возможности творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, формирование культурного образа территории, объединение различных социальных групп для участия в культурной жизни местного сообщества.
Основное мероприятие 7. Создание условий для оказания доступных и качественных услуг государственными учреждениями культуры, архивами и образовательными организациями в сфере культуры и искусства
Мероприятие направлено на укрепление материально-технической базы муниципальных библиотек и учреждений в сфере культурно-досугового обслуживания населения.
Основное мероприятие 8. Развитие муниципальных учреждений культуры
Мероприятие направлено на обустройство и восстановление воинских захоронений, укрепление материально-технической базы муниципальных архивов, укрепление материально-технической базы муниципальных библиотек.
2. Подпрограмма "Туризм" предусматривает реализацию пять основных мероприятий:
Основное мероприятие 1. Формирование и продвижение туристского продукта Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики;
Мероприятие направлено на формирование конкурентоспособного туристского продукта и обеспечение проведения целенаправленной работы по его продвижению.
Основное мероприятие 2. Развитие приоритетных направлений развития туризма в Чебоксарском муниципальном округе Чувашской Республики;
Мероприятие направлено на формирование высокоэффективной туристско-рекреационной инфраструктуры туризма.
Основное мероприятие 3. Развитие инфраструктуры туризма в Чебоксарском муниципальном округе Чувашской Республики;
Мероприятие направлено на обеспечение функционирования единого туристского комплекса муниципального округа.
Основное мероприятие 4. Развитие системы кадрового и организационно-методического обеспечения в сфере туризма;
Мероприятие направлено на повышение образовательного уровня кадров и специалистов для отрасли туризма, разработку перспективных планов фундаментальных и прикладных исследований в сфере туризма, организацию их внедрения, создание условий для реализации инновационных идей и проектов, способствующих развитию туризма.
Основное мероприятие 5. Развитие сети туристских маршрутов по Чувашской Республике
Мероприятие направлено на:
создание базы данных туристских маршрутов по Чебоксарскому муниципальному округу Чувашской Республики с ежегодным обновлением, ведением реестра туристских маршрутов по Чебоксарскому муниципальному округу Чувашской Республики;
модернизацию и усовершенствование имеющихся туристских маршрутов и разработку на их основе новых;
взаимодействие с регионами Российской Федерации по созданию межрегиональных туристских маршрутов;
разработку мер, направленных на поддержку туристских организаций, занимающихся разработкой и созданием новых перспективных туристских маршрутов;
информационное продвижение туристских маршрутов по Чебоксарскому муниципальному округу Чувашской Республики в электронных и печатных средствах массовой информации;
благоустройство туристских маршрутов по Чебоксарскому муниципальному округу Чувашской Республики;
широкое использование культурно-исторических и природно-географических ресурсов при разработке и создании новых туристских маршрутов по Чебоксарскому муниципальному округу Чувашской Республики.
3. Подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики "Развитие культуры и туризма" предусматривает обеспечение деятельности отдела культуры, туризма и социального развития и МАУ "ЦФРО Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики".
Указанные основные мероприятия подпрограмм планируются к осуществлению в течение всего периода реализации муниципальной программы.
4. Подпрограмма "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики" предусматривает реализацию трех основных мероприятий:
Основное мероприятие 1. Поддержка и сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
Основное мероприятие 2. Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Российской Федерации;
Основное мероприятие 3. Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве.
В целях укрепления межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, профилактики конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве при администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики создан Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям в Чебоксарском муниципальном округе Чувашской Республики. Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики проводит целенаправленную и разностороннюю работу по взаимодействию с религиозными объединениями по духовно-нравственному развитию личности, формированию самосознания и гражданской ответственности, укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Представители духовенства традиционных конфессий оказывают содействие в осуществлении мероприятий социальных программ, направленных на формирование духовности, нравственности и толерантности в обществе. Религиозные отношения в Чебоксарском муниципальном округе Чувашской Республике характеризуются атмосферой спокойствия и толерантности. Мониторинг этнокультурной ситуации свидетельствует, что в Чебоксарском муниципальном округе Чувашской Республике межнациональные и межконфессиональные отношения остаются стабильные.
Раздел IV. Обоснование выделения подпрограмм (их перечень)
Комплексный характер целей и задач муниципальной программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач.
Подпрограммы "Развитие культуры", "Туризм", "Обеспечение реализации муниципальной программы Чувашской Республики "Развитие культуры и туризма", "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики" являются частью муниципальной программы, имеют собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целями и задачами муниципальной программы и подкрепленных конкретными мероприятиями и индикаторами эффективности.
Раздел V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Расходы муниципальной программы формируются за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета и внебюджетных источников.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования муниципальной программы на 2023 - 2035 годы составляет 2 048 741,54 тыс. рублей,
в том числе:
в 2023 году - 180 314,73 тыс. рублей;
в 2024 году - 131 592,67 тыс. рублей;
в 2025 году - 157 803,10 тыс. рублей
в 2026 - 2030 годы - 789 515,52 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 годы - 789 515,52 тыс. рублей;
Федерального бюджета 7 783,80 тыс. рублей, в том числе:
в 2023 году - 7 503,30 тыс. рублей;
в 2024 году - 280,50 тыс. рублей;
в 2025 году - 0 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 годы - 0 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 годы - 0 тыс. рублей.
Республиканского бюджета Чувашской Республики 57 965,68 тыс. рублей, в том числе:
в 2023 году - 44 562,43 тыс. рублей;
в 2024 году - 1 119,55 тыс. рублей;
в 2025 году - 1 116,70 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 годы - 5 583,50 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 годы - 5 583,50 тыс. рублей.
местного бюджета Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики 1 982 952,08 тыс. рублей, в том числе:
в 2023 году - 128 249,00 тыс. рублей;
в 2024 году - 130 192,62 тыс. рублей;
в 2025 году - 156 686,40 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 годы - 783 932,02 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 годы - 783 932,02 тыс. рублей.
Объемы финансирования за счет бюджетных ассигнований уточняются при формировании районного бюджета Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования реализации муниципальной программы приведены в приложении к муниципальной программе.
Планируемые затраты на реализацию муниципальной программы в разрезе всех источников финансирования могут уточняться с учетом объемов субвенции из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики на очередной финансовый год, а также активности юридических лиц по привлечению внебюджетных средств.
Раздел VI. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
Важное значение для успешной реализации муниципальной программы имеют прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основных целей, решением задач муниципальной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Правовые риски связаны с изменением законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации муниципальной программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации ее основных мероприятий.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
привлечение на этапе разработки проектов документов к их обсуждению заинтересованных лиц, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
принятие нормативных правовых актов в сфере культуры и смежных областях.
Финансовые риски выражаются в возможном недофинансировании, сокращении или прекращении бюджетного финансирования мероприятий муниципальной программы.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
Административные риски связаны с неэффективным управлением реализацией муниципальной программы, что может повлечь за собой потерю управляемости отрасли, нарушение планируемых сроков реализации муниципальной программы, невыполнение ее целей и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий муниципальной программы.
Основными мерами управления (снижения) административными рисками являются:
формирование эффективной системы управления реализацией муниципальной программы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации муниципальной программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации муниципальной;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторинга реализации муниципальной программы;
своевременная корректировка мероприятий муниципальной программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от 23 октября 2023 г. N 2038 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.