г. Краснодар |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А32-11889/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" (ИНН 2337006589, ОГРН 1022304059337) - Карелина А.Ю. (доверенность от 20.11.2020), от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 02.06.2020), рассмотрев кассационную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу N А32-11889/2020, установил следующее.
ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" (далее - центр) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) об отмене постановления от 05.03.2020 N 20-007/Ю/3 о привлечении к ответственности части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 1 804 582 рублей штрафа за нарушение получателем субсидии условий ее предоставления; прекращении производства по административному делу.
Решением суда от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2021, признано незаконным и отменено постановление департамента от 05.03.2020 N 20-007/Ю/3; прекращено производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Судебные акты мотивированы тем, что департамент не доказал наличие события вмененного правонарушения, поскольку требование о представлении в Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения требования учреждения, принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования. Ссылается на наличие состава правонарушения. При рассмотрении дела суд неправильно применил нормы права.
В отзыве на кассационную жалобу центр просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в 2019 году учреждение приобрело лесопожарную технику и оборудование за счет субсидий по подпрограмме "Леса Кубани" государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1057 (далее - Подпрограмма). Центру выделено в 2019 году из средств краевого бюджета 90 229,1 тыс. рублей субсидий на приобретение лесопожарной техники и оборудования для осуществления мер пожарной безопасности в лесах (приобретено 32 единицы техники, оборудования - 4 штуки).
Министерство и центр заключили соглашение от 17.04.2019 N 3 "О порядке и условиях предоставления субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр"", подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение техники для охраны лесов от пожаров по региональному проекту Краснодарского края "Сохранение лесов"" (далее - соглашение N 3). Субсидии перечислены центру.
Проверкой департамента выявлено несоблюдение центром пункта 5.3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах, утвержденного приказом министерства от 05.04.2019 N 741 (далее - Порядок N 741), пункта 2.3.4 соглашения N 3: не представлен отчет об использовании полученной субсидии за очередной финансовый 2019 год.
По результатам проверки департамент составил протокол об административном правонарушении от 18.20.2020 N 20-007/ЮЛ/3 и постановлением от 05.03.2020 N 20-007/Ю/3 привлек центр к ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса в виде взыскания 1 804 582 рублей штрафа.
Центр обжаловал постановление в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса установлена ответственность за нарушение получателем субсидий условий их предоставления. Объективную сторону этого нарушения образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Суд проанализировал пункт 3 Порядка N 741, устанавливающий условия предоставления субсидий, пункт 4.2 соглашения N 3, исходя из которых центр несет ответственность за невыполнение целей и условий соглашения, в том числе за нецелевое использование средств субсидии, несвоевременность представления отчетов, недостоверность сведений, представляемых в отчетах об использовании субсидии, предоставленной учреждению в 2019 году.
Как правильно отметил суд, из буквального толкования пункта 5.3 Порядка N 741 и пункта 2.3.4 соглашения N 3 следует, что требование о представлении в министерство отчета не является условием предоставления субсидии, оно непосредственно связано с контролем использования уже предоставленных денежных средств. Неисполнение такой обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением. В указанном случае требование о представлении в министерство отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, оно относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Сходный подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2021 N 308-ЭС20-21386.
В части прекращения производства по арбитражному делу судебные акты не обжалуются, проверке в кассационном порядке не подлежат.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу N А32-11889/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса установлена ответственность за нарушение получателем субсидий условий их предоставления. Объективную сторону этого нарушения образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
...
Как правильно отметил суд, из буквального толкования пункта 5.3 Порядка N 741 и пункта 2.3.4 соглашения N 3 следует, что требование о представлении в министерство отчета не является условием предоставления субсидии, оно непосредственно связано с контролем использования уже предоставленных денежных средств. Неисполнение такой обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением. В указанном случае требование о представлении в министерство отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, оно относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Сходный подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2021 N 308-ЭС20-21386."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2021 г. N Ф08-1967/21 по делу N А32-11889/2020