Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации района
от 07.02.2023 N 92
Бюджетный прогноз
Нижневартовского района на долгосрочный период до 2028 года
Бюджетный прогноз Нижневартовского района на долгосрочный период до 2028 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы района от 05.10.2007 N 101 "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Нижневартовском районе", постановлением администрации района от 11.08.2015 N 1516 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Нижневартовского района на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз относится к документам стратегического планирования, разрабатываемый на муниципальном уровне в рамках долгосрочного бюджетного планирования.
Бюджетный прогноз разрабатывается и утверждается каждые три года на шесть лет.
Целью долгосрочного бюджетного планирования является обеспечение предсказуемости развития бюджета Нижневартовского района и бюджетов поселений, входящих в состав района, что позволяет оценивать долгосрочные тенденции изменений объема и структуры доходов и расходов бюджетов, условий привлечения и обслуживания муниципальных заимствований, а также проводить ответственную налоговую и бюджетную политику района, межбюджетное регулирование.
Бюджетный прогноз разработан на основе прогноза социально-экономического развития Нижневартовского района на период до 2028 года, утвержденного постановлением администрации района от 09.11.2022 N 2241.
При разработке бюджетного прогноза учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Стратегии социально-экономического развития Нижневартовского района до 2020 года и на период до 2030 года, Плана мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах в Нижневартовском районе, основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижневартовского района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Основными задачами, способствующими достижению цели долгосрочного бюджетного планирования, являются:
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета района и консолидированного бюджета района, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов;
выработка решений по принятию мер совершенствования налоговой и бюджетной политики района, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета района и решению ключевых задач социально-экономического развития Нижневартовского района в долгосрочном периоде;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ Нижневартовского района на период их действия.
Решение задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя создание целостной системы стратегического и бюджетного прогнозирования и планирования, обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза с другими документами муниципального стратегического планирования.
Основные итоги исполнения бюджета (консолидированного бюджета) Нижневартовского района, условия формирования бюджетного прогноза в текущем периоде
Исполнение консолидированного бюджета Нижневартовского района за период с 2020 по 2021 годы и уточненные плановые назначения 2022 года характеризуются следующими данными:
млн. рублей
Показатель |
Факт 2020 года |
Факт 2021 года |
План 2022 года |
Доходы бюджета - всего |
5285,8 |
5442,7 |
4881,1 |
Расходы бюджета - всего |
5105,7 |
5149,3 |
6210,2 |
Дефицит (-) (профицит (+) бюджета |
+ 180,1 |
+ 293,4 |
-1329,1 |
Исполнение бюджета Нижневартовского района за период с 2020 по 2021 годы и уточненные плановые назначения 2022 года характеризуются следующими данными:
млн. рублей
Показатель |
Факт 2020 года |
Факт 2021 года |
План 2022 года |
Доходы бюджета - всего |
5424,9 |
5625,9 |
5584,0 |
в том числе: |
|
|
|
Налоговые и неналоговые доходы |
2693,7 |
2982,2 |
2548,1 |
Безвозмездные поступления |
2731,2 |
2643,7 |
3035,9 |
Расходы бюджета - всего |
5263,4 |
5281,6 |
6877,2 |
Дефицит (-) (профицит (+) бюджета |
+161,5 |
+ 344,3 |
- 1293,2 |
Доходная часть бюджета Нижневартовского района за 2021 год исполнена в сумме 5 625,9 млн. рублей, или 106,8% к уточненному годовому плану, и выше суммы 2020 года на 3,7%.
Стабильно наибольший удельный вес в структуре доходов занимают безвозмездные поступления, которые составляют более 53%.
Основную долю в объеме налоговых и неналоговых доходов составляет налог на доходы с физических лиц более 61% и доходы от использования имущества свыше 22%.
В 2021 году расходы бюджета района исполнялись в рамках 20 муниципальных программ района. Доля расходов, исполненных в рамках муниципальных программ района в общем объеме расходов бюджета района, составила 100%.
Социальный ориентир бюджетной политики района в области расходов остается основным ее приоритетом, доля расходов бюджета района социальной направленности в 2021 году в общем объеме расходов составила 49,7%, или 2 630 млн. рублей (в 2020 году доля социальных расходов составляла 48,4%).
Межбюджетные трансферты из бюджета района бюджетам поселений перечислены в 2021 году в сумме 910,3 млн. рублей, что составляет 17,2% от общего объема расходов бюджета. По отношению к 2020 году объем межбюджетных трансфертов поселениям района сократился на 2,2%.
Расходы на обслуживание муниципального долга составляют 1,0 тыс. рублей (оплата процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры под досрочный завоз товаров в населенные пункты района).
Бюджетная и налоговая политика в Нижневартовском районе направлена на обеспечение преемственности реализации бюджетной и налоговой политики прошлых лет и скорректирована с учетом текущей экономической ситуации, что позволяет обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета района.
Бюджетная и налоговая политика района ориентирована на сохранение основных приоритетов, обеспечивающих финансовую устойчивость и сбалансированность бюджетов района и поселений, входящих в состав Нижневартовского района, достижение национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, защиту и укрепление их здоровья, расширение возможностей для самореализации, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство, а также на создание качественной и безопасной среды для жизни.
Параметры вариантов долгосрочного прогноза и обоснования выбора варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей бюджетного прогноза
В соответствии со сценарными условиями Российской Федерации расчет основных параметров прогноза социально-экономического развития Нижневартовского района на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов выполнен в двух вариантах - консервативный и базовый.
Консервативный основан на предпосылках спада российской экономики в 2022 году в условиях более жесткого применения санкционного режима и снижения темпов перестройки производственно-логистических цепочек.
С учетом существующих тенденций социально-экономического развития района при разработке параметров бюджета Нижневартовского района на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов представляется целесообразным использование базового варианта прогноза социально-экономического развития Нижневартовского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Бюджетный прогноз на предстоящий период в полной мере учитывает прогнозируемые риски развития экономической ситуации в районе, предусматривает адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на качество жизни населения Нижневартовского района. На долгосрочный период основными направлениями работы должны стать мероприятия, обеспечивающие бюджетную устойчивость и экономическую стабильность.
Проявление внешних рисков устойчивости бюджетной системы связано с возможностью развития кризисных явлений в мировой экономике.
К внутренним рискам можно отнести снижение темпов экономического роста, уменьшение количества лиц, занятых в экономике соответственно снижение налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а также уменьшение безвозмездных поступлений из бюджета автономного округа.
Риском невыполнения плановых расходных обязательств могут являться рост инфляции, увеличение тарифов и цен на товары и услуги для обеспечения муниципальных нужд.
Внутренние риски бюджетной системы влияют в первую очередь на обеспечение сбалансированности бюджетов района и поселений.
Учет положений бюджетного прогноза на долгосрочный период позволит обеспечить достижение стратегических целей социально-экономического развития района.
Основные сценарные условия, направления развития бюджетной и налоговой политики Нижневартовского района, характеристик проекта решения о бюджете Нижневартовского района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Налоговая политика Нижневартовского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - налоговая политика района) нацелена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет Нижневартовского района с учетом изменений законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при одновременной активной работе органов местного самоуправления муниципальных образований района по изысканию дополнительных резервов доходного потенциала бюджета района и бюджетов поселений.
Основные задачи в сфере налоговой политики района в предыдущие периоды выполнены и способствовали стабилизации экономической ситуации в районе. Принимаемые решения на всех уровнях власти, в том числе и несистемные, легли в основу создания условий для благоприятного инвестиционного климата, сохранения малого и среднего бизнеса, повышения доступности применения наиболее комфортного режима налогообложения.
Приоритетным направлением налоговой политики района в предшествующие периоды было обеспечение стабильного социально-экономического развития и сбалансированности бюджета района. В текущем периоде в сложившихся условиях основным вектором развития налоговой политики в районе будет установление оптимальной налоговой нагрузки, продвижение в практическую плоскость на местном уровне решений вышестоящих уровней власти.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач в следующих направлениях:
совершенствование налоговой политики района с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
создание оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности путем снижения совокупной налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов;
укрепление доходной базы консолидированного бюджета района с учетом изменения параметров налоговой системы;
поддержка малого бизнеса как налогоплательщиков и источников рабочих мест путем формирования оптимальной налоговой нагрузки, направленной на смягчение негативных последствий ограничительных мер в экономике и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на территории района;
соблюдение единых подходов к оценке эффективности налоговых расходов и распределение планируемых к установлению (пролонгации) налоговых льгот и преференций (налоговых расходов) по соответствующим муниципальным программам района.
В сложных условиях масштабного санкционного давления и ограничений будет продолжена практика принятия оперативных решений в налоговой политике, направленная на сохранение стабильного экономического состояния предприятий отдельных отраслей, а также финансовой устойчивости субъектов предпринимательской деятельности с учетом принимаемых решений вышестоящими уровнями власти.
Одним из ключевых принципов эффективной и сбалансированной налоговой политики является рассмотрение льгот как налоговых расходов с проведением ежегодной процедуры оценки, позволяющей сделать обоснованное заключение о целесообразности и результативности затрат бюджета в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ Нижневартовского района (далее - муниципальные программы района) и (или) целями социально-экономической политики района, не относящимися к муниципальным программам района.
Налоговые расходы, предоставленные в районе в виде льгот, направлены на достижение целей 4 муниципальных программ района.
По итогам оценки эффективности налоговых расходов по критериям целесообразности и результативности установлена невостребованность 19 налоговых расходов более 3 налоговых периодов.
На основании результатов оценки эффективности налоговых расходов, с учетом предложений кураторов налоговых расходов, предлагается оптимизировать перечень налоговых расходов за счет отмены невостребованных преференций, продлить льготы по земельному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью стимулирования развития бизнеса на территории района.
Наряду с интеграцией в бюджетный процесс системы управления налоговыми расходами к особенностям формирования налоговой политики текущего периода следует отнести необходимость принятия оперативных решений как в 2023 году, так и на перспективу с целью сохранения стабильного экономического состояния предприятий отдельных отраслей.
Исходя из того, что консолидированный бюджет Нижневартовского района в части налоговых доходов на 98 процентов сформирован из федеральных, региональных налогов, на 2 процента - из местных налогов, налоговые поступления муниципального образования в основном определяются налоговой политикой Российской Федерации и автономного округа.
Основной целью бюджетной политики Нижневартовского района на долгосрочный период будет являться сохранение преемственности в отношении определенных ранее приоритетов, их корректировка с учетом текущей экономической ситуации и необходимости реализации первоочередных задач.
В целях устранения негативных последствий внешнего санкционного давления продолжится актуализация и реализация мер по поддержке и обеспечению развития экономики района, адаптация бюджетного курса под новые вызовы и условия. В среднесрочном и долгосрочном периодах необходимо обеспечить стабильность поступлений, достаточную для адаптации к меняющейся структуре и объему расходных обязательств бюджета района.
Обеспечение сбалансированности бюджетов Нижневартовского района и поселений, входящих в его состав, остается приоритетной целью бюджетной политики района в среднесрочной перспективе.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в автономном округе будет направлена на поддержание устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, обеспечение открытости и предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов, стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала, эффективному муниципальному управлению.
В 2023 - 2025 годах сохранится предоставление муниципальным образованиям автономного округа дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, которая позволит муниципальным образованиям автономного округа обеспечить расходные обязательства, связанные с увеличением фонда оплаты труда.
В целях повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов планируется передать на муниципальный уровень доходы, поступающие в бюджет автономного округа от специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Средства, поступающие в бюджет автономного округа от налога на профессиональный доход, будут передаваться в бюджеты муниципальных образований в форме дотаций.
Данная мера направлена на вовлечение органов местного самоуправления в работу по увеличению числа и легализации самозанятых граждан, созданию комфортного бизнес-климата и, как следствие, достижению целевого показателя по наращиванию численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Основные направления бюджетной политики в области межбюджетных отношений в Нижневартовском районе на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформированы в условиях преемственности курса межбюджетной политики текущего финансового года.
В 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов поселениям района продолжится предоставление межбюджетных трансфертов в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, субвенций на выполнение отдельных государственных полномочий.
При предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета района бюджетам поселений основная роль отводится дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений.
Поселения района, являющиеся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета района, должны обеспечить осуществление мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов в соответствии с заключаемыми соглашениями.
Формирование основных характеристик бюджета Нижневартовского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов осуществлялось с учетом необходимости реализации мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета района и минимизацию дефицита бюджета района.
Проектируемые расходы бюджета района сформированы с учетом финансового обеспечения социально значимых расходных обязательств.
Расходы бюджета района социальной направленности традиционно являются приоритетными при определении основных направлений бюджетной политики в части расходов бюджета района.
Предельные объемы бюджетных ассигнований бюджета района по муниципальным программам района сформированы на основании следующих основных подходов:
в 2023 году - 4 783,5 млн. рублей, из них за счет средств бюджета района - 2 732,0 млн. рублей, бюджета автономного округа - 1 988,2 млн. рублей, федерального бюджета - 63,3 млн. рублей;
в 2024 году - 4 816,8 млн. рублей, из них за счет средств бюджета района - 2 741,9 млн. рублей, бюджета автономного округа - 2 011,7 млн. рублей, федерального бюджета - 63,2 млн. рублей;
в 2025 году - 4 810,9 млн. рублей, из них за счет средств бюджета района - 2 719,3 млн. рублей, бюджета автономного округа - 2 030,4 млн. рублей, федерального бюджета - 61,2 млн. рублей.
Основные характеристики бюджета (консолидированного бюджета) Нижневартовского района с учетом выбранного сценария в долгосрочном периоде, а также показатели объема муниципального долга
Основные характеристики бюджета Нижневартовского района подготовлены с учетом сценария базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Нижневартовского района до 2028 года.
Прогноз основных характеристик бюджета (консолидированного бюджета) Нижневартовского района на долгосрочный период до 2028 года представлен в приложении 1 к бюджетному прогнозу.
Предельные объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ Нижневартовского района на период их действий
Предельные объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ Нижневартовского района представлены в приложении 2 к бюджетному прогнозу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.