Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 13 ноября 2023 г. N 5606
"Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы муниципального образования город Краснодар Д.Ю. Васильева.
Глава муниципального |
Е.М. Наумов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
муниципального образования
город Краснодар
от 13.11.2023 N 5606
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Раздел I
Общие положения
1. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар" с учётом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2022, 2023 годах.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 и от 21.02.2023.
2. Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий и подходов, принимаемых при составлении проекта местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местный бюджет) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняют преемственность определённых целей, задач и приоритетов предыдущего периода и ориентированы на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета.
Раздел II
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2022, 2023 годах
3. Бюджетная и налоговая политика в 2022, 2023 годах, как и в предыдущие годы, ориентирована на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
Реализации бюджетной и налоговой политики в 2022, 2023 годах в условиях ухудшения экономической ситуации способствовали принятые меры по наполняемости местного бюджета, проведение ответственной бюджетной политики, направленной на оптимизацию расходов местного бюджета и эффективное использование бюджетных средств, проведение взвешенной долговой политики.
4. К основным итогам реализации налоговой политики относятся: обеспечение роста доходной части местного бюджета;
повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов главными администраторами доходов местного бюджета для обеспечения выполнения в полном объёме годовых бюджетных назначений;
проведение оценки налоговых расходов муниципального образования город Краснодар с учётом общих требований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
реализация мер, направленных на эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом;
поддержка предпринимательской и инвестиционной активности.
Исполнению местного бюджета в 2022 году способствовали принятые меры, предусмотренные Планом мероприятий администрации муниципального образования город Краснодар по наполнению доходной части местного бюджета в 2022 году и Планом мероприятий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2022 году, утверждёнными главой муниципального образования город Краснодар 22.02.2022.
В 2022 году общий объём поступлений доходов в местный бюджет составил 51 597,9 млн рублей или 104,7 процента к утверждённому бюджету с ростом к 2021 году на 18,7 процента или на 2 327,4 млн рублей, в том числе по собственным доходам местного бюджета (налоговым и неналоговым доходам, прочим безвозмездным поступлениям) - 25 636,6 млн рублей или 110,9 процента к утверждённому бюджету и 113,0 процента к уровню 2021 года, по безвозмездным поступлениям из бюджета Краснодарского края с учётом возвратов остатков прошлых лет - 25 961,3 млн рублей или 99,3 процента к утверждённому бюджету.
По итогам 2022 года при прогнозируемом дефиците в сумме 1 773,8 млн рублей фактически местный бюджет исполнен с превышением доходов над расходами местного бюджета (профицитом) в сумме 1 857,1 млн рублей.
Исполнение доходов консолидированного бюджета Краснодарского края по городу Краснодару в 2022 году составило 136 054,1 млн рублей или 113,7 процента к уровню 2021 года. Удельный вес поступлений от муниципального образования город Краснодар в общем объёме консолидированного бюджета Краснодарского края составил 36,3 процента.
В 2023 году исполнение доходной части местного бюджета осуществляется в соответствии с Планом мероприятий администрации муниципального образования город Краснодар по наполнению доходной части местного бюджета в 2023 году и Планом мероприятий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2023 году, утверждёнными главой муниципального образования город Краснодар 02.03.2023.
За 9 месяцев 2023 года бюджетное назначение по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета выполнено на 114,4 процента от плана мобилизации доходов, перевыполнение составило 2 412,8 млн рублей.
Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов, прочих безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Краснодарского края по городу Краснодару по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составила 119,1 процента, местного бюджета - 113,9 процента.
Превышение доходов над расходами местного бюджета (профицит) составило 680,9 млн рублей.
5. К основным итогам реализации бюджетной политики в 2022 и 2023 годах относится решение следующих социально значимых задач:
сохранены основные приоритеты бюджетной политики, направленные на обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, адресное решение социальных вопросов, создание комфортной и безопасной среды проживания для населения муниципального образования город Краснодар;
своевременно обеспечены все расходные обязательства социальной направленности, в том числе по выплате заработной платы в бюджетной сфере с сохранением достигнутых целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар;
обеспечено выполнение муниципальных заданий муниципальными учреждениями муниципального образования город Краснодар;
в рамках мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, и мероприятий государственных программ Краснодарского края в полном объёме выполнены условия софинансирования расходных обязательств муниципального образования город Краснодар, установленные соглашениями между главными распорядителями средств бюджета Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Краснодар.
Расходы местного бюджета в 2022 году исполнены в объёме 49 740,8 млн рублей или 97,4% к утверждённому бюджету с ростом к 2021 году на 15,8 процента или на 6 782,8 млн рублей.
В общем объёме исполнения расходов местного бюджета в 2022 году доля программных расходов, реализованных в рамках 24 муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, составила 94,2 процента или 46 865,6 млн рублей.
В составе муниципальных программ муниципального образования город Краснодар обеспечено приоритетное бюджетное финансирование мероприятий в рамках четырёх национальных проектов и достижение национальных целей развития, определённых Указами N 204 и 474, в объёме 7 763,0 млн рублей, в том числе в рамках национальных проектов "Образование" и "Безопасные качественные дороги" соответственно в сумме 5 673,8 млн рублей и 1 111,6 млн рублей.
Как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес в расходах местного бюджета 2022 года составили расходы социальной сферы - 34 236,8 млн рублей или 68,8 процента в общем объёме расходов местного бюджета.
Оптимизированы расходы на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар в результате досрочного погашения кредитов, полученных от кредитных организаций, за счёт бюджетных кредитов, полученных в целях погашения (уменьшения) долговых обязательств муниципального образования город Краснодар в виде обязательств по кредитам, привлечённым муниципальным образованием город Краснодар от кредитных организаций. В 2022 году объём расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга сокращён на 122,6 млн рублей по сравнению с объёмом, первоначально утверждённым на год.
Муниципальный долг муниципального образования город Краснодар по итогам 2022 года снижен на 2 260,8 млн рублей или на 35,6 процента. Долговая нагрузка на местный бюджет на 1 января 2023 года составила 16,0 процента, что ниже ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (не более 100 процентов).
В 2023 году подтверждён кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар и облигационных выпусков муниципального образования город Краснодар рейтинговым агентством "Эксперт РА" на уровне ruA+ со стабильным прогнозом.
6. Продолжено осуществление муниципального финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также контроля в сфере закупок в соответствии с частью 5 и частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Экономия бюджетных средств, сложившаяся в процессе проведения конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, за 2022 год составила 329,5 млн рублей.
7. Текущее исполнение местного бюджета по доходам позволяет финансировать принятые расходные обязательства муниципального образования город Краснодар в полном объёме.
Рост расходов местного бюджета за девять месяцев 2023 года составил 39,1 процента по сравнению с соответствующим периодом 2022 года.
В целях оптимизации и эффективности бюджетных расходов реализуются меры, определённые в постановлении администрации муниципального образования город Краснодар от 15.03.2023 N 1050 "О мерах по обеспечению исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2023 году".
8. В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами проведён мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета, главных администраторов доходов местного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета по итогам 2022 года с формированием соответствующего рейтинга.
9. Продолжена работа по обеспечению открытости бюджетных данных путём размещения и предоставления информации на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара, а также в системе "Электронный бюджет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
В 2022 году департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар занял третье место в номинации "Лучший проект местного бюджета для граждан" в открытом Всероссийском конкурсе, проводимом Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, в 2023 году - признан победителем конкурса проектов по представлению бюджета для граждан на территории Краснодарского края в номинации "Современные формы представления проекта местного бюджета для граждан".
Реализован механизм инициативного бюджетирования в целях прямого вовлечения населения в решение приоритетных социальных проблем местного значения. В 2022 году исполнено 19 инициативных проектов на сумму 27,5 млн рублей, за девять месяцев 2023 года на реализацию 15 инициативных проектов направлено 46,2 млн рублей.
Раздел III
Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
10. В среднесрочной перспективе сохранится преемственность целей, задач и приоритетов бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар предыдущего периода.
Главной целью бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов остаётся обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования город Краснодар.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар в среднесрочной перспективе являются:
обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости местного бюджета;
поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Краснодар;
формирование структуры расходов местного бюджета, ориентированной на обеспечение действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального образования город Краснодар с учётом достижения национальных целей развития Российской Федерации в соответствии с Указом N 474.
Приоритетом налоговой политики является обеспечение роста доходной части местного бюджета, реализуемое за счёт повышения собираемости налогов и эффективного использования муниципального имущества муниципального образования город Краснодар.
Приоритетами бюджетной политики являются обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, социальная поддержка нуждающихся граждан, создание комфортной и безопасной среды проживания населения муниципального образования город Краснодар.
Реализация бюджетной политики осуществляется на основе муниципальных программ муниципального образования город Краснодар с целью обеспечения результатов и эффективности бюджетных расходов. При исполнении расходных обязательств муниципального образования город Краснодар особое внимание уделяется контролю за соблюдением сроков и полнотой достижения заявленных результатов выполнения мероприятий в рамках соответствующей муниципальной программы муниципального образования город Краснодар.
11. С учётом возможностей доходного потенциала планирование объёма и структуры расходов местного бюджета на 2024 - 2026 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:
бюджетные ассигнования по фонду оплаты труда муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар, подпадающих под действие отраслевой системы оплаты труда, сформированы с учётом сохранения достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар и уровнем средней заработной платы в Краснодарском крае, а также повышения фонда оплаты труда остальных работников с 01.10.2024 на 4,0 процента;
индексация на уровне инфляции расходов на оплату коммунальных услуг в 2024 - 2026 годах на 4,0 процента ежегодно;
обеспечение принятых (планируемых к принятию) обязательств по финансированию расходов в рамках мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, и мероприятий государственных программ Краснодарского края, включая осуществление бюджетных инвестиций, в доле, соответствующей уровню софинансирования с бюджетом Краснодарского края расходного обязательства муниципального образования город Краснодар.
12. Приоритеты бюджетного финансирования в 2024 - 2026 годах учитывают необходимость финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования город Краснодар по всем первоочередным и социально значимым направлениям:
своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы;
реализация мер социальной поддержки граждан;
выполнение муниципальными учреждениями муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, градостроительства;
развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар;
обеспечение софинансирования мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, и мероприятий государственных программ Краснодарского края;
погашение и обслуживание долговых обязательств муниципального образования город Краснодар;
осуществление бюджетных инвестиций в социально значимые объекты, а также в объекты инфраструктуры муниципального образования город Краснодар в соответствии с концессионными соглашениями.
Раздел IV
Планируемые к реализации меры по обеспечению целей и задач бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
13. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в целях реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар в течение 2024 - 2026 годов усилия участников бюджетного процесса предстоит направить на реализацию следующих мероприятий:
мобилизацию доходов местного бюджета;
выявление резервов доходной части местного бюджета;
сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет, усиление претензионно-исковой работы с недоимщиками по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет;
обеспечение эффективной работы Межведомственной комиссии по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару и местный бюджет;
совершенствование информационных ресурсов налоговых и регистрирующих органов в части актуализации баз данных, содержащих сведения об объектах налогообложения и их правообладателях;
усиление муниципального контроля по выявлению нецелевого использования земельных участков с целью применения к ним повышенных налоговых ставок;
проведение оценки налоговых расходов;
повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом;
осуществление контроля за состоянием кредиторской и дебиторской задолженности местного бюджета, а также муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования город Краснодар, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности;
повышение качества управления муниципальными финансами и эффективности расходования бюджетных средств, усиление контроля за использованием бюджетных средств, достижением целевых показателей и достоверностью отчётности о результатах реализации муниципальных программ муниципального образования город Краснодар;
принятие мер по привлечению к ответственности за допущенные нарушения, совершенствование нормативного обеспечения внутреннего муниципального финансового контроля и аудита;
повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
применение отраслевыми, функциональными органами администрации муниципального образования город Краснодар, в ведении которых находятся муниципальные бюджетные и автономные учреждения муниципального образования город Краснодар, системы контроля за выполнением объёмных и качественных показателей муниципального задания, включая установление требований к отчётности о выполнении муниципального задания, представляемой муниципальными учреждениями;
повышение заинтересованности муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар в создании условий для сокращения внутренних издержек, в том числе за счёт мер, направленных на энергосбережение и энергетическую эффективность;
увеличение и совершенствование сети муниципальных образовательных организаций муниципального образования город Краснодар в соответствии с потребностями населения в муниципальных услугах;
направление экономии средств, образовавшейся в результате проведения конкурентных процедур на закупку товаров, работ, услуг, на обеспечение действующих обязательств;
увеличение доли закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар малого объёма, осуществляемых на электронных площадках посредством региональной информационной системы Краснодарского края, используемой в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также осуществляемых в соответствии с положениями части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
развитие казначейского сопровождения средств, предоставляемых из местного бюджета;
повышение эффективности и оптимизация расходов местного бюджета на осуществление бюджетных инвестиций, их направление в социально значимые объекты муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в том числе на создание дополнительных мест в сети муниципальных детских дошкольных и общеобразовательных организаций муниципального образования город Краснодар, а также на выполнение условий софинансирования мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, и мероприятий государственных программ Краснодарского края;
дальнейшее проведение работы по снижению объёмов и количества объектов незавершённого строительства, финансирование которых осуществлялось за счёт средств местного бюджета;
строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, повышение качества бюджетного учёта и бюджетной отчётности;
неукоснительное соблюдение требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
непревышение рекомендуемого администрацией Краснодарского края максимального размера расходов на содержание органов местного самоуправления на соответствующий год для муниципального образования город Краснодар;
совершенствование организации кассового исполнения местного бюджета;
проведение взвешенной долговой политики муниципального образования город Краснодар;
поддержание муниципального долга муниципального образования город Краснодар на экономически безопасном уровне, проведение работы по оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар;
реализация мероприятий по обеспечению граждан доступным и комфортным жильём (приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обеспечение инженерными сетями земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, возмещение затрат (части затрат) юридических лиц в связи с выполнением работ (оказанием услуг)) и повышению качества жилищно-коммунальных услуг (корректировка схемы теплоснабжения, разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, строительство, реконструкция и модернизация муниципальных сетей водоотведения, ливневой канализации);
развитие внутреннего финансового аудита, в том числе за счёт проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета и главных администраторов доходов (источников финансирования дефицита) местного бюджета;
осуществление мониторинга исполнения местного бюджета;
обеспечение прозрачности (открытости) местного бюджета за счёт обеспечения доступности, наглядности информации о местном бюджете, расширения участия граждан в бюджетном процессе, дальнейшего развития существующих форм взаимодействия с гражданами в виде публичных слушаний и предоставления информации в формате "Бюджет для граждан";
осуществление финансовой поддержки инициативных проектов в целях активизации участия населения в решении вопросов местного значения.
Директор департамента |
А.С. Чулков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 13 ноября 2023 г. N 5606 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 13 ноября 2023 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 22 марта 2024 г. N 1562
Изменения вступают в силу с 22 марта 2024 г.