г. Краснодар |
|
30 марта 2021 г. |
Дело N А53-7957/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) - Лисицкой О.А. (доверенность от 25.05.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "УК Теплый дом", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А53-7957/2020, установил следующее.
ООО "Ростовские тепловые сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительными предписания от 18.12.2019 N 4626 и акта проверки от 18.12.2019 N 11636.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК Теплый дом".
Решением от 26.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2020, суд прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 18.12.2019 N 11636 и отказал в удовлетворении требования о признании недействительными предписания от 18.12.2019 N 4626.
В части отказа в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным предписания инспекции от 18.12.2019 N 4626 судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, выдано уполномоченным лицом, не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Прекращая производство по делу в части требования общества о признании недействительным акта проверки от 18.12.2019 N 11636, суды указали, что акт проверки не является ненормативным правовым актом и не может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным предписания инспекции от 18.12.2019 N 4626 и в этой части принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Поскольку дата фактического включения системы теплопотребления многоквартирного дома N 102 по ул. Журавлева неизвестна, то расчет размера платы произведен обществом в соответствии с пунктом 16 Методических указаний, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92 - с даты начала отопительного периода, то есть с 16.10.2019. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт перерыва в предоставлении услуги по теплоснабжению в октябре 2019 года по вине теплоснабжающей организации и наличие законных оснований для перерасчета размера платы за услуги теплоснабжения. Суды не оценили довод общества о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о готовности теплопотребляющей установки в спорном МКД к началу отопительного периода и выполнении всех предусмотренных законом мероприятий по подготовке системы теплоснабжения в спорном МКД к работе в осеннее-зимний период, являющихся обязательным условием для включения системы теплоснабжения многоквартирного дома. При этом факт включения системы теплопотребления без акта проверки готовности их к отопительному сезону установлен.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция на основании распоряжения от 27.11.2019 N 11636 провела в отношении общества внеплановую проверку, с целью рассмотрения обращений жителей многоквартирных домов N 102 по ул. Журавлева и N 10 по ул. Обороны в г. Ростове-на-Дону по вопросу оформления платежных документов и порядку расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в ходе которой установила следующее.
Многоквартирный дом N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в октябре 2019 года осуществлялся с нарушением пункта 99 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно акту общества от 28.10.2019, произведено самовольное включение системы отопления в многоквартирном доме N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону. Документы, подтверждающие включение системы отопления в многоквартирном доме N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону до 28.10.2019, общество не представило. Начало отопительного периода постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 14.10.2019 N 926 установлено с 16.10.2019. Однако многоквартирный дом N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону не был обеспечен коммунальной услугой по отоплению с 17.10.2019 до момента запуска системы отопления (недопоставка по отоплению составила 11 дней).
Согласно акту общества от 24.10.2019 система отопления в многоквартирном доме N 10 по ул. Обороны в г. Ростове-на-Дону включена 19.10.2019. Таким образом, указанный многоквартирный дом не был обеспечен коммунальной услугой по отоплению в период с 17.10.2019 по 18.10.2019 (момент запуска системы отопления) (недопоставка по отоплению - 2 дня).
Перерасчет платы за недопоставку отопления в указанные многоквартирные дома общество не произвело.
Зафиксировав выявленные нарушения в акте проверки от 18.12.2019 N 11636, инспекция выдала обществу предписание от 18.12.2019 N 4626, согласно которому обществу предписано в срок до 11.02.2020 устранить нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирного дома N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону за октябрь 2019 года, в соответствии с требованиями пунктов 99 - 101 Правил N 354.
Не согласившись с актом проверки от 18.12.2019 N 11636 и предписанием от 18.12.2019 N 4626, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу положений части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты проверяются судом кассационной инстанции только в обжалуемой части.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования о признании недействительным предписания инспекции от 18.12.2019 N 4626. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
Пунктом 98 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) Правил N 354, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3. Если в соответствии с Правилами N 354 размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (пункт 99 Правил N 354).
Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги - для жилых помещений; исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 43 Правил N 354, - для нежилых помещений.
Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам N 354, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к Правилам N 354.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
В силу части 4 статьи 157 Жилищного кодекса при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, меняется размер платы за коммунальные услуги в порядке, прописанном в Правилах N 354. Размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты услуги. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Коммунальная услуга по отоплению должна предоставляться круглосуточно в течение отопительного сезона, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, которые приведены в приложении 1 к Правилам N 354.
Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 14.10.2019 N 926 "О начале отопительного сезона 2019 - 2020 года в городе Ростове-на-Дону", начало отопительного периода определено с 16.10.2019.
Судебные инстанции установили, что многоквартирный дом N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону не был обеспечен коммунальной услугой по отоплению в период с 17.10.2019 по 28.10.2019, однако плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитана обществом за октябрь 2019 года за полный месяц, при этом доказательства подключения указанного дома к отоплению с 16.10.2019, общество не представило.
Начисление собственникам помещений в многоквартирном доме N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению в нарушение пунктов 98 - 101 Правил N 354, суды обоснованно расценили в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нарушении обществом порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного жилищным законодательством.
Отклонив довод общества о том, что дата фактического включения системы теплопотребления многоквартирного дома неизвестна, в связи чем расчет размера платы за отопление произведен обществом с даты начала отопительного периода (с 16.10.2019), судебные инстанции, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, обоснованно указали, что общество незаконно выставило собственникам помещений в многоквартирном доме N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону счета на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению с 16.10.2019, поскольку фактически начало оказывать услуги по теплоснабжению только с 28.10.2019, что подтверждается актом от 28.10.2019.
Доказательства, подтверждающие включение системы отопления в многоквартирном доме N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону до 28.10.2019, общество в материалы дела не представило, в связи с чем суды обоснованно не приняли довод заявителя о необходимости расчета платы за коммунальную услугу по теплоснабжению с 16.10.2019.
Таким образом, установив, что в данном случае имело место непредставление обществом коммунальной услуги по теплоснабжению многоквартирного дома N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону до 28.10.2019, в связи с чем обществу выдано предписание о необходимости перерасчета собственникам помещений в спорном многоквартирном доме платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2019 года; общество не представило доказательства обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению с 16.10.2019 по 28.10.2019 собственникам помещений в многоквартирном доме N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным предписания от 18.12.2019 N 4626.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А53-7957/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 157 Жилищного кодекса при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, меняется размер платы за коммунальные услуги в порядке, прописанном в Правилах N 354. Размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты услуги. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Коммунальная услуга по отоплению должна предоставляться круглосуточно в течение отопительного сезона, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, которые приведены в приложении 1 к Правилам N 354.
...
Начисление собственникам помещений в многоквартирном доме N 102 по ул. Журавлева в г. Ростове-на-Дону платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению в нарушение пунктов 98 - 101 Правил N 354, суды обоснованно расценили в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нарушении обществом порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного жилищным законодательством."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2021 г. N Ф08-2052/21 по делу N А53-7957/2020