Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
муниципального образования
города Черкесска
от 13.11.2023 N 346
Основные направления
налоговой и бюджетной политики муниципального образования города Черкесска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования города Черкесска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 решения Думы муниципального образования города Черкесска от 17.06.2022 N 58 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Черкесске".
При подготовке Основных направлений налоговой и бюджетной политики муниципального образования города Черкесска были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Также были учтены положения Основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2023 N 314 "Об одобрении основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и иных документов стратегического планирования.
Несмотря на принципиально новые экономические и финансовые условия беспрецедентного санкционного давления, при которых возрастают риски разбалансировки всей бюджетной системы Российской Федерации, основные направления сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач.
Основные направления устанавливают на среднесрочный период приоритеты в сфере управления общественными финансами, определяют условия, используемые при составлении проекта бюджета города Черкесска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, нацеливают органы местного самоуправления города Черкесска на концентрацию ресурсов при решении важнейших задач социально-экономического развития муниципального образования города Черкесска.
В 2022 году продолжалась адаптация экономики к изменившимся внешним условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели экономического роста. Решающее влияние оказывает реализация на государственном уровне комплекса мер, направленных на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, включая поддержку экономики и социальной сферы.
Основным приоритетом при реализации бюджетной и налоговой политики на 2022 год являлось обеспечение долгосрочной стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджета города Черкесска, как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех принятых бюджетных обязательств и поставленных задач.
В целях стабилизации экономики и предотвращения негативных тенденций на федеральном уровне были приняты оперативные меры по оказанию поддержки отдельным отраслям и категориям плательщиков, В свою очередь федеральные меры поддержки дополнялись региональными мерами.
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2022 N 90 был утвержден план первоочередных действий по обеспечению развития экономики Карачаево-Черкесской Республики в условиях внешнего санкционного давления. В рамках реализации Указа принят Закон Карачаево-Черкесской Республики "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "О патентной системе налогообложения" от 07.07.2022 N 47-РЗ, предусматривающий снижение в 2022 году на 50% размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода для налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности.
Ежегодно проводится оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования города Черкесска по Правилам, утвержденным постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 30.06.2020 N 196, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.12.2019 N 330 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики и оценки налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики".
В соответствии с принятыми на местном уровне решениями предоставлены в 2022 году льготы, в том числе в виде пониженных налоговых ставок) на общую сумму 9 370 тыс. рублей (это 0,8% от налоговых доходов местного бюджета, в 2021 году - 0,7%), из них льготы:
- по земельному налогу - казенным предприятиям в отношении земельных участков под строящимися либо реконструируемыми объектами социальной сферы и коммунальной инфраструктуры на территории города Черкесска, на срок такого строительства либо реконструкции; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны; исполнительным органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики на период разграничения государственной собственности на землю;
- по налогу на имущество физических лиц на местном уровне сохранена социальная категория получателей налоговой льготы - дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей на период пребывания их в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих надзор за данной категорией лиц, предоставляющие социальные, образовательные, медицинские услуги.
Динамика изменения объема выпадающих доходов по льготам и пониженным ставкам, установленным муниципальными нормативно-правовыми актами города Черкесска, на основании налоговой отчетности, выглядит следующим образом:
N п/п |
Показатель |
Сумма налога, не поступившая в бюджет города Черкесска |
||
за 2021 год (тыс. руб.) |
за 2022 год (тыс. руб.) |
темп роста (снижения) 2022 года к 2021 году, % |
||
|
Всего, в том числе: |
7 484,0 |
9 370,0 |
+25,2 |
1. |
Земельный налог |
5 888,0 |
7 679,0 |
+30,4 |
2. |
Налог на имущество физических лиц |
1 596,0 |
1 691,0 |
+ 5,9 |
По налогу на имущество физических лиц, выпадающие доходы бюджета города Черкесска обусловлены понижением налоговой ставки с 2% до 0,5%, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Пониженные ставки по земельному налогу установлены в отношении следующих видов разрешенного использования земель:
Наименование вида разрешенного использования земельного участка |
Действующая на территории города Черкесска ставка, % |
MAX допустимая ставка Налоговым кодексом РФ, % |
1 |
2 |
3 |
Для индивидуального жилищного строительства |
0,13 |
0,3 |
Малоэтажная многоквартирная жилая застройка |
0,13 |
0,3 |
Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) |
0,13 |
0,3 |
Блокированная жилая застройка |
0,13 |
0,3 |
Передвижное жилье |
0,13 |
0,3 |
Хранение автотранспорта |
0,7 |
1,5 |
Коммунальное обслуживание |
0,2 |
0,3 |
Социальное обслуживание |
1,2 |
1,5 |
Бытовое обслуживание |
0,8 |
1,5 |
Здравоохранение |
0,9 |
1,5 |
Земельные участки под дошкольное образование |
0,4 |
1,5 |
Культурное развитие |
0,6 |
1,5 |
Предпринимательство |
1,2 |
1,5 |
Деловое управление |
0,8 |
1,5 |
Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) |
0,9 |
1,5 |
Рынки |
0,8 |
1,5 |
Магазины |
1,1 |
1,5 |
Гостиничное обслуживание |
0,8 |
1,5 |
Развлечения |
0,7 |
1,5 |
Объекты дорожного сервиса |
1,2 |
1,5 |
Отдых рекреация |
0,7 |
1,5 |
Спорт |
0,7 |
1,5 |
Природно-познавательный туризм |
0,7 |
1,5 |
Туристическое обслуживание |
0,6 |
1,5 |
Тяжелая промышленность |
0,3 |
1,5 |
Легкая промышленность |
0,4 |
1,5 |
Пищевая промышленность |
0,4 |
1,5 |
Нефтехимическая промышленность |
0,6 |
1,5 |
Строительная промышленность |
0,7 |
1,5 |
Энергетика |
0,3 |
1,5 |
Обеспечение обороны и безопасности |
0,3 |
1,5 |
Обеспечение вооруженных сил |
0,3 |
1,5 |
Охрана Государственной границы Российской Федерации |
0,3 |
1,5 |
Обеспечение внутреннего правопорядка |
0,3 |
1,5 |
Обеспечение деятельности по исполнению наказаний |
0,3 |
1,5 |
Санаторная деятельность |
0,5 |
1,5 |
По итогам 2022 года бюджет муниципального образования города Черкесска исполнен по доходам в сумме 4 585 874,5 тыс. рублей или на 100,2% (при плане 4 575 900,4 тыс. рублей), в том числе за счет роста объемов налоговых и неналоговых доходов, перевыполнение плана по которым составило 45 918,9 тыс. рублей или на 3,6%.
В 2022 году и текущем периоде 2023 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:
расширена категория получателей льготы в виде пониженной ставки по налогу на имущество организаций путем добавления производителей семечковых и косточковых культур;
освобождение от уплаты налога на имущества в размере 50% для организаций, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере коммуникаций или в области информационных технологий;
освобождение от уплаты налога на имущество за налоговые периоды 2022 - 2025 годов газораспределительных организаций в отношении объектов газораспределительных сетей, впервые поставленных на учет в качестве основных средств после 1 января 2022 года, созданных в рамках программы догазификации населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики.
Введение с начала 2023 года механизма Единого налогового счета (далее - ЕНС) и Единого налогового платежа (далее - ЕНП) оказало значительное влияние на бюджет муниципального образования города Черкесска. С начала текущего года наблюдался ряд сложностей с исполнением бюджета города Черкесска, обусловленных установлением единого срока уплаты налогов 28-го числа каждого месяца, списанием средств бюджетов с зачетом их в другие бюджеты, что привело к образованию переходящих платежей и возникновению временных кассовых разрывов, которые покрывались за счет незапланированного привлечения банковских и бюджетных кредитов.
Внедрение нового механизма повлияло на своевременность предоставления отчетности о начислении и поступлении обязательных платежей, что существенно затруднило бюджетное прогнозирование, а также проведение мониторинга текущей ситуации по исполнению бюджета.
Проведение работы по совершенствованию института ЕНС, направленной на повышение ритмичности поступления доходов в местные бюджеты внутри месяца, внесение поправок в налоговое законодательство, предусматривающих приоритетное значение налога на доходы физических лиц позволили за 9 месяцев 2023 года исполнить плановые назначения доходов бюджета города Черкесска почти по всем доходным источникам.
В 2023 году продолжается реализовываться план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, направленный на повышение налогового потенциала муниципального образования города Черкесска за счет увеличения налогооблагаемой базы, улучшения администрирования платежей, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения собираемости налогов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.2. Основные цели и задачи налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Кардинальные изменения условий функционирования экономики, обусловленные внешними ограничениями и разрывами хозяйственных связей, диктуют новые задачи налоговой политики, способствующие повышению устойчивости и развитию хозяйственной деятельности. Переход к новой модели экономического роста происходит в условиях постепенного смещения от антикризисной политики к достижению структурных изменений в экономике с акцентом на технологическое развитие.
В целом налоговая политика, в первую очередь, будет ориентирована на обеспечение финансовой стабильности территории, создание благоприятной налоговой среды для содействия скорейшей адаптации к новым условиям, росту предпринимательской активности и формированию привлекательных налоговых условий для субъектов хозяйственной деятельности, а также сохранению социальной стабильности в обществе.
По прежнему остаются актуальными вопросы повышения эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшения качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Вместе с тем, в связи со сложившейся геополитической обстановкой продолжают сохраняться риски недопоступления доходов бюджета. Главным стратегически ориентиром налоговой политики будет являться сбалансированности фискального и стимулирующего действия налогов и сборов в целях поступательного экономического развития города, мобилизация резервов доходной базы бюджета и формирование реалистичного прогноза поступления доходов.
Отдельным направлением работы по мобилизации доходов выделяются мероприятия по инвентаризации, мониторингу и взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет. Поставлена задача максимального вовлечения неиспользуемых резервов.
Определение общих параметров объема доходной части бюджета города Черкесска будет выстраиваться с учетом реализации изменений, вступивших в силу в 2024 году, а также планируемых к принятию в 2025 - 2026 годах:
Налог на доходы физических лиц
- уточнены налоговые ставки по НДФЛ для удаленных сотрудников, работающих за границей. Место нахождения и резидентство сотрудника больше не имеют значения, главным становится место нахождения работодателя. Если это российское предприятие, доходы работников и подрядчиков по договорам гражданско-правового характера облагаются по следующим ставкам:
13 процентов - при выплате годового дохода в пределах 5 млн. рублей;
15 процентов - при превышении годового дохода лимита в 5 млн. рублей;
- в Налоговом кодексе РФ закреплен размер компенсации удаленным сотрудникам за использование в работе личного имущества. Компенсация выплачивается в размере:
расходов, подтвержденных документально;
35 рублей в день, если расходы не имеют документального подтверждения. В таком размере компенсация не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами. Сверхлимитные выплаты облагаются взносами и НДФЛ;
- увеличены размеры социальных вычетов: с 50,0 до 110,0 тыс. рублей - при обучении ребенка, со 120,0 до 150,0 тыс. рублей - при собственном обучении, лечении или покупке лекарств.
В 2024 году физические лица будут впервые платить НДФЛ с процентов по вкладам и ценным бумагам чей общий объем банковских вкладов и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн. рублей в размере:
- по вкладам резидентов - 13 процентов,
- по вкладам нерезидентов - 30 процентов.
Новая статья 126.3 Налогового кодекса Российской Федерации ввела с 01 января 2024 года налоговую ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа 20% за представление в налоговую инспекцию недостоверных сведений для получения физическими лицами социальных вычетов в упрощенном порядке.
Акцизы
Продление норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в региональный бюджет, действовавшего в 2023 году, на уровне 74,9%.
Закрепление на 2024 - 2026 годы нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в местные бюджеты Карачаево-Черкесской Республики в размере 10,0%.
Установление дифференцированного норматива отчислений в бюджет муниципального образования города Черкесска в размере на 2024 г. - 0,9130%, на 2025 г. - 0,9470%, на 2026 г. - 0,9452%.
Имущественные налоги
С 2024 года компании могут платить налог на имущество в упрощенном порядке (не придется отправлять в налоговую инспекцию уведомление об исчисленной сумме налога). Срок подачи декларации по налогу на имущество сдвинут на месяц вперед (вместо 25 марта, отчет необходимо подать не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным).
Освобождение от уплаты налога на имущество за налоговые периоды 2022 - 2025 годов газораспределительных организаций в отношении объектов газораспределительных сетей, впервые поставленных на учет в качестве основных средств после 1 января 2022 года, созданных в рамках программы догазификации населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики.
Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 ст. 78 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации" внес:
- дополнения в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые начнут действовать с 1 января 2024 года. Перечень имущества, облагаемого налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, расширили за счет жилых домов, жилых строений, многоквартирных домов, наемных домов и садовых домов.
- добавлено новое положение в п. 1 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации, которое устанавливает максимальную ставку налога, исчисляемого по кадастровой стоимости, для объектов недвижимости, принадлежащих личному фонду на праве собственности. Это правило будет применяться только к объектам недвижимости, таким как жилые помещения, гаражи и машино-места с кадастровой стоимостью менее 300 млн. рублей. Субъекты Российской Федерации будут вправе устанавливать размер налоговой ставки, который не превышает пороговый уровень - 0,3%.
С начала 2024 года будут действовать изменения, которые касаются применения повышающих коэффициентов 2 и 4 для земельных участков под жилищное строительство. Такие коэффициенты будут использоваться при расчете земельного налога:
- в случае заключения договора о комплексном развитии застроенной территории - с даты, когда налогоплательщик получил разрешение на строительство многоквартирного дома;
- если в отношении земельного участка, который находится в собственности налогоплательщика, в ЕГРН вносятся сведения о разрешенном использовании, предусматривающем жилищное строительство - с 1 числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРН таких данных.
С января 2024 года начнут действовать изменения, внесенные в п. 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации - к одному земельному участку можно будет применять различные налоговые ставки, если на нем находятся объекты жилищного фонда и другие объекты.
С января 2024 года меняется дата начала применения повышенной ставки налога в отношении участков, которые используют не по целевому назначению. Так, с первого числа месяца, который следует за месяцем, когда совершено или выявлено правонарушение, нужно будет рассчитывать налог по ставке 1,5%. По действующим правилам повышенная ставка применяется со дня, когда совершено или выявлено нецелевое использование земельного участка (п. 7.2 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
С января 2024 года начнут действовать новые рекомендации по рассмотрению ИФНС документов в части налогообложения недвижимого имущества, транспорта и земельных участков организаций.
Уточнено определение понятия объекта бытового обслуживания в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Специальные налоговые режимы
Статьей 2 проекта Закона Карачаево-Черкесской Республики "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики" в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 30.11.2015 N 85-РЗ "Об установлении пониженных налоговых ставок" предлагается:
- расширить виды предпринимательской деятельности, по которым применяется упрощенная система налогообложения в размере 0 процентов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных на территории Карачаево-Черкесской Республики:
услуги по предоставлению мест для временного проживания;
предоставления услуг в сфере туризма и деятельность туристических агентств;
- установить следующие налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, для налогоплательщиков основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) которых являются: 13.91.1; 14.13.1; 14.19.1; 14.19.4; 14.19.5; 14.3:
1) 2 процента в 2024 - 2025 годах, в случае, если средняя численность наемных работников за налоговый период составляет не менее двух человек;
2) 2 процента в 2026 - 2027 годах, в случае, если средняя численность наемных работников за налоговый период составляет не менее четырех человек;
3) 2 процента в 2028 - 2030 годах, в случае, если средняя численность наемных работников за налоговый период составляет не менее шести человек.
Также предлагается увеличить долю доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась 0 налоговая ставкам по упрощенной системе налогообложения, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) с 70 до 85 процентов.
Статьей 3 проекта Закона Карачаево-Черкесской Республики "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики" в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 27.11.2012 N 91-РЗ "О патентной системе налогообложения" предлагается внести изменения, связанные:
- с установлением в 2024 году размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в размере 825 000 рублей;
- продлением до 31.12.2024 года действия "налоговых каникул" в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории республики и перешедших на патентную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
Статьей 4 проекта Закона Карачаево-Черкесской Республики "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики" в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2019 N 64-РЗ "О межбюджетных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике" предлагается внести изменения, связанные с установлением дифференцированного норматива отчислений в бюджет муниципального образования города Черкесска налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 10 процентов.
Уточнение положений о возможности применения упрощенной системы налогообложения нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими, адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, в случае осуществления иных видов деятельности, не связанных с нотариальной (адвокатской) деятельностью, с учетом сложившейся судебной практики в целях исключения двоякого толкования.
Установление возможности индивидуальными предпринимателями представлять уточненные заявления на получение патента в связи с изменением количества физических показателей в целях перерасчета суммы налога по патенту.
Иные платежи
Направление платы за негативное воздействие на окружающую среду, административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, и платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в полном объеме на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда, а также иные мероприятия по предотвращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Установление норматива зачисления доходов от сумм пени, уплачиваемых в рамках единого налогового счета и распределяемых Федеральным казначейством, в размере 0,1303%.
Меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования, снижение административных издержек и сокращение теневого сектора
Совершенствование института единого налогового счета (в том числе предоставление возможности наследникам права распоряжаться суммой денежных средств положительного сальдо умершего налогоплательщика).
Совершенствование порядка постановки на учет и снятие с учета в налоговом органе - внедрение единого унифицированного подтверждающего документа.
Установление однократного представления упрощенной налоговой декларации и отмена обязанностей ее представления в случае отсутствия движения денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и в случае отсутствия объектов налогообложения по налогам, по которым представляется эта упрощенная налоговая декларация (для снижения административной нагрузки).
Совершенствование электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками (установление 6-дневного срока, по истечении которого документ, направленный налоговым органом налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, считается полученным налогоплательщиком).
Донастройка преференциальных налоговых режимов: ведение в отношении новых резидентов (участников) преференциальных налоговых режимов ограничение суммы налоговых льгот суммой фактически осуществленных расходов на капитальные вложения и (или) НИОКР; установление обязательного требования о формировании и сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ФНС России в электронной форме для сохранения возможности применения налоговых льгот; установление возможности применения резидентами (участниками) преференциальных налоговых режимов налоговых льгот только при выполнении ими "контролируемых показателей"; предоставление мер налоговой поддержки во взаимоувязке с инвестиционной активностью налогоплательщиков.
Развитие системы налогового мониторинга с целью расширения перечня его потенциальных участников, улучшение информационного взаимодействия налоговых органов с участниками налогового мониторинга и снижения административной на них.
Расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля/надзора.
В целом в налоговой политике акцент сохранится на выявление дополнительных источников доходов местного бюджета, улучшение качества налогового администрирования, повышение собираемости налогов, совершенствование управления муниципальным имуществом и юридическими лицами с муниципальным участием.
Реализация основных направлений налоговой политики должна способствовать повышению деловой активности и развитию собственной налоговой базы, росту платежей в бюджет, стимулированию инвестиционной деятельности, улучшению условий ведения бизнеса, повышению финансовой самостоятельности и, как следствие, стабильному социально-экономическому развитию города Черкесска.
3. Бюджетная политика
3.1. Итоги реализации бюджетной политики в 2022 году и 9 месяцев 2023 годам
Итогами реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года являлись:
безусловное выполнение социальных обязательств муниципального образования города Черкесска;
участие в реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации в части сохранения достигнутого соотношения оплаты труда в сферах образования, культуры;
обеспечение роста минимальных гарантий в оплате труда в части увеличения минимального размера оплаты труда;
формирование бюджета в программном формате;
обеспечение полного и своевременного исполнения долговых обязательств муниципального образования города Черкесска;
обеспечение размещения информации в государственной информационной системе "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет" с целью расширения функциональных возможностей единой системы управления бюджетным процессом.
Крупнейшими направлениями расходования бюджетных средств являются образование и социальная политика.
В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления муниципальными финансами, а также в целях вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений, на регулярной основе на официальном сайте мэрии муниципального образования города Черкесска, на сайте "Открытый бюджет города Черкесска" публикуется в объективной и доступной для понимания форме на регулярной основе электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан", размещаются иные сведения, в целях предоставления населению актуальной информации о бюджете города Черкесска и его исполнении.
3.2. Цели и задачи бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в муниципальном образовании города Черкесска при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной политики муниципального образования города Черкесска в среднесрочной перспективе являются:
обеспечение финансовой устойчивости и долгосрочной сбалансированности бюджета города Черкесска;
осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета города Черкесска;
реализация мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, на период до 2024 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
привлечение средств федерального и республиканского бюджетов на софинансирование расходных обязательств муниципального образования города Черкесска;
предоставление мер социальной поддержки с учетом установленного объема льгот, размера социальных выплат и прогнозируемой численности получателей;
повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
неукоснительное выполнение условий соглашений по кредитным обязательствам;
обеспечение прозрачности и открытости бюджета города Черкесска и бюджетного процесса для общества.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики, являются:
изменения норм федерального и республиканского законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Черкесска и (или) увеличение расходов бюджета города Черкесска;
ухудшение общеэкономической ситуации в целом в стране, в Карачаево-Черкесской Республике, так и в муниципальном образовании города Черкесска, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Черкесска.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
3.3. Основные подходы к формированию расходов бюджета города Черкесска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная политика на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформирована исходя из текущей экономической ситуации и определяет среднесрочные цели, направленные, прежде всего, на проведение и в дальнейшем ответственной бюджетной политики для наращивания устойчивости всей системы муниципальных финансов. Результатом проводимой бюджетной политики должно стать сбалансированное развитие экономики и социальной сферы, способствующее достижению достойного уровня жизни населения муниципального образования города Черкесска.
Бюджетная политика в 2024 - 2026 годах в муниципальном образовании города Черкесска будет ориентирована на безусловное исполнение действующих расходных обязательств.
Достижение этого в условиях ограниченности бюджетных возможностей предполагает перераспределение бюджетных средств в пользу приоритетных направлений. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определяются необходимостью достижения целевых показателей "майских" указов Президента Российской Федерации, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также целей и целевых показателей муниципальных программ, сформированных в соответствии с указами.
Основные параметры бюджета города Черкесска будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости обеспечения полного и своевременного исполнения долговых обязательств.
При планировании бюджета города в полном объеме будут учтены действующие расходные обязательства по следующим первоочередным расходам:
оплате труда и начислениям на нее по муниципальным учреждениям и органам местного самоуправления;
законодательно установленным публично-нормативным и иным социально-значимым обязательствам, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций;
оплате коммунальных услуг;
приобретению продуктов питания;
обслуживанию муниципального долга;
уплате налогов, сборов и иных платежей.
Формирование объема и структуры расходов бюджета города Черкесска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов осуществляется исходя из необходимости установления и исполнения расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными и республиканскими законами, муниципальными нормативно-правовыми актами к полномочиям органов местного самоуправления, а также из следующих основных подходов:
1. В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований бюджета города Черкесска на 2024 и 2025 годы будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные в первоначальной редакции решением Думы муниципального образования города Черкесска от 20.12.2022 N 47 "О бюджете города Черкесска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее - решение Думы), с обеспечением действующих социально значимых расходных обязательств на уровне 2023 года, с учетом изменения численности получателей социальных услуг и мер социальной поддержки населения. В основу бюджетных проектировок по расходам на 2026 год будут положены "базовые" объемы 2025 года.
2. Уточнение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в том числе на основании подходов к формированию расходов, определенных на федеральном и республиканском уровнях, с учетом:
1) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия;
2) повышения оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений города Черкесска, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", с учетом:
средней численности отдельных категорий работников социальной сферы по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников на 01.10.2023 года;
доведения до целевого значения уточненного прогнозного показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Карачаево-Черкесской Республике на 2023 - 2025 годы;
направления на эти цели доходов от оказания муниципальными учреждениями города Черкесска платных услуг;
3) достижение уровня оплаты труда с учетом положений Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда": с 1 января 2024 года в размере 19 242 рублей, в 2025 - 2026 годах на уровне 2024 года;
4) повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, не попадающих под действие указов Президента Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции с 1 октября 2024 года на 4,5%, с 1 октября 2025 года на 4,0%, с 1 октября 2026 года на 4,0%;
5) индексации отдельных мер публичных нормативных и приравненных к ним обязательств на прогнозный уровень инфляции в 2024 году на 4,5%, в 2025 году на 4,0%, в 2026 году на 4,0% (с учетом уточнения объема бюджетных ассигнований в связи с изменением численности (контингента) получателей социальных выплат и пособий);
6) индексации на прогнозный уровень инфляции в 2024 году на 4,5%, в 2025 году на 4,0%, в 2026 году на 4,0% гарантий лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, предоставляемых в виде оплаты стоимости санаторных путевок либо выплат денежной компенсации стоимости санаторных путевок;
7) уточнения объемов бюджетных ассигнований на коммунальные услуги в связи с изменением тарифов, а также с учетом расширения сети учреждений дошкольного образования в связи с вводом ясельных групп;
8) расходов:
на приобретение продуктов питания - исходя из планируемого количества детодней с применением прогнозного уровня инфляции в 2024 году к стоимости питания 1 детодня на 4,5%, в 2025 году - на 4,0% и в 2026 году - на 4,0%;
на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на 2024 и на 2025 год на уровне принятого решением Думы, на 2026 год - на уровне 2025 года;
на выполнение муниципальных заказов, предоставление субсидий;
на уплату налогов в соответствии с требованиями налогового законодательства;
на организацию отдыха учащихся в период летних каникул, проведение различных мероприятий на уровне бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2024 год решением Думы;
на обслуживание муниципального долга;
9) достижения целевых показателей национальных проектов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
10) резервирования бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, связанных с:
увеличением оплаты труда работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений муниципального образования города Черкесска, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
финансовым обеспечением непредвиденных расходов в сфере образования, культуры, социальной политики, физической культуры и спорта;
проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением основных средств.
Разрезервирование средств, предусмотренных в бюджете города на планируемый период, будет осуществляться по мере определения мэрией города направлений их использования, исходя из приоритетности мероприятий, в том числе, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением основных средств.
В 2025 - 2026 годах, в составе условно утверждаемых расходов учитываются бюджетные ассигнования на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 2012, 2018, 2020 годов.
3. Правовое регулирование вопросов управления муниципальным долгом города Черкесска осуществляется в рамках общего правового регулирования функционирования бюджета города Черкесска. Долговая политика муниципального образования города Черкесска основывается на принципах безусловного и своевременного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств. Расходные обязательства города Черкесска по обслуживанию муниципального долга будут определены на основании заключенных и планируемых к заключению кредитных соглашений и графиков погашения привлеченных бюджетных кредитов.
4. При распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности главные распорядители средств бюджета города Черкесска должны обеспечить бюджетное планирование исходя из минимизации затрат в целях полного финансового обеспечения социально значимых расходных обязательств.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 13 ноября 2023 г. N 346 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.