Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Дзержинска
Нижегородской области
от 10.11.2023 N 4586
Прогноз
социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на долгосрочный период (на 2024 - 2030 годы)
Прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на долгосрочный период разработан с учетом действующего законодательства:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";
Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 года N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 года N 59 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)";
ст. 57 Устава городского округа город Дзержинск;
постановления городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 30 октября 2008 года N 389 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Дзержинске";
решения городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 28 сентября 2017 года N 406 "Об утверждении Положения о порядке разработки документов стратегического планирования городского округа и их последовательности";
постановления администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 15 декабря 2015 года N 4181 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на долгосрочный период".
Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза городского округа город Дзержинск на долгосрочный период.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития городского округа город Дзержинск в 2022 году и первом полугодии 2023 года
В 2021 году наблюдалась тенденция к восстановлению экономики после спада, вызванного пандемией. Однако, в начале 2022 года меры санкционного давления, введенные в отношении отечественных предприятий, привели к возникновению сложностей в деятельности предприятий:
- возник дефицит отдельных видов сырья и материалов;
- произошло нарушение отработанных логистических и кооперационных цепочек, приводящее к увеличению сроков поставки сырья и росту его конечной стоимости;
- возникли сложности транзакций по внешнеторговым операциям, включая снижение числа отечественных банков, имеющих корреспондентские счета за границей;
- снизился спрос на отдельные виды выпускаемой продукции, главным образом, используемые в автомобильной промышленности;
- запретительные меры на вывоз иностранных высокотехнологичных товаров и оборудования за пределы России (постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 года N 311, 312, 313) делают практически невозможным временный вывоз оборудования для ремонта и тестирования.
Однако к концу 2022 года предприятия, действующие в реальном секторе экономики города, смогли переориентироваться на новые рынки сбыта, найти новых поставщиков сырья для производства, расширить спектр выпускаемой продукции. В итоге значения основных показателей их деятельности выросли, темпы роста показали положительную динамику. Этап восстановления экономики завершен. Важно сформировать условия для дальнейшего стабильного и долгосрочного развития экономики.
По оценке, проведенной министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области, по итогам 2022 года город Дзержинск сохранил свои позиции по уровню социально-экономического развития выше среднего.
Развитие отраслей экономики.
Коммерческий оборот крупных и средних организаций города за 2022 год вырос относительно 2021 года на 29,2% и составил 260,4 млрд руб.
В целом, за 2022 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по крупным и средним предприятиям города на сумму 163,6 млрд руб. с темпом роста 127,7% относительно 2021 года.
За январь - июнь 2023 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по крупным и средним предприятиям города на сумму 93,6 млрд руб. с темпом роста 124,1% относительно соответствующего периода 2022 года.
Основные социально-экономические показатели городского округа город Дзержинск в 2022 году, в % к предыдущему году
Диаграмма 1
Ключевая отрасль экономики городского округа - обрабатывающие производства, на долю обработки приходится 83% от общего объема отгрузки. За 2022 год по обрабатывающим производствам отгружено товаров на сумму 135,8 млрд руб. (темп роста 131,7% относительно 2021 года), за январь - июль 2023 года - на сумму 79,9 млрд руб. (темп роста 127,6% относительно соответствующего периода 2022 года).
Оборот розничной торговли в 2022 году составил 36,7 млрд руб., с темпом роста к 2021 году 108,4%, объем платных услуг населению (по крупным и средним организациям) составил 2,6 млрд руб. с темпом роста - 107,6%.
В связи с ростом реальной заработной платы в 2023 году ожидается увеличение объема розничного товарооборота до 39,7 млрд руб. или 104,3% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах.
Объем платных услуг, оказываемый крупными и средними предприятиями, в 2023 году ожидается в сумме 6 млрд руб. или 103,5% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах.
Прибыль прибыльных организаций по полному кругу организаций в 2022 году составила 30,6 млрд руб., увеличилась на 58,1% относительно 2021 года, по крупным и средним организациям - 24,2 млрд руб., увеличилась на 56,5%. Обрабатывающими производствами получено 18,7 млрд руб. прибыли или 77,1% от общего объема.
Исходя из статистических данных за 1 квартал 2023 года и информации, полученной от предприятий города, прибыль по полному кругу организаций города в 2023 году оценивается в сумме 33,7 млрд руб. и увеличится на 10,4% относительно 2022 года (по крупным и средним организациям 27,3 млрд и 12,7% соответственно). Увеличение суммы прибыли в 2023 году в большей мере связаны с увеличением заказов на предприятиях ОПК. На высоком уровне сохранилась инвестиционная активность бизнеса.
За 2022 год объем инвестиций по полному кругу предприятий составил 15,1 млрд руб. (с темпом роста 108,4% к уровню 2021 года), за 6 месяцев 2023 года - 6,5 млрд руб. (с темпом роста 125,9% к соответствующему периоду 2022 года).
Основным фактором инвестиционного развития города в прогнозируемом периоде будет реализация проектов на территории ОЭЗ "Кулибин" и экопромышленного парка, а также инвестиционных проектов крупных и средних предприятий города.
Численность постоянного населения города продолжает сокращаться. На 01.01.2023 число жителей составило 226,7 тыс. человек (по итогам всероссийской переписи населения). В 2022 году число родившихся составило - 1647 человек (в 2021 году - 1735 человек), умерло 3705 человек (в 2021 году - 4910 человек).
Среднегодовая численность по оценке 2023 года составит 226 тыс. человек.
В экономике города занято 100,6 тыс. человек, из них на крупных и средних предприятиях города - 48,9 тыс. человек.
Официально зарегистрировано безработных на конец 2022 года 501 человек; уровень официально зарегистрированной безработицы - 0,38% (по Нижегородской области - 0,42%); коэффициент напряженности на рынке труда - 0,12 (по Нижегородской области - 0,15).
В 2023 году показатель официальной безработицы оценивается на уровне 0,25%. Показатель напряженности на рынке труда в 2023 году оценивается на уровне 0,06%.
Среднемесячная заработная за 2022 год по полному кругу организаций увеличилась на 19,2% относительно 2021 года и составила 42620,8 руб.
В крупных и средних организациях города среднемесячная заработная плата увеличилась относительно 2021 года на 18% и составила 52116,1 руб.
Величина среднемесячной заработной платы (по полному кругу предприятий) в 2023 году оценивается в сумме 48209,2 руб., уровень реальной заработной платы - 107,5%.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2022 году составила 13085 руб. Для трудоспособного населения прожиточный минимум - 14263 руб., для пенсионеров - 11253 руб., для детей - 12692 руб.
Величина прожиточного минимума на 2023 год установлена в среднем на душу населения в размере 13513 руб. Для трудоспособного населения прожиточный минимум составляет 14729 руб., для пенсионеров - 11621 руб., для детей - 13108 руб.
В сфере предпринимательства в городском округе по состоянию на 01.07.2023 зарегистрировано 19686 субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. 37 средних предприятий, 3794 малых и микропредприятий, 5427 индивидуальных предпринимателей и 10 428 самозанятых граждан.
2. Определение вариантов социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на долгосрочный период
Основные параметры долгосрочного прогноза городского округа город Дзержинск, приведенные в разделе 4, сформированы на основе следующих документов:
- основные параметры прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденные приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 28 апреля 2023 года N 75;
- прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 года N 59;
- прогноза основных социально-экономических показателей городского округа город Дзержинск на среднесрочный период на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, согласованного с министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области;
- Стратегии социально-экономического развития городского округа город Дзержинск Нижегородской области до 2030 года, утвержденной решением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 30 января 2020 года N 830.
При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития городского округа город Дзержинск до 2030 года. Основным механизмом решения стратегических задач будет участие в реализации национальных и региональных проектов и государственных программ Нижегородской области.
Прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск на 2024 - 2030 годы разработан в двух вариантах: базовом и стратегическом.
Базовый вариант прогноза характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики в условиях сохранения в среднесрочном периоде консервативных тенденций изменения внешних факторов и постепенного ослабления их влияния в последующие годы. Среднегодовые темпы роста объемов отгруженной предприятиями города продукции, выполненных работ и услуг прогнозируются в период 2024 - 2030 гг. в пределах 102,5 - 103,3% в сопоставимых ценах.
Стратегический вариант ориентирован на решение задач стратегического планирования на основе активизации факторов экономического роста и предполагает более высокую динамику ключевых показателей. Среднегодовые темпы роста объемов отгруженной предприятиями города продукции, выполненных работ и услуг прогнозируются в пределах до 104,2% - 111,6%.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста городского округа город Дзержинск на долгосрочный период
3.1. Факторы экономического роста
Достижению
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.