Заключение Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обеспечению жилищных прав граждан от 24 октября 2023 г. N 26/2
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о регулировании вопросов комплексного развития территории), внесённый Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Регламентом Государственной Думы и Положением о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению жилищных прав граждан Комиссией в части вопросов ведения рассмотрен проект федерального закона N 452646-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о регулировании вопросов комплексного развития территории), внесённый Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и иных законодательных актов в части регулирования вопросов комплексного развития территории.
Законопроект предусматривает корректировку части 6 статьи 67 Градостроительного кодекса (подпункт "б" пункта 11 статьи 1 законопроекта) о сокращении срока принятия решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме об исключении многоквартирного дома (далее - МКД) из границ территории жилой застройки, в отношении которой предусматривается комплексное развитие, исключительно до дня принятия решения о проведении торгов на право заключения договора о комплексном развитии. В случае, если реализация решения осуществляется без проведения торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора о комплексном развитии, исключение указанного в части 4 статьи 67 Градостроительного кодекса МКД из границ территории жилой застройки, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития, допускается до окончания срока, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации для проведения общих собраний собственников помещений в МКД, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса. Такие изменения, в отличие от существующей процедуры принятия решения до дня утверждения документации по планировке территории, по мнению авторов, снизят влияние на условия реализации проекта.
Однако проектируемые изменения предлагаются исключительно в интересах органов публичной власти, реализующих проекты комплексного развития, а не собственников помещений в МКД. Так, согласно части 4 статьи 67 Градостроительного кодекса решение о комплексном развитии территории принимается в срок не более чем тридцать дней со дня окончания срока, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации для проведения общих собраний собственников помещений в МКД.
При этом принятие решения о включении МКД в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии, а также принятие решения об исключении МКД из границ такой территории, из проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки или из решения о комплексном развитии территории жилой застройки отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.
В нарушение пункта 4.6 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса срок, в течение которого может быть принято решение об исключении МКД из решения о комплексном развитии территории жилой застройки, зависит от лица, реализующего решение о комплексном развитии территории жилой застройки, а не от собственников помещений в МКД. Более того из текста законопроекта следует, что срок для принятия такого решения может быть им сокращен. Как следствие, мнение собственников помещений в таких МКД не будет учитываться. Таким образом, будут нарушены их права.
Проектируемыми изменениями также предусматривается включение в Градостроительный кодекс положений, устанавливающих возможность осуществления комплексного развития территории в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории (подпункт "в" пункта 10, подпункт "а" пункта 11 статьи 1 законопроекта). Однако следует учитывать, что в соответствии с частью 10.2 статьи 45 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с таким решением без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории. В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений.
В связи с чем, представляется необходимым соотнести и скорректировать проектируемые изменения с действующими положениями Градостроительного кодекса.
Согласно пояснительной записке комплексное развитие территории возможно как путем заключения договоров о комплексном развитии территории, так и без договоров - юридическими лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. При этом указывается на то, что в рамках действующего правового регулирования такие юридические лица не наделены всей совокупностью прав, предоставленных лицам, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории. В связи с чем, указанные юридические лица наделяются правами, которыми обладают стороны договора. Однако следует учитывать, что такие договоры содержат не только права, но обязанности сторон. При этом положениями законопроекта распространение аналогичных обязанностей на такие юридические лица не предусматривается.
На основании изложенного, концепция проекта федерального закона может быть поддержана только при условии его существенной доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комиссии |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.