Заключение Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обеспечению жилищных прав граждан от 26 октября 2023 г. N 27/2
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 445620-8 "О внесении изменения в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части необходимости соблюдения прав соседей при предоставлении жилых помещений для размещения граждан), внесённый Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Регламентом Государственной Думы и Положением о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению жилищных прав граждан Комиссией рассмотрен проект федерального закона N 445620-8 "О внесении изменения в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части необходимости соблюдения прав соседей при предоставлении жилых помещений для размещения граждан), внесённый Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), предусмотрев, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма (в том числе краткосрочного найма), договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом, и при условии обеспечения соблюдения прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Проектируемое изменение направлено на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2023 года N 9-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева" (далее - Постановление Конституционного Суда N 9-П).
В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда N 9-П часть 3 стать 17 Жилищного кодекса признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она не предполагает запрета деятельности по краткосрочному (на срок от одних до нескольких суток) возмездному предоставлению собственником гражданам принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме без содержательной оценки такой деятельности в соотнесении с гостиничными услугами лишь при наличии отдельных формальных признаков оказания гостиничных услуг (сроки предоставления жилья, систематичность, предпринимательский характер такой деятельности и др.), если при этом не создаются для иных жильцов многоквартирного дома неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования жилого помещения, и если это не влечет очевидного повышения интенсивности эксплуатации мест общего пользования в многоквартирном доме.
Комиссия обращает внимание, что согласно Постановлению Конституционного Суда N 9-П федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в указанном Постановлении, - принять меры к урегулированию особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения граждан, поддерживая необходимый баланс интересов всех участников таких правоотношений. Соответственно, федеральный законодатель не лишен возможности - учитывая Постановление Конституционного Суда N 9-П, требования конституционно оправданной целесообразности,
состояние общественных отношений в текущих условиях, а также интересы экономического оборота и обеспечивая соблюдение принципов соразмерности, равенства и справедливости - комплексно урегулировать особенности краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения, обеспечив баланс интересов, в частности, собственников помещений, лиц, которым они предоставляются, иных жильцов многоквартирного дома. При введении тех или иных условий осуществления такой деятельности надо учитывать степень удовлетворенности потребности в средствах временного размещения, в связи с чем законодатель вправе определить специальные правила краткосрочного предоставления (найма) жилых помещений для отдельных местностей (например, туристических мест и курортов).
Однако ни законопроектом, ни в прилагаемых к нему материалах (см. перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта) не предполагается установления особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения граждан либо определения специальных правил краткосрочного предоставления (найма) жилых помещений для отдельных местностей (например, туристических мест и курортов).
Также необходимо отметить, что проектируемое изменение части 2 статьи 30 Жилищного кодекса по своему содержанию дублирует положения части 4 этой же статьи, согласно которым собственник жилого помещения обязан соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, в целях реализации и исполнения всех положений Постановления Конституционного Суда N 9-П представляется целесообразным при работе над законопроектом предусмотреть комплексное урегулирование особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения, обеспечив баланс интересов всех сторон указанных правоотношений (в том числе, путем разработки или внесения изменений в действующие подзаконные нормативные правовые акты).
Председатель Комиссии |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.