В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", распоряжением Главы Удмуртской Республики от 25 мая 2023 года N 141-РГ "Об организации перехода на новую систему управления государственными программами Удмуртской Республики" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" (далее - государственная программа).
2. Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики:
разместить государственную программу на своем официальном сайте в двухнедельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
обеспечить регистрацию государственной программы в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
принять меры по реализации мероприятий государственной программы.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 июля 2015 года N 349 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 августа 2015 года N 424 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 ноября 2015 года N 492 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 7 декабря 2015 года N 540 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 марта 2016 года N 120 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2016 года N 457 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 27 марта 2017 года N 98 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" и признание утратившими силу некоторых постановлений Правительства Удмуртской Республики";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года N 428 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 марта 2018 года N 88 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2018 года N 456 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 марта 2019 года N 115 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2019 года N 501 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 16 марта 2020 года N 56 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2020 года N 93 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 октября 2020 года N 490 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2020 года N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2021 года N 180 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 3 сентября 2021 года N 462 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 октября 2021 года N 600 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2022 года N 168 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 августа 2022 года N 396 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2022 года N 574 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 27 марта 2023 года N 164 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 июня 2023 года N 424 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года N 213 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 14 ноября 2023 г. N 743
Государственная программа
Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
I. Стратегические приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
1. Оценка текущего состояния в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Энергосбережение и энергоэффективность является одним из приоритетных направлений государственной политики в области топливно-энергетического комплекса Удмуртской Республики, от решения вопросов которого зависят экономическое состояние региона и рост благосостояния населения:
затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть бюджетных расходов, в том числе расходов граждан в структуре платы за коммунальные услуги;
коммунальная инфраструктура нуждается в обновлении основных производственных фондов, что позволит повысить не только эффективность производства и передачи энергоресурсов, но и качество и надежность энергоснабжения потребителей региона;
уровень энергетической эффективности предприятий реального сектора экономики - залог конкурентоспособности производимой продукции.
Реализация мероприятий государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" (далее - Программа), направленных на обеспечение эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, позволит сократить затраты республиканского бюджета, создать условия для повышения уровня жизни населения, повысить эффективность и надежность функционирования систем коммунальной инфраструктуры на территории Удмуртской Республики.
Теплофикационная система региона имеет ряд основных проблем:
физический и моральный износ основных фондов (оборудования и тепловых сетей);
неоптимальные теплогидравлические режимы систем теплоснабжения;
низкий уровень оснащенности приборным учетом производимой и потребляемой тепловой энергии.
Совокупность указанных проблем не только является причиной низкой энергетической эффективности функционирования систем теплоснабжения, но и снижает качество и надежность теплоснабжения потребителей. Таким образом, в связи с тем, что проблемы в коммунальном комплексе напрямую оказывают влияние на качество жизни населения, вопросы повышения энергоэффективности на объектах теплоснабжения являются актуальными и относятся к разряду социально значимых.
Существующая ситуация диктует необходимость проведения комплексной работы, во главе которой стоит оптимизация совокупности всех систем теплоснабжения на территории Удмуртской Республики, направленная на повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования всех звеньев энергетической системы: от источника до потребителя, а не только локальная замена отдельного оборудования и ремонтно-восстановительные работы на тепловых сетях.
По данным за 2022 год на территории Удмуртской Республики функционируют более 230 учреждений, частично или полностью финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
Доля объема потребляемых энергоресурсов бюджетными учреждениями в настоящее время составляет:
электрическая энергия - 99,5 процента;
тепловая энергия - 87,6 процента;
холодная вода - 95,8 процента;
горячая вода - 94,2 процента;
природный газ - 100,0 процента.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребляемые энергоресурсы подлежат учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В рамках реализации Программы к концу 2026 года планируется увеличить долю объемов потребляемых республиканскими бюджетными учреждениями энергоресурсов и воды, приобретаемых по показаниям узлов учета, до:
99,5 процента - электрическая энергия;
88,9 процента - тепловая энергия;
97,3 процента - холодная вода;
95,6 процента - горячая вода;
100,0 процента - природный газ.
По состоянию на 1 января 2023 года в Удмуртской Республике насчитывается всего 8 501 многоквартирных домов с общей площадью 37 101 тыс. м 2.
Основные проблемы в сфере жилищного фонда:
изношенность отдельных конструктивных элементов жилых зданий;
изношенность внутридомовых сетей и инженерного оборудования;
ресурсоёмкости жилищного фонда;
низкая степень учёта потребляемых энергоресурсов;
низкое качество эксплуатации жилых зданий и энергетических систем жилищного фонда;
устаревшие технические паспорта, отсутствие энергетических паспортов жилых зданий.
В рамках реализации Программы планируется увеличить оснащенность объектов жилого фонда приборным учетом потребляемых энергоресурсов и сократить удельное энергопотребление путем информирования населения о повышении культуры энергопотребления и способах энергосбережения, а также путем использования современных энергоэффективных материалов и технологий при проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов в рамках реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2014 года N 186 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике".
Освещение транспортных магистралей, жилых районов и пешеходных зон осуществляется с применением светодиодных и натриевых светильников. Доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения на территории Удмуртской Республики по данным за 2022 год составляет 68,6 процента.
В рамках реализации Программы планируется увеличить долю энергоэффективных источников света в системах уличного освещения до 77,8 процента.
Реализация мероприятий развития рынка газомоторного топлива в Удмуртской Республике направлена на увеличение объема потребления природного газа путем создания условий для приоритетного использования автотранспортными средствами природного газа в качестве моторного топлива в Удмуртской Республике, модернизацию и техническое перевооружение транспортных средств, в том числе общественного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб в Удмуртской Республике путем перевода на использование природного газа в качестве моторного топлива, на развитие газозаправочной инфраструктуры, стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие рынка газомоторного топлива.
В Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2023 года действуют пятнадцать автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС), в том числе: г. Ижевск - 3 единицы, г. Глазов - 2 единицы, г. Воткинск - 1 единица, г. Можга - 2 единицы, г. Сарапул - 1 единица, Воткинский район - 2 единицы, Завьяловский район - 2 единицы, п. Игра - 1 единица, Можгинский район - 1 единица.
На территории Удмуртской Республики эксплуатируется более 1 500 единиц транспортных средств, работающих на компримированном природном газе. Поставленная цель: увеличить количество переоборудованных транспортных средств к 2026 году до 2 620 единиц.
Реализация мероприятий, направленных на развитие рынка газомоторного топлива имеет социально-экономический, а также экологический эффект.
Транспорт является одним из основных источников вредных выбросов в окружающую среду. На него приходится около 40 процентов суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и порядка 10 процентов выбросов парниковых газов.
Использование природного газа в качестве моторного топлива, а также развитие газозаправочной инфраструктуры позволяет:
уменьшить себестоимость перевозок на 15 - 20 процентов за счет меньшей цены топлива;
снизить выбросы вредных веществ от транспорта в окружающую среду (оксидов серы и твердых частиц (сажи) - на 100 процентов, оксидов азота - на 76 процентов, углекислого газа - на 27 процентов);
повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств и техники специального назначения за счет использования более чистого топлива в 1,2 - 1,3 раза;
создать новые рабочие места;
привлечь дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет Удмуртской Республики;
привлечь внебюджетные инвестиции в развитие придорожного сервиса.
Реализация мероприятий развития зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта направлена на увеличение количества электротранспортных средств путем создания условий для их приоритетного использования в Удмуртской Республике, модернизацию и техническое перевооружение электротранспортных средств, стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта.
В Удмуртской Республике на сегодняшний день действуют тринадцать электрозарядных станций (далее - ЭЗС), из них: г. Ижевск - 12 единиц, Завьяловский район - 1 единица.
На территории Удмуртской Республики эксплуатируется порядка 400 единиц транспортных средств с автономным источником электрического питания. Поставленная цель: развитие электрозаправочной инфраструктуры и увеличение количества электрического автомобильного транспорта.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере энергоэффективности и развития энергетики определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р "Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года".
Основными направлениями государственной политики в сфере реализации Программы являются:
реализация потенциала сбережения и повышение энергетической эффективности на основе модернизации экономики;
обеспечение рационального использования энергетических ресурсов;
создание благоприятной экономической среды для развития энергетики;
повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей;
снижение выбросов от автотранспортных средств опасных загрязняющих веществ;
переход на использование экологически безопасных источников энергии.
В рамках указанных приоритетов будут реализованы меры:
по модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктур и ее развитие на новой технологической базе;
по инновационному развитию топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики;
по улучшению экологической обстановки в регионе и рациональному использованию природных ресурсов путем развития рынка газомоторного топлива;
по созданию благоприятных условий для развития секторов топливно-энергетического комплекса, коммунального хозяйства, а также рынка газомоторного топлива посредством развития механизмов государственной поддержки и государственно-частного партнерства.
В соответствии с заданными приоритетами определены следующие цели реализации Программы:
улучшение качества жизни населения путем создания условий для надежного и эффективного энергоснабжения Удмуртской Республики;
создание условий для транспортных средств и техники специального назначения на потребление природного газа в качестве моторного топлива в Удмуртской Республике;
создание условий для перехода транспортных средств на использование электрической энергии в качестве автономного источника питания.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения, поскольку:
затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы;
требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
Эффективным решением указанных задач будет являться реализация мероприятий с использованием энергоэффективных технологий в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики, промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сфере. Внедрение энергосберегающих технологий способствует повышению устойчивости во всех отраслях экономики, а также улучшению экологической ситуации, что приведет к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции.
В рамках реализации задачи по содействию инновационному развитию объектов энергетического комплекса во всех отраслях экономики ключевым инструментом должны стать механизмы государственной поддержки и государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций в реализацию энергоэффективных проектов.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Стратегические приоритеты Программы взаимосвязаны со стратегическими приоритетами и целями комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года N 1473 "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", а также государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".
Цель и задачи Программы соответствуют приоритетам государственной политики и вносят вклад в достижение стратегических целей и задач Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года", и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года".
Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", в которой предусмотрено улучшение качества городской среды в полтора раза. Для выполнения данного показателя необходим переход к рациональному использованию энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности на основе модернизации экономики.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере государственного управления
В целях достижения установленных приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены основные задачи, решение которых носит долгосрочный характер:
внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
повышение энергетической эффективности в различных отраслях региональной экономики;
стимулирование развития газозаправочной инфраструктуры;
стимулирование развития зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта на территории Удмуртской Республики.
С целью повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в регионе в целом, повышения качества предоставления коммунальных услуг необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации энергетического хозяйства, как у производителей, транспортировщиков, так и у потребителей энергоресурсов. Достижение поставленных целей возможно лишь в случае осуществления комплекса мероприятий, охватывающих все уровни жизнедеятельности республики, поскольку проблема энергосбережения является многоцелевой и долговременной. При этом для достижения как экономического, так и социального эффекта Программы необходим комплексный программно-целевой подход.
Для обеспечения надежного электроснабжения потребителей энергосистемы Удмуртской Республики, снятия сетевых ограничений по обеспечению потребительского спроса в максимально возможном объеме необходимо проведение ряда мероприятий по усилению электрических сетей, а также электросетевых объектов, планируемых к сооружению сетевыми компаниями и потребителями.
Повышение эксплуатационных характеристик объектов жилищного фонда и сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов объектами жилищного фонда предполагается осуществлять в рамках комплексного капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Удмуртской Республики, с применением энергоэффективных технологий и материалов, а также при строительстве энергоэффективного жилья, при возведении которого используются современные технологии, позволяющие сократить потребление энергоресурсов за счет конструктивных особенностей таких домов и уменьшить размер коммунальных платежей.
В целях решения задачи по созданию условий для приоритетного использования автотранспортными средствами природного газа в качестве моторного топлива планируется применение комплексного подхода к проблемам энергосбережения в транспортном комплексе, учитывающего интересы всех сторон, включая поставщиков газа, собственников АГНКС и потребителей этого вида топлива.
Для создания условий расширения использования транспортными средствами природного газа в качестве моторного топлива и обеспечения доступности АГНКС в рамках Программы планируется увеличение количества АГНКС до 23 единиц к 2026 году на территории Удмуртской Республики.
В рамках Программы комплекс мероприятий по переводу транспорта на природный газ планируется реализовывать в первую очередь в части общественного автомобильного транспорта. В перспективе перевод транспортных средств на использование природного газа планируется осуществить применительно к транспорту дорожно-коммунальных служб и сельскохозяйственной технике.
В целях развития зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта разработан механизм направленный на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, реализуемый в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".
В 2024 году на территории Удмуртской Республики запланировано строительство 40 ЭЗС.
Реализация мероприятия, направленного на развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей, имеет социально-экономический и экологический эффекты, так как электромобили:
не загрязняют атмосферу;
выгодны в эксплуатации;
доступны льготы от государства;
современные и бесшумные;
комфорт и динамика езды;
безопасность для пассажиров.
Кроме того, необходимо обеспечить информационно-аналитическую поддержку энергосбережения. Такую поддержку должна обеспечить государственная информационная система Удмуртской Республики "Система автоматизации процессов управления и учета энергопотребления, энергосбережения и энергоэффективности Удмуртской Республики - региональный сегмент государственной информационной системы "Энергоэффективность".
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создана и функционирует в целях создания технологической инфраструктуры для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, комплексной интеграции информационных потоков, бизнес-процессов, программных и технических средств, и предназначена для предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди населения позволят сформировать энергоэффективное поведение граждан и обеспечат информацией о новейших энергоэффективных технологиях и оборудовании.
Реализация мероприятий Программы позволит значительно повысить уровень энергетической эффективности, необходимый для достижения темпов роста экономики.
Общий вклад Программы в экономическое развитие Удмуртской Республики заключается в повышении конкурентоспособности регионального продукта, достигаемой за счет снижения его энергоемкости. Кроме того, за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности будут созданы дополнительные условия для финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики республики, повышения качества жизни населения.
II. Предоставление субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике в рамках государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках реализации государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" приведены в приложении к Программе.
Приложение
к государственной программе
"Энергоэффективность и развитие
энергетики в Удмуртской Республике"
Правила
предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках реализации государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
1. Настоящие Правила устанавливают порядок, условия предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий (отдельных мероприятий) муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках реализации государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" (далее соответственно - субсидии, муниципальные образования, муниципальные программы, государственная программа).
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий муниципальных программ, предусматривающих реализацию мероприятий в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
3. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования выражается в процентах, определяется с применением единого для всех муниципальных образований предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования и составляет 99 процентов.
4. Субсидии предоставляются из бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Министерство) законом о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке.
5. Условиями предоставления субсидии являются:
1) наличие муниципальных правовых актов, в результате принятия которых возникли расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
2) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством и органом местного самоуправления муниципального образования (далее - Соглашение) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
3) соблюдение уровня софинансирования, установленного Соглашением, при расходовании субсидии;
4) обязательство муниципального образования по достижению результатов использования субсидии;
5) отсутствие факта нецелевого использования в предыдущем финансовом году субсидии, предоставленной муниципальному образованию на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
6) назначение в муниципальном образовании ответственного лица в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
7) обязательство муниципального образования по возврату средств субсидии при нарушении обязательств по достижению значений результатов использования субсидии и по соблюдению уровня софинансирования расходного обязательства в соответствии с пунктами 32 и 40 настоящих Правил.
6. Уполномоченный орган муниципального образования (далее - уполномоченный орган) представляет до 1 мая текущего года в Министерство заявку на получение субсидии бюджетом муниципального образования на реализацию мероприятий (отдельных мероприятий) муниципальной программы на следующий финансовый год (далее - заявка) согласно форме, утвержденной приказом Министерства, с приложением следующих документов:
1) копии муниципальной программы, заверенной уполномоченным лицом муниципального образования;
2) выписки из решения о бюджете муниципального образования, подтверждающей наличие бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в следующем финансовом году, заверенной уполномоченным лицом муниципального образования;
3) перечня мероприятий муниципальной программы, предлагаемых к реализации за счет субсидии, по форме, утвержденной приказом Министерства;
4) перечня результатов использования субсидии по форме, утвержденной приказом Министерства.
7. Заявка предоставляется уполномоченному лицу Министерства для рассмотрения в соответствии с требованиями пункта 6 настоящих Правил.
8. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидии (далее - критерий отбора) является наличие муниципальной программы, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации.
9. Уполномоченное лицо Министерства, осуществляющее прием документов (копий документов), отказывает заявителю в приеме документов (копий документов) в случаях:
1) непредставления (представления не в полном объеме) документов (копий документов), указанных в пункте 6 настоящих Правил;
2) представления документов (копий документов) за пределами срока, установленного пунктом 6 настоящих Правил;
3) несоблюдения требований к оформлению документов, установленных в пункте 6 настоящих Правил.
10. Отказ в приеме документов (копий документов), представленных муниципальным образованием в Министерство, оформляется в письменной форме и направляется муниципальному образованию в течение 7 рабочих дней со дня представления документов (копий документов) уполномоченному лицу Министерства с указанием причин отказа.
11. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в приеме документов, муниципальное образование вправе повторно обратиться в Министерство для получения субсидии, но не позднее срока, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.
12. Министерство в течение 20 рабочих дней со дня окончания приема заявок, установленного пунктом 6 настоящих Правил, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, которое утверждается приказом Министерства.
13. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии являются:
1) представление недостоверных сведений и (или) документов, содержащих недостоверные сведения;
2) несоблюдение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 5 настоящих Правил;
3) нарушение условий предоставления субсидии, допущенное в отчетном финансовом году;
4) несоответствие муниципального образования критерию отбора, предусмотренному пунктом 8 настоящих Правил.
14. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство письменно информирует об этом уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия данного решения.
15. На основании принятых решений о предоставлении субсидии, с учетом решения Координационного совета по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики, созданного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 18 июля 2011 года N 563-р, Министерство производит расчет распределения субсидий между муниципальными образованиями.
Распределение субсидий включается в заявку Министерства при формировании проекта бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
16. Субсидии могут быть направлены на реализацию мероприятий муниципальных программ, предусматривающих:
1) разработку и (или) ежегодную актуализацию схем теплоснабжения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
2) разработку и (или) актуализацию схем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
3) организацию выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), постановку в установленном порядке на учет и признание права муниципальной собственности на них, а также организацию управления такими объектами с момента их выявления, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов;
4) восстановление и устройство сетей уличного освещения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
5) создание информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
6) реализацию энергоэффективных технических мероприятий (иных мероприятий) в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике;
7) реализацию проектов в области электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и поддержку отдельных категорий потребителей;
8) разработку и (или) актуализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
17. Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями на реализацию мероприятий муниципальных программ:
1) на разработку и (или) ежегодную актуализацию схем теплоснабжения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
2) на разработку и (или) актуализацию схем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
3) на мероприятие по организации выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), постановке в установленном порядке на учет и признанию права муниципальной собственности на них, а также по организации управления такими объектами с момента их выявления, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
4) на реализацию мероприятий по восстановлению и устройству сетей уличного освещения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
5) на создание информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
6) на реализацию энергоэффективных технических мероприятий (иных мероприятий) в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике, - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
7) на реализацию проектов в области электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - исходя из необходимости достижения показателей государственной программы, в целях реализации которой предоставляется субсидия; на поддержку отдельным категориям потребителей - пропорционально заявленному количеству приборов учета топливно-энергетических ресурсов к общему количеству приборов учета в муниципальных образованиях, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии;
8) на разработку и (или) актуализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию.
18. Муниципальные образования представляют в Министерство отчетность об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, о достижении значений результатов использования субсидии по форме, установленной Министерством, с приложением подтверждающих документов в следующие сроки:
за полугодие - до 20 июля текущего года;
за год - до 1 марта года, следующего за отчетным годом, с предоставлением оригинала отчета.
19. Оценка эффективности предоставления субсидий на реализацию мероприятий муниципальных программ (далее - оценка) осуществляется Министерством по итогам годового отчета.
Оценка осуществляется на основе отчетности муниципальных образований путем сопоставления плановых значений результатов использования субсидии, предусмотренных Соглашением, и их фактических значений, достигнутых по итогам отчетного периода.
20. Перечень подтверждающих документов, представляемых муниципальным образованием в Министерство, на основании которых определяются фактические значения результатов использования субсидии за отчетный период, устанавливается Соглашением.
Внесение в Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также продление сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, когда выполнение условий предоставления субсидий оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
21. Уровень достижения значения i-го результата использования субсидии, достигнутого муниципальным образованием по j-му мероприятию (Э ji), определяется по следующей формуле:
Э ji = T ji / S ji,
где:
T ji - фактически достигнутое значение i-го результатов использования субсидии j-го мероприятия;
S ji - планируемое значение i-го результатов использования субсидии j-го мероприятия, установленное Соглашением.
22. Результаты использования субсидии определяются в зависимости от мероприятия, на которое предусматривается софинансирование расходного обязательства муниципального образования:
1) при реализации мероприятия по разработке и (или) ежегодной актуализации схем теплоснабжения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - количество разработанных и (или) актуализированных схем теплоснабжения (ед.);
2) при реализации мероприятия по разработке и (или) актуализации схем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - количество разработанных и (или) актуализированных схем водоснабжения и водоотведения (ед.);
3) при реализации мероприятия по организации выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), постановке в установленном порядке на учет и признанию права муниципальной собственности на них, а также по организации управления такими объектами с момента их выявления, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов - количество объектов, в отношении которых разработана документация для постановки их на учет (ед.), количество объектов, поставленных на учет (ед.);
4) при реализации мероприятия по восстановлению и устройству сетей уличного освещения в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - количество замен опор линий электропередачи, неизолированных проводов на самонесущий изолированный провод, светильников на энергоэффективные (шт., км), количество установленных и замененных узлов учета на уличное освещение (шт.); установка шкафов автоматизированной системы управления наружным освещением (ед.);
5) при реализации мероприятия по созданию информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике - количество бюджетных учреждений в муниципальном образовании, подключенных в отчетном периоде к системе автоматизированного сбора данных с приборов учета потребляемых энергоресурсов (ед.);
6) при реализации энергоэффективных технических мероприятий (иных мероприятий) в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике - объем выполненных работ по мероприятиям, направленным на энергосбережение и повышение энергоэффективности (ед., шт., м 2);
7) при реализации проектов в области электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и на поддержку отдельных категорий потребителей в муниципальном образовании - экономия топливно-энергетических ресурсов по соответствующему виду энергоресурсов, количество выполненных проектно-изыскательских работ или количество установленного оборудования (Гкал, кВт.ч, м 3, шт., км, ед.);
8) при разработке и (или) актуализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - количество разработанных и (или) актуализированных муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ед.).
23. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого будет осуществляться (осуществляется) за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера субсидии и не является основанием для изменения условий Соглашения, определяющих уровень софинансирования.
24. На основании распределения субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Удмуртской Республики, утвержденного законом о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период, Министерство заключает с администрациями муниципальных образований Соглашения, содержание которых установлено пунктом 27 настоящих Правил.
25. Соглашения заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Удмуртской Республики, в государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики". В случае отсутствия технической возможности заключения Соглашений в государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики" Соглашения заключаются на бумажном носителе.
26. Заключение Соглашений осуществляется до 15 февраля очередного финансового года, за исключением Соглашений, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом Удмуртской Республики о внесении изменений в закон Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период, и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона Удмуртской Республики.
Соглашения заключаются на срок, не превышающий срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Заключение Соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных постановлениями Правительства Удмуртской Республики, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
27. Соглашение должно содержать в том числе:
1) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального образования, размер расходного обязательства муниципального образования;
2) уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из бюджета Удмуртской Республики (далее - уровень софинансирования расходного обязательства), выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
3) обязательства муниципального образования по соблюдению уровня софинансирования расходного обязательства;
4) результаты использования субсидии, а также их значения;
5) обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидий;
6) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, о достижении значений результатов использования субсидии;
7) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных Соглашением;
8) порядок внесения изменений в Соглашение, а также случаи и порядок досрочного прекращения Соглашения;
9) обязательства муниципального образования по возврату средств из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики в соответствии с пунктами 32 и 40 настоящих Правил;
10) ответственность сторон за нарушение обязательств, предусмотренных Соглашением;
11) условие о вступлении в силу Соглашения.
28. Основаниями для внесения изменений в Соглашение являются:
1) внесение изменений в закон Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период и (или) в правовой акт Правительства Удмуртской Республики, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии;
2) сокращение размера субсидии по причине сокращения размера средств, необходимых для достижения целей предоставления субсидии (в том числе сокращение начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведенных торгов).
29. В случаях внесения изменений в Соглашение по основаниям, предусмотренным пунктом 28 настоящих Правил, субсидия предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования расходного обязательства, предусмотренного соответствующим Соглашением.
30. Заключение Соглашения или внесение в заключенное Соглашение изменений, предусматривающих превышение предельного уровня софинансирования, утвержденного Правительством Удмуртской Республики в составе порядка предоставления и распределения субсидий, не допускается.
31. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориального органа федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований.
32. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 27 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики (далее - объем средств, подлежащих возврату) в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата1 ), рассчитывается по формуле:
V возврата1=V субсидииkm / n,
где:
V субсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования для софинансирования соответствующего расходного обязательства муниципального образования в отчетном финансовом году;
k - коэффициент возврата субсидии;
m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования субсидии.
При расчете объема средств, подлежащих возврату, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования (V субсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором средств бюджета Удмуртской Республики (далее - возвращенный остаток субсидий).
Коэффициент возврата субсидии (k) рассчитывается по формуле:
k = SUM D i / m,
где:
D i - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии (D i), определяется по следующей формуле:
D i = 1 - T i / S i,
где:
T i - фактически достигнутое значение i-го результата использования субсидии на отчетную дату;
S i - плановое значение i-го результата использования субсидии, установленное Соглашением.
33. Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, ставших причиной неисполнения (препятствующих исполнению) соответствующих обязательств (стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон Соглашения, обстоятельства).
34. Для рассмотрения вопроса об освобождении муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил, муниципальное образование в срок не позднее 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, направляет в адрес Министерства обращение об освобождении от применения мер ответственности (далее - обращение) с указанием:
1) причин неисполнения обязательств, предусмотренных Соглашением (с приложением документа, подтверждающего обстоятельства непреодолимой силы, ставшие причиной неисполнения (препятствующие исполнению) обязательств);
2) информации о предпринятых (предпринимаемых) мерах по устранению нарушений.
35. Обращение рассматривается Министерством не более 7 рабочих дней. По результатам рассмотрения обращения Министерством подготавливается заключение, которое:
1) подтверждает (не подтверждает) тот факт, что наступление обстоятельств непреодолимой силы стало причиной неисполнения либо препятствует исполнению муниципальным образованием обязательств, предусмотренных Соглашением;
2) содержит информацию о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением (не позднее 1 сентября года, следующего за годом предоставления субсидии), и достаточности мер, предпринятых (предпринимаемых) для устранения такого нарушения;
3) содержит вывод о наличии (отсутствии) оснований для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил.
36. При наличии оснований для применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил, и (или) при наличии заключения, содержащего вывод об отсутствии оснований для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил, Министерством не позднее 10 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, направляется в муниципальное образование требование по возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил, с указанием сумм, сроков и счетов для возврата (далее - требование по возврату).
37. В случае полного или частичного не перечисления сумм, указанных в требовании по возврату, в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока, установленного пунктом 32 настоящих Правил, Министерство принимает меры для их принудительного взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
38. В случае если в заключении содержится вывод о наличии оснований для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил, и (или) о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, Министерство не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, издает правовой акт об освобождении муниципального образования от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил, и (или) о продлении срока устранения нарушения обязательств.
39. В случае если правовым актом, указанным в пункте 38 настоящих Правил, предусмотрено продление срока устранения нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, и в установленный правовым актом срок они не устранены, средства субсидии в объеме, предусмотренном пунктом 32 настоящих Правил, подлежат возврату в бюджет Удмуртской Республики в течение одного месяца по истечении установленного срока. В случае если средства субсидии не возвращены в бюджет Удмуртской Республики в установленный срок, в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока Министерство принимает меры для их принудительного взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
40. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом 3 пункта 27 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата 2 ), рассчитывается по формуле:
V возврата 2=V субсидии / У100%-V расх.,
где:
V субсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования для софинансирования соответствующего расходного обязательства муниципального образования в отчетном финансовом году;
У - уровень софинансирования соответствующего расходного обязательства муниципального образования, установленный Соглашением (в процентах);
V pacx . - размер произведенных расходов по соответствующему расходному обязательству муниципального образования.
При расчете объема средств, подлежащих возврату, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования (Vсубсидии), не учитывается возвращенный остаток субсидий.
41. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. В случае нецелевого использования субсидии муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
42. Субсидии, использованные не по целевому назначению либо с нарушением условий их предоставления и расходования, подлежат возврату в бюджет Удмуртской Республики в следующем порядке:
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет администрации муниципального образования письменное уведомление о возврате суммы предоставленной субсидии;
администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного уведомления обязана перечислить указанные средства в бюджет Удмуртской Республики. В случае неперечисления средств в указанный срок Министерство принимает меры для принудительного взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
43. Ответственность за нецелевое использование, несоблюдение условий предоставления и расходования субсидий, установленные настоящими Правилами и Соглашениями, а также за достоверность представленных в Министерство документов и отчетов возлагается на муниципальные образования.
44. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством.
45. Государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики, а также за соблюдением Соглашений и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются субсидии, осуществляется Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики и Министерством финансов Удмуртской Республики.
46. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидии подлежат возврату в доход бюджета Удмуртской Республики в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
47. В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход бюджета Удмуртской Республики, он подлежит взысканию в доход бюджета Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном Министерством финансов Удмуртской Республики, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
48. В соответствии с решением главного администратора средств бюджета Удмуртской Республики о наличии потребности в субсидии, не использованной в отчетном финансовом году, согласованным с Министерством финансов Удмуртской Республики в определяемом им порядке, средства в объеме, не превышающем остатка субсидии, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии, в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.
В Соглашение могут быть внесены изменения в части уточнения (уменьшения) значений результатов использования субсидий и корректировки графика в отчетном финансовом году с соответствующим уточнением (увеличением) значений результатов использования субсидии и корректировкой указанного графика в текущем финансовом году.
Изменения, внесенные в Соглашение в соответствии настоящим пунктом, не учитываются при применении мер ответственности, предусмотренных пунктами 32, 40 настоящих Правил.
49. Экономия средств субсидии, образовавшаяся после выполнения муниципальным образованием мероприятий (отдельных мероприятий) муниципальных программ, на реализацию которых была предоставлена субсидия, может быть направлена на реализацию иных мероприятий (отдельных мероприятий) муниципальных программ, включенных в заявку муниципального образования на текущий год, при условии внесения соответствующих изменений в Соглашение. При этом сумма, направленная на реализацию иных мероприятий (отдельных мероприятий), не должна превышать суммы, указанной в заявке на текущий год.
Министерство с учетом решения Координационного совета по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики принимает решение о возможности использования образовавшейся суммы экономии на мероприятия (отдельные мероприятия), указанные в заявке муниципального образования на текущий год, и письменно информирует об этом муниципальное образование в течение 7 рабочих дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана государственная программа, направленная на усовершенствование отрасли энергетики в Удмуртской Республике.
Энергосбережение и энергоэффективность является одним из приоритетных направлений государственной политики в области топливно-энергетического комплекса Удмуртской Республики.
Выделяются основные направления: обеспечение рационального использования энергетических ресурсов; создание благоприятной экономической среды для развития энергетики; повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей; снижение выбросов от автотранспортных средств; переход на использование экологически безопасных источников энергии.
В рамках указанных приоритетов предполагается реализовать меры по модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктур, по инновационному развитию жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики, по улучшению экологической обстановки в регионе.
Реализация мероприятий программы позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, увеличить долю энергоэффективных источников света в системах уличного освещения до 77,8 %, увеличить количество транспортных средств, работающих на природном газе, количество электрического автомобильного транспорта.
Бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике будут предоставляться субсидии на реализацию мероприятий программы.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 ноября 2023 г. N 743 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) 15 ноября 2023 г. N 05151120232114
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2023 г. N 1800202311220004