г. Краснодар |
|
14 апреля 2021 г. |
Дело N А32-53877/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г. при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар"" (ИНН 2357005456, ОГРН 1042331957183) - Мирошниченко Е.В. (доверенность от 11.01.2021), от ответчиков: муниципального унитарного предприятия "Успенский водоканал" муниципального образования Успенский район (ИНН 2372006937, ОГРН 1132372004093) - Баскаль И.В. (доверенность от 12.01.2021), администрации муниципального образования Успенский район (ИНН 2357003709, ОГРН 1032331955083) - Артюховой Д.А. (доверенность от 13.01.2021), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента имущественных отношений Краснодарского края - Гончаровой Я.В. (доверенность от 12.12.2020), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Убеженского сельского поселения Успенского района Краснодарского края, Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Успенский водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А32-53877/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Успенский водоканал" муниципального образования Успенский район (далее - предприятие) о понуждении к освобождению части площадью 1594 кв. м земельного участка площадью 211 040 кв. м с кадастровым номером 23:34:0101000:615, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, в границах земель ЗАО "Колос", участок 124, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:615, его часть) от твердых коммунальных отходов и прекращению их размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:615.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Успенский район (далее - администрация района), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Убеженского сельского поселения Успенского района Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - администрация поселения, департамент, управление Россельхознадзора).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020, иск к предприятию удовлетворен, в удовлетворении иска к администрации района отказано. Судебные акты мотивированы следующим. На земельном участке площадью 49 001 кв. м с кадастровым номером 23:34:0101000:642, расположенном по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Убеженское сельское поселение, относящемся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с разрешенным использованием под свалкой (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:642) предприятие осуществляет эксплуатацию полигона твердых коммунальных отходов. В результате такой эксплуатации нарушены границы земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615, часть которого занята твердыми коммунальными отходами. Предприятие неправомерно разместило твердые коммунальные отходы на части земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615, арендуемом обществом, не обеспечило четкое определение границ полигона твердых коммунальных отходов, не исключило перемещение последних на смежные земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:615. Наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков не доказано. В непосредственной близости от границ земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615 в оборудованном ограждении полигона имеется разрыв. Предприятие ненадлежащим образом осуществляет контроль за полигоном, не обеспечивает целостность и непрерывность его границ. Единственный контролируемый въезд (шлагбаум) расположен за границами земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:642.
Предприятие обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:642 предоставлен предприятию для размещения на полигоне твердых коммунальных отходов. На земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:615 предприятием вывоз твердых коммунальных отходов не производился. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:34:0101000:615, 23:34:0101000:642 имеют общую границу. Въезд на земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:642 регулируется шлагбаумом с механическим креплением.
Въезд на земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:615 не ограничен.
На территории последнего имеется дорога общего пользования. Решением Успенского районного суда Краснодарского края от 26.03.2020 по делу N 2-4/2020 открытое акционерное общество "Марьинское" присуждено к осуществлению уборки обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1366 в составе единого землепользования 23:34:0101000:1171, к ликвидации свалки и очистки земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171 от бытовых и строительных отходов. Попадание мусора на земельные участки с кадастровым номером 23:34:0101000:615, 23:34:0101000:642 произошло в связи с прохождением между ними дороги общего пользования. Зафиксирована несанкционированная выгрузка мусора обществом с ограниченной ответственностью агрокомплекс "Успенский". Решение суда общей юрисдикции не исполнено, что повлекло распространение бытовых и строительных отходов на смежные участки.
В отзывах на кассационную жалобу общество и департамент указывают на необоснованность ее доводов, отсутствие достоверных доказательств размещения иными лицами твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:615.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:615, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, по договору от 17.06.2015 N 8834000327 предоставлен в аренду обществу. Государственная регистрация договора аренды осуществлена 24.08.2015 (запись с номером регистрации 23-23/003-23/003/801/2015-314). В состав земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615 входят 80,1 га пашни, 111,34 га пастбищ, 5 га многолетних насаждений, 7 га лесополос, 2 га дорог, 3,5 га каналов и 2,1 га других видов угодий.
Общество, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, использует земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:615 по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, принимает меры по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, что подтверждено актами осмотра, составленными специалистами государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль". Общество осуществляло агрохимическое обследование находящихся в пользовании земельных участков и на основании полученных данных вносило изменения в существующую схему внесения удобрений, не допускало зарастание земельного участка древесно-кустарниковой растительностью, принимало меры по сохранению лесополос, соблюдало севооборот.
При обследовании в июле 2019 года пастбища в составе земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615 выявлено его засорение твердыми коммунальными отходами со стороны земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:642. Земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:642 постановлением администрации поселения от 17.10.2016 N 254 закреплен за предприятием на праве постоянного (бессрочного) пользования. На земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:642 размещен полигон твердых коммунальных отходов (с кадастровым номером 23:34:0101000:2191), переданный администрацией района в хозяйственное ведение предприятию по договору от 15.07.2018 N 28.
Технические решения и сооружения, обеспечивающие защиту окружающей среды от негативного воздействия объектов размещения отходов и предотвращающие распространение отходов на близлежащие территории, предприятием как владельцем полигона не обеспечены. Полигон распространился на соседний земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:615, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кадастровым инженером площадь свалки на территории земельного участка 23:34:0101000:615 определена равной 1594 кв. м, выявлено наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:615 таблички с информацией о принадлежности территории предприятию и недопустимости (запрете) свалки мусора. Схематическое расположение свалки на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:615 отражено на соответствующем чертеже.
На приобщенных к заключению кадастрового инженера снимках отражено распространение полигона твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:642 на часть земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615. Данное обстоятельство явилось следствием отсутствия у полигона четко определенных границ.
Общество 21.08.2019 обратилось к предприятию с требованием об устранении допущенных нарушений, приводящих к ухудшению качества земли и создающих препятствия для использования по целевому назначению всей площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615, об освобождении его части. Требования общества оставлены без удовлетворения.
Решением Успенского районного суда Краснодарского края от 11.02.2020 по иску прокурора Успенского района на предприятие возложена обязанность по исключению размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:642 в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обработке и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов. Предприятию запрещено эксплуатировать действующий объект размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:642 до его включения в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих предусмотренной законодательством документации.
Предприятие представило акт осмотра от 12.11.2020, в котором указано на уклонение представителя общества от участия в совместном осмотре, наличие по всему периметру полигона защитного рва и вала с разрывом в месте обустройства въезда на территорию полигона по единственной дороге с дополнительным шлагбаумом.
На территории общества имеется необорудованная дорога к полигону. Акт подписан обществом с особым мнением. Последнее выражено в составленном представителями общества и государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" акте и заключается в отсутствии каких-либо ограждений на расстоянии более 50 м между земельными участками общества и предприятия, использовании разрыва защитных ограждений для въезда на территорию полигона, отсутствии дорог со стороны земельного участка общества.
В дополнительном заключении кадастрового инженера указано на отсутствие между земельными участками с кадастровыми номерами 23:34:0101000:642, 23:34:0101000:615 каких-либо ограждений, окопки и обваловки. На земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:615 отсутствуют полевые дороги, обеспечивающие доступ к полигону. Используемый предприятием шлагбаум расположен за границами земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:642.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения. Названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса). Нарушенное право на земельный участок в случае его самовольного занятия подлежит восстановлению (пункт 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс) путем понуждения решением суда лица, виновного в нарушении, к сносу незаконно возведенных строений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств (часть 2 статьи 62 Земельного кодекса).
В пунктах 45 и 47 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснены условия удовлетворения негаторного иска. Истец должен доказать наличие у него титула на имущество или иного законного основания владения и пользования им, нахождение имущества в фактическом владении заявителя на момент подачи иска, нарушение его права собственности (иного законного основания владения, пользования) на имущество действиями ответчика, не связанными с лишением владения. Такие действия ответчика должны носить противоправный характер и продолжаться на момент предъявления иска. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца. Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности права собственности или иного вещного права у истца, наличия препятствий в осуществлении прав собственности или владения имуществом, чинения этих препятствий именно ответчиком. Чинимые ответчиком препятствия должны носить реальный, а не мнимый характер.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15).
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицам, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, вменено в обязанность проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункты 3. 7 статьи 12). Лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке, хранить и представлять соответствующую отчетность (пункты 1, 2, 3 статьи 19).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 утверждены правила СП 2.1.7.1038-01, требования которых являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов (пункт 1.2). Согласно пункту 2.1 указанных правил, полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. По периметру всей границы полигона твердых бытовых отходов устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной 2 м или вал высотой не более 2 м (пункт 4.4).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:34:0101000:615, 23:34:0101000:642 являются смежными. Расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:642 полигон не оборудован средствами, предотвращающими распространение твердых коммунальных отходов на смежные территории. Утилизируемые предприятием на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:642 твердые коммунальные отходы в отсутствие законных оснований частично размещены на части арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615. Доказательства их размещения на части земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:615 иными лицами в деле отсутствуют. Общество вправе требовать от предприятия устранения препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 23:34:0101000:615 путем понуждения к освобождению его части от твердых коммунальных отходов и прекращению их размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0101000:615
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А32-53877/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 утверждены правила СП 2.1.7.1038-01, требования которых являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов (пункт 1.2). Согласно пункту 2.1 указанных правил, полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. По периметру всей границы полигона твердых бытовых отходов устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной 2 м или вал высотой не более 2 м (пункт 4.4).
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф08-2095/21 по делу N А32-53877/2019