Правомерно ли привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие самоклеящихся пломб в рамках эксперимента, утвержденного Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (протокол от 18.04.2002 N 2/67-2002) в городах Москве и Санкт-Петербурге?
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусмотрено, что наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к ККТ, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение) не допускаются к применению ККТ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания (далее - ЦТО), отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККТ, поскольку наличие на ККТ пломбы ЦТО является обязательным условием допуска ККТ к применению.
В соответствии с п. 7 Положения в организациях допускается применение только исправных ККТ.
Нарушение требований части первой п. 7 Положения является основанием для применения административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - Комиссия) (протокол от 18.04.02 N 2/67-2002) определено, что до 1 января 2004 года в городах Москве и Санкт-Петербурге разрешено использование дополнительных самоклеящихся пломб на ККТ. Протоколом от 19.12.2002 N 7/72-2002 утверждена форма дополнительной самоклеящейся пломбы. Пломба соответствует ГОСТ N 18667-73 (пломбы, конструкции и размеры).
Согласно п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 903 "О Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" решения Комиссии, принятые по вопросам, входящим в ее компетенцию, являются обязательными для всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также для всех организаций и предприятий.
Вместе с тем письмом Московской Гильдии центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин и весоизмерительной техники руководителям ЦТО г. Москвы сообщено, что вышеназванные дополнительные самоклеящиеся пломбы на II квартал 2003 года по состоянию на 15 мая в Московской Гильдии отсутствуют. Новая партия пломб заказана на III квартал 2003 года.
Согласно части 1 ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 вышеназванной статьи КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП.
В соответствии с частью 3 указанной статьи КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Следовательно, в случае выявления должностными лицами налоговых органов на ККТ, принадлежащих организациям (индивидуальным предпринимателям), отсутствия вышеуказанных самоклеящихся пломб по причине отсутствия названных пломб у ЦТО и подтверждения данного факта ЦТО, в действиях должностных лиц организаций (индивидуальных предпринимателей) отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП.
Также, согласно ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 11-10/33107 от 23 июня 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1