Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
городского округа Протвино
Московской области
от 10.11.2023 N 1144
Положение
о функционировании муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров городского округа Протвино Московской области
I. Общие положения
Положение о создании единой муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение МС НМС, МС НМС) определяет методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Положение МС НМС отражает два ключевых этапа организационно-методического сопровождения МС НМС: этап создания и становления МС НМС (2019 - 2021 годы) и этап развития МС НМС (2022 - 2024 годы).
Положение МС НМС отражает преемственность методологических, содержательных и организационных основ формирования единого пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров городского округа Протвино Московской области.
II. Методологические основания и ключевые итоги создания МС НМС
Актуальность создания МС НМС в 2019 - 2021 годах была обусловлена комплексом проблем, сложившихся в области научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
К числу наиболее существенных проблем, зафиксированных на момент формирования МС НМС, отнесены:
- отсутствие на территории городского округа Протвино Московской области единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- отсутствие единого подхода к организации деятельности методической службы на муниципальном уровне;
- невыполнение методической службой функций ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования;
- отсутствие научной составляющей методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров и связи между научными исследованиями и реальной педагогической и управленческой практикой;
- отсутствие принципа персонификации дополнительных профессиональных программ (далее - программы ДПО), механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и профессиональных дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
- "сопротивление" педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций обновлению методов обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности в сфере образования;
- отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров.
Целью создания МС НМС в 2019 - 2021 годах явилось формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
Методологической основой создания МС НМС выступили следующие подходы:
- системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
- личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Принципы создания МС НМС:
соответствие деятельности МС НМС приоритетным задачам в сфере образования;
- активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- совместное планирование и принятие решений на муниципальном уровне, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
- ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования.
Комплексная - методологическая, содержательная и организационная - трансформация системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, начатая с момента создания МС НМС, осуществлялась по трем ключевым направлениям:
- формирование механизмов управления инфраструктурами научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- актуализация содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- развитие кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования.
Комплекс первоочередных мероприятий в рамках указанных направлений позволил достичь следующих наиболее значимых результатов на этапе институционального и функционального оформления МС НМС:
- на территории городского округа Протвино Московской области формируется единое научно-методическое пространство сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, состоящее из субъектов научно-методической деятельности муниципального уровня и уровня образовательного учреждения;
- реализован комплекс адресных программ дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) для педагогических работников и управленческих кадров (включая управленческие команды) по ведущим тематикам и флагманским направлениям развития государственной образовательной политики, например: проект "Школа Министерства просвещения России", внедрение обновленных ФГОС, развитие функциональной грамотности, цифровизация образования, совершенствование предметных и методических компетенций, актуальные вопросы деятельности классных руководителей, педагогическое наставничество и т.д.;
- проводится диагностика предметных и методических компетенций педагогических работников.
Таким образом, предшествующий этап формирования МС НМС свидетельствует о создании системы условий, необходимых для эффективного адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии их профессионального мастерства.
III. Структура и функциональная нагрузка субъектов МС НМС
В составе МС НМС выделяются субъекты различных уровней.
Региональный методический актив.
Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательном учреждении, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
- тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
- методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
- оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческие кадры:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
- реализуют программы наставничества педагогических работников.
Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на различных уровнях, обеспечивается единством целей МС НМС. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом муниципальной системы образования.
Отдел образования Администрации городского округа Протвино Московской области, городские методические объединения, муниципальная методическая служба (при наличии), школьные методические объединения включаются в МС НМС в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.
На уровне образовательной организации методическое сопровождение педагогических работников осуществляют имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, кафедры, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.
IV. Актуальные вызовы и целевые ориентиры развития МС НМС
Важнейшим элементом МС НМС является учитель, обладающий ключевыми и профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями и вовлеченный в активный процесс поддержания функционирования и развития образовательной экосистемы.
Полноценной интеграции учителя в образовательную экосистему в настоящий момент препятствуют в том числе профессиональные дефициты. В ходе процедур региональной и федеральной оценки профессиональных компетентностей было определено, что 30% педагогов имеют предметные дефициты, 42% - метапредметные, 62% - методические. Создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов в рамках функционирования национальной системы профессионального роста педагогических работников - одна из приоритетных задач всей муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогов в целом.
Весомым ресурсом, обеспечивающим профессиональный рост учителя, являются городские методические объединения, практика создания и функционирования которых требует государственной и общественной поддержки, а также современного подхода, учитывающего изменения профессионального портрета учителя настоящего, для становления учителя будущего в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. На основе результатов опроса педагогов определено, что только 60% педагогов принимают участие в деятельности профессиональных сообществ, не получая ответы на свои профессиональные вопросы и путей решения актуальных вопросов предметных и методических дефицитов.
Важно отметить повышение роли формирования функциональной грамотности. При этом необходимо понимать, что педагог не может научить ученика тому, чем сам не обладает. В 2020 году проводилось региональное исследование уровня сформированности функциональной грамотности у педагогов, преподающих на уровне основного общего образования. Данные определили, что только 12,5% педагогов обладают базовым, повышенным и высоким уровнем функциональной грамотности. По итогам повторного мониторинга в декабре 2021 года уровень повысился до 62,3%, что свидетельствует о результатах целенаправленной деятельности по повышению уровня развития функциональной грамотности у педагогов.
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин "качество образования" нормативно закреплен в Федеральным законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования, включающая на федеральном уровне целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации:
- единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ);
- основной государственный экзамен (далее - ОГЭ);
- национальные исследования качества образования (далее - НИКО);
- всероссийские проверочные работы (далее - ВПР);
- всероссийские сравнительные исследования качества образования.
На региональном уровне этот комплекс дополняется централизованным мониторингом по достижению обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в форме региональных диагностических работ (предметных и метапредметных), состав и содержание которых ежегодно определяется в соответствии с приоритетными целями и задачами системы образования Московской области и утверждается распорядительным актом Министерства образования Московской области.
Оценку знаний обучающихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей и оценка деятельности руководителей образовательных организаций.
Практика проведения оценочных и диагностических процедур в системе образования городского округа Протвино Московской области позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей и руководителей.
Важнейшим стратегическим направлением развития муниципальной системы оценки качества образования является обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования.
В условиях, когда количество обязательных оценочных процедур практически достигло максимума, переход к методологии управления качеством образования возможен при смещении акцента на обеспечение объективности и достоверности информации, полученной в ходе оценочных процедур, и системное использование всех результатов оценочных процедур для эффективного управления качеством образования на всех уровнях. Это значит, что система образования по итогам разных оценочных процедур должна располагать механизмами, которые позволяли бы направлять усилия и ресурсы на решение проблем, выявленных в процессе проведения оценочных процедур, и осуществлять мониторинг эффективности деятельности и использования ресурсов.
Важнейшим направлением работы является сопровождение образовательной деятельности для различных категорий обучающихся, в том числе для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, сопровождение мероприятий по развитию талантов и воспитательной деятельности в образовательных организаций, сопровождение проектов направленных на развитие и повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования.
В последнее время педагоги городского округа Протвино Московской области в рамках проведения опросников говорят о профессиональном выгорании. На основе денных мониторинговых исследований в 3 квартале 2021 года у 40% педагогов были определены признаки профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов. Принято выделять три группы факторов: личностные, статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-организационные).
Считается, что определённые черты личности способствуют развитию выгорания специалиста. К личностным факторам риска относят:
- мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста незначимой, то развитие выгорания происходит быстрее);
- склонность к интраверсии (это люди с низкой социальной активностью и адаптированностью, социально несмелые, их интересы направлены на внутренний мир);
- реактивность (динамическая характеристика темпераметра, появляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
- жёсткость и авторитарность по отношению к другим людям;
- низкий уровень самоуважения и самооценки;
- перфекционизм ("синдром отличника");
- излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих.
Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя:
- ролевой конфликт ("или семья, или работа");
- ролевую неопределённость;
- неудовлетворённость профессиональным и личностным ростом;
- психологическую несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами;
- ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;
- низкий социальный статус;
- отверженность в значимой группе.
Организационный фактор сам по себе не является непосредственной причиной выгорания. Его значение зависит от того, как сам сотрудник оценивает обстановку на работе. Организационный порядок, психологический климат, стиль отношений могут восприниматься как вызывающие стресс. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам относят:
- организацию предметного пространства (жару, холод, отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах)
- многочасовую работу (ненормированный рабочий день);
- низкий социальный статус профессии;
- несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
- негативные или "холодные" отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплочённости, слабую организационную культуру;
- внутрифирменные конфликты;
- дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
- неэффективный стиль руководства (излишне жёсткий "мужской" стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищённости; очень мягкий "женский" стиль руководства - нередко нечёткий и неуправляемо-эмоциональный - поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределённость в требованиях ставит под угрозу реализацию перфекционизма, а значит, целостность личности);
- отстранённость от принятия решений, отсутствие необходимой обратной связи от руководства или других подразделений организации.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Возникновение данного синдрома - это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Анализ результатов функционирования МС НМС предшествующего этапа, выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяют сформулировать следующий комплекс актуальных вызовов в контексте развития МС НМС в перспективе до 2024 года:
Вызовы в области управления МС НМС:
- недостаточная сформированность "гибких" механизмов эффективного управления МС НМС с учетом муниципальных условий;
- отсутствие описанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования РС НМС в рамках ЕФС с учетом региональных условий;
- недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов МС НМС различного уровня;
- рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов МС НМС.
Вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в рамках МС НМС:
- несоответствие значительного количества программ ДПО, разрабатываемых на региональном уровне, сложившимся единым подходам к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
- недостаточный уровень информационной открытости процессов и результатов в системе дополнительного профессионального образования;
- недостаточность информации о профессиональных - предметных, методических и иных - дефицитах педагогических и управленческих компетенций.
Вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках МС НМС:
- недостаточный уровень технологизации методической деятельности (в части типовых организационно-методических документов, дорожных карт, стандартов операциональных процедур);
- несформированность системы адресного сопровождения МС НМС, а также научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках освоения ими индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных компетенций;
- несистемный характер сопровождения и поддержки педагогических работников и упр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.