Постановление Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 8 ноября 2023 г. N 971/1
"Об основных направлениях налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В целях составления проекта бюджета муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на очередной финансовый год и на плановый период, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ковдорский муниципальный округ Мурманской области, утвержденным решением Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 07.10.2021 N 66, администрация Ковдорского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Ковдорского муниципального округа от 31.10.2022 N 988 "Об основных направлениях налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Глава Ковдорского муниципального округа |
С.Б. Сомов |
Утверждены
постановлением администрации
Ковдорского муниципального округа
от 08.11.2023 N 971/1
Основные направления
налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - основные направления налоговой политики, муниципальное образование, Ковдорский муниципальный округ) разработаны с учетом действующих норм законодательства Российской Федерации, Мурманской области и Ковдорского муниципального округа, а также преемственности ранее поставленных задач по укреплению и развитию налогового потенциала Ковдорского муниципального округа и обеспечению роста доходной части местного бюджета, и направлены на обеспечение стабильного экономического развития Ковдорского муниципального округа и определение налоговых условий ведения предпринимательской деятельности.
При подготовке основных направлений налоговой политики Ковдорского муниципального округа были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", приоритетов социально-экономической политики, определенных в документах стратегического планирования Российской Федерации, в частности Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645, документах стратегического планирования Мурманской области и Ковдорского муниципального округа.
Кроме того учтены приоритеты, определенные Планом мероприятий по приоритетным направлениям развития Мурманской области до 2025 года и на период до 2030 года "НА СЕВЕРЕ - ЖИТЬ!", утвержденным распоряжением Правительства Мурманской области от 24.04.2023 N 85-РП.
Целью основных направлений налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета на 2024-2026 годы.
С учетом сохранения нестабильности в экономике в условиях внешнего санкционного давления ориентирами основных направлений налоговой политики Ковдорского муниципального округа в трехлетней перспективе является реализация стратегических приоритетов, способствующих поддержке наиболее уязвимых категорий бизнеса (включая субъектов малого и среднего предпринимательства), определение мер социальной защиты граждан в меняющихся современных условиях; сохранение курса на совершенствование налогового регулирования с целью создания условий для стимулирования инвестиционной активности, а также обеспечения устойчивости бюджетной системы Ковдорского муниципального округа.
Указанные ориентиры направлены на выполнение ранее поставленных задач по укреплению и совершенствованию налогового потенциала Ковдорского муниципального округа, а также развитию налогового потенциала и обеспечению роста доходной части бюджета Ковдорского муниципального округа и, как следствие, стабильное социально-экономическое развитие округа.
2. Итоги реализации налоговой политики
На территории Ковдорского округа муниципальные налоговые льготы и преференции предусмотрены следующими нормативными правовыми актами:
- до 31.12.2022: решение Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 25.11.2016 N 121 "Об установлении на территории муниципального образования Ковдорский район налога на имущество физических лиц" (в редакции от 24.06.2021 N 52), решение Ковдорского районного Совета депутатов от 24.10.2005 N 67 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ковдорский район" (в редакции от 26.11.2020 N 92);
- с 01.01.2023: решение Совета депутатов Ковдорского муниципального округа от 23.12.2021 N 96 "Об установлении на территории муниципального образования Ковдорский муниципальный округ налога на имущество физических лиц" (в редакции от 27.09.2023 N 62), решение Совета депутатов Ковдорского муниципального округа от 23.12.2021 N 104 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области" (в редакции от 29.09.2022 N 81).
По результатам проведенной в 2023 году оценки эффективности налоговых расходов за 2022 год, общий объем выпадающих (недополученных) доходов бюджета Ковдорского муниципального округа в результате предоставления налоговых льгот и преференций за 2022 год составил 19 221,00 тыс. рублей, увеличившись на 0,89% (на 171,00 тыс. рублей) по отношению к уровню 2021 года, численность получателей налоговых льгот и преференций снизилась на 14,66% (на 106 единиц) по отношению к 2021 году.
Удельный вес налоговых расходов в налоговых доходах бюджета муниципального образования Ковдорский муниципальный округ в 2022 году уменьшился по отношению к 2021 году на 0,96 процентных пункта и составил 5,63%.
Рост общей суммы налоговых расходов при снижении общей численности получателей налоговых льгот и преференций обусловлен:
- снижением численности получателей налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц многодетных семей (с тремя и более детьми), в том числе усыновленными, приемными детьми, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет (за исключением приемных детей), достигших 18 лет, в общеобразовательных организациях по общей форме обучения и членов их семей, проживающих совместно, с 391 до 371 единиц при увеличении общей суммы налоговой льготы на 8,00 тыс. рублей;
- снижением численности получателей налоговой льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога физических лиц - в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, с 254 до 190 человек при снижении общей суммы налоговой льготы с 77,00 до 44,00 тыс. рублей;
- увеличением численности получателей налоговой льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога садово-огороднических товариществ с 1 до 2 единиц при увеличении общей суммы налоговой льготы с 9,00 до 214,00 тыс. рублей;
- увеличением суммы налоговой льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога муниципальных учреждений и организаций образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций, с 2 689,00 до 2 701,00 тыс. рублей при сохранении общей численности получателей налоговой льготы.
По результатам проведенной оценки эффективности налоговых льгот решением Совета депутатов Ковдорского муниципального округа от 27.09.2023 N 62 с 01.01.2024 отменена неэффективная налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц для лиц, удостоенных звания "Почетный гражданин Ковдорского района", проживающих на территории муниципального образования Ковдорский муниципальный округ, ввиду отсутствия заявителей на данную льготу на протяжении всего периода ее действия по причине использования гражданами налоговых льгот, установленных статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, а также соблюдения условий Соглашения по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Ковдорского муниципального округа, заключенного между Министерством финансов Мурманской области и администрацией Ковдорского муниципального округа.
В 2023 году количество налоговых льгот сократилось с 19 до 16 единиц по сравнению с 2022 годом в связи с отменой с 01.01.2023 4 налоговых преференций в виде пониженных ставок по земельному налогу в соответствие с письмом межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 5 по Мурманской области от 25.08.2021 N 04.1-17/006276@ "О необходимости проведения положений местных законодательных актов в соответствие с Налоговым и Земельным кодексом РФ", а также в связи с введением в действие с 01.01.2023 льготы по земельному налогу в виде освобождения от уплаты земельного налога в отношении физических лиц, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных детей, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения, а также детей из многодетных семей, в том числе усыновленных детей, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения, в отношении земельных участков, предоставленных в собственность на бесплатной основе в соответствии с Законом Мурманской области от 31.12.2003 N 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
3. Перечень основных мероприятий, направленных на укрепление и развитие налогового потенциала Ковдорского муниципального округа
Укрепление и развитие налогового потенциала Ковдорского муниципального округа будет осуществляться за счет решения приоритетных задач, предусматривающих:
1) выявление негативных тенденций изменения доходов бюджета Ковдорского муниципального округа, проведение мероприятий по наращиванию налогооблагаемой базы для пополнения бюджета и определению дополнительных источников налоговых поступлений;
2) проведение сбалансированной налоговой политики, соблюдающей интересы бизнеса и поддержку социального сектора экономики, при условии обеспечения преемственности налоговой политики в части социальной и инвестиционной направленности;
3) определение, при необходимости, мер поддержки экономики Ковдорского муниципального округа при выявлении негативных факторов (рисков), влияющих на устойчивую работу хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ковдорского муниципального округа в условиях внешнего санкционного давления;
4) совершенствование мер поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, участников специальной военной операции и членов их семей, а также соблюдение принципа неухудшения условий применения действующих налоговых льгот для данных категорий граждан в случаях, когда муниципальному образованию дано право соответствующего регулирования;
5) предоставление отдельных налоговых льгот для субъектов экономики по налогам, подлежащим зачислению в местный бюджет Ковдорского муниципального округа при условии соответствия целей предоставления таких налоговых льгот целям муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики Ковдорского муниципального округа;
6) недопущение роста налоговой нагрузки по местным налогам и сборам на хозяйствующие субъекты и субъекты малого и среднего предпринимательства Ковдорского муниципального округа;
7) осуществление оценки налоговых расходов Ковдорского муниципального округа, обусловленных предоставлением льгот по местным налогам, включая оценку их целесообразности и результативности, а также принятие мер по недопущению неэффективных налоговых расходов;
8) установление определенного срока действия при введении новых местных налоговых льгот (налоговых расходов), направленных на поддержку и развитие экономики Ковдорского муниципального округа. Сохранение подходов к установлению налоговых льгот и их предоставление только при условии положительной оценки их эффективности. Налоговые льготы сохранят социальную направленность - от уплаты местных налогов будут освобождаться наиболее уязвимые категории населения;
9) продолжение работы по вовлечению в налоговый оборот отдельных объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости;
10) продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества муниципальной собственности, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков, проведение анализа эффективности ставок по сдаваемому в аренду имуществу;
11) проведение работы, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
12) применение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, проведенной в 2022-2023 годах, для целей налогообложения имущества, и корректировка ставок имущественных налогов в зависимости от изменения кадастровой стоимости;
13) взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти по изысканию дополнительных резервов доходного потенциала местного бюджета;
14) повышение ответственности администраторов доходов местного бюджета при осуществлении ими функций прогнозирования доходов, мониторинга поступлений доходов в бюджет Ковдорского муниципального округа;
15) обеспечение контроля главными распорядителями бюджетных средств, в ведомственной подчиненности которых находятся муниципальные учреждения, за своевременным и полным перечислением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
16) укрепление доходной базы местного бюджета за счет неналоговых платежей местного уровня, в том числе за счет повышения эффективности работы по сокращению дебиторской задолженности;
17) повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;
18) продолжение работы Межведомственной комиссии по обеспечению доходов бюджета Ковдорского муниципального округа в части рассмотрения и решения вопросов по:
- минимизации задолженности по налогам и иным платежам, поступающим в местный бюджет;
- изменению федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Ковдорского муниципального округа в разрезе видов налогов и иных платежей (по имущественным налогам, по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами и арендным платежам), в том числе для повышения эффективности и результативности налогообложения, а также улучшения администрирования налоговых и неналоговых платежей и погашения задолженности по ним;
- социально-экономическому развитию, занятости населения (в том числе предпенсионного возраста), неформальной занятости населения, легализации "серой" заработной платы, мониторингу финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов на территории Ковдорского муниципального округа для выявления причин ухудшения их финансового состояния и платежеспособности, определения мер, необходимых для стабилизации их финансово-экономического положения;
19) участие в реализации национальных проектов, которые имеют определяющее значение для развития экономики, социальной сферы и нацелены на повышение качества жизни населения Ковдорского муниципального округа;
20) участие в реализации мер и программ федеральных и региональных институтов развития МСП, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществление содействия малому и среднему бизнесу и самозанятым гражданам для создания условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан, в том числе:
- оказание финансовой поддержки в части предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов различных уровней на возмещение части понесенных затрат и финансовое обеспечение деятельности;
- оказание имущественной поддержки в части предоставления в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
- оказание информационно-консультационной и образовательной поддержки, в том числе проведение обучающих семинаров, тренинг-курсов, встреч с участием представителей органов власти;
21) стимулирование инвестиционной деятельности на территории Ковдорского муниципального округа, поддержка предпринимательской инициативы и содействие вовлечению новых лиц, включая самозанятых граждан, в малое и среднее предпринимательство, проведение информационно-разъяснительной работы по снижению уровня неформальной занятости населения;
22) создание условий для деятельности и активного участия социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг населению муниципального образования Ковдорский муниципальный округ;
23) разработка системы мер по созданию благоприятных условий хозяйствования и повышению конкурентоспособности продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих экономическую деятельность на территории Ковдорского муниципального округа - регионе Арктической зоны Российской Федерации;
24) участие в совершенствовании условий для привлечения инвестиций в экономику Ковдорского муниципального округа для хозяйствующих субъектов, получивших статус резидентов Арктической зоны Российской Федерации в целях наращивания экономического потенциала и раскрытия потенциала конкурентных преимуществ Ковдорского муниципального округа, как субъекта Арктической зоны Российской Федерации, повышения деловой активности в Ковдорском муниципальном округе;
25) совершенствование механизмов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности экономики Ковдорского муниципального округа, направленных на поддержку и реализацию инвестиционных проектов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства и концессий, обеспечения привлекательности экономики округа для инвесторов и создание дополнительных рабочих мест;
26) формирование благоприятного образа предпринимательства и стимулирование интереса к осуществлению предпринимательской деятельности среди населения Ковдорского муниципального округа и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса;
27) создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни, повышение налоговой культуры населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 8 ноября 2023 г. N 971/1 "Об основных направлениях налоговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 9 ноября 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Ковдорского муниципального округа Мурманской области (http://www.kovadm.ru) 9 ноября 2023 г.
Постановлением Администрации Ковдорского муниципального округа от 6 ноября 2024 г. N 697 настоящий документ признан утратившим силу с 14 ноября 2024 г.