Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Городской округ Черноголовка"
от 10.11.2023 N 1135
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Положения о бюджетном процессе муниципальном образовании "Городской округ Черноголовка", утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Городской округ Черноголовка" от 15.11.2016 N 5-59/257.
Формирование Основных направлений осуществлялось в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21.02.2023, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, бюджетным прогнозом Московской области на долгосрочный период до 2036 года, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.023.2023 N 34/5, с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (утв. Минфином России), а также с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на 2024 - 2026 годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 07.023.2023 N 34/5" имеется в виду "от 07.02.2023 N 34/5"
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики, обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы муниципального образования "Городской округ Черноголовка" обеспечат экономическую сбалансированность и необходимые условия для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению потребности граждан и общества в муниципальных услугах на территории муниципального образования "Городской округ Черноголовка", увеличению их доступности и качества.
Основные направления являются основой для составления проекта бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также для повышения качества бюджетного процесса, обеспечение и результативного расходования бюджетных средств.
Основные направления разработаны по ключевым показателям прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на 2024 - 2026 годы, проект бюджета сформирован на основе первого (базового) варианта прогноза, который отражает сложившуюся тенденцию развития муниципального образования "Городской округ Черноголовка".
Целью разработки документа является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, основных подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета области.
Основные направления являются основой при формировании проекта бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на очередной финансовый год и плановый период.
2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики за 2022 год и III квартал 2023 года
Бюджет 2022 года и его исполнение
Исполнение бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка" за 2022 год составило:
по доходам - 1 561 776,9 тыс. руб. (88,3% к годовому плану).
по расходам - 1 290 487,9 тыс. руб. (80,9% к годовому плану).
Профицит бюджета за 2022 год составил 271 289,1 тыс. руб. (за 2021 год дефицит бюджета составлял 117 616,9 тыс. руб.).
Структура доходов бюджета 2022 года:
- налог на доходы физических лиц - 630 035,7 тыс. руб., что составляет 40,34%;
- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (доходы от уплаты акцизов) - 3 487,9 тыс. руб. или 0,2%;
- налог на совокупный доход - 129 740,0 тыс. руб. или 8,3%;
- налог на имущество - 13 796,6 тыс. руб. или 0,9%;
- земельный налог - 135 336,9 тыс. руб. или 8,7%;
- государственная пошлина - 1 825,7 тыс. руб. - 0,1%;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 23 564,8 тыс. руб. или 1,5%;
- платежи при пользовании природными ресурсами - 57,6 тыс. руб. или 0,004%;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 6 169,4 тыс. руб. или 0,4%;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 9 852,1 тыс. руб. или 0,6%;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба - 3 454,7 тыс. руб. или 0,2%;
- дотации бюджетам городских округов - 565,0 тыс. руб. или 0,04%;
- субсидии бюджетам муниципальных образований - 305 652,0 тыс. руб. или 19,6%;
- субвенции бюджетам муниципальных образований - 293 833,5 тыс. руб. или 18,8%;
- иные межбюджетные проценты - 4 202,3 тыс. руб. или 0,3%
- возврат остатка субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, прошлых лет - 202,8,0 тыс. руб. или - 0,01%
Структура расходов бюджета по муниципальным программам в 2022 году:
- 02 "Культура" - 119 396,0 тыс. руб.;
- 03 "Образование" - 449 450,7 тыс. руб.;
- 04 "Социальная защита населения" - 10 771,3 тыс. руб.;
- 05 "Спорт" - 302 266,5 тыс. руб.;
- 06 "Развитие сельского хозяйства" - 262,0 тыс. руб.;
- 07 "Экология и окружающая среда" - 511,0 тыс. руб.;
- 08 "Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения" - 20 134,7 тыс. руб.;
- 09 "Жилище" - 12 863,5 тыс. руб.;
- 10 "Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности" - 53 029,4 тыс. руб.;
- 11 "Предпринимательство" - 7 872,1 тыс. руб.;
- 12 "Управление имуществом и муниципальными финансами" - 101 061,7 тыс. руб.;
- 13 "Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики" - 5 386,1 тыс. руб.;
- 14 "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" - 35 688,5 тыс. руб.;
- 15 "Цифровое муниципальное образование" - 27 178,6 тыс. руб.;
- 16 "Архитектура и градостроительство" - 179,0 тыс. руб.;
- 17 "Формирование современной комфортной городской среды" - 132 035,0 тыс. руб.;
- 18 "Строительство объектов социальной инфраструктуры" - 70,2 тыс. руб.
Государственный (муниципальный) долг отсутствовал.
Предоставление бюджетных кредитов администрацией муниципального образования "Городской округ Черноголовка" в 2022 году не производилось.
Структура собственности и специализация сети подведомственных учреждений определили социальную направленность расходов муниципального бюджета. На социальную сферу в 2022 году приходилось более 58% расходов бюджета, из которых 55,9% расходов в 2022 году направлялись на образование.
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации 2022 года были освоены в размере 7 077,6 тыс. рублей.
Муниципальный долг отсутствовал. Просроченной кредиторской задолженности нет.
Бюджет 2023 года и его исполнение за III квартал
Исполнение бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка" за 9 месяцев 2023 года составило:
по доходам - 1 098 620,8 тыс. рублей (68,9% к годовому плану).
по расходам - 967 416,5 тыс. рублей (57,7% годовому плану).
Структура доходов бюджета за III квартал 2023 года:
- налог на доходы физических лиц - 341 788,4 тыс. руб., что составляет 31,1%;
- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (доходы от уплаты акцизов) - 2 728,4 тыс. руб. или 0,24%;
- налог на совокупный доход - 106 645,4 тыс. руб. или 8,8%;
- налог на имущество - 96 690,1 тыс. руб. или 6,1%;
- земельный налог - 93 854,3 тыс. руб. или 8,54%;
- государственная пошлина - 1 445,9 тыс. руб. - 0,1%;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 17 398,4 тыс. руб. или 1,6%;
- платежи при пользовании природными ресурсами - 70,9 тыс. руб. или 0,006%;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 14 157,3 тыс. руб. или 1,3%;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 76 841,5 тыс. руб. или 6,99%;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба - 48 442,2 тыс. руб. или 4,4%;
- субсидии бюджетам муниципальных образований - 171 992,0 тыс. руб. или 15,6%;
- субвенции бюджетам муниципальных образований - 230 266,3 тыс. руб. или 20,9%;
- иные межбюджетные проценты - 2 837,0 тыс. руб. или 0,3%
- возврат остатка субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, прошлых лет - 177,5 тыс. руб. или - 0,01%
Структура расходов бюджета по муниципальным программам за III квартал 2023 года:
- 01 "Здравоохранение" - 54,3 тыс. руб.;
- 02 "Культура и туризм" - 87 957,3 тыс. руб.;
- 03 "Образование" - 347 552,6 тыс. руб.;
- 04 "Социальная защита населения" - 6 758,4 тыс. руб.;
- 05 "Спорт" - 209 772,8 тыс. руб.;
- 06 "Развитие сельского хозяйства" - 48,9 тыс. руб.;
- 07 "Экология и окружающая среда" - 1 280,1 тыс. руб.;
- 08 "Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения" - 17 780,6 тыс. руб.;
- 09 "Жилище" - 10 940,4 тыс. руб.;
- 10 "Развитие инженерной инфраструктуры, энергоэффективности и отрасли обращения с отходами" - 10 022,9 тыс. руб.;
- 11 "Предпринимательство" - 5 690,4 тыс. руб.;
- 12 "Управление имуществом и муниципальными финансами" - 76 495,0 тыс. руб.;
- 13 "Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики" - 3 521,3 тыс. руб.;
- 14 "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" - 29 586,5 тыс. руб.;
- 15 "Цифровое муниципальное образование" - 23 546,3 тыс. руб.;
- 16 "Архитектура и градостроительство" - 191,8 тыс. руб.;
- 17 "Формирование современной комфортной городской среды" - 110 348,2 тыс. руб.;
- 18 "Строительство объектов социальной инфраструктуры" - 0,0 тыс. руб.
В 2023 году расходы по субсидии бюджетам городских округов на осуществление мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации запланированы в размере 6631,5 тыс. руб. По состоянию на 25.10.2023 г. межбюджетные трансферты освоены полностью.
За 9 месяцев 2023 года на социальную сферу приходится 38,4% расходов (исполнено 70% от годового плана). Финансирование расходов ЖКХ составляло 10,5% в 2022 году и 9,4% - за 9 месяцев 2023 года.
Прогнозируемые объемы доходов (налоговых, неналоговых) муниципального бюджета на 2024 год и плановый период определены исходя из оценки доходного потенциала в 2023 году, прогноза основных показателей развития экономики муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на 2024 - 2026 годы.
В расчетах учтены изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, Московской области и муниципального образования "Городской округ Черноголовка", вступающие в действие с 2024 года.
3. Основные направления налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Проведение эффективной налоговой политики в муниципальном образовании "Городской округ Черноголовка" направлено на устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитета.
В 2023 году на федеральном уровне вступили в силу множественные изменения в налоговое законодательство: ПФР и ФСС объединились в единый Социальный фонд России, введен единый налоговый счет и единый налоговый платеж (ЕНП), поменялся порядок уплаты налогов и страховых взносов, изменились сроки внесения обязательных платежей и сдачи налоговых деклараций, а также введена новая персонифицированная и налоговая отчетность.
Все изменения в налоговом законодательстве принятые в 2023 году, нацелены на упрощение процедур оплаты налогов, снижение ошибок при проведении налоговых платежей, исключение проблем, так называемых невыясненных платежей, равномерное распределение денежных средств по уровням бюджета.
С учетом необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной и налоговой системы основными направлениями налоговой политики муниципального образования "Городской округ Черноголовка" являются:
- обеспечение функционирования эффективной и стабильной налоговой системы, поддержание сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недопущение налоговой нагрузки на экономику;
- совершенствование налогового администрирования, взаимодействие и совместную работу с администраторами доходов;
- сокращение недоимки по налогам в бюджет муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- повышение эффективности использования муниципальной собственности;
- расширение доходной базы бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- обеспечение установления муниципальных налоговых льгот и оценка эффективности их применения;
- осуществление мониторинга правоприменительной практики налогового законодательства муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- совершенствование налогового законодательства муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- совершенствование практики применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по имущественным налогам, взимаемым с физических лиц;
- модернизация правовой основы для проведения оценки эффективности применения муниципальных налоговых льгот в целях их ежегодного обновления и актуализации;
- стимулирование расширения налогооблагаемой базы малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- активизацию работы межведомственной комиссии по выявлению неучтенных объектов недвижимости и земельных участков с целью их налогообложения и увеличения поступлений в доход местного бюджета;
- совершенствование механизмов учета земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, проведение инвентаризации земельных участков и регистрация права муниципальной собственности на землю.
4. Основные направления бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
При формировании бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка" необходимо обеспечить финансированием действующие расходные обязательства. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом эффективности и возможных сроков и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Бюджетная политика на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в части расходов бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка" должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета.
Основными направлениями бюджетной политики в области расходов являются:
- повышение бюджетной обеспеченности расходов бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы;
- финансовое обеспечение реализации ключевых для муниципального образования "Городской округ Черноголовка" задач, в том числе: дальнейшее развитие сфер здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, обеспечение комфортной среды проживания, благоустройства общественных территорий, поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности;
- повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса и вовлечение в него граждан;
- определение четких приоритетов использования бюджетных средств с учетом текущей экономической ситуации: при планировании бюджетных ассигнований на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов следует детально оценить содержание муниципальных программ, соизмерив объемы их финансового обеспечения с реальными возможностями бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- реализация приоритетных проектов, учитывающих объединение управленческих решений и бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение программных мероприятий, обеспечивающих вклад в достижение ключевых показателей по соответствующим направлениям;
- применение нормативов материально-технического обеспечения органов местного самоуправления и муниципальных учреждений при планировании бюджетных ассигнований;
- бережливость и максимальная отдача, снижение неэффективных затрат бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка", обеспечение исполнения гарантированных расходных обязательств муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- повышение эффективности функционирования контрактной системы в части совершенствования системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- совершенствование механизмов контроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупок и исполнение условий контрактов, соотнесение фактических расходов и нормативных затрат, то есть осуществление норм контроля;
- согласование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целями муниципальных программ;
- повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе установление требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет муниципального образования "Городской округ Черноголовка" в случае не достижения объемных показателей, установленных в муниципальном задании;
- обеспечение выполнения ключевых и целевых показателей муниципальных программ, преемственность показателей достижения определенных целей, обозначенных в муниципальных программах, целям и задачам, обозначенным в государственных программах, для обеспечения их согласования.
Расходная часть бюджета на трехлетний период сформирована в 18 муниципальных программах, доля программных расходов составляет 99% от общего объема расходов муниципального бюджета.
Приоритетами в области расходов на 2024 - 2026 годы остаются социальная направленность, обеспечение реализации всех действующих и принимаемых обязательств, сохранение необходимой доли инвестиционных расходов в общем объеме расходов бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка".
Основными направлениями бюджетной политики в области доходов являются:
- создание условий для устойчивого исполнения бюджета муниципального образования "Городской округ Черноголовка";
- усиление контроля за выполнением Плана мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджета;
- повышение ответственности главных администраторов доходов бюджета за точность предоставленных прогнозов и за осуществление контроля полноты и своевременности поступления доходов в бюджет;
- осуществление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности;
- оценка эффективности использования муниципального имущества;
- заключение договоров аренды земельных участков и имущества только по итогам проведения аукционов;
- муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Городской округ Черноголовка".
5. Межбюджетные отношения и формирование безвозмездных поступлений
Построение системы межбюджетных отношений базируется на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разграничивающих расходные обязательства муниципальных образований, иных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области по бюджетным вопросам.
Межбюджетные отношения с вышестоящими бюджетами формируются на основе соблюдения норм бюджетного законодательства в части предельного размера муниципального долга и дефицита бюджета, а также на основе эффективного расходования бюджетных средств.
В 2024 - 2026 годах муниципальному образованию "Городской округ Черноголовка" планируется к оказанию дополнительная финансовая помощь путем предоставления субсидий муниципальному бюджету из бюджета Московской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Городской округ Черноголовка" по наиболее значимым вопросам местного значения.
В связи с наделением органов местного самоуправления муниципального образования "Городской округ Черноголовка" отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Московской области в бюджете Московской области предусматриваются субвенции бюджету муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на финансовое обеспечение переданных им полномочий.
В 2024 году механизм "отрицательного" трансферта не планируется к применению в отношении муниципального образования "Городской округ Черноголовка", что дает стимулы к наращиванию налоговой базы и возможность направлять дополнительные средства на развитие территорий.
Особое внимание следует уделить привлечению средств из регионального и федерального бюджетов на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования "Городской округ Черноголовка". Это означает активное участие муниципального образования "Городской округ Черноголовка" в областных и федеральных конкурсах и Программах, продвижение проектов социально-экономического развития муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на региональном уровне для привлечения дополнительных бюджетных средств.
6. Основные направления долговой политики
В 2024 году и на плановый период 2025 - 2026 годов формирование муниципального долга не ожидается. Основным направлением бюджетной политики в области муниципального долга остаётся формирование сбалансированного бюджета на очередной год, на плановый период.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Черноголовка Московской области от 10 ноября 2023 г. N 1135 "Об основных направлениях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.