г. Краснодар |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А53-23354/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Рыжкова Ю.В. без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Крейсер" (ИНН 6167065528, ОГРН 1036167006446), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крейсер" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу N А53-23354/2020, установил следующее.
ООО "Группа компаний "Чистый город"" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Крейсер" (далее - общество) о взыскании 7679 рублей 93 копеек задолженности за период с 01.08.2019 по 31.12.2019, пеней за период с 13.09.2019 по 03.04.2020 в размере 567 рублей 69 копеек, а также пеней до даты погашения долга.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
05 октября 2020 года судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части об удовлетворении иска с пересчетом размера пеней до 517 рублей 21 копейки.
23 ноября 2020 года судом изготовлено мотивированное решение, оставленное без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2020.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 24.07.2019 N 0105/01597 составлен с нарушением порядка и сроков его заключения. Региональный оператор имеет право заключить договор на условиях типового договора не ранее 15 рабочих дней с даты подачи заявки общества от 10.07.2019, однако региональный оператор заключил договор до истечения этого срока - 24.07.2020. Типовой договор от 24.07.2020 N 0105/01597 составлен с нарушением Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действие применения исполнителем коммунальной услуги неустоек приостановлено с 06.04.2020 до 01.01.2021.
В отзыве компания отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, компания (региональный оператор) и общество (потребитель) заключили типовой договор от 24.07.2019 N 0105/01597 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги по установленным тарифам до 10-го числа следующего месяца.
В силу договора сверка расчетов по договору проводится не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов он считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
В период с 01.08.2019 по 31.12.2019 компания оказала услуги и направила обществу акт сверки, а также первичную документацию на сумму 7679 рублей 93 копейки.
Замечания по объему и качеству услуг в порядке, предусмотренном разделом VI договора, со стороны ответчика не поступали. Услуги не оплачены, претензия об оплате не удовлетворена, что послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций применили положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Суды правильно отклонили довод общества о заключении договора ранее 15 рабочих дней с даты подачи заявки от 10.07.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закон N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.03.2018, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по итогам конкурсного отбора, компания является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Ростова-на-Дону и Мясниковского района, приступившим к работе с 01.01.2019.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 N 1094 предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156 заключение договора производится по заявке потребителя в случае, если в заявке имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) Правил. В течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя региональный оператор направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект договора составляется в соответствии с типовым договором по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8 (11) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Согласно пункту 8 (12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил.
Таким образом, отсутствие подписанного сторонами договора не исключает наличие между сторонами договора в редакции типового договора.
Кроме того, в силу пункта 8 (18) Правил N 1156 в любом случае до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.03.2018, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 19 типового договора учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Правилами N 505, установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а также исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269, нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Постановлениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 и от 10.04.2018 N 3 установлены нормативы накопления, в том числе для ответчика - 0,26 м3/год на один квадратный метр площади.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/122 установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по периодам.
В период с августа по декабрь 2019 года региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается представленными первичными документами и не оспаривается ответчиком. Правильность применения норматива обществом не опровергнута. Задолженность составила 7679 рублей 93 копейки.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 567 рублей 69 копеек за период с 13.09.2019 по 03.04.2020, а также неустойки до даты погашения долга. Расчет неустойки не оспорен.
Суды правильно отклонили доводы общества о том, что пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 приостановлено до 01.01.2021 действие положений в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (пеней, штрафов). Данным постановлением установлен мораторий на начисление неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт за период с 06.04.2020 до 01.01.2021. Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу положений Постановления N 424 действуют в сфере жилищных отношений, тогда как в настоящем деле взыскивается задолженность в отношении услуг по нежилому помещению, используемому ответчиком, кроме того, компания не является исполнителем коммунальных услуг в отношении соответствующего многоквартирного дома.
Иск удовлетворен правильно. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2020 (резолютивная часть) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу N А53-23354/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно отклонили доводы общества о том, что пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 приостановлено до 01.01.2021 действие положений в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (пеней, штрафов). Данным постановлением установлен мораторий на начисление неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт за период с 06.04.2020 до 01.01.2021. Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу положений Постановления N 424 действуют в сфере жилищных отношений, тогда как в настоящем деле взыскивается задолженность в отношении услуг по нежилому помещению, используемому ответчиком, кроме того, компания не является исполнителем коммунальных услуг в отношении соответствующего многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф08-2722/21 по делу N А53-23354/2020