Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО:
Постановлением Правительства
Запорожской области
от 05.07.2023 года. N 159
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания на территории Запорожской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания на территории Запорожской области (далее - Положение) устанавливает порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Запорожской области, в том числе оценки соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых социальных услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее - контролируемые лица), требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Запорожской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством труда и социальной политики Запорожской области (далее - Министерство).
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) являются:
- министр;
- заместители министра;
- начальник управление бухгалтерского учета и контроля;
- заместитель начальника управления бухгалтерского учета и контроля;
- главный консультант управления бухгалтерского учета и контроля.
Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
- министр;
- заместители министра.
5. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
6. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
- результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) объекты контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям риска в соответствии с Законом N 248-ФЗ.
2. Отнесение объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов контроля (надзора) к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Отнесение объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска и изменение присвоенных категорий риска осуществляются решениями руководителя (заместителя руководителя) министерства.
3. Объекты регионального государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
4. При наличии критериев, позволяющих отнести объект регионального государственного контроля (надзора) к различным категориям риска причинения вреда (ущерба), подлежат применению критерии, относящие объект регионального государственного контроля (надзора) к более высокой категории риска причинения вреда (ущерба).
5. Видами плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска причинения вреда (ущерба) и их периодичности являются:
для объектов регионального государственного контроля (надзора), отнесенных к категории значительного риска причинения вреда (ущерба), - инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 2 года;
для объектов регионального государственного контроля (надзора), отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба), - инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 3 года;
для объектов регионального государственного контроля (надзора), отнесенных к категории умеренного риска причинения вреда (ущерба), - инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 4 года.
6. При отсутствии решения об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска такие объекты считаются отнесенными к категории низкого риска.
В отношении объектов регионального государственного контроля (надзора), отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
7. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия министерство разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и порядок их выявления приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.
8. По запросу контролируемого лица министерство в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления запроса, предоставляет ему информацию о присвоенной объекту регионального государственного контроля (надзора) категории риска, а также сведения, использованные при отнесении объекта регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска.
Контролируемое лицо вправе подать в министерство заявление об изменении присвоенной ранее объекту регионального государственного контроля (надзора) категории риска.
Решение об изменении категории риска указанного объекта регионального государственного контроля (надзора) должно быть принято Министерством в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта регионального государственного контроля (надзора) критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.
Министерство ведет перечни объектов регионального государственного контроля (надзора), которым присвоены категории риска (далее - перечни объектов регионального государственного контроля (надзора)).
Перечни объектов регионального государственного контроля (надзора) с указанием категорий риска размещаются на тематической странице министерства в информационной системе в сети Интернет (при наличии возможности).
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Профилактические мероприятия осуществляются министерством в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
16. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается в соответствии со статьей 44 Закона N 248-ФЗ.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям размещается на тематической странице Министерства в информационной системе в сети Интернет (при наличии возможности).
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обязательны для проведения министерством. Министерство может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
17. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) охраняемым законом ценностям причинен, должностное лицо департамента, осуществляющее мероприятия по региональному государственному контролю (надзору), незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) департамента либо иному должностному лицу департамента, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения об их проведении.
18. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
19. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на тематической странице министерства в информационной системе в сети Интернет (при наличии возможности), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
На тематической странице министерства в информационной системе в сети Интернет (при наличии возможности) размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация, предусмотренная частью 3 статьи 46 Закона N 248-ФЗ.
20. По итогам обобщения правоприменительной практики министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
Министерство ежегодно не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным годом, обеспечивает подготовку доклада о правоприменительной практике.
Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра и размещается на тематической странице министерства на Портале Запорожской области в сети Интернет в срок не позднее 5 рабочих со дня утверждения.
21. В случае наличия сведений о готовящихся нарушениях, обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет и направляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
21.1. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения им предостережения.
21.2. Возражение должно содержать:
1) наименование министерства;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
3) дату и номер предостережения;
4) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
5) дату получения предостережения контролируемым лицом;
6) личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждении своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
21.3. По результатам рассмотрения возражения в течение 20 рабочих дней со дня его получения должностное лицо министерства, рассмотревшее возражение, принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
Не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется в письменной форме и по его желанию в электронной форме мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Министерство осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
22. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностными лицами министерства в случае обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
22.1. Консультирование может осуществляться уполномоченными должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, а также в письменной форме и в электронной форме.
Консультирование, в том числе в письменной форме и в электронной форме, осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора);
- разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
- порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц;
- профилактика рисков нарушения обязательных требований.
Номера контактных телефонов для консультирования, адреса для направления запросов в письменной форме, график и место проведения личного приема в целях консультирования размещаются на тематической странице министерства в информационной системе в сети Интернет (при наличии) возможности.
22.2. Консультирование по однотипным обращениям (5 и более) контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на тематической странице министерства в информационной системе в сети Интернет (при наличии) возможности письменного разъяснения, подписанного министром (заместителем министра) министерства.
23. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам регионального государственного контроля (надзора), их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта регионального государственного контроля (надзора) исходя из отнесения объектов контроля к соответствующей категории риска.
Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям устанавливается график проведения профилактических визитов.
23.1. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
23.2. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется министерством не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Закона N 248-ФЗ.
23.3. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать один рабочий день.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
24. Должностные лица министерства осуществляют государственный контроль (надзор) посредством проведения следующих мероприятий:
1) профилактических мероприятий;
2) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых с взаимодействием с контролируемым лицом;
3) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия).
25. Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые с взаимодействием с контролируемым лицом.
25.1. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с прокуратурой Запорожской области, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ.
Порядок действий должностных лиц министерства при осуществлении инспекционного визита определяется в соответствии со статьей 70 Закона N 248-ФЗ.
25.2. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении министерства, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществления в отношении контролируемых лиц регионального государственного контроля (надзора).
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы.
В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в министерство указанные в требовании документы.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления министерства контролируемому лицу требования предоставить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в министерство.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с прокуратурой Запорожской области.
25.3. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объектов контроля.
Выездная проверка проводится при наличии оснований, предусмотренных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с прокуратурой Запорожской области, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (за исключением выездной проверки, основанием проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов).
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
Порядок действий при осуществлении выездной проверки определяется в соответствии со статьей 73 Закона N 248-ФЗ.
26. Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые без взаимодействия, проводятся должностными лицами министерства на основании заданий, выдаваемых министром или заместителями министра министерства на основании мотивированного представления его должностного лица.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, министерством могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Закона N 248-ФЗ;
2) решение об объявлении предостережения.
26.1. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
В ходе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
27. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностными лицами министерства, осуществляющими мероприятия регионального государственного контроля (надзора), самостоятельно.
В обязательном порядке должностными лицами министерства для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательства нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
28. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в плановой и внеплановой формах.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, может быть:
1) наличие у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона N 248-ФЗ.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 настоящего пункта.
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с прокуратурой Запорожской области, указанное мероприятие проводится после такого согласования с прокуратурой Запорожской области в порядке, установленном статьей 66 Закона N 248-ФЗ.
29. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами министерства на основании заданий уполномоченных должностных лиц министерства, включая задания, содержащиеся в планах работы министерства, в том числе в случаях, установленных Законом N 248-ФЗ.
30. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям министерство получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов регионального государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом министерства проводится оценка их достоверности.
В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо министерства при необходимости осуществляет действия, предусмотренные частью 3 статьи 58 Закона N 248-ФЗ.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо министерства принимает одно из решений, установленных статьей 60 Закона N 248-ФЗ.
31. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации министерству о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемыми лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
1) временного отсутствия на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с ежегодным отпуском, командировкой, иными уважительными обстоятельствами личного характера;
2) временной нетрудоспособности на момент контрольного (надзорного) мероприятия;
3) применения к контролируемому лицу следующих видов наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: обязательные, исправительные или принудительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок;
4) призвания на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В указанных случаях проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
32. Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом, проводятся на основании решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
32.1. В случае принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, такое контрольное (надзорное) мероприятие проводится на основании мотивированного представления должностного лица министерства о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Форма решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия утверждается министерством.
32.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) должностные лица министерства имеют права и обязанности, установленные статьей 29 Закона N 248-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
32.3. Министерство при организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме, в соответствии с Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
32.4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, разрабатываемых в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
V. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
33. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы приобщаются к акту.
33.1. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано с прокуратурой Запорожской области, направляется в прокуратуру Запорожской области посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
33.2. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Закона N 248-ФЗ.
33.3. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
33.4. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами министерства и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через в информационной системе в сети Интернет (при наличии) возможности.
33.5. До 31 декабря 2024 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами министерства и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу министерства могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Министерство в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
33.6. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо министерства вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
33.7. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом министерства в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
Форма предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований утверждается министерством.
VI. Досудебный порядок обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
34. Решения министерства, действия (бездействие) его должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Закона N 248-ФЗ.
Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Закона N 248-ФЗ.
34.1. Жалоба подается контролируемым лицом в министерство в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) в информационной системе в сети Интернет (при наличии) возможности, за исключением случая подачи жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
34.2. Подача в министерство и рассмотрение им жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.
34.3. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
35. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается министром министерства.
36. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений (далее - предписание);
3) действий (бездействия) должностных лиц министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
36.1. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
36.2. Министерство в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
37. Жалоба должна содержать:
1) наименование министерства, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решениях министерства и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением министерства и (или) действием (бездействием) его должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства либо членов их семей.
37.1. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Запорожской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Запорожской области, направляется министерством лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
38. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Закона N 248-ФЗ, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений министерства.
39. Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Министерство должно обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью запроса и исследования дополнительных материалов, запроса материалов в других органах государственной власти и организациях, указанный срок может быть продлен министерством на двадцать рабочих дней.
Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.
Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их министерством, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.
Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на министерство, решение и (или) действие (бездействие), должностного лица которого обжалуются.
39.1. По итогам рассмотрения жалобы министерство принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение министерства полностью или частично;
3) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
39.2. Решение министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) в информационной системе в сети Интернет (при наличии) возможности, в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
VII. Оценка результативности и эффективности
40. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания осуществляется в соответствии со статьей 30 Закона N 248-ФЗ.
В систему показателей результативности и эффективности деятельности министерства входят:
1) ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора), отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить министерство;
2) индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора), применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
Ключевые и индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Запорожской области приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.
Министерство ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.