Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением
администрации города
Тамбова Тамбовской области
13.11.2023 N 9233
Основные направления
бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статей 10 и 12 Положения о бюджетном процессе в городском округе - город Тамбов, утвержденного решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 26.12.2012 N 839, планом мероприятий по разработке проекта бюджета городского округа - город Тамбов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденным постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 11.08.2023 N 6546, в целях определения условий и подходов, используемых при формировании проекта бюджета городского округа - город Тамбов (далее - бюджет городского округа).
Бюджетная и налоговая политика сохраняет преемственность в отношении ранее определенных приоритетов и сформирована с учетом:
- обеспечения достижения национальных целей развития и решения ключевых задач, определенных указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления от 04.06.2023 N Пр-1111 и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года;
- соблюдения предельных значений объема муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также своевременного и полного исполнения долговых обязательств городского округа - город Тамбов (далее также городской округ), в том числе с учетом требований, отраженных в договорах о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Тамбовской области, заключенных в 2021 - 2022 годах;
- выполнения обязательств, предусматриваемых соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов городского округа - город Тамбов, заключаемым ежегодно между министерством финансов Тамбовской области и главой администрации города Тамбова Тамбовской области в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Соглашение о мерах);
- изменения границ городского округа - город Тамбов (присоединение к территории городского округа - город Тамбов территорий Бокинского, Цнинского и Покрово-Пригородного сельсоветов Тамбовского района Тамбовской области).
В условиях ограниченности доходных источников ключевой задачей остается сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа.
Основные направления налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Налоговая политика городского округа - город Тамбов (далее - налоговая политика) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства, законодательства Тамбовской области, муниципальных правовых актов городского округа - город Тамбов, а также с учетом обеспечения преемственности целей и задач налоговой политики, предусмотренных в предыдущие годы.
Особенности формирования налоговых и неналоговых доходов в предстоящем бюджетном цикле 2024 - 2026 годов связаны с:
- введением института единого налогового счета, предусматривающего консолидацию всех обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, сборов, страховых взносов в едином сальдо расчетов с бюджетами, и его усовершенствованием в части улучшения ритмичности поступления доходов, в том числе в местные бюджеты;
- продолжающимся процессом выбора субъектами малого и среднего предпринимательства оптимальной системы налогообложения. После отмены с 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в бюджет городского округа зачисляются следующие платежи от применения специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения по нормативу 2%; единого сельскохозяйственного налога по нормативу 100%; патентной системы налогообложения по нормативу 100%.
Наиболее существенный объем в структуре поступлений от применения специальных налоговых режимов в бюджет городского округа занимает патентная система налогообложения. Вместе с тем согласно данным отчета по форме N 1-Патент "О количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности" по состоянию на 01.07.2023 число индивидуальных предпринимателей, применяющих эту систему налогообложения, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,3% или на 159 человек, из которых 130 прекратили деятельность, 29 перешли на другие режимы налогообложения, поступления от которых в местный бюджет не предусмотрены. В результате выпадающие доходы бюджета городского округа, обусловленные отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не компенсированы;
- изменением с 01.01.2023 порядка зачисления государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. В соответствии с положениями пункта 10.2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжением Федерального дорожного агентства от 29.12.2022 N 4539-Р "Об организации работы по оказанию государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в федеральной информационной системе "Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов" в электронной форме" органом, уполномоченным осуществлять выдачу специальных разрешений на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по всем автомобильным дорогам Российской Федерации, назначено федеральное казенное учреждение "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства". Учитывая прекращение выдачи специальных разрешений органом местного самоуправления, государственная пошлина за выдачу таких разрешений в местные бюджеты не зачисляется;
- проведением мероприятий в текущем году по актуализации кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест в соответствии с приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 31.01.2022 N 33;
- применением с 01.01.2024 кадастровой стоимости земельных участков, актуализированной в 2022 году, которая, в случае ее роста, в 2023 году не применялась;
- планируемым заключением концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности и переданных в настоящее время организациям по договорам аренды;
- изменением границ городского округа - город Тамбов;
- увеличением с 01 января 2024 года социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
- увеличением с 01 января 2026 года норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджет субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Порядком формирования перечня налоговых расходов городского округа - город Тамбов и оценки налоговых расходов городского округа - город Тамбов, утвержденным постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 28.01.2020 N 380 (с изменениями), проведена оценка налоговых расходов за 2022 год по категориям налогоплательщиков, в отношении которых решениями Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" и от 25.11.2016 N 426 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Тамбова" предусмотрены льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
По результатам проведенной оценки все льготы, действующие в 2022 году, сохранены.
В целом за 2022 год общий объем налоговых расходов составил 283,0 тыс. рублей, что на 169,0 тыс. рублей больше, чем за 2021 год, в связи с введением льгот в виде полного освобождения от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в отношении всех принадлежащих на праве собственности земельных участков, частей земельных участков и объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения, для категорий налогоплательщиков, участвующих в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины.
С целью недопущения ухудшения положения налогоплательщиков вошедших в состав городского округа - город Тамбов территорий, и с целью развития сельских территорий решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 26.07.2023 N 943 "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 25.11.2016 N 426 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа - город Тамбов" установлена льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц членов семей, которым в соответствии с законодательством Тамбовской области присвоен статус "многодетная семья", в отношении объектов, не используемых налогоплательщиком в предпринимательской деятельности и расположенных на территории сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа - город Тамбов.
В 2024 - 2026 годах налоговая политика, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа, ориентирована на увеличение доходного потенциала городского округа - город Тамбов и предусматривает:
1. Реализацию механизмов налогового и неналогового стимулирования инвестиционной деятельности. С этой целью продлено:
- для участников инвестиционных площадок, резидентов индустриальных (промышленных) парков, собственников земельных участков, на которых эти объекты созданы, - действие льготы в виде снижения ставки земельного налога на 50% на период до 2025 года включительно;
- для лиц, реализующих на территории городского округа - город Тамбов приоритетные для экономики инвестиционные проекты, - применение льготного размера процента от кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки.
2. Проведение мероприятий, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, в том числе:
- по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, имеющих рабочие места на территории городского округа;
- по легализации "серой" заработной платы работающего населения, дополнительному привлечению граждан к декларированию полученных доходов.
3. Вовлечение в налоговый и неналоговый оборот объектов недвижимости и земельных участков за счет:
- выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках реализации Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". За период действия данного закона (по состоянию на 01.10.2023) зарегистрировано право собственности на 1 325 объектов капитального строительства и 105 земельных участков;
- постановки объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, в случае если в рамках проведения мероприятий по выявлению правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости он не установлен, с учетом положений Федерального закона от 31.07.2023 N 397-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- реализации мероприятий в рамках Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который дает возможность гражданам, попавшим под "гаражную амнистию", до 01 сентября 2026 года в упрощенном порядке зарегистрировать право собственности как на гараж, так и на земельный участок под ним. За период действия "гаражной амнистии" подготовлено 1 702 постановления администрации города Тамбова Тамбовской области о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков под гаражами. Кроме того, зарегистрировано право собственности на 898 гаражей;
- обследования фактического использования объектов недвижимости, подлежащих включению в ежегодно формируемый на региональном уровне Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Согласно отчету по форме N 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2022 год" сумма налога на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в такой Перечень, увеличилась по сравнению с 2021 годом на 21 163,0 тыс. рублей или на 10,4%.
4. Повышение эффективности использования муниципального имущества путем:
- проведения инвентаризации объектов муниципального имущества;
- осуществления муниципального земельного контроля, основной задачей которого является выявление земельных участков, используемых без документов, и установление земельных участков, вид разрешенного использования которых не соответствует их фактическому использованию. Механизм обмена сведениями о выявленных нарушениях с налоговым органом в целях исчисления земельного налога с применением повышенной налоговой ставки определен федеральным законодательством (статья 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2022).
5. Вовлечение граждан в управленческие процессы обеспечения жизнедеятельности городского округа - город Тамбов путем разработки и внесения в администрацию города Тамбова Тамбовской области инициативных проектов. В соответствии с постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 14.08.2023 N 6599 "О поддержке инициативного проекта "Уютный уголок" на дворовой территории многоквартирного дома N 442А по ул. Карла Маркса города Тамбова" в текущем году было принято решение о поддержке данного проекта и оказания финансовой поддержки его реализации как за счет средств городского бюджета, так и за счет инициативных платежей граждан. Реализация проекта предусмотрена в 2024 году.
6. Совершенствование методов администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа.
С этой целью продолжится:
- деятельность межведомственной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, снижению неформальной занятости, легализации "серой" заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды;
- обеспечение главными администраторами доходов бюджета городского округа своевременного принятия мер, направленных на взыскание задолженности по налоговым и неналоговым доходам. В текущем году, руководствуясь Общими требованиями к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, утвержденными приказом Минфина России от 18.11.2022 N 172н, органами администрации города Тамбова Тамбовской области, являющимися администраторами доходов бюджета городского округа, разработаны и приняты регламенты (порядки) реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет городского округа.
Основные направления бюджетной политики городского округа - город Тамбов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Развитие бюджетной системы последние несколько лет осуществляется в новых экономических реалиях. Однако, несмотря на конъюнктурные колебания в экономике, городскому округу удалось сохранить финансовую стабильность и сбалансированность бюджета. Во многом этому способствовала грамотная реализация мероприятий долговой, бюджетной и налоговой политик, а также проведение мероприятий по повышению эффективности расходов бюджета городского округа.
Бюджет городского округа на очередной финансовый год и на плановый период формируется в жестких ограничениях в связи с необходимостью сокращения объема муниципального долга вследствие наступления сроков погашения бюджетных кредитов, привлеченных из бюджета Тамбовской области в 2021 - 2022 годах.
Таким образом, городской бюджет на 2024 - 2026 годы, как и первоначальный на 2023 - 2025 годы, должен быть сформирован с профицитом, что предопределяет ограниченный объем финансовых ресурсов для обеспечения действующих расходных обязательств в очередном бюджетном цикле и делает еще более актуальным обеспечение эффективности использования бюджетных средств.
Объемы бюджетных ассигнований главным распорядителям рассчитываются исходя из общей суммы прогнозируемых расходов бюджета и удельного веса бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям в действующем бюджете на плановый период, с учетом:
- обеспечения в полном объеме потребности в ассигнованиях на обслуживание муниципального долга;
- выполнения действующего законодательства в части обеспечения направления средств, прогнозируемых к поступлению в бюджет городского округа от использования (аренды) объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной казне городского округа - город Тамбов, на финансовое обеспечение мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и охране объектов культурного наследия.
В целях обеспечения выполнения ключевой задачи - сохранения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа - будет продолжена работа по целому ряду направлений. Одним из основных направлений является участие в реализации национальных проектов, осуществление которых является базовым вектором для развития всех сфер жизнедеятельности. Учитывая высокую социально-экономическую значимость национальных проектов для бюджета и развития городского округа, основное внимание в 2024 - 2026 годах будет сосредоточено на повышении качества их реализации, обеспечении контроля за своевременностью и полнотой достижения заявленных результатов.
Муниципальные программы городского округа - город Тамбов, включающие в себя мероприятия региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов, по-прежнему являются основным инструментом достижения целей бюджетной политики. При этом в связи с переходом на федеральном и региональном уровне к новой системе управления государственными программами с 2024 года муниципальные программы будут приняты к исполнению также в новом формате.
Данные нововведения позволят совершенствовать подходы к формированию и реализации муниципальных программ, предусматривающие установление связи между объемами финансирования и конечными результатами муниципальных программ, а также обеспечат более качественное стратегическое планирование, установив взаимосвязь результатов в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации, государственных программ Тамбовской области, региональных проектов с муниципальными программами городского округа - город Тамбов.
Трансформация муниципальных программ предполагает выстраивание упрощенной, однородной структуры, которая должна стать действенным инструментом реализации бюджетного процесса на всех его стадиях, при котором будет обеспечена их четкая регламентация. Изменение подхода к формированию муниципальных программ также позволит увеличить гибкость и эффективность использования бюджетных ресурсов, сократить количество показателей реализации муниципальных программ и одновременно повысить качественные показатели конечных результатов.
Отдельным направлением бюджетной политики, непосредственно связанным с обеспечением устойчивости бюджетной системы муниципального образования, является политика в области управления муниципальным долгом городского округа - город Тамбов, которая сохранит преемственность действующих принципов:
- соблюдение ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и требований, установленных договорами о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Тамбовской области, заключенными в 2021 - 2022 годах;
- ненаращивание долговых обязательств по рыночным заимствованиям в течение всего периода пользования бюджетными кредитами, предоставленными из бюджета Тамбовской области;
- осуществление заимствований исходя из принципа минимизации расходов на обслуживание муниципального долга;
- исполнение долговых обязательств по уплате процентов и погашению основного долга своевременно и в полном объеме.
Необходимо отметить, что с 2023 года в практику исполнения бюджета городского округа в целях обеспечения его сбалансированности в течение финансового года введен механизм привлечения на единый счет бюджета остатков средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений, возврата привлеченных средств. С учетом адаптации исполнения бюджета городского округа в текущем году в условиях полноценного внедрения и освоения механизма привлечения и возврата остатков средств бюджетных и автономных учреждений, данный механизм в перспективе будет являться действенным инструментом в обеспечении минимизации кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета городского округа.
Устойчивость и сбалансированность бюджета напрямую зависят от результативного и эффективного использования бюджетных средств.
Основными мерами, направленными на эффективное использование средств бюджета городского округа, являются:
- сохранение достигнутых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- обеспечение своевременного и в полном объеме исполнения обязательств по оплате труда работников муниципальных учреждений и органов местного самоуправления городского округа - город Тамбов;
- расстановка приоритетов в расходовании бюджетных средств;
- соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины участниками бюджетного процесса и снижение рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- продолжение активной работы по привлечению средств в максимально возможном объеме из вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет городского округа, выполнение условий софинансирования средств из вышестоящих бюджетов;
- анализ исполняемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на осуществление полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа;
- принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности, соответствия приоритетным направлениям социально-экономического развития муниципалитета и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения;
- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд конкурентными способами, обеспечивающими наименьшие затраты при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг;
- повышение энергетической эффективности и обеспечение энергосбережения в целях сокращения расходов на оплату коммунальных услуг;
- организация оказания муниципальных услуг в отраслях социальной сферы с использованием "социального заказа";
- продолжение работы по анализу штатной численности муниципальных учреждений в целях определения возможности ее оптимизации с учетом фактически замещенных штатных единиц, оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений;
- сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в городском округе;
- повышение рациональности и экономности использования бюджетных средств муниципальными учреждениями, в том числе за счет привлечения внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- приоритетное осуществление бюджетных инвестиций, исходя из необходимости завершения начатых работ, финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств вышестоящих бюджетов;
- дальнейшее вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс путем практического внедрения на территории городского округа механизмов инициативного бюджетирования;
- повышение эффективности управления ликвидностью единого счета бюджета посредством использования механизма привлечения остатков средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений;
- усиление муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств путем совершенствования механизмов внутреннего муниципального контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- обеспечение соблюдения установленных Правительством Тамбовской области нормативов расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и на содержание органов местного самоуправления;
- обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Продолжится работа по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет актуальных основных сведений о бюджете городского округа и его исполнении, представление бюджетных данных для всех заинтересованных пользователей в понятной и доступной форме, а также вовлечение граждан в обсуждение бюджетного процесса.
Кроме того, продолжится размещение и поддержание в актуальном состоянии бюджетных данных о формировании и исполнении местного бюджета на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в системе "Электронный бюджет".
В области управления муниципальным долгом городского округа в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов приоритетными остаются:
- использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете городского бюджета;
- взаимодействие с министерством финансов Тамбовской области по привлечению бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области, в том числе на замещение долговых обязательств городского округа по кредитам кредитных организаций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Тамбова от 13 ноября 2023 г. N 9233 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.