Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
города Ялта Республики Крым
от 26 мая 2023 г. N 3349-п
Инвестиционная декларация муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инвестиционная декларация муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым разработана в целях:
- создания условий для опережающего инвестиционного развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
- достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с инвестиционной деятельностью, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым и муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
1.3. Администрация города Ялта создает благоприятные условия для субъектов инвестиционной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в соответствии с действующим законодательством, а также оказывает поддержку при реализации инвестиционных проектов.
2. Общее описание целей инвестиционного развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
2.1. Основными целями инвестиционного развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым являются:
- повышение инвестиционной активности в регионе в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" при соблюдении главной цели стратегического развития, предусмотренной решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 03.12.2018 N 1 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым до 2030 года" (далее - Стратегия). А именно - создания комфортной среды для проживания горожан и гостей города; сохранения, восстановления и приумножения уникального природного, климатического, культурного, исторического потенциала округа;
- продвижение муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в качестве Южной курортно-туристической и культурной столицы России;
- обеспечение устойчивого развития городской экономики, поступательного увеличения доходной части муниципального бюджета, повышения уровня благосостояния населения.
2.2. Инструментами для достижения главной цели инвестиционного развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым являются:
- создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, успешного предпринимательства, формирование доступной бизнес-среды, открытой для инвестиций и инноваций;
- формирование благоприятной экосистемы осуществления инвестиционной деятельности в регионе, включающей в себя: совершенствование нормативной правовой базы, формирование системы налоговых льгот и прочих преференций, а также финансовой и имущественной поддержки инвесторов; оптимизацию процесса предоставления земельных участков и получения разрешительных док} ментов, необходимых для реализации инвестиционных проектов; формирования перечня инвестиционных площадок, в том числе в рамках реновации имеющихся объектов недвижимости;
- развитие института муниципально-частного партнерства;
- повышение имиджа региона на национальном и международном уровнях за счет применения инструментариев территориального маркетинга и брендинга.
3. Ключевые характеристики муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
3.1. Муниципальное образование городской округ Ялта Республика Крым является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов Республики Крым, что обусловлено рядом конкурентных преимуществ и ключевых факторов его социально-экономического и культурно-исторического развития.
На протяжении всей своей истории Ялта символизировала отдых у моря. Во времена Российской империи и СССР Ялта сохраняла за собой статус главного и лучшего курорта страны, а также летней политической столицы. Помимо культурного наследия, сформированного в период Российской империи, только за советский период на Южном берегу Крыма было построено несколько десятков крупнейших пансионатов и санаториев, включая пионерскую здравницу "Артек", более десятка государственных дач. Основой курортного развития Ялты стал уникальный по мировым меркам природный капитал Южного берега Крыма, его богатое культурное наследие - многочисленные памятники истории и культуры, рукотворные парки.
По природно-климатическому потенциалу Ялта соперничает с лучшими курортами мира, включая Лазурный берег Франции, Адриатическое побережье в Италии, курорты Греции.
Уникальная природа Большой Ялты не только является ее главной ценностью, но также формирует основу для сохранения и развития Ялты как одного из лучших курортов Российской Федерации, а также является главной составляющей стратегического планирования и, как следствие, инвестиционного развития региона.
Анализ социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, позволяет выделить его следующие сильные стороны, оказывающие наибольшее влияние на формирование тенденций социально-экономического развития городского округа:
- уникальные природно-климатические условия для рекреации, санаторно-курортного лечения, туризма, исторического и культурного развития;
- большая протяженность береговой линии, наличие неосвоенных пляжных зон, которые могут являться перспективной базой для инвестиционных проектов;
- развитая сеть и выгодная локализация объектов размещения для санаторно-курортного оздоровления и туризма;
- значимое количество объектов культурно-исторического наследия, садово-паркового хозяйства и иных объектов развлекательной инфраструктуры;
- развитая инфраструктура для спортивного туризма - стадион "Авангард", альпинизм, велоспорт, фридайвинг и т.д.;
- создание новых объектов, являющихся "точками притяжения" потребителей с высоким уровнем доходов;
- наличие разнообразных объектов городской инфраструктуры: морского порта, развитой дорожно-уличной сети, средств вертикального перемещения (лифты, канатные дороги), развивается применение электротранспорта;
- стабильная работа объектов социально-культурной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание населения);
- стабильная социально-политическая обстановка в муниципальном образовании, отсутствие значимых политических и социально-трудовых конфликтов, спокойные межнациональные отношения;
- потенциал развития сельского хозяйства (выращивание винограда, эфиромасличных культур);
- наличие моря - потенциал развития рыболовства и морского транспорта.
Благодаря своему географическому положению, высокому природно-климатическому, историческому, культурному, туристическому потенциалу, развитой инфраструктуре муниципальное образование городской округ Ялта является одним из наиболее перспективных для инвестиционных вложений регионом Республики Крым.
3.2. Общая оценка уровня социально-экономического развития
Городской округ Ялта является одним из лидирующих по уровню социально-экономического развития регионов Республики Крым.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2022 году, без учета субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, составил 20 332,8 млн рублей, или 15% от общего показателя по Республике Крым.
Оборот организаций по видам экономической деятельности в 2022 году достиг значения 52 469,0 млн рублей, что составило 8,6% от общих объемов по Республике Крым.
Промышленность в регионе развита незначительно, что обосновано существующей экономической специализацией: санаторно-курортной и туристической. Основные направления - обрабатывающая промышленность и производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В 2022 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами вырос до 9 719,9 млн рублей, или 5,7% от общих объемов по Республике Крым. Наибольший удельный вес в этом показателе занимают обрабатывающие производства - 3 684,4 млн рублей, что составляет 3,9% от общих объемов по Республике Крым.
В регионе традиционно развито строительство, что, прежде всего, связано с большой инвестиционной привлекательностью региона. Объем строительных работ, включая работы, выполненные хозяйственным способом, в январе-декабре 2022 года предприятиями и организациями городского округа Ялта составил 4 796,0 млн рублей или 645,8% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года. Строителями городского окру а Ялта выполнено 3,2% общего объема строительства в регионе.
В январе-декабре 2022 года введено в эксплуатацию 101,7 тыс. м2 общей площади жилых домов. Общая площадь принятого в эксплуатацию жилья за январь-декабрь 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составила 546,1%. Удельный вес общей площади жилых помещений, построенных в городском округе, составляет 11,0% к общему объему жилья, введенному за январь-декабрь в Республике Крым.
Средняя численность работников в 2022 году 30254 человек, из них 97,6% составляли работники списочного состава (без учета совместителей). На условиях совместительства привлекалось 588 человек. Наблюдается увеличение численности работников в деятельности профессиональной, научной и технической, в области обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2022 году выросла на 105,9% и составила 46 975 рублей, что превышает аналогичный показатель в целом по Республике Крым на 9,9%.
3.3. Санаторно-курортный комплекс
Ключевым направлением экономической деятельности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым является санаторно-курортный комплекс, в который входит 166 объектов размещения. За период с 2018 года по 2021 год наблюдался рост числа коллективных средств размещения на 18% и числа мест в них на 7%.
По количеству отдыхающих Ялта является безусловным лидером в Республике Крым. Число мест в коллективных средствах размещения превышает 36 тыс. ед. Число мест в индивидуальных средствах размещения существенно выше и составляет около 150 тыс. ед.
Здравницы Ялты ориентированы на лечение болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата и других заболеваний.
Важным компонентом развития санаторно-курортного и туристического комплекса является организация пляжного отдыха. В настоящее время в Большой Ялте функционирует 86 пляжных территорий.
В ландшафтах городского округа сосредоточено немало природных и исторических памятников - объектов туризма и экологических экскурсий.
На территории городского округа Ялта существует множество объектов культурного наследия, которые являются точками притяжения для туристов в регионе - объекты культурного наследия, объекты садово-паркового искусства, природные территории (в т.ч. ООПТ).
В муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым находится 116 объектов культурного наследия.
Эффективное функционирование санаторно-курортной и туристической сфер - одно из приоритетных направлений развития муниципального образования городской округ Ялта.
3.4. Торговля, общественное питание, сфера услуг
Регион является туристски-ориентированным и характеризуется развитой системой торговли, общественного питания и сферы услуг.
Общее количество магазинов в 2022 году превысило 1350, павильонов - 265, палаток, киосков - 205, аптек и аптечных магазинов - 16, общедоступных столовых, закусочных - 173, ресторанов, кафе и баров - 428.
3.5. Транспорт
Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая обслуживает потребности курорта.
Ближайший аэропорт и вокзал находятся в городе Симферополь, расстояние до которого составляет примерно 80 км. Между Ялтой и Симферополем существует регулярное автобусное (как обычными автобусами, так и маршрутными такси) и троллейбусное сообщение. Несмотря на отсутствие вокзала и аэропорта в Ялте существуют как железнодорожные, так и авиационные кассы.
Морское транспортное обслуживание обеспечивает Ялтинский морской торговый порт, который принимает грузовые и пассажирские суда. Ялтинский грузовой торговый порт обеспечивает переработку и отправку грузов. С ялтинской пристани регулярно отходят прогулочные катера, осуществляющие перевозку отдыхающих и жителей Ялты вдоль Южного берега Крыма.
Главным сухопутными транспортными артериями являются автомагистрали Симферополь - Алушта - Ялта и Севастополь - Ялта - Алушта - Феодосия. С 1961 года действует уникальная междугородняя троллейбусная линия Симферополь - Алушта - Ялта.
Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым имеет разветвленную транспортную сеть, которая включает в себя автомобильные пути федерального, регионального и местного значения.
Протяженность автомобильных дорог регионального значения - 112,37 км. Протяженность муниципальных автомобильных дорог - 261,74 км. Протяженность территориальных дорог - 53,2 км. Протяженность национальных дорог - 43,1 км. Протяженность международных дорог - 16 км. Протяженность районных дорог - 52,3 км. Протяженность автомобильных дорог межмуниципального значения - 61,79 км.
Трамвайные пути и железнодорожное сообщение - отсутствуют.
Наиболее развит в регионе наземный общественный транспорт. В настоящее время маршрутная сеть состоит из 37 автобусных и 4 троллейбусных маршрутов. При этом перевозки по автобусным маршрутам на 100% осуществляются частными перевозчиками.
Остро стоит проблема дефицита парковочных мест, особенно в формате многоярусных парковок в зоне шаговой доступности от мест массовой локации туристов. Незначительна доля электротранспорта в автопарке муниципальных перевозчиков.
3.6. Инновационное развитие
Развитие региона предусматривает активное внедрение инноваций в рамках общественного и экономического развития.
В сфере общественных задач в Ялте в рамках пилотного проекта успешно внедряется проект "Умный город". Основной инструмент - широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Целью проекта "Умный город" состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры. В рамках проводимой цифровой трансформации осуществляется создание единого информационного пространства, оцифровка аналоговых и бумажных данных, создание интеллектуального центра управления городом.
Тем не менее, уровень цифрового развития Ялты в настоящий момент нельзя назвать достаточным. Отсутствует комплексная программа активизации инновационной деятельности и привлечения результатов научно-исследовательской деятельности в реальный сектор региональной экономики. Для активного экономического развития региона необходимы инновационные драйверы роста практически во всех сферах: медицине, образовании, сельском хозяйстве, системе городского хозяйства.
Одним из ключевых вопросов в рамках организации инновационного развития региона является необходимость соответствующего кадрового обеспечения, создания условий для привлечения в регион высококвалифицированных кадров, а также "удержания" молодёжи в результате создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.
3.7. Развитие малого и среднего предпринимательства
В регионе регулярно осуществляется как финансовая, так и имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 20.11.2019 N 2675-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", ежегодно проводятся конкурсы по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым осуществляется в соответствии с решением 6 сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 28.11.2019 N 5 "Об утверждении Порядка формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и Положения о порядке и условиях распоряжения имуществом, включенным в перечень", постановлением Администрации города Ялта от 05.12.2019 N 2868-п "О создании рабочей группы по вопросам оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" и постановлением Администрации города Ялта от 09.12.2019 N 2906-п "Об утверждении перечня муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Регулярно проводится работа по оказанию консультационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым посредством проведения совещаний в рамках "Час предпринимательства".
3.8. Земельные ресурсы
Общая площадь территории городского округа Ялта составляет 28406 га в соответствии с данными публичной кадастровой карты, что составляет 1,1% от территории Республики Крым. Общая площадь территории в границах населенных пунктов составляет 8031 га (28,27% от общей площади территории городского округа Ялта), площадь территории вне границ населенных пунктов - 20374,83 га (71,73%).
Большая часть территории муниципального образования городской округ Ялта состоит из особо охраняемых природных территорий (19315,35 га - 68,00%).
В границах населенных пунктов большая часть территории занята жилой застройкой (5,12% от общей площади территории городского округа Ялта), санаторно-курортными и рекреационными учреждениями (пансионаты, дома отдыха и т.д.) (4,58%). Площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и т.д.) - 219,69 га (0,77% от общей площади территории городского округа Ялта), площадь зон пляжного отдыха - 83,88 га (0,30%), площадь особо охраняемых природных территорий - 985,29 га (3,47%).
3.9. Перспективными направлениями привлечения инвестиций в муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым являются:
- привлечение инвестиций в проекты, способствующие продвижению муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в качестве "Южной курортной столицы России", где уникальный природно-климатический потенциал региона сочетается с развитым инфраструктурным комплексом;
- привлечение инвестиций в сферу рекреационной, санаторно-курортной, туристической отраслей, объектов спорта и развлекательной инфраструктуры;
- преодоление сезонной деятельности предприятий и учреждений;
- развитие отдаленных населенных пунктов округа с учётом рационального использования природных ресурсов;
- формирование современной агломерации с модернизированной инфраструктурой и "умной" системой управления регионом, инновационное развитие;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества, увеличение экспортного потенциала региона.
3.10. Реализация инвестиционных проектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется в соответствии с Законом Республики Крым от 02.07.2019 N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 624-ЗРК/2019), постановлением Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым" (далее - Постановление N 368).
Закон N 624-ЗРК/2019 устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, в частности, финансовая, имущественная, организационная поддержка инвестиционной деятельности.
Постановлением N 368 предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также имущества, находящегося в муниципальной собственности, для реализации проектов на территории региона в аренду без проведения конкурсных процедур.
Действенным механизмом государственной поддержки инвесторов на территории Республики Крым является свободная экономическая зона (далее - СЭЗ). Федеральный закон от 29.11.201 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусматривает ряд налоговых льгот и преференций, в частности:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29 ноября 2014 г."
- снижение ставки налога на прибыль организаций: федеральный бюджет - 0% на 10 лет; бюджет Крыма - 6% или 13,5% (в зависимости от вида деятельности в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 года N 61-ЗРК/2014 "Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым");
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;
- освобождение от уплаты земельного налога организациями - участниками СЭЗ - в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- сниженные взносы на социальное и пенсионное обязательное страхование работников в совокупном размере 7,6%;
- возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств;
- применение процедуры свободной таможенной зоны;
- возможность получения льготного кредитования для реализации инвестиционного проекта в приоритетных сферах развития Республики Крым;
- предоставление земельных участков без проведения торгов.
Администрация города Ялта оказывает всестороннюю поддержку развитию инвестиционной деятельности в городском округе. В целях формирования благоприятного делового и инвестиционного климата осуществляется сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Земельные участки для реализации инвестиционных проектов предоставляются по упрощенной процедуре, в соответствии с Постановлением N 368.
На официальной странице муниципального образования городской округ Ялта, размещенной на портале Правительства Республики Крым, публикуется актуальная информация в разделе "Инвестиции" (https://yalta.rk.gov.ru/ru/structure/2023_05_29_17_13_investitsii).
4. Инвестиционные обязательства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
4.1. Администрация города Ялта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым гарантирует защиту прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
- соблюдение условий реализации инвестиционных проектов в соответствии со статьей 17 Закона Республики Крым от 2 июля 2019 года N 624-ЗРК/2019 "Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым" и статьей 16 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
- оказание информационной, организационной и правовой поддержки инвестору, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Республики Крым в рамках полномочий;
- оказание необходимого содействия в реализации инвестиционного проекта по вопросам, входящим в компетенцию, в том числе обеспечение своевременного принятия распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым в рамках полномочий;
- гарантирование безусловной защиты прав и интересов инвестора в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках полномочий;
- соблюдение алгоритмов действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без торгов), а также по получению градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
5. Инвестиционная команда муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
С целью формирования благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, а также реализации целей инвестиционного развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым создана Инвестиционная команда (Совет) по улучшению инвестиционного климата при Администрации города Ялта Республики Крым (далее - Инвестиционный совет).
Инвестиционный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Должностной состав Инвестиционного совета:
- глава администрации города Ялта;
- первый заместитель главы администрации города Ялта;
- заместитель главы администрации города Ялта, курирующий вопросы экономического развития;
- заместитель главы администрации города Ялта - начальник Департамента строительства и благоустройства Администрации города Ялта;
- начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым;
- начальник Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым;
- начальник юридического департамента Администрации города Ялта Республики Крым;
- начальник департамента экономического развития Администрации города Ялта Республики Крым;
- начальник отдела инвестиционной деятельности департамента экономического развития Администрации города Ялта Республики Крым.
Заместитель главы |
О.В. Валуйских |
Заместитель начальника |
Е.А. Илаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.