Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 455540-8 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Школкиной, А.К. Исаевым, О.М. Казаковой, М.Э. Оргеевой; сенаторами Российской Федерации О.С. Забраловой, Д.С. Лантратовой, И.Ю. Святенко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), прадедушкам и прабабушкам, являющимся опекунами (попечителями) правнуков, не достигших возраста 18 лет, либо достигших возраста 18 лет и признанных судом недееспособными, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в указанную статью.
Поддерживая концепцию законопроекта, полагаем необходимым отметить следующее.
В настоящее время согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии (далее - повышение на иждивенцев) устанавливается при условии нахождения на иждивении у пенсионера нетрудоспособных членов его семьи, указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно статье 10 Федерального закона N 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются, в том числе дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся в образовательных организациях до достижения ими возраста 23 лет.
Предлагая устанавливать повышение на иждивенцев прадедушкам и прабабушкам за правнуков до достижения ими возраста 18 лет, авторы законопроекта не учитывают правнуков, не достигших возраста 23 лет, обучающихся в образовательных организациях.
Еще одним условием для установления повышения на иждивенцев, предъявляемым действующим пенсионным законодательством к нетрудоспособным членам семьи, в том числе к внукам, является отсутствие у них трудоспособных родителей. Вместе с тем, авторы не предусматривают аналогичного условия для правнуков, что может поставить прадедушек и прабабушек в преимущественное положение по отношению к дедушкам и бабушкам.
Следует также отметить, что действующий в настоящее время порядок установления повышения на иждивенцев не содержит условия установления над нетрудоспособными членами семьи опеки или попечительства (за исключением лиц из числа недееспособных инвалидов с детства), а предоставляет такое право при условии нахождения на иждивении.
Кроме того, требует дополнительного обсуждения предлагаемая возможность установления повышения на иждивенцев получателям страховой пенсии по инвалидности, поскольку по действующему порядку при наступлении общеустановленного пенсионного возраста у инвалидов, им назначается страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке.
В заключении Правового Управления Государственной Думы также указывается на ряд замечаний, в том числе касающихся источника финансирования расходов, предусмотренных законопроектом.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом высказанных в его заключении замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике разделяет позицию Правительства Российской Федерации и поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации в заключении по законопроекту также отмечает ряд замечаний и указывает на необходимость доработки законопроекта.
Учитывая направленность законопроекта, предлагаем принять его в первом чтении при условии доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.