г. Краснодар |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А32-1593/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Храбровой М.А. (доверенность от 30.11.2020), в отсутствие заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А32-1593/2020, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к МИ ФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции о прекращении деятельности ООО "Родник-Инвест" (далее - общество), о возложении обязанности аннулировать запись о прекращении деятельности ООО "Родник-Инвест" N 2192375084372 в ЕГРЮЛ и восстановить запись об обществе как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2020 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2021, требования удовлетворены, суд признал незаконными действия инспекции по исключению общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и возложил на инспекцию обязанность внести сведения о недействительности записи от 15.01.2019 N 2192375084372 о государственной регистрации прекращения деятельности общества.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суды не учли, что ЕГРЮЛ содержит недостоверные сведения о сумме номинальной стоимости долей (13 610 861 рублей, однако в ЕГРЮЛ указано 13 610 860 рублей), а также информацию о лице, имеющем право действовать без доверенности от юридического лица. Наличие записи о недостоверности является самостоятельным основанием для исключения записи из ЕГРЮЛ вне зависимости от осуществления хозяйственной деятельности.
В отзыве на жалобу департамент просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель инспекции повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, департамент является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:0010 площадью 2 596 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/о Тенгинский, с. Лермонтово, б/о ООО "Родник".
Земельный участок передан обществу в аренду на основании договора аренды от 31.10.2003 N 0000000514, зарегистрированного в установленном законом порядке; данный факт подтвержден выпиской из ЕГРН от 26.12.2019 N 23/001/206/2019-6590.
По договору аренды от 31.10.2003 N 0000000514 у общества по состоянию на 30.12.2019 числится задолженность по арендной плате и пени в общей сумме 1 333 820 рублей 72 копейки.
15 января 2019 года инспекция приняла решение о внесении записи об исключении общества из ЕГРЮЛ.
Посчитав, что указанным решением нарушены его права и законные интересы, департамент обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Порядок и условия исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из реестра определены статьями 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица.
Аналогичная норма содержится в статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), которой установлено, что фактически прекратившим свою деятельность считается и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из реестра в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), введены в Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" с целью актуализации данных реестра (исключение сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Положения пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в реестре, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из реестра, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Суды установили, что 24.09.2018 налоговый орган внес в ЕГРЮЛ сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица - общества из ЕГРЮЛ на основании наличия более шести месяцев записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ от 28.08.2017 ГРН 7172375135035.
Решение размещено в журнале "Вестник государственной регистрации" от 26.09.2018 часть 2 N 38(703) (т. 1, л. д. 49).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 06.12.2011 N 26-П и от 18.05.2015 N 10-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
Из смысла и содержания норм Закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.
В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключения из реестра.
Однако исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.
Решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения названных мероприятий, порядок использования их результатов.
Как определено пунктом 9 названного Приказа, проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, на основании полученного регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ осуществляется способами, предусмотренными подпунктами "а" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Такая проверка осуществляется в срок не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения заявления.
Вместе с тем, инспекция не представила в материалы дела необходимые и достаточные материалы проверки (акты, протоколы запросы, справки), свидетельствующие о проведении требуемых мероприятий и изучении документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
Так, согласно материалам дела гражданка Алаторцева Л.А обратилась в налоговый орган с заявлением о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, и указала, что сумма долей участников общества превышает размер уставного капитала (т. 1, л. д. 117 - 122).
Вместе с тем согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.12.2019 и 17.02.2020 уставный капитал общества составляет 13 610 861 рубль.
Доли в уставном капитале общества распределены следующим образом:
Деркач А.М. - 3 811 040 рублей 80 копеек;
Терещенко А.П. - 5 444 344 рубля;
Голубков В.М. - 2 722 172 рубля;
Огородников А.А. - 127 601 рубль 93 копейки;
Огородников В.А. - 127 601 рубль 93 копейки;
Панеш Е.А. - 127 601 рубль 93 копейки;
Лосев Д.В. - 612 488 рулей 70 копеек;
Огородникова Н.В. - 638 009 рублей 71 копейка.
Таким образом, уставный капитал общества и общая сумма номинальной стоимости долей участников составляют 13 610 860 рублей.
Данное обстоятельство при отсутствии доказательств фактического прекращения обществом хозяйственной деятельности не является существенным.
Оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив, что инспекцией не соблюден порядок проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, в частности, не изучены имеющиеся у регистрирующего органа учредительные документы общества на предмет достоверности сведений, указанных заявителем Алаторцевой Л.А., суды пришли к обоснованному выводу о незаконности обжалуемых решений налогового органа.
Приведенные доводы кассационной жалобы не доказывают прекращение обществом хозяйственной деятельности; общество имеет неисполненные обязательства перед департаментом.
С учетом изложенного основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А32-1593/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения названных мероприятий, порядок использования их результатов.
Как определено пунктом 9 названного Приказа, проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, на основании полученного регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ осуществляется способами, предусмотренными подпунктами "а" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
...
Оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив, что инспекцией не соблюден порядок проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, в частности, не изучены имеющиеся у регистрирующего органа учредительные документы общества на предмет достоверности сведений, указанных заявителем Алаторцевой Л.А., суды пришли к обоснованному выводу о незаконности обжалуемых решений налогового органа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф08-2805/21 по делу N А32-1593/2020
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2805/2021
09.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21865/20
20.11.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1593/20
10.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5318/20
20.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5881/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1593/20